Анализ объема реализации продукции и сбытовой деятельности
Сегодня Компания Belmilk осуществляет поставки продукции на рынки России, Казахстана, Азербайджана, Грузии, Молдовы, Китая и других стран. Удельный вес экспорта превышает 40%.
Предприятие имеет свой автопарк, который насчитывает свыше 100 транспортных единиц. Из них– 64 грузовых автомобиля для доставки продукции предприятия в торговую сеть оснащены холодильным оборудованием.
Наличие собственного транспорта обеспечивает своевременную и качественную доставку продукции в торговую сеть.
Из года в год Компания Belmilk расширяет свои возможности и сферу влияния на рынке молочных продуктов. Благодаря стабильному качеству и постоянно расширяющемуся ассортименту предприятие смогло значительно увеличить объем продаж и привлечь новых покупателей (таблица 3).
Таблица 3 – Рынки сбыта экспортной продукции Компания Belmilk
Наименование региона | 2015 год, тыс. долл. США | 2016 год тыс. долл. США |
Российская Федерация | 32485,18 | 33834,33 |
Армения | 24,99 | 4,93 |
Казахстан | 36,98 | |
Украина | 82,91 | |
Молдова | 3,23 | 213,21 |
Турция | 2,17 | |
ВСЕГО | 32513,39 | 34174,54 |
Примечание―Источник: собственная разработка
Продукция предприятия пользуется спросом не только в Республике Беларусь, но и за ее пределами. Сегодня продукция предприятия поставляется в Московскую, Ленинградскую, Смоленскую, Брянскую, Псковскую области Российской Федерации.
В последние годы предприятие экспортирует творог с целью получения валюты и для осуществления бартерных операций по приобретению нового оборудования, запчастей к импортному оборудованию, припасов и материалов, которые не производятся в республике, с обязательным соблюдением положительного сальдо.
В основе стратегии экспорта лежит ориентированность на долгосрочные взаимовыгодные отношения с контрагентами, расширение и укрепление партнерской сети.
Предприятием на экспорт поставляется такая продукция как: молоко стерилизованное, молоко пастеризованное, кисломолочные продукты, творог и творожные изделия, сметана и сметанные продукты, масло животное, сыры плавленые и полутвердые, майонез.
Удельный вес продукции в структуре экспорта и объемы поставок в 2016 году представлены в таблицах 4 и 5.
Таблица 4. – Объемы поставок экспортной продукции в 2016 году, тыс. долл. США
Наименование продукции | Российская Федерация | Казахстан | Армения | Украина | Молдова | Турция | Итого |
ЦМП | 22270,70 | 36,98 | 4,71 | 122,96 | 2,17 | 22437,51 | |
Творог | 5516,67 | 5516,67 | |||||
Масло | 4510,27 | 82,91 | 83,89 | 4677,07 | |||
Сыры | 63,72 | 4,24 | 67,96 | ||||
Майонез | 39,64 | 0,23 | 2,13 | ||||
СОМ | 1046,75 | 1046,75 | |||||
СЦМ | 386,59 | 386,59 | |||||
ВСЕГО | 33834,33 | 36,98 | 4,93 | 82,91 | 213,21 | 2,17 | 34174,54 |
Примечание―Источник: собственная разработка
Справочно:
В структуре белорусского экспорта молочная продукция уверенно держит третье место после нефтепродуктов и калийных удобрений, занимая долю в 3,9%.
Залогом успеха на внешних рынках является слаженная работа всех структурных подразделений предприятия.
За период с 2015 года по 2016 год произошло увеличение объемов экспорта сметаны, творога жирного и обезжиренного, глазированных сырков, десертов, майонеза, желе, жирных сыров.
Таблица 5. – Удельный вес продукции в структуре экспорта Компании Belmilk
Наименование продукции | % |
Цельномолочная продукция | 66,13 |
в т.ч. молоко | 6,22 |
кисломолочная продукция | 10,39 |
сметана | 15,50 |
творог жирный | 27,76 |
в т.ч. творог зерненный | 6,26 |
сырки глазированные | 1,78 |
массы творожные, пудинги, кремы, десерты | 1,03 |
Творог обезжиренный | 19,92 |
Майонез | 0,13 |
Масло животное | 13,42 |
Напитки на основе сыворотки | 0,02 |
Желе | 0,02 |
Сыры жирные | 0,36 |
Примечание ―Источник: собственная разработка
Динамика экспорта выпускаемой продукции Компании Belmilk отражена в таблице 6.
Таблица 6. – Динамика экспорта продукции Компании Belmilk
Наименование показателя | 2011 г. | 2012 г. |
Объем поставок продукции на экспорт, тыс. долл. | 32 513 | 34 000 |
Объем поставок продукции на экспорт, млн. руб. | 151 034 | 286 239 |
Удельный вес экспорта в общем объеме выручки, % | 22,4 | 22,0 |
Примечание―Источник: собственная разработка
Следует отметить, что низкий удельный вес реализованной продукции на экспорт в общем объеме реализации объясняетсяструктурой производства молочной продукции, в которой около 70 % занимает цельномолочная продукция, сроки хранения которой от трех до десяти дней, за исключением молока стерилизованного, сроки хранения которого составляют от двух до четырех месяцев. Темп роста экспортных поставок в натуральном выражении в 2016 году по отношению к 2015 году составил 133,8%, в денежном выражении 152,1%. Прослеживается тенденция увеличения роли экспорта на общую результативность деятельности Компании Belmilk.
После вхождения России в ВТО ситуация на рынке еще больше усложнилась. Как российским, так и белорусским предприятиям приходится конкурировать с европейскими производителями, у которых уровень производства намного выше. В свою очередь это не говорит о том, что на российский рынок будет поставляться продукция высокого качества. Ориентируясь на покупательские способности россиян, на рынок придет продукция по невысокой цене (для регионов) и в том числе генномодифицированная, которая в ЕС считается продукцией ориентированной на покупателей со средним и ниже среднего уровнем достатка.
Перспективным направлением сбыта продукции, в частности сыворотки, является рынок Китая. Кстати именно страны Азии эксперты называют наиболее перспективными странами для диверсификации белорусского экспорта.
В Азии может быть востребована белорусская сыворотка, казеин и другие товары углубленной переработки, цены на которые, кстати, меньше подвержены колебаниям. Но в среднесрочной перспективе уйти от преобладания российского направления не удастся. А Азия пока остается, скорее, экзотикой, чем серьезным рынком сбыта.
ПОСТРОЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ КОНТЕКСТНОЙ РЕКЛАМНОЙ КОМПАНИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ BELMILK