Маркетинговой деятельности фирмы
Планирование в системе управления маркетингом
Ф. Котлер определяет управление маркетингом как анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль проведения мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации (получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п.).
Каждая фирма заинтересована в эффективном управлении своей маркетинговой деятельностью. Для этого ей необходимо проведение анализа рыночных возможностей, отбор целевых рынков, разработка комплекса маркетинга, осуществление маркетинговых мероприятий.
К маркетинговым мероприятиям помимо системы организации службы маркетинга и системы маркетингового контроля относят систему планирования маркетинга, которая тесно связана с системой стратегического планирования на фирме.
Разработку планов для отдельного производства, товара или товарной марки фирмы определяют как планирование маркетинга. Оно предполагает создание двух планов. Один план — перспективный период времени (несколько лет), где указаны основные факторы, которые будут влиять на рынок данного товара, цели на конкретный период, основные стратегические приемы завоевания намеченной доли рынка и получения намеченных прибылей.
Другой — годовой план маркетинга на первый год осуществления перспективного плана фирмы. Здесь отражается текущая маркетинговая ситуация, стратегия маркетинга на год, определяются существующие возможности товара, для которого разрабатывается план маркетинга.
Особое внимание уделяется формированию сбытового плана, планов закупок и маркетинговых мероприятий. Руководителю фирмы к стимулированию планирования необходимо подходить с осторожностью. Практика поощрений за перевыполнение плана приводит к планированию заниженных показателей, что вызывает необходимость частых корректировок и снижает эффективность работы коллектива и капитала. С другой стороны, игнорирование стимулирования провоцирует халатное отношение к планированию, что снижает прибыльность. Недополучение прибыли происходит не в сбыте, а на уровне фирмы, поскольку связано с недостаточной оптимальностью финансовых потоков. При перевыполнении плана на счет поступают средства, которые невозможно оперативно использовать, поэтому они не приносят всей возможной прибыли. При недовыполнении плана может потребоваться дополнительное финансирование фирмы — заем.
Для стимулирования точности планирования может быть применена постановка части премии сбытового подразделения в зависимость от уровня выполнения плана: если премия рассчитывается как процент условной прибыли, приносимой сбытом, то ее величину можно принять не фиксированной, а установить пределы (например, не 18, а 15 — 20%). Конкретный выплачиваемый процент определяют на основании точности выполнения плана. Перевыполнение сбытового плана остается выгодным, так как увеличивает абсолютную сумму премии, также выгодной становится точность планирования, повышающая процент премии.
Последовательность разработки плана маркетинга.
1. Исходя из целей и стратегий развития фирмы, осуществляют анализ маркетинговой деятельности, который подразделяется на три части.
Анализ внешней среды маркетинга затрагивает:
•деловую и экономическую внешнюю среду — состояние экономики, финансовую политику, социально-культурные условия, технологические условия, социально-экономические условия внутри фирмы;
•рыночную среду — анализ состояния и тенденций развития рынка (продукт, цена, товародвижение), каналы распределения, коммуникации (реклама, выставки, связи с общественностью), состояние отрасли;
•среду конкурентов (экономическое, финансовое, технологическое состояние, маркетинговая деятельность).
Детальный анализ внутренней маркетинговой деятельности включает объем продаж, рыночную долю, прибыль, маркетинговые процедуры, организацию маркетинга, контроль маркетинговой деятельности, анализ всех элементов комплекса маркетинга.
Анализ системы маркетинга: цели маркетинга; стратегия маркетинга; права и обязанности руководителей в области маркетинга; информационная система; система планирования; система контроля; взаимодействие с другими функциями управления; анализ прибыльности; анализ по критерию «стоимость—эффективность».
2. Следующий этап в планировании маркетинга является ключевым для всего маркетингового процесса — это постановка маркетинговых целей. Маркетинговые цели касаются в основном двух аспектов — продуктов и рынков: какие продукты вы хотите продать и на каких рынках.
Отсюда вытекают четыре варианта постановки маркетинговых целей:
• существующие продукты для существующих рынков;
• новые продукты для существующих рынков;
• существующие продукты для новых рынков;
• новые продукты для новых рынков.
Чтобы определить уровень достижения целей, они должны быть сформулированы количественно. Такие термины, как «максимизировать», «минимизировать», «проникнуть», представляют ценность, если они имеют количественные оценки. Это касается объема продаж, доли на рынке, величины дохода и т.п. Например, цель маркетинговой деятельности может иметь следующее количественное выражение: выйти с продуктом X на рынок Y и захватить 10 % его доли в течение одного года.
3. Разработка альтернативных стратегий. Маркетинговые стратегии являются способами и средствами достижения маркетинговых целей и охватывают четыре главных элемента комплекса маркетинга: продукт, цену, продвижение продукта и доведение продукта до потребителя. Примеры стратегии в области продукта: разработка новых продуктов, расширение номенклатуры существующих, снятие с производства устаревших продуктов. Примеры стратегии в области ценообразования: установление цены на продукт в соответствии с его позицией на рынке; проведение различной ценовой политики на разных рынках; выработка ценовой политики с учетом ценовой политики конкурентов. В области продвижения продукта могут быть названы стратегии, характеризующие связь с потребителями (с помощью сотрудников отдела продаж, через рекламу, выставки и т.п.), методы и средства организации действий сотрудников отдела сбыта на новых рынках и т.д. Стратегии в области доведения продукта до потребителя характеризуют: каналы, с помощью которых продукт доводится до потребителя; уровень послепродажного обслуживания потребителей; мероприятия по снижению затрат на доставку продукта; продажа оптом или мелкими партиями.
После завершения этапов маркетингового планирования необходимо убедиться в возможности достижения поставленных целей и принятых стратегий, используя такие оценочные критерии, как доля на рынке, объем продаж, затраты ресурсов, величина прибыли и др. Необходимо протестировать рынок, организовать пробные продажи, реализовать какие-то другие мероприятия, позволяющие взглянуть на принятые решения под другим углом зрения.
4. Формирование плана маркетинговой деятельности. Маркетинговые планы иногда представляют руководству в два этапа: в начале — как стратегический план и позже — как план реализации этих стратегий (план действий или оперативные планы и программы). Такой подход позволяет первоначально сконцентрировать внимание на выработке маркетинговых стратегий, не обременяя себя деталями их реализации.
Стратегический план маркетинговой деятельности может иметь следующие подразделы:
• продуктовый план (что и в какое время будет выпускаться);
• план разработки новых продуктов;
• план сбыта — перечень мероприятий по повышению эффективности сбыта (численность персонала, оснащенность новой современной техникой, обучение сотрудников сбытовых служб, стимулирование их работы, выбор их территориальной структуры);
• план рекламной деятельности и стимулирования продаж;
• план функционирования каналов распределения (тип и число каналов, управление ими);
• план ценообразования, включая изменение цен в будущем;
• план проведения маркетинговых исследований;
• план функционирования физической системы распределения (хранение и доставка товаров потребителям);
• план организации маркетинговых служб (совершенствование работы отделов и служб маркетинга, его информационной системы, связь с другими подразделениями организации).
Такой маркетинговый план можно разрабатывать в продуктовом, функциональном, региональном направлениях, а можно сориентировать на отдельные группы потребителей. На стадии создания детальных планов действий и программ необходимо конкретизировать маркетинговые стратегии в детальные планы и программы с учетом аспектов каждого из четырех элементов комплекса маркетинга. Для этого необходимо иметь планы действий для каждого подразделения фирмы, направленные на достижение поставленных целей с помощью выбранных конкретных стратегий. В них должны содержаться ответы на вопросы: кто, что, когда, где, за счет каких ресурсов и как должен делать, чтобы реализовать задания маркетинговых планов и программ. Обычно для этого существуют письменные инструкции по составлению планов действий, сопровождаемые различными формами и образцами их заполнения. Эти детальные планы и программы направлены на реализацию специфических подцелей в рамках общих стратегий.
5. Оперативно-календарное планирование и бюджет маркетинга. Финальной стадией маркетингового планирования является установление стандартов (критериев), по которым измеряется темп движения в реализации планов маркетинга и осуществляется контроль результатов маркетинговой деятельности. Это еще раз подчеркивает важность количественной и временной определенности целей маркетинговой деятельности (о чем будет более подробно изложено в следующем подразделе). Темпы поступательного движения можно измерять для различных периодов планирования (годового, квартального, месячного, недельного).
На основе измерений можно внести коррективы в маркетинговую деятельность. Например, если объем продаж ниже ожидаемого, необходимо определить причины и наметить шаги к исправлению ситуации. Если объем продаж выше ожидаемого, то следует установить, чем это обусловлено. Может, следует поднять цену на продукт. Это неизбежно приведет к некоторому снижению объема продаж, но, возможно, и обеспечит более высокую прибыль.