Ема №7. Анализ объема производства и реализации продукции.

Объемы производства и продаж оказывают влияние на все результативные показатели деятельности организации и прежде всего на сумму затрат, финансовые результаты и рентабельность. Поэтому исследованию производства и реализации продукции уделяют особое внимание в процессе комплексного экономического анализа основная цель которого – вскрыть резервы увеличения темпов роста объема продаж при относительном снижении издержек производства и обращения [1].

Целью данной работы является приобретение практических навыков в области проведения анализа объема производства и реализации продукции.

Исходя из поставленной задачи необходимо:

- проанализировать стоимостные показатели выпуска и реализации продукции и их динамику;

- дать оценку направлений реализации продукции и рассмотреть объем реализованной продукции по заключенным договорам;

- проанализировать выполнение планового задания по ассортименту и структуре продукции;

- охарактеризовать качество и конкурентоспособность выпускаемого товара;

- провести анализ производственного брака и определить пути его сокращения;

- определить комплектный резерв увеличения выпуска продукции.

Анализ объема и реализации продукции начнем с рассмотрения стоимостных показателей.

В отчетном году планировалось увеличение стоимостных показателей выпуска и реализации продукции, но запланированные показатели так и не были достигнуты, хотя наблюдается положительная динамика по каждому из показателей.

Так, объем товарной продукции в сопоставимых оптовых ценах увеличился на 5197 тыс. руб. (2,24%) по сравнению с прошлым годом, при этом план недовыполнен на 6282 тыс. руб. Чистая продукция, отражающая затраты на производство изделий, увеличилась на 17,68% и составила 189948 тыс. руб., что ниже запланированного показателя на 3,97%. Объем реализованной продукции вырос на 2,24%, при этом также наблюдается невыполнение плана на 0,67%. Следует отметить, что наибольшее влияние на изменение объема реализации продукции в сторону увеличения в отчетном году оказал такой фактор, как увеличение выпуска товарной продукции на 5197 тыс. руб.

Таким образом, темпы роста величины чистой продукции значительно превышают темпы роста объема товарной продукции в сопоставимых ценах и объема реализованной продукции, что свидетельствует о значительном возрастании материальных затрат, что впоследствии может негативно сказаться на себестоимости продукции, ее цене, а в итоге и на прибыли организации. Для снижения уровня материальных затрат необходимо применение ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажным является повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов. Также возможно сокращение расходов по амортизации основных производственных фондов, которое можно достигнуть путем максимальной их нагрузки.

Если объем товарной продукции превышает объем реализации, у предприятия есть проблемы со сбытом, и ему нужно корректировать свою маркетинговую политику. Потери предприятия выражаются в омертвлении оборотных средств, в увеличивающихся запасах готовой продукции на складе или в отгрузке.

Что касается динамики показателей выпуска и реализации продукции, здесь ситуация неоднозначна. По таким показателям, как объем товарной продукции в сопоставимых оптовых ценах и объем реализованной продукции в сопоставимых оптовых ценах за анализируемый период (2007-2010 гг.) наблюдается заметное увеличение. Так, например, объем товарной продукции в сопоставимых ценах в 2010 г. по сравнению с 2007 г. увеличился на 60,13%. Объемы оплаченной продукции в сопоставимых ценах и прибыли до 2009 г. росли, а в 2010 г. произошло снижение на 17,88% и на 25,58% соответственно по сравнению с 2009 годом, что свидетельствует о снижении эффективности деятельности организации.

Изобразим динамику данных показателей графически (рисунок 1).

Рисунок 1 – Динамика показателей выпуска и реализации продукции.

ема №7. Анализ объема производства и реализации продукции. - student2.ru

ема №7. Анализ объема производства и реализации продукции. - student2.ru

У предприятия существует три канала товаровдвижения. Как в отчетном, так и в прошлом году, основным направлением является реализация продукции по заключенным хозяйственным договорам (54% и 58% соответственно). В отчетном году предприятие увеличилась доля самостоятельной реализации продукции на 5%.

Анализ выполнения договорных обязательств по поставке продукции необходимо организовать в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения обязательств по договору нарастающим итогом с начала года.

В процессе анализа выясняются причины невыполнения договорных обязательств, которые могут быть как зависящими от предприятия (несоответствие объема выпуска объему поставок, низкая ритмичность производства и т.д.), так и не зависящими от него ( срыв поставок материально-технических ресурсов, сбои в транспортном обеспечении и т.д.)

Из проведенного анализа видно, что в целом предприятие выполнило договоры по поставке. По прибору ТНМП-52 три грузополучателя из пяти получили полностью весь товар по договору. По электрическому счетчику картина наблюдается иная. План поставок выполнен лишь на 73,72%, одному из грузополучателей было поставлено товара лишь на 680 тыс. руб. вместо 1903 тыс. руб. По электрическому утюгу УТР-1000 договорные обязательства по поставке продукции в целом были выполнены на 78,17%. По предприятию план по ассортименту продукции выполнен на 92,67%, т.е. было недопоставлено продукции на сумму 790 тыс. руб.

Причины невыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся изменение спроса на отдельные виды продукции, конъюнктура рынка, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам. Внутренние причины связаны с несовершенством организации производства, плохим технологическим состоянием оборудования и его простоями, авариями, отключением электроэнергии, низкой культурой производства, недостатками в системе управления и материального стимулирования [1].

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных видов продукции в общем их выпуске.

Выполнить план по структуре производства – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов. Изменение структуры продукции оказывает большое влияние на все экономические показатели:

  • объем выпуска в стоимостной оценке;
  • материалоемкость;
  • себестоимость товарной продукции, прибыль;
  • рентабельность.

Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем всего выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции [1].

При оценке выполнения плана по структуре необходимо провести расчеты и определить влияние структурных изменений в производстве продукции на уровень перечисленных показателей. С этой целью можно воспользоваться приемом цепных подстановок, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции. Расчет оформим в виде таблицы (таблица 1).

Таблица 1 – Анализ структуры товарной продукции

Вид продукции Оптовая цена, руб. Объем производства продукции, шт. Товарная продукция в ценах плана, млн руб. Изменение товарной продукции за счет структуры, млн руб.   9 - 8
план УДпл факт УДф план   2 * 3 фактически при плановой структуре   62133*2 *4 факт   62133*2*6
Прибор ТНМП-52 2220,0 0,835 0,838 115,44 115,176 115,59 0,414
Электрический счетчик 1154,8 0,161 0,159 11,548 11,552 11,408 -0,144
Электрический утюг УТР-1000 411,5 0,004 0,003 0,103 0,102 0,77 0,668
Всего   127,091 126,83 127,768 0,938

Коэффициент выполнения плана по товарной продукции по предприятию будет равен:

Квп = 62133 / 62250 = 0,9981

Если бы план производства был выполнен на 99,81% по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 126,83 млн руб. При фактической структуре он выше на 0,938 млн руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.

Из-за неритмичной работы предприятия было недопоставлено продукции на сумму 26296 тыс. руб. Выполнение плана по ритмичности составляет 82,96%.

Ритмичность производства имеет очень важное значение, так как в отчетном периоде продукция должна быть не только изготовлена, но и поставлена покупателям. Кроме того, ритмичность производства и реализации продукции – необходимые условия своевременного осуществления организациями расчетов по своим платежным обязательствам.

Неритмичность производства продукции порождает непроизводительные расходы в начале месяца в связи с простоями оборудования, транспорта, рабочей силы, нарушения договорных обязательств по поставкам продукции покупателям, а в конце месяца — непроизводительные расходы связаны со сверхурочными работами, поломками оборудования, снижением качества выпускаемой продукции.

Неритмичная работа может вызываться следующими причинами: несвоевременными поставками сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, перебоями в снабжении электроэнергией, неудовлетворительной организацией производства.

Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

За отчетный год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышении ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции соответствующей сертификатам качества, и экспортируемой продукции – 83,3% и 16,6% соответственно.

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности [1].

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции. В отчетном году произошло снижение себестоимости окончательно забракованной продукции на 416 тыс. руб., удельный вес брака в себестоимости продукции также уменьшился на 0,63. Однако расходы по исправлению брака возросли на 332 тыс. руб. В результате стоимость продукции, недополученной из-за брака, составила 6153 тыс. руб., что ниже прошлого года на 1329 тыс. руб.

Затем изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства и др.

Основной задачей анализа производства и реализации продукции является вскрытие и мобилизация внутренних резервов роста этих показателей. Для решения данной задачи необходимо выявить и изучить влияние факторов, воздействующих на объем выпуска и продаж продукции [1].

План реализации продукции перевыполнен на 5200 тыс. руб. за счет увеличения ее выпуска на 5197 тыс. руб. Отрицательное влияние на объем продаж оказали следующие факторы: увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия, а также рост остатков отгруженных товаров, оплата за которые еще не поступила на расчетный счет предприятия.

Выручку от продаж можно увеличить за счет резервов роста объемов производства и с помощью сокращения остатков нереализованной продукции.

Производственные резервы наращивания объемов производства классифицируются следующим образом:

1. за счет улучшения использования трудовых ресурсов;

2. за счет улучшения использования основных фондов;

3. за счет улучшения использования сырья и материалов.

На заключительном этапе анализа в разрезе трех видов ресурсов (трудовых, средств труда и предметов труда) обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции. Резервы увеличения выпуска продукции должны быть сбалансированы по всем трем группам ресурсов. Максимальный резерв, установленный по одной из групп, не может быть освоен до тех пор, пока не будут определены резервы в таком же размере по другим группам ресурсов.

На данном предприятии резерв увеличения выпуска продукции ограничен материальными ресурсами и составляет 4793 тыс. руб. Такой уровень обеспечен производственными возможностями по всем трем группам названных факторов, одновременно взаимодействующих в процессе производства. Максимальный резерв выпуска продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам резервов на сумму 8721 тыс. руб. и по материальным ресурсам - на сумму 11933 тыс. руб.

При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо, кроме данных резервов, учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженной покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или другой вид продукции и реальную возможность ее реализации.

В условиях конкуренции товаров, работ, услуг на внутренних и внешних рынках сбыта снижение их себестоимости приобретает большое значение. В связи с этим у субъекта хозяйствования возникает потребность в совершенствовании внутрифирменного планирования, учета и изыскании резервов снижения себестоимости продукции (товаров, работ, услуг).

Пути или направления снижения затрат на производство продукции необходимо рассматривать с точки зрения способов достижения оптимального сочетания уменьшающихся издержек и повышения качества.

Экономическая литература предлагает следующие основные способы достижения поставленных задач:

1. технические способы, которые реализуются путем повышения технического уровня производства, например:

а) внедрением новой и совершенствованием применяемой техники и технологии;

б) модернизацией и улучшением эксплуатации действующего оборудования;

в) применением новых видов потребляемого сырья, материалов, топлива и энергии, улучшением их использования;

г) созданием новой и повышением качества выпускаемой продукции, улучшением ее характеристик;

2. организационные способы, которые предполагают оптимальное сочетание во времени и пространстве средств труда, предметов труда и рабочей силы;

3. экономические способы - воплощаются в создании мотивационных механизмов, обеспечивающих достижение наилучших результатов при наименьших затратах, в альтернативных вариантах решения производственных задач. Среди них можно выделить экономическое стимулирование персонала, оптимизацию с точки зрения экономической эффективности объема производства, финансирование инвестиций.

К факторам, влияющим на объем и структуру продукции, структуру производства, можно отнести:

- относительное изменение условно-постоянных расходов как следствие изменения объема производства продукции;

- относительное изменение амортизационных отчислений;

- изменение структуры выпускаемой продукции;

- ввод новых производств (а в объединениях также и ввод новых предприятий);

- освоение новых предприятий и подготовка производства на действующих предприятиях.

Изменение условий хозяйствования достигается за счет:

а) изменения цен на производимую продукцию;

б) изменения цен на потребляемые сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, топливо и энергию;

в) изменения оплаты труда.

В целях повышения конкурентоспособности данное предприятие планирует усовершенствовать прибор ТНМП-52. Различные варианты выпуска изделий оформим в виде таблицы 2 и таблицы 3.

При первом варианте будем учитывать такой фактор как повышение качества продукции. Мероприятия по повышению качества продукции могут быть связаны с дополнительными затратами, поэтому экономия определяется сравнени­ем затрат до и после внедрения мероприятия по повышению качества продукции.

Повышение качества обязательно приводит к снижению издержек (потерь) на всех этапах жизненного цикла продукции (маркетинг — разработка — производство — потребление утилизация), а, следовательно, к снижению себестоимости, цены и повышению жизненного уровня людей.

Японский специалист К. Исикава утверждал также, что безнравственно говорить о повышении цены при повышении качества продукции, так как повышение качества связано со стабилизацией производства, уменьшением дефектности, уменьшением издержек, а, следовательно, с уменьшением себестоимости и цены. К. Исикава утверждал также, что о повышении цены можно вести речь только тогда, когда потребитель получает продукцию принципиально нового технического уровня. Но и в этом случае сразу необходимо планировать последующее снижение себестоимости за счет отладки, стабилизации и доводки производственного процесса и упорядочения деятельности в цепи «поставщик — изготовитель — потребитель». В этом залог экономического успеха фирмы, развития промышленности и состоятельности страны.

Второй вариант совершенствования изделия предполагает замену одного материала другим. В результате чего изменяется не только количество потребленных материалов на единицу продукции, но и их стоимость.

Решающее значение для снижения себестоимости имеет экономия материалов в натуре — фактор норм и рациональные замены материалов — фактор замены. Ведущая роль этих факторов объясняется тем, что экономия материальных затрат под воздействием фактора цен оказывает непосредственное воздействие на снижение себестоимости через уменьшение сумм по статьям материальных затрат. Экономия же под влиянием факторов норм и замены не только оказывает непосредственное воздействие на эти статьи, но создает возможность увеличения объема выпуска товаров и тем самым косвенно влияет и на сокращение уровня постоянных расходов на единицу товара, т. е. влечет за собой относительное снижение общезаводских и цеховых расходов. Таким образом, диапазон влияния экономии материальных затрат за счет факторов норм и замены на снижение себестоимости товара шире, чем за счет фактора цен.

Таблица 2 – Варианты выпуска изделий

Показатель Прибор ТНМП-52 Усовершенствованное изделие
Вариант 1 Вариант 2
Сырье и материалы 307,04 285,67 301,5
Топливо и энергия 97,41 97,41 90,5
Заработная плата основных производственных рабочих 122,62 120,60 122,62
Отчисления на социальные нужды 45,49 43,40 45,49
Накладные расходы 885,56 870,42 880,34
Производственная себестоимость 1458,12 1417,5 1440,45
Коммерческие расходы 21,87 21,87 18,7
Полная себестоимость 1479,99 1439,37 1459,15
Отпускная цена единицы продукции 2220,0 2210,0 2220,0
Прибыль 740,01 770,63 760,85
Годовой выпуск изделий

Таблица 3 – Влияние различных вариантов выпуска продукции на результаты деятельности предприятия

Показатель Базовое изделие Усовершенствованное изделие
Вариант 1 Вариант 2
проект отклонение от базового изделия, % проект отклонение от базового изделия, %
Годовой выпуск, тыс. шт.
Отпускная цена за единицу, руб. 2220,0 2210,0 -0,5 2220,0
Товарная продукция по оптовым ценам, тыс. руб. 115542,12 115021,66 -0,5 115542,12
Себестоимость товарной продукции, тыс. руб. 77027,56 74913,45 -2,8 75942,92 -1,4
Прямые материальные затраты на производство, тыс. руб. 19937,78 -5,3 20402,03 -3,1
Прибыль, тыс. руб. 38514,56 40108,21 + 4,14 39599,2 +2,82
Рентабельность продукции, % 53,54 +7,8 52,14 +4,28

Таким образом, исходя из приведенных расчетов, выгоднее будет первый вариант, т.е., когда предприятие повышает качество продукции. В результате чего при неизменном уровне выпуска изделий прибыль может возрасти на 4,14% при снижении себестоимости продукции на 2,8%. Рентабельность продукции у нас возрастет на 7,8% относительно рентабельности базового изделия и составит 53,54%, т.е. на 1 единицу реализованной продукции приходится 53,54 руб. прибыли.

Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса потребителей на высококачественную продукцию. Темпы роста объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия [2]. По мере насыщения рынка и усиления конкуренции возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятию нужно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

Объем товарной продукции с 2007 года по 2010 год увеличился на 60,13%, а объем оплаченной продукции на 49,6%. Можно сказать, что предприятие имеет постоянных покупателей, хорошо налажено производство. Но у организации проблемы в маркетинговой сфере, т.к. в целом за год недопоставлено продукции на 7,33 %, а это несет уменьшение прибыли, предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Если бы план производства был выполнен на 99,81% по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 126,83 млн руб. При фактической структуре он выше на 0,938 млн руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.

Одним из важных показателей деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению прибыли не только за счет объема продаж, но и более высоких цен. За отчетный год на предприятии проделана определенная работа по улучшению качества продукции и повышении ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции соответствующей сертификатам качества, и экспортируемой продукции – 83,3% и 16,6% соответственно.

В отчетном году произошло снижение себестоимости окончательно забракованной продукции на 416 тыс. руб., удельный вес брака в себестоимости продукции также уменьшился на 0,63. Однако расходы по исправлению брака возросли на 332 тыс. руб. В результате стоимость продукции, недополученной из-за брака, составила 6153 тыс. руб., что ниже прошлого года на 1329 тыс. руб.

На данном предприятии резерв увеличения выпуска продукции ограничен материальными ресурсами и составляет 4793 тыс. руб. Такой уровень обеспечен производственными возможностями по всем трем группам названных факторов, одновременно взаимодействующих в процессе производства. Максимальный резерв выпуска продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам резервов на сумму 8721 тыс. руб. и по материальным ресурсам - на сумму 11933 тыс. руб.

По результатам анализа можно внести следующие предложения:

1. наладить работу в маркетинговой сфере для выполнения договорных обязательств в полном объеме;

2. выпуск и отгрузка продукции должны быть ритмичными, потому что от этого зависит выполнение плана по объему производства и реализации продукции;

3. кадровая служба должна принимать на работу людей с высокой квалификацией, увеличить штат работников за счет привлечения молодых специалистов, и это увеличит показатели объема производства и реализации продукции.


Наши рекомендации