Особенности правового регулирования защиты прав потребителей в сфере торговли

1. Понятие и формы розничной торговли и общественного питания, содержание правового регулирования данной сферы.

2. Особенности договоров с участием потребителей в сфере торговли.

1. Торговля определяется Законом «О торговле» от 28 июля 2003 года как предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведённых, переработанных или приобретённых товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.

Основными видами торговли являются оптовая, розничная и общественное питание. Потребитель-гражданин может вступать в правоотношения с продавцами только в сфере розничной торговли и общественного питания. Розничная торговля представляет собой конечное звено в продаже товаров - это вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Общественное питание (торгово-производственная деятельность) - вид торговли, включающей производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению.

Общественное питание осуществляется через объекты общественного питания: рестораны, кафе, бары, столовые, закусочные, буфеты, кафетерии, кулинарии, заготовочные цеха. Остальные признаки аналогичны признаками розничной торговли.

Основными Законами, регулирующими розничную торговлю и общественное питание, являются «О торговле», «О защите прав потребителей». Основным подзаконным актом является Постановление Правительства от 7 апреля 2004 года №384 «Об утверждении правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания». Данные правила устанавливают особенности общественного питания, розничной торговли продовольственными товарами, тканями, швейными, трикотажными меховыми товарами и обувью, технически сложными товарами бытового назначения, парфюмерно-косметическими товарами, мебелью, экземплярами аудиовизуальных произведений, компьютерных программ и фонограмм.

Формами осуществления торговли, в которых участвуют потребители, являются:

1. комиссионная – это розничная торговля непродовольственными товарами, принимаемыми по договорам комиссии от юридических и физических лиц в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью этих лиц. Она осуществляется на основании Приказа Министерства торговли Республики Беларусь от 30 мая 1997 г. № 73 «Об утверждении Временных Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами»;

2. торговля по образцам – это оптовая, розничная торговля с выбором товаров покупателем по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях и иных информационных источниках. Она осуществляется на основании Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 16 июня 1998 г. № 83 «Об утверждении Правил продажи товаров по образцам»;

3. торговля на рынках – это такая форма торговли, где рынок представляет собой имущественный комплекс, включающий специально отведенный участок с расположенными на нем зданиями, оборудованием, предназначенный для осуществления торговли сельскохозяйственной продукцией, плодами, ягодами и иными продовольственными и непродовольственными товарами. Она осуществляется на основании Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2003 года №1623 «О некоторых вопросах деятельности рынков»;

4. разносная торговля и продажа товаров по заказам – форма розничной торговли, характеризующаяся продажей товаров с переносных приспособлений, коммивояжерами либо продажей товаров, основанной на предварительном заказе покупателем необходимых товаров и получении их в определенном месте и в обусловленное время (РД РБ 8218.01-95). Она осуществляется на основании приказов Министерства торговли Республики Беларусь от 04 апреля 1997 г. № 44 «Об утверждении Правил разносной торговли и продажи товаров по заказам», от 24 марта 1993 №19 «Об утверждении правил работы мелкорозничной торговой сети на территории Республики Беларусь»;

5. Электронная торговля – форма торговли, характеризующаяся заказом, покупкой, продажей товаров с использованием информационных систем и сетей. Договоры купли-продажи заключаются путем оформления электронного документа. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10.01.2000 года «Об электронном документе».

6.Торговля с аукциона – форма торговли, характеризующаяся реализацией товаров на торгах в заранее установленное время и в назначенном месте тому из присутствующих, кто предложил за них высшую цену.

2. В сфере розничной купли-продажи с потребителями могут быть заключены договоры розничной купли-продажи либо комиссии. Отношения, возникающие из данных договоров, согласно п.4 Постановления Пленума Верховного Суда от 25 сентября 2003 года №10, регулируются законодательством о защите прав потребителей.

По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность при продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, согласно п.1 ст.462 ГК. Это публичный, консенсуальный, возмездный, взаимный договор и принадлежит к договорам присоединения.

Договор розничной купли-продажи выделяют в самостоятельный договор купли-продажи по двум признакам:

1) специфика продавца как стороны договора – это торговая организация либо индивидуальный предприниматель, которые осуществляют предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу на основании выданной лицензии;

2) специфика предмета купли-продажи – товар, продаваемый по договору, предназначен для личного, семейного, домашнего и иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Договор розничной купли-продажи может быть заключен в письменной форме и как исключение среди других договоров присоединения – в устной форме. Письменная форма обязательна для продажи товаров по образцам и продажи товаров в кредит, так как момент заключения и момент исполнения в них не совпадают.

Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, согласно ст. 463 ГК. Однако, согласно п.5 ст.19 Закона «О защите прав потребителей», отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Для подтверждения факта покупки товара могут использоваться свидетельские показания, элементы упаковочного материала (тары), на которых имеются отметки, подтверждающие, что покупка товара осуществлялась у данного продавца, а также документы и другие средства доказывания, указывающие на осуществление покупки товара у данного продавца.

Так, при использовании продавцом кассовых аппаратов и специальных компьютерных систем, документом, подтверждающим покупку, является кассовый чек. При продаже мебели, технически сложных товаров, мехов и др. вместе с кассовым чеком покупателю выдаются и товарный чек, выписываемый в произвольной форме. Для остальных товаров могут выдаваться квитанции и иные документы, например, оформленная надлежащим образом инструкция по эксплуатации.

Потребитель имеет все права, предусмотренные Законом «О защите прав потребителей» как при заключении обычного договора розничной купли-продажи, так и его видов.

Договор комиссии – договор, согласно которому одна сторона (комиссионер торговая организация) обязуется по поручению другой стороны (комитента, являющегося потребителем) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Договор комиссии – это обязательство по оказанию услуг, регулируется нормами Гражданского кодекса, Временными правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденными приказом Министерства торговли от 30 мая 1997 года. Для осуществления комиссионной торговли создаются специализированнее магазины либо отделы, секции, оказывающие услуги на основании специальной лицензии. Особенности договора:

1) комиссионером принимаются непродовольственные товары, которые являются новыми и бывшими в употреблении, однако годными для использования и не требующими ремонта, безопасными для жизни и здоровья. Перечень товаров, не пригодных для приемки, устанавливаются п.24 Временных Правил. Особенности установлены для предметов антиквариата (созданные более 50 лет назад произведения живописи, графики, мебель и др.). Они предварительно проверяются по учетным материалам ОВД, и при необходимости проводится их экспертиза с органами культуры;

2) комиссионер и комитент согласовывают продажную цену товара, размер комиссионного вознаграждения и порядок, размер уценки товаров (первая уценка через 20 дней, производится не боле 3-х раз и с вызовом в третий раз комитента);

3) стороны имеют права и обязанности, вытекающие из договора и законодательства: комиссионер вправе требовать вознаграждения, удерживать вещи в целях обеспечения обязательства, требовать возмещения убытков, а комитент – отказаться от исполнения договора, возместив убытки, требовать отчета об исполнении и др.;

4) комиссионер несет ответственность перед комитентом-потребителем за утрату, недостачу или повреждение его имущества – он возмещает реальный ущерб, упущенную выгоду, уплачивает неустойку при задержке выплаты денег комитенту. Согласно Правил, комиссионер обязан выплатить комитенту деньги за проданный товар не позднее, чем на третий день после его продажи по предъявлении договора, паспорта.

ТЕМА 12.

Наши рекомендации