Особенности правового регулирования защиты прав потребителей в сфере бытового обслуживания

1. Понятие бытового обслуживания и содержание его правового регулирования.

2. Особенности договоров с участием потребителей в сфере бытового обслуживания.

Бытовое обслуживание определяется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2004 года №1590 «Об утверждении Правил бытового обслуживания потребителей» как деятельность исполнителя по оказанию бытовых услуг. В свою очередь бытовая услуга - это действия исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя.

Правила закрепляют следующие виды бытовых услуг, оказываемых потребителю:

ремонт, окраска и пошив обуви; ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий; ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлических изделий; изготовление и ремонт мебели; химическая чистка и крашение, услуги прачечных; техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования; услуги бань и душевых, парикмахерских, услуги по прокату, аренде транспортных средств, ритуальные и обрядовые услуги; услуги фотоателье и фото- и кинолабораторий, прочие услуги производственного характера.

Данная сфера регулируется нормами Гражданского кодекса, Закона «О защите прав потребителей», вышеназванными Правилами, Приказом Белорусского государственного объединения организаций бытового обслуживания населения от 10 декабря 2004 года №418 «Об установлении сроков выполнения бытовых услуг, оказываемых населению, и предельных надбавок к ценам на бытовые услуги в зависимости от видов обслуживания».

Правила бытового обслуживания потребителей устанавливают как общие требования к оказанию бытовых услуг и выполнению работ, так и частные, касающиеся их отдельных видов – парикмахерские, прачечные, ремонтные и иные.

Общие положения оказания бытовых услуг для потребителей:

1)Потребители этих услуг обладают всеми правами, установленными Законом. В дополнение его исполнитель обязан предоставить информацию в приемном пункте, например, о перечне оказываемых услуг, цены на услуги, перечень потребителей, имеющих право на льготное обслуживание, иметь Книгу отзывов и предложений.

2) Заключение договора оформляется письменно в виде документа, который должен содержать информацию, закрепленную в п.11 Правил.

Заказ на оказание бытовых услуг по методу самообслуживания, услуг парикмахерских, бань и душевых может исполняться без оформления документа, подтверждающего заказ.

Заказ на оказание бытовых услуг, исполняемых в присутствии потребителя или в соответствии с условиями и требованиями, размещенными исполнителем в удобном для обозрения потребителем месте, и не требующих индивидуального подхода, срочных услуг, услуг фотоателье, фото- и кинолабораторий, ремонт обуви может исполняться без оформления документа, подтверждающего заказ, путем выдачи потребителю жетона, талона или иного документа (знака), позволяющего идентифицировать заказ.

3) Согласно п.10 Правил, исполнитель вправе отказать потребителю в оформлении заказа по ряду оснований. Например, если по техническим или технологическим причинам оказание бытовой услуги не представляется возможным либо запасные части, фурнитура, сырье или иной материал, переданные потребителем для оказания бытовой услуги, недостаточны по количеству, непригодны или недоброкачественны.

В отношении парикмахерских услуг п.76. Правил устанавливает, что исполнитель парикмахерской услуги вправе отказать потребителю в оказании бытовой услуги, если у потребителя открытые раны микротравмы, изменения кожного покрова (сыпь, пятна, шелушение), ногтей, волос, и потребитель не может предоставить исполнителю справку об отсутствии заразных заболеваний и другие.

4) По общему правилу потребитель обязан оплатить оказанную исполнителем в полном объеме бытовую услугу после ее приемки потребителем. С согласия потребителя оказываемая бытовая услуга может быть оплачена им при оформлении заказа полностью или путем внесения аванса.

5) Срок оказания бытовой услуги определяется, согласно п.20 Правил, датой (периодом), с которой исполнитель должен приступить к оказанию бытовой услуги, и (или) датой (периодом), к которой исполнитель должен закончить оказание бытовой услуги.

6) Потребитель обязан с участием исполнителя осуществить приемку оказанной бытовой услуги, согласно п.30 Правил. Потребитель, обнаруживший при приемке недостатки оказанной бытовой услуги, обязан незамедлительно заявить об этом исполнителю. Исполнитель обязан отразить заявленные потребителем недостатки оказанной бытовой услуги в документе, подтверждающем заказ, или ином документе, удостоверяющем приемку, с указанием даты приемки. Потребитель, обнаруживший после приемки недостатки оказанной бытовой услуги, которые не могли быть установлены при обычном способе ее приемки, вправе предъявлять исполнителю требования, связанные с этими недостатками, в течение сроков, установленных в статье 30 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей».

7) Ответственность исполнителя за нарушение прав потребителей на качество заказа и срок исполнения, определяется главой 5 Правил, устанавливающей:

в случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (изделия), переданного потребителем для оказания бытовой услуги, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом (изделием) аналогичного качества и по желанию потребителя оказать бытовую услугу с использованием этого материала (изделия), а при невозможности - возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (изделия), а также иные расходы, понесенные потребителем;

если исполнитель своевременно не приступает к оказанию бытовой услуги, что делает явно невозможным окончание ее к сроку, потребитель вправе отказаться от оказания бытовой услуги и потребовать возврата уплаченной за оказание бытовой услуги суммы и возмещения убытков, связанных с отказом от оказания бытовой услуги. Исполнитель обязан удовлетворить требование потребителя о возврате уплаченной за оказание бытовой услуги суммы в течение суток со дня предъявления требования и возмещении убытков в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования.

Исполнитель освобождается от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (изделия) потребителя, если докажет, что потребитель был предупрежден им об особых свойствах материала (изделия), которые могут повлечь за собой его полную или частичную утрату (повреждение).

2. В бытовой сфере наиболее распространенными договорами с участием потребителей являются прокат и аренда транспортных средств без экипажа, бытовой подряд.

По договору проката, согласно п.1 ст.597 ГК, арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование.

Заключается в письменной форме на срок до 1 года. Согласно п. 38. Правил бытового обслуживания потребителей, при оформлении заказа на оказание бытовой услуги по прокату исполнитель вправе потребовать от потребителя предъявления паспорта со сведениями о прописке (от потребителя в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет - свидетельства о рождении, если паспорт не выдан) или удостоверения личности (для военнослужащих), справки о заработке, стипендии или иных доходах этого потребителя.

Арендная плата по договору проката в силу предписаний п. 1 ст. 601 ГК может вноситься только в твердой сумме платежей периодически или единовременно, то есть норма носит императивный характер. Взыскание с арендатора задолженности по арендной плате производится согласно п. 3 ст. 601 ГК в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса.

Потребитель обязан пользоваться предметом проката в соответствии с правилами эксплуатации и содержания предмета проката. Потребителю запрещается самостоятельно производить ремонт предмета проката, передавать предмет проката в пользование другим лицам.

Согласно п.48. Правил, при обнаружении не оговоренных исполнителем недостатков предмета проката потребитель обязан незамедлительно проинформировать об этом исполнителя. Исполнитель обязан в течение десяти дней со дня обращения потребителя, если более короткий срок не установлен исполнителем, безвозмездно устранить недостатки либо заменить предмет проката на аналогичный без недостатков. Доставка предмета проката для ремонта или замены и возврат его потребителю производится за счет исполнителя.

Если повреждение предмета проката произошло вследствие нарушения потребителем правил эксплуатации и содержания предмета проката, ремонт и доставка предмета проката к месту проведения ремонта и обратно производятся за счет потребителя.

Если по окончании срока оказания бытовой услуги по прокату потребитель отказывается возвратить предмет проката и не сообщает о причинах невозврата исполнителю, с потребителя, согласно п.54 Правил, взыскивается:

стоимость предмета проката по цене, существующей на момент взыскания на аналогичные товары в розничной торговле, с учетом установленного исполнителем износа предмета проката;

плата за прокат за просроченное время пользования предметом проката по цене, существующей на момент взыскания;

неустойка в размере 50 процентов оценочной стоимости предмета проката.

В случае полной утраты предмета проката либо приведения его в полную непригодность потребитель несет ответственность как за невозврат его. В случае частичной утраты (повреждения) предмета проката потребитель должен доукомплектовать (восстановить) предмет проката. Если доукомплектование (восстановление) предмета проката невозможно, потребитель несет ответственность за частичную утрату (повреждение) предмета проката как за невозврат его.

По договору аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (аренда транспортного средства без экипажа), согласно п.1 ст.613 ГК, арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Таким образом, исполнитель и потребитель могут в установленном порядке заключить между собой договор аренды транспортного средства, согласно которому исполнитель предоставляет потребителю транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации, а потребитель в течение всего срока указанного договора обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства.

Механическое транспортное средство, на управление которым требуется подтверждение права управления, предоставляется потребителю в качестве предмета договора аренды только при наличии у потребителя водительского удостоверения и талона к нему.

Техническое состояние предоставляемого механического транспортного средства должно соответствовать требованиям безопасности дорожного движения и экологической безопасности. Исполнитель также обязан передать потребителю вместе с механическим транспортным средством документы, которые в соответствии с законодательством должен иметь при себе водитель.

Правила бытового обслуживания потребителей посвящают данному договору лишь один пункт 60.

По договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина определенную работу, предназначенную для удовлетворения личных, семейных потребностей заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу, согласно п.1 ст.683 ГК.

Требования к форме договора установлены ст. 685 ГК, согласно которой, если иное не предусмотрено законодательством или договором бытового подряда, в том числе условиями формуляров и иных стандартных форм, к которым присоединяется заказчик, договор бытового подряда считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи подрядчиком заказчику квитанции или другого документа, подтверждающего заключение договора.

Правила бытового обслуживания определяют особенности оформления заказа на оказание отдельных бытовых услуг, например, по химической чистке и (или) крашению изделия в документе, подтверждающем заказ, помимо общих сведений, указанных в пункте 11 Правил, должны быть указаны комплектность, цвет, фурнитура, имеющиеся недостатки изделия, неудаляемые при химической чистке и (или) крашении, дополнительные платные услуги, оказываемые с согласия потребителя. В свою очередь, при оформлении заказа на оказание бытовой услуги по ремонту или пошиву меховых, кожаных изделий полуфабрикаты и шкурки, предоставляемые потребителем, должны быть помечены им в присутствии исполнителя.

Существенными условиями договора подряда являются его предмет и срок выполнения работы. Предметом договора подряда является возмездное выполнение определенной работы и передача ее результата.

Правила бытового обслуживания потребителей устанавливают особенности оказания бытовых услуг по химической чистке и крашению изделий, по ремонту и пошиву меховых, кожаных изделий и выделке пушного и мехового сырья, по ремонту и изготовлению ювелирных изделий, по ремонту бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, по техническому обслуживанию и ремонту механических транспортных средств, оказания услуг парикмахерских, прачечных, фотоателье.

ТЕМА 13.

Наши рекомендации