Сегментирование рынка ОАО «НК «Роснефть»

ОАО «НК «Роснефть» представлена на всей территории России, а так же экспортирует свою продукцию, таким образом, можно провести сегментирование по географическому признаку.

Сегментирование по географическому признаку включает разделение рынка на различные географические единицы (переменные): регион, область, район, размер города, плотность. После подобной сегментации компания должна решить, где ее маркетинговые усилия будут наиболее эффективны.

География деятельности «Роснефти» в секторе разведкиидобычиохватывает все основные нефтегазоносные провинции России: Западную Сибирь, Южную и Центральную Россию, Тимано-Печору, Восточную Сибирь, Дальний Восток, шельф Арктических морей. Компания также реализует проекты в Казахстане, Алжире, Венесуэле и ОАЭ. Семь крупныхНПЗ «Роснефти»распределены по территории России от побережья Черного моря до Дальнего Востока, асбытовая сетьохватывает 41 регион страны. «Роснефти» принадлежит также 50% компании RuhrOelGmbH, владеющей долями в 4 НПЗ на территории Германии.

Компания определяет операционные сегменты на основании характера их деятельности. Результаты работы сегментов, отвечающих за основные направления деятельности, регулярно анализируются руководством Компании. Сегмент разведки и добычи занимается разведкой и добычей нефти и природного газа. Сегмент переработки и сбыта занимается переработкой нефти и другого углеводородного сырья в нефтепродукты, а также закупками, реализацией и транспортировкой сырой нефти и нефтепродуктов. Корпоративная и прочие деятельности не являются операционным сегментом и включают в себя общекорпоративную деятельность, деятельность, связанную с бурением и освоением месторождений, обслуживанием инфраструктуры и обеспечением деятельности первых двух сегментов, а также с оказанием банковских, финансовых услуг, и прочие виды деятельности. В основном вся деятельность и активы Компании находятся на территории Российской Федерации.

Результаты деятельности сегментов оцениваются на основе выручки и операционной прибыли. Операции по реализации товаров и услуг между операционными сегментами осуществляются по ценам, согласованным между Роснефтью и ее дочерними предприятиями.

Сравнительная схема деятельности сегментов и их выручка представлена в таблице 1.1

Таблица 1.1 – Деятельность сегментов

Наименование сегмента Выручка за отчетный период (2011 г.)
Всего Внешний рынок Внутренний рынок
Нефть 633 242 645 523 298 619 109 944 026
Газ 16 143 779 - 16 143 779
Нефтепродукты 631 363 413 306 687 266 324 676 147
Прочие продажи 91 380 118 - 91 380 118
Всего 1 372 129 955 829 985 885 542 144 070

Таким образом, часть добываемой нефти Компания продает на внутреннем рынке в основном потребителям в районах добычи. НК «Роснефть» поставляет добытую нефть на собственные нефтеперерабатывающие мощности в России и Германии, а также реализует ее в России, странах СНГ и на международном рынке.

В отчетном году Компания поставила 50,65 млн. т. нефти на собственные заводы в России, что соответствует уровню 2010 г. Для оптимизации транспортных расходов при поставках нефти на НПЗ «Роснефть» в 2011 г. продолжала осуществлять взаимообменные операции с другими российскими нефтяными компаниями. За счет привлечения новых контрагентов объем данных операций в сравнении с 2010 г. вырос на 70% и составил по итогам года 9,0 млн т, что позволило получить эффект от экономии расходов по транспортировке нефти в размере 2,6 млрд руб.

«Роснефть» также поставила 1,1 млн т собственной нефти на переработку на заводы RuhrOelGmbH в Германии. Собственная нефть, поставляемая на данные НПЗ, учитывается в составе объемов экспорта.

В 2011 г. объем реализации нефти на внутреннем рынке составил 2,7 млн. т. Объем экспорта нефти составил 69,9 млн. т. с учетом закупаемой нефти и включая нефть, поставляемую на немецкие НПЗ. По сравнению с 2010 г. экспортные поставки увеличились на 5%, что связано с ростом объемов добычи и сокращением объемов реализации на внутреннем рынке. Компания экспортировала 31,9 млн. т. нефти в Северо-Западную, Центральную и Восточную Европу, 13,9 млн. т. – в страны Средиземноморья. Экспорт в СНГ составил 5,1 млн. т, или около 7% от суммарного объема. В страны Азиатско-Тихоокеанского региона было поставлено 18,9 млн т нефти, в том числе 15 млн. т было поставлено по трубопроводу в Китай в соответствии с долгосрочным контрактом, а оставшийся объем нефти поставлен на экспорт через порты Козьмино и Де-Кастри.

Основная часть экспортных поставок «Роснефти» осуществляется через мощности компании «Транснефть», включая сеть экспортных трубопроводов и порты.

Весь добытый газ Роснефть реализует на внутреннем рынке, так как компания Газпром обладает монопольным правом на экспорт газа. Основную часть добываемого газа Компания продает непосредственно Газпрому. Оставшаяся часть реализуется независимым региональным газовым трейдерам и независимым промышленным потребителям через Единую систему газоснабжения и другие трубопроводы, контролируемые Газпромом. В 2011 г. Компания реализовала 11,3 млрд. куб. м газа, в том числе 4,9 млрд было поставлено на ГПЗ, 5,5 млрд – на промышленные предприятия, а оставшаяся часть реализована населению.

НК «Роснефть» владеет развитой инфраструктурой для реализации нефтепродуктов на внутреннем и международном рынках. В отчетном году было реализовано 56,4 млн т нефтепродуктов, что на 16% больше по сравнению с 2010 г. Рост объемов реализации связан с увеличением объемов переработки нефти в результате приобретения перерабатывающих мощностей в Германии.

Мощная и развитая инфраструктура НК «Роснефть» для реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке включает сеть сбытовых обществ, занимающихся оптовой и розничной продажей нефтепродуктов, оказанием услуг по их хранению, транспортировке и перевалке.

На внутреннем рынке в 2011 г. было реализовано 23,3 млн. т нефтепродуктов, что на 5% больше по сравнению с 2010 г. Рост объемов связан с увеличением спроса на продукцию НК «Роснефть». В структуре реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке 27% приходится на бензин, 41% – на дизельное топливо, 13% –на мазут, 5% – на авиакеросин.

В 2011 г. экспорт нефтепродуктов составил 25,9 млн. т (с учетом закупки у сторонних поставщиков и операций по бункеровке), что на 3% меньше по сравнению с 2010 г. Снижение объемов экспорта связано с восстановлением спроса на внутреннем рынке. Поставки на экспорт составили 46% от суммарных объемов реализации нефтепродуктов. В страны дальнего зарубежья было поставлено 25,5 млн. т нефтепродуктов (98% всего экспорта), в страны СНГ – 0,4 млн т. В структуре экспорта нефтепродуктов 54% приходится на мазут, 27% – на дизельное топливо и судовое маловязкое топливо, 14% – на прямогонный бензин, 5% – на прочие нефтепродукты

Компания занимает лидирующие позиции в России по объемам реализации нефтепродуктов на биржевых площадках.

В данной главе были исследованы способы проведения сегментации покупателей ОАО «НК «Роснефть» по некоторым признакам. Следует отметить, что предприятие использует достаточно обширный набор методов для проведения сегментации рынка. Необходимо также сказать, что данный набор методов далеко не является исчерпывающим. По нашему мнению используемые способы сегментации рынка требуют лишь небольшой корректировки. Для этого необходимо провести ряд мероприятий.

Эти мероприятия, а также их организационно-экономическая характеристика приведены в следующей главе.

Наши рекомендации