Особенности правового регулирования защиты прав потребителей в сфере здравоохранения

1. Понятие здравоохранения, правоотношений с участием пациента-потребителя и их правовое регулирование.

2. Гражданско-правовой договор возмездного оказания медицинских услуг.

1.Здравоохранение - система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. Деятельность данной сферы направлена на удовлетворение человеческих потребностей в медицинской помощи.

Правовое регулирование отношений в сфере здравоохранения осуществляется на основе административно-правового, гражданско-правового методов и смешанного социально-правового. Оказание бесплатной гарантированной государством медицинской помощи осуществляется на основе норм права социального обеспечения, применение же гражданско-правовых норм возможно лишь при предъявлении требований о возмещении причиненного медицинским учреждением вреда жизни, здоровью, имуществу пациента, морального вреда. Кроме того, нормы гражданского права регулируют отношения между пациентом и медицинским учреждением в связи с оказанием последним возмездных услуг.

Правовое регулирование отношений по оказанию возмездных медицинских услуг пациентам-потребителям осуществляется: Главой 39 Гражданского кодекса; Законами Республики Беларусь «О защите прав потребителей», «О здравоохранении»; Постановлением Правительства от 25 апреля 2003 года «Об утверждении Положения о порядке оказания платных медицинских услуг в государственных организациях здравоохранения и Перечне платных медицинских услуг, оказываемых в государственных организациях здравоохранения».

Субъектами правоотношений по оказанию возмездных медицинских услуг являются пациент-заказчик и исполнители услуги – юридические лица, индивидуальные предприниматели, оказывающие возмездные медицинские услуги.

Пациент, согласно Закону «О здравоохранении», – лицо, обратившееся за медицинской помощью, либо получающее медицинскую помощь, либо находящееся под медицинским наблюдением. Однако пациент одновременно должен и отвечать всем признакам и потребителя, закрепленным Законом «О защите прав потребителей».

Исполнитель услуги – любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и вида (коммерческая или некоммерческая организация), также индивидуальные предприниматели, производящие и оказывающие услуги в области здравоохранения.

В правоотношениях по оказанию медицинских услуг законодательством допускается участие заинтересованных лиц, не являющихся ни пациентами, ни исполнителями. Их заинтересованность определяется наличием между ними и пациентами правоотношений и тем, что результат услуги может оказать влияние на соответствующие права и обязанности этого лица. Например, согласно ст.33 Закона «О здравоохранении», необходимо получить согласие супруга на искусственное оплодотворение жены.

Объектом правоотношений является возмездная медицинская услуга. В ст.1 Закона «О здравоохранении» дается понятие медицинской помощи - комплекс медицинских мероприятий по сохранению и укреплению здоровья людей, включающий профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию, протезирование. Медицинская помощь, оказываемая возмездно на основании договора, и есть медицинская услуга.

Содержание правоотношений составляют права и обязанности сторон, закрепленные ст.29 Закона РБ «О здравоохранении», Главой 3 Положения о порядке оказания платных медицинских услуг в государственных организациях здравоохранения.

Основанием возникновения правоотношений по оказанию возмездных медицинских услуг является гражданско-правовой договор.

2.Гражданско-правовой договор возмездного оказания услуг – это соглашение, в силу которого одна сторона – юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель – обязуется совершить определенную деятельность медицинского характера, а вторая сторона – заказчик-пациент обязуется оплатить ее.

Это консенсуалный, возмездный, двусторонний, публичный договор. Конструкция договора присоединения в данной сфере в перспективе возможна, однако для этого необходимо принятие соответствующих законодательных рамок.

Стороны – заказчик, который отвечает признакам как пациента, согласно Закону «О здравоохранении», так и потребителя, согласно Закону «О защите прав потребителей». Исполнитель – юридические лица либо индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по оказанию медуслуг. Пациенты могут самостоятельно заключать договор на оказание медуслуг, либо договор может быть заключен в их пользу (так называемые третьи лица). Особый статус имеют дети-пациенты, также пациенты, не способные по состоянию здоровья принимать осознанные решения (например, согласно ст.27 Закона «О здравоохранении» необходимо согласие родителей несовершеннолетнего, супруга либо близких родственников на сложное медицинское вмешательство).

Форма договора – устная и письменная. Например, лечение зубов, обычная консультация письменной формы не требует, так как это сделки, исполняемые при их заключении и ст.160 ГК допускает их заключение в устной форме. Факт договорных отношений подтверждается чеками, талонами, свидетельскими показаниями и т.д. Однако Закон «О здравоохранении» имеет несколько императивных норм в отношении письменной формы некоторых сделок. Например, согласно ст.27, согласие либо отказ от сложного медицинского вмешательства.

Порядок заключения договора на оказание услуг государственными учреждениями определяется Главой 2 Положения о порядке оказания платных услуг в государственных организациях здравоохранения.

Существенным условием договора является только предмет, обычными – сроки, порядок расчетов, условия получения услуги, могут быть и случайные условия, например, условие о конкретном реципиенте в договоре о донорстве, условие о выборе лечащего врача и др. Однако случайные условия могут становится существенными, если одна из сторон предложила включить их в договор. Основными характеристиками предмета договора, т.е.услуги, является их объем. Предмет договора включает существенные риски, связанные с медицинским вмешательством. Под риском следует понимать создание или допущение опасности жизни и здоровья пациента в целях достижения результата медицинской услуги, который не может быть получен обычным нерискованным путем. Однако у пациента есть право на безопасность процесса оказания услуги и безопасность результата услуги.

Условия расторжения договора в одностороннем порядке не имеют особенностей и определяются ст.736 ГК и абз.4 п.7 Правил – заказчик вправе отказаться от договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора пациент-заказчик, согласно общих положений п.4 ст.30 Закона «О защите прав потребителей», имеет право требовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если отступления в работе от условий договора или иные недостатки результата работы в установленный договором срок не были устранены либо являются существенными.

ТЕМА 15.

Наши рекомендации