Тема 4 Анализ объема выпуска и реализации продукции

1 Задачи анализа:

1) оценка выполнения производственной программы по показателям объема выпуска, структуры, ассортимента, качества, ритмичности

2) оценка динамики выпуска и реализации продукции

3) проверка оптимальности и сбалансированности плановых показателей, планов их напряженности и реальности

4) оценка реализации продукции, рынков сбыта, существующих и потенциальных покупателей, конкурентоспособности на основе маркетинговых исследований

5) выявление и количественное измерение факторов влияющих на выпуск и реализацию продукции

6) изыскание и выявление внутрипроизводственных резервов по увеличению объемов выпуска и реализации

7) увеличение объема выпуска и реализации продукции

Информационная база:

· форма № 2 «о доходах и убытках»

· статистическая отчетность П1-П4

· данные отдела сбыта (объем реализованной продукции в натуральном и стоимостном выражении, ассортимент)

· данные первичного бухгалтерского учета (по отгрузке)

· данные производственного отдела по ритмичности

· данные отдела лаборатории по качеству

· данные экономического отдела – данные по ценам предыдущего годи и текущего года

2. Методика общей оценки выпуска продукции

1. Показатели объема выпуска продукции сравниваются с показателями реализации, характеризуют динамику показателей отдельно за базовый и отчетный период. С этой целью составляют таблицу вида:

Годы Выпуск товарной продукции Реализованная товарная продукция Абсол. откло- нения
Фактический выпуск, тыс. руб. Базисный индекс, % Цепной индекс, % Фактическая реализация, тыс. руб. Базисный индекс, % Цепной индекс, %  
               

2. Обеспечивается сопоставимость данных с тем, чтобы в будущем провести факторный анализ. На данном этапе составляется таблица вида:

Показатели Базовый год Отчетный год Абсолотклонение Темп роста, %   Темп прироста, %    
Тыс. руб.   Тыс. руб.  
1.Объем выпуска товарной продукции 1.1 В действующих ценах 1.2 В сопоставимых ценах 2. Объем реализованной продукции 2.1 В действующих ценах 2.2 В сопоставимых ценах       Кбазбаз   Кбазбаз         Котчотч   Котчбаз              

3. Выявляют и количественно измеряют факторы, влияющие на объем выпущенной товарной продукции. Такими факторами являются количество товарной продукции и цена единицы товарной продукции:

ТП = Ктп(кол)*Цтп(кач)

∆ТП∆Ктп = Котчбаз - Кбазбаз

∆ТП∆Цтп = Котчотч – Котчбаз

∆ТПобщ = ∆ТП∆Ктп + ∆ТП∆Цтп

Рассчитаем индексы количества товарной продукции и цены единицы товарной продукции с тем, чтобы определить как меняются эти факторы:

ИКтп= (Котчбаз / Кбазбаз)*100

ИЦтп = (Котчотч / Котчбаз)*100

4. Аналогично проводится анализ реализованной продукции.

5. Выявляется взаимосвязь между показателями объема выпускаемой продукции и реализованной продукции, т.е. рассматривают одну из ситуаций:

ТП = РП,

ТП>РП,

ТП<РП

Далее составляется баланс реализованной продукции:

РП = Орп(н.г.) + ТП - Орп(к.г.)

где Орп(н.г.) и Орп(к.г.) – остатки реализованной продукции соответственно на начало и конец года.

6. Выявляют и количественно измеряют факторы, влияющие на объем реализованной продукции (отдельно рассматривают внутренние и внешние факторы).

7. Разрабатываются рекомендации по увеличению объемов выпущенной и реализованной продукции.

3. Методика анализа влияние факторов производства на выпуск товарной продукции

1. Составляется аналитическая таблица, в которой указывают следующие показатели: объем товарной продукции, среднегодовая стоимость основных фондов, среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, материальные затраты, фондоотдача, производительность труда, материалоотдача.

По каждому показателю таблицы рассчитывают абсолютные отклонения, темпы роста и темпы прироста.

2. Определяют и количественно измеряют факторы, влияющие на товарную продукцию. Анализ проводится в разрезе каждого фактора – ресурса.

ТП=Соф*Фо,

ТП=Мз*Мо,

ТП=Ч*Пт

Так как исходные формулы двухфакторные, мультипликативные, то их анализ проводится индексным или интегральным методом.

На данном этапе следует получить следующие результаты: ∆ТПобщ, ∆ТП∆Соф, ∆ТП∆Фо, ∆ТП∆Мз, ∆ТП∆Мо, ∆ТП∆Ч, ∆ТП∆Пт.

3. Определяется характер развития предприятия. Для этого определяется доля прироста за счет каждого фактора в общем приросте обобщающего показателя.

Дкач=(∆ТП∆кач : ∆ТПобщ)*100

Дкол=(∆ТП∆кол : ∆ТПобщ)*100

По полученным долям определяют характер развития предприятия. Он может быть: смешанным с преобладанием экстенсивного или интенсивного фактора, чисто экстенсивным или чисто интенсивным.

Смешанный с преобладанием экстенсивного фактора Смешанный с преобладанием интенсивного фактора Чисто экстенсивный Чисто интенсивный
Дкол>0 Дкач>0 Дкол+Дкач=100 Дкол>50% Дкол>0 Дкач>0 Дкол+Дкач=100 Дкач>50% Дкол>100 Дкач<0   Дкач>100 Дкол<0  

4. Определяется относительная экономия или перерасход каждого ресурса (численность работников, материальные затраты, основные фонды):

Эр = Ротч – Рбаз*ТПотч/ТПбаз,

где Р – ресурс.

Если в результате расчета получают положительное число, то это означает перерасход ресурса; а если отрицательное – экономию ресурсов.

Показатель относительной экономии (перерасхода) характеризует величину необходимых ресурсов при достигнутом объеме производства и стабильности на базовом уровне качественного показателя использования ресурсов.

5. Определяется соотношение между темпами прироста ресурса и темпами прироста товарной продукции:

К = ТпрР/ТпрТП

Экономический смысл формулы заключается в том, что она показывает, сколько необходимо привлечь ресурсов, чтобы получить 1% прироста товарной продукции.

По значению коэффициента К можно судить о характере развития предприятия:

-если 0<К<0,5 смешанный с преобладанием интенсивного фактора

-если 0,51<К<1 смешанный с преобладанием экстенсивного фактора

-если К<0 чисто интенсивный

-если К>1 чисто экстенсивный

6. Выявляют негативные факторы работы предприятия и разрабатывают рекомендации по их устранению.

4. Методика анализа ассортимента выпущенной продукции

Ассортимент– это перечень наименований выпущенной продукции с указанием количества по каждому из них.

1. По каждому наименованию продукции отчетный выпуск сравнивается с базовым и определяются показатели динамики.

2. Определяется сумма, засчитанная в счет базового ассортимента. Для этого по каждому наименованию продукции отчетный выпуск сравнивается с базовым выпуском и выбирается наименьшее значение, которое и будет засчитано. Засчитанные величины по колонке суммируют и получают общую их сумму.

Наименование продукции Базовый год Отчетный год Темп роста, % Засчитано в счет базового ассортимента Абсолютное отклонение
           

3. Определяется коэффициент ассортиментности. Для этого общую сумму, засчитанную в счет базового ассортимента, делят на базовый итоговый объем продукции.

4. Определяют величину недополученной продукции. Для этого рассчитывают абсолютные отклонения между отчетным и базовым выпуском, результат с остатком «-» это и есть недополученная продукция.

5.Разрабатываются мероприятия по устранению причин нарушения ассортимента.

5. Методика анализа структуры выпуска продукции

Структура-соотношение отдельных видов (наименований) продукции в общем объеме выпуска.

1. По указанному наименованию продукции базовый выпуск сравнивается с отчетным выпуском, и рассчитываются темпы роста.

2. Рассчитывается удельный вес каждой продукции в общем объеме выпуск отдельно за отчетный и базовый год.

Наименование продукции Базовый год Отчетный год Темп роста, % Отчетный выпуск при базовой структуре Засчитано в счет базовой структуры Абсолют. отклонен.
Факт. выпуск, тыс. руб. Уд. вес, % Факт. выпуск, тыс. руб. Уд. вес, %
                 

3. Рассчитывается величина отчетного выпуска продукции при базовой структуре. Для этого по каждому наименованию продукции базовый выпуск умножается на общий темп роста продукции, взятый в долях. Полученные величины по колонке суммируются, и результат должен абсолютно равняться итоговому выпуску продукции за отчетный год.

4. Определяют сумму, засчитанную в счет базовой структуры. Для этого по каждой продукции отчетный выпуск сравнивается с отчетным выпуском при базовой структуре и выбирается наименьшее значение, которое будет засчитано. Засчитанные величины по столбцу суммируют и получают общую сумму.

5. Определяют коэффициент структурных сдвигов. Для этого общая сумма, засчитанная в счет базовой структуры, делится на итоговый выпуск за отчетный период.

6. Определяется величина недополученной продукции. Для этого рассчитывают абсолютное отклонение между отчетным выпуском и отчетным выпуском при базовой структуре. Значения со знаком «-» - недополученная продукция.

7. Выявляют причины структурных сдвигов и разрабатывают мероприятия по их устранению.

6. Методика анализа ритмичности

Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Ритмичность определяется с помощью графического и аналитического методов.

Аналитический метод предполагает расчет коэффициента ритмичности, который характеризует степень равномерного выпуска продукции.

Существует два способа оценки ритмичности.

Первый способ проводится в пределах указанной базы, то есть на коэффициент ритмичности влияет только недополученная продукция по сравнению с базой. Он позволяет оценить точность выполнения программы.

1. Отчетный выпуск продукции за каждый элементарный промежуток времени сравнивается с базовым выпуском и рассчитываются абсолютные отклонения и темпы роста.

2. Определяется удельный вес выпуска в общем объеме выпуска продукции отдельно за базовый и отчетный период.

3. Определяют сумму, засчитанную в счет базовой ритмичности. Для этого по каждому элементарному значению времени отчетный выпуск сравнивается с базовым выпуском и выбирается наименьшее значение, которое и будет засчитано. Засчитанные величины по колонке суммируются и получают общую их сумму.

4. Рассчитывают коэффициент ритмичности. С этой целью общую сумму, засчитанную в счет базовой ритмичности, делят на итоговый выпуск за базовый период.

Второй способ проводится в пределах отчетного выпуска, то есть на коэффициент ритмичности влияют недополученная продукция и увеличение выпуска по сравнению с базой. Позволяет оценить равномерность выполнения программы.

1.см 1 способ

2.см 1 способ

3. Определяется отчетный выпуск при базовой ритмичности. Для этого по каждому элементарному промежутку времени базовый объем умножается на общий темп роста, взятый в долях. Полученные величины по колонке суммируются, и результат должен абсолютно равняться итоговому выпуску за отчетный год.

4. По каждому элементарному промежутку времени определяется отклонение между отчетным выпуском и отчетным выпуском при базовой ритмичности.

5. Определяется квадрат отклонений (δ2)

6. Рассчитывается среднеквадратическое отклонение:

δ ср = √∑δ2/n,

где n – количество элементарных промежутков времени.

7. Рассчитывается коэффициент вариации:

Кв = δ ср / ТПбаз ср

8. Рассчитывается коэффициент ритмичности

Кр = 1-Кв

9. Определяется величина недополученной продукции (см. шаг 4 значения со знаком минус)

10. Устанавливаются причины неравномерной работы предприятия и разрабатываются рекомендации по их устранению.

7. Методика анализа качества продукции

Методика анализа качества продукции зависит от специфики отрасли, к которой принадлежит исследуемое предприятие. Распространенным показателем качества является сортность.

Методика анализа по сортности:

1. По каждому сорту выпускаемой продукции отчетный объем выпуска сравнивается с базовым и определяются показатели динамики.

2. Рассчитывается удельный вес продукции каждого сорта в общем объеме выпуска соответственно за базовый и отчетный годы:

Сорт   Цена продукции, руб.   Базовый год Отчетный год Темп роста, %  
Факт. выпуск, шт. Факт. выпуск, руб. Уд. вес, %   Факт. выпуск, шт. Факт. выпуск, руб. Уд. вес, %  
                 

3. Рассчитывается коэффициент сортности отдельно за базовый и отчетный год. Для этого определяют частное между фактическим выпуском продукции в стоимостном выражении в целом по предприятию, и произведением между количеством товарной продукции в целом по предприятию и ценой наивысшего сорта (в натуральном выражении)

4. Определяется величина изменения качества на изменение объема выпускаемой продукции в стоимостном выражении.

Расчет проводится через среднюю цену.

Цср(баз) = ∑4/∑3

Цср(отч) = ∑7/∑6

Далее составляется формула товарной продукции:

ТП = Кколкач

∆ТПЦср = ∆Цср *Ктп(отч).

Анализ производится индексным методом.

5. Выявляют причины снижения качества продукции и разрабатывают рекомендации по их устранению.

Наши рекомендации