Особенности правового регулирования защиты прав потребителей в сфере

Туризма

1. Понятие туризма, туристских правоотношений и их правовое регулирование.

2. Особенности гражданско-правового договора об оказании туристских услуг.

3. Порядок изменения и расторжения договора об оказании туристских услуг, гражданско-правовая ответственность за нарушение прав туристов.

1.Согласно ст.1 Закона «О туризме» от 25 ноября 1999 года туризм – временный выезд (путешествие) граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях, не противоречащих законодательству, в страну (место) временного пребывания без занятия оплачиваемой деятельностью в ней (нем).

Правовое регулирование защиты прав потребителей-туристов осуществляется целым рядом нормативных правовых актов: Гражданский кодекс; Законы «О туризме» и «О защите прав потребителей»; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 мая 2000 года №668 «Об утверждении Типового договора на оказание туристских услуг»; Постановление Министерства спорта и туризма от 26 августа 2005 года №23 «О туристском ваучере».

Состав гражданских правоотношений с участием потребителей-туристов составляют субъекты, объекты, содержание и юридические факты.

Субъектами данных правоотношений являются туристы-потребители, с одной стороны, исполнители услуг – туроператоры, турагенты, с другой.

Турист - гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания на срок от 24 часов до 6 месяцев или осуществляющий не менее одной ночевки в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью.

Туроператор - субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий на основании лицензии разработку и продвижение туристского продукта, рассчитанного на массовый и индивидуальный потребительский спрос, а также его реализацию турагентам и туристам.

Турагент - субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий на основании лицензии продвижение и реализацию туристского продукта и сопутствующих туристских услуг.

Таким образом, туроператор – это предприятие-производитель туров, он закупает в больших объемах услуги гостиниц, транспорта, экскурсий и комбинирует из них собственный стандартный пакет услуг по единой цене, именуемый тур. Турагент же – это посредническая организация между туроператором и потребителем, то есть он реализует туры туристам, согласно заключенному договору с туроператором за определенное вознаграждение. Объектом правоотношений между туристом и исполнителем услуги является туристская услуга как разновидность возмездной услуги.

Туристская услуга - результат деятельности туроператора, турагента, общественных туристских объединений, детско-юношеских туристских учреждений, учебных заведений и предприятий по удовлетворению соответствующей потребности туриста в путешествии. Этими результатами деятельности являются размещение, питание, перевозка, экскурсии и т.д. Туриста, как правило, интересует комплекс услуг, поэтому Закон «О туризме» определяет и туристский продукт.

Туристский продукт - комплекс услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, предоставляемых в период его туристского путешествия и в связи с этим путешествием.

Особенности туристской услуги:

1) в процессе ее осуществления не создается вещь, ее ценность в полезном эффекте, который получает турист;

2) процесс производства туристских услуг отделен от их сбыта, поэтому услуга оказывается не организаторами тура, а исполнителями тура.

Права и обязанности туроператора, турагента и туриста закреплены ст..10,11 Закона «О туризме».

Юридическим фактом, на основании которого возникают туристские правоотношения, будет являться гражданско-правовой договор об оказании туристских услуг.

2. Гражданско-правовой договор об оказании туристских услуг – это соглашение, в силу которого одна сторона (туроператор или турагент) обязуется передать другой стороне (туристу) комплексную туристскую услугу в соответствии с целями путешествия своими средствами или средствами третьих лиц, а другая сторона обязуется оплатить эти услуги.

Это консенсуальный, возмездный, двусторонний договор, который направлен на принятие обязательств в целях получения встречного исполнения от контрагента. Это публичный договор, по способу заключения – договор присоединения.

Стороны договора – туристская организация, являющаяся исполнителем услуг, другая – турист, являющийся потребителем услуг, для которого характерны все признаки потребителя, установленные Законом «О защите прав потребителей».

Если турист несовершеннолетний до 14 лет, то договор заключает законный представитель, от 14 до 18 – сам несовершеннолетний с согласия родителей. Особенность этой группы туристов – усложненный порядок оформления документов для выезда за границу.

В одних случаях турист сам заключает договор, в других – он может вступать в договор как третье лицо, в пользу которого он заключен. Не будучи стороной в договоре, третье лицо может активно воздействовать на правоотношения по сделке, заключенной без него в его интересах. В таких случаях у третьего лица возникают самостоятельные права по отношению к туристской организации как должнику по сделке (например, право на предоставление информации и др.).

Порядок заключения договора, который заключается обязательно в письменной форме, происходит в несколько этапов: обращение туриста с конкретной заявкой; подписание договора; выдача туристической путевки и ваучера; выдача информационного листка.

Статья 7 Закона «О туризме» определяет существенные условия договора:

1. информация о туроператоре и (или) турагенте, включая данные о наличии лицензии на осуществление туристской деятельности, их юридический адрес и банковские реквизиты;

2. сведения о туристе в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;

3. достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, об условиях безопасности туристов и результатах сертификации туристского продукта;

4. розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;

5. порядок встречи, сопровождения и проводов туристов;

6. права, обязанности и ответственность сторон;

7. условия медицинского страхования и обеспечения;

8. минимальное число туристов в группе, необходимое для совершения путешествия, указание сроков и порядка информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;

9. условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших споров и возмещения убытков сторон;

10. порядок и сроки предъявления претензий туриста к туроператору или турагенту, сроки и порядок расчетов;

11. иные условия договора определяются по соглашению сторон.

Постановлением Правительства от 12 мая 2000 года утверждена Типовая форма договора, которая устанавливает обязательные для сторон правила. Туристский ваучер является неотъемлемой частью договора и согласно п.4 Инструкции о порядке заполнения ваучеров, утвержденной Постановлением Министерства спорта и туризма от 26 августа 2005 года №23, является бланком строгой отчетности, отражающим перечень сведений о стоимости, количестве и качестве предоставляемых услуг. Ваучер выписывается на каждого туриста индивидуально.

3. Исполнитель и заказчик в договоре возмездного оказания услуг, в отличие от других обязательств, вправе, согласно ст.736 ГК, отказаться от оказания услуги в любое время до ее окончания. Правила статьи 736 ГК применяются, когда отказ от исполнения не связан с нарушением сторонами условий договора. Статья закрепляет следующие условия отказа, в том числе и в договоре о туристическом обслуживании:

1) турист только при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, т.е. только реальный ущерб, а не убытки. Та часть услуг, которой турист воспользовался, должна им оплачиваться по правилам п.2 ст.684, согласно которому заказчик вправе в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от договора бытового подряда, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до уведомления об отказе заказчика от договора, и возместив подрядчику расходы, произведенные до этого момента с целью исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены работы;

2) исполнитель только при условии полного возмещения заказчику убытков.

Общие положения об изменении и расторжении договора по требованию одной из сторон в связи с существенным изменением обстоятельств установлены ст.421 Гражданского кодекса. Закон «О туризме», в свою очередь, закрепляет в статье 9 частный случай порядка изменения и расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.

К существенным изменениям обстоятельств закон относит: изменение сроков совершения путешествия; недобор указанного в договоре минимального числа туристов в группе, необходимого для совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; введение новых или повышение действующих ставок налогов и сборов.

Согласно ст.8 Закона «О туризме», в случае, если туроператор или турагент менее чем за двадцать дней до начала путешествия вынуждены изменить одно из существенных условий договора, им необходимо сообщить об этом туристам для того, чтобы они могли принять решение о расторжении договора без штрафа либо о согласии с дополнением к договору, учитывающим изменения стоимости туристского продукта.

Гражданско-правовая ответственность за нарушения прав туристов возлагается на туристскую организацию. Турист может требовать возмещения всех убытков, причиненных ненадлежащим выполнением условий договора, компенсации морального вреда, выплаты неустойки за невыполнение требований туриста. Кроме того, турист вправе требовать выполнения обязательства в натуре, то есть реального его исполнения.

Исполнитель освобождается от ответственности в следующих случаях:

1) отказа в выезде туристу пограничными или таможенными органами по причинам, не относящимся к компетенции исполнителя;

2) если это оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Исполнитель возвращает стоимость (часть) туристского продукта за вычетом фактически понесенных расходов, подтвержденных документально.

ТЕМА 14.

Наши рекомендации