Правовое регулирование защиты прав потребителей

Т.А. Горупа

Правовое регулирование защиты прав потребителей

Учебно-методический комплекс по специальному курсу специализации «Хозяйственное право»

Брест -2008

ВВЕДЕНИЕ

Формирование и развитие рыночной экономики неизбежно привело к возникновению в обществе новых социально-экономических явлений. Одним из таких явлений, с развитием и становлением которого связано, несомненно, будущее Беларуси, можно назвать защиту прав потребителей. На рынке товаров и услуг потребителю принадлежит ведущая роль, так как он выводит товар из сферы экономических отношений в сферу личного потребления. В поисках рынка сбыта товаров предприниматели порой используют противозаконные методы, поэтому мировым сообществом признается необходимость защиты субъекта личного потребления – человека, потребляющего продукцию предпринимателя. Провозглашение Конституцией государства Республики Беларусь демократическим социальным правовым настоятельно требует не только совершенствования действующего законодательства, но и создания нового, отвечающего мировым стандартам, обеспечивающего подлинную защиту прав человека и гражданина.

Законодательство о защите прав потребителей — новый институт отечественного законодательства, который носит межотраслевой характер. Он включает нормативные правовые акты различной отраслевой принадлежности и юридической силы, знание которых, несомненно, будет способствовать формированию высокого уровня правосознания у студентов и учащихся средне-специальных и высших учебных заведений.

Предопределяет изучение вопросов защиты прав потребителей наличие обширной правоприменительной практики, осуществляемой судами, органами государственного управления, изучение и анализ которой поможет ориентироваться в выборе формы защиты, нарушенных субъективных прав потребителей, выработать определенные навыки практического применения теоретических знаний.

Программа специального курса состоит из двух частей – Общей и Особенной и включает изучение 17 тем. Так, в Общей части рассматриваются наиболее общие вопросы защиты прав потребителей, такие как защита прав потребителей как комплексный межотраслевой институт законодательства, права потребителей и формы их защиты, правовое регулирование защиты прав потребителей на информацию, на безопасность и качество товаров (работ, услуг), защита прав потребителей рекламы, юридическая ответственность за нарушения прав потребителей. В Особенной части для изучения предлагается рассмотреть вопросы правового регулирования защиты прав потребителей в отдельных сферах потребления, таких как розничная купля-продажа, бытовое обслуживание, туризм, здравоохранение, связь, юридические услуги, перевозка.

Учебно-методический комплекс включает программу курса, конспект лекций, контрольные вопросы и задачи к практическим занятиям, темы рефератов для самостоятельной подготовки студентов, вопросы к экзамену (зачету), список рекомендуемой литературы и образцы процессуальных документов.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА И ЕГО МЕСТО В УЧЕБНОМ

ПРОЦЕССЕ

1.1. ЦЕЛИ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА

Целью преподавания специального курса является формирование у студентов системы знаний о специфике правового регулировании защиты прав потребителей, деятельности правоприменительных органов в сфере защиты прав потребителей, приобретение студентами практических навыков по консультированию потребителей, представлению их интересов в суде, составлению процессуальных документов.

1.2. ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА

Изучение данной дисциплины должно:

- формировать у студентов представление о защите прав потребителей как комплексном межотраслевом институте законодательства;

- развивать у студентов умение и навыки работы с нормативными правовыми актами;

- вырабатывать у студентов определенные навыки практического применения теоретических знаний к конкретным правовым ситуациям;

- овладевать навыками составления основных процессуальных документов, применяемых при защите прав потребителей.

1.3. ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН, УСВОЕНИЕ КОТОРЫХ СТУДЕНТАМИ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА

Изучение специального курса «Правовое регулирование защиты прав потребителей» основано на использовании базовых понятий, полученных в курсах «Гражданское право», «Административное право», «Гражданский процесс», «Хозяйственное право».

Знания, приобретенные в процессе изучения дисциплины, будут способствовать успешному написанию и защите дипломных работ, прохождению производственной практики, также будут помогать в дальнейшей практической работе.

ТЕМА 8. Содержание прав потребителей, гарантирующих защиту от негативного воздействия рынка.

Понятие прав потребителей, гарантирующих защиту от негативного воздействия рынка. Право потребителей на защиту своих прав, на просвещение, на свободный выбор товаров, на признание судом недействительными условий договора, ущемляющих права потребителей, на обмен товара надлежащего качества.

Правое регулирование антимонопольной деятельности, развития конкуренции и защита прав потребителей.

[1, 3, 10, 11, 17, 19, 22, 24, 62, 65, 69]

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование тем занятий лекции семинары лекции
  ОБЩАЯ ЧАСТЬ Д\о Д\о ОЗО
1.   Защита прав потребителей – комплексный межотраслевой институт законодательства
2. Права потребителей и формы их защиты
3. Судебная защита прав потребителей
4. Правовое регулирование защиты прав потребителей на информацию о товарах (работах, услугах)
5.     Правовое регулирование защиты прав потребителей на безопасность товаров (работ, услуг)
6. Правовое регулирование защиты прав потребителей на качество товаров (работ, услуг)
7. Правовые последствия продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) ненадлежащего качества  
8. Содержание прав потребителей, гарантирующих защиту от негативного воздействия рынка  
9. Правовое регулирование защиты прав потребителей рекламы    
Юридическая ответственность за нарушения прав потребителей
  ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ      
11. Особенности правового регулирования защиты прав потребителей в сфере торговли  
12. Особенности правового регулирования защиты прав потребителей в сфере бытового обслуживания
13. Особенности правового регулирования защиты прав потребителей в сфере туризма
14. Особенности правового регулирования защиты прав потребителей в сфере здравоохранения  
15. Особенности правового регулирования в сфере связи  
16. Особенности правового регулирования в сфере оказания юридических услуг    
17. Правовое регулирование защиты прав потребителей в сфере перевозок  
  Всего

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ТЕМА 1.

ТЕМА 2.

ТЕМА 3.

ТЕМА 4.

ТЕМА 5.

Правовое регулирование защиты прав потребителей на безопасность товаров (работ, услуг)

1. Понятие права потребителей на безопасность товаров (работ, услуг).

2. Правовой механизм обеспечения права потребителей на безопасность товаров (работ, услуг).

1.О безопасности продукции, товаров, работ, услуг законодатель упоминает в трех законах Республики Беларусь: «О защите прав потребителей», «О техническом нормировании и стандартизации», «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека». В соответствии со ст.1 Закона «О защите прав потребителей» под безопасностью товара (работы, услуги) подразумевается его безопасность для жизни, здоровья, имущества потребителей, окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки, утилизации, а также процесс выполнения работы (услуги).

Закон «О техническом нормировании и стандартизации» под безопасностью продукции или услуг подразумевает соответствие продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг техническим требованиям, предусматривающим отсутствие недопустимого риска причинения вреда жизни, здоровью и наследственности человека, имуществу и окружающей среде.

В свою очередь Закон «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» понимает под безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов совокупность свойств продовольственного сырья и пищевых продуктов, при которых они не являются вредными и не представляют опасности для жизни и здоровья нынешнего и будущих поколений при обычных условиях их использования.

Таким образом, содержание безопасности товаров (работ, услуг) включает:

1) безопасность со стороны предмета договора – товара, работы, услуги;

2) безопасность процесса использования, хранения, транспортировки и утилизации;

3) безопасность процесса выполнения работы, оказания услуги, что предполагает безопасность технологии их проведения, также применяемых при этом материалов и оборудования.

Безопасность товара (работы, услуги) нельзя абсолютизировать, речь идет не о полном отсутствии у товаров (работ, услуг) каких-либо опасных свойств при их использовании, а лишь о приемлемой степени риска. Поэтому товар считается безопасным, если риск причинения вреда потребителю, его наследственности, окружающей среде ниже некоторого уровня, определяемого государством. Данный уровень определяется в технических нормативных правовых актах – технических регламентах, которые устанавливают непосредственно либо со ссылкой на технические кодексы установившейся практики, стандарты, обязательные требования по безопасности товаров (работ, услуг).

Поэтому можно констатировать, что безопасность товаров (работ, услуг) - это их соответствие техническим требованиям, предусматривающим отсутствие недопустимого риска причинения вреда жизни, здоровью, наследственности человека, имуществу и окружающей среде.

Субъективное право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг) состоит из следующих правомочий:

1) приобретать товар (работу, услугу) безопасный в течение установленного срока службы или годности товара;

2) получать информацию о правилах безопасного хранения, использования, транспортировки, утилизации товара;

3) приобретать товар (работу, услугу), прошедший обязательное подтверждение соответствия требованиям, обеспечивающим его безопасность, т.е. сертификацию либо гигиеническую регистрацию, регламентацию.

2. Правовой механизм обеспечения права потребителей на безопасность товаров (работ, услуг) – это совокупность правовых средств, закрепленных в законодательстве и используемых уполномоченными субъектами (потребителями, их общественными объединениями, государственными органами, продавцами (исполнителями, изготовителями) в целях защиты прав граждан от поступления на рынок опасных товаров (работ, услуг).

В данном механизме можно выделить три группы относительно самостоятельных правовых средств: 1) по осуществлению государственного регулирования в области безопасности товаров (работ, услуг); 2) по закреплению определенных обязанностей за продавцами (изготовителями, исполнителями; 3) по применению мер государственного принуждения к продавцам (изготовителям, исполнителям) в случае нарушения либо возникновения реальной угрозы нарушения требований законодательства.

Можно выделить следующие правовые средства государственного регулирования в области безопасности товаров (работ, услуг):

А) техническое нормирование и стандартизация, где первое – это деятельность уполномоченных субъектов по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, ее производства, эксплуатации и т.д., а второе – деятельность по установлению технических требований в целях упорядочения производства, использования и т.д. продукции;

Б) осуществление государственной гигиенической регистрации и регламентации продовольственного сырья и пищевых продуктов, лекарственных средств и других товаров;

В) сертификация – деятельность по подтверждению соответствия товаров (работ, услуг) требованиям нормативных документов. Некоторые товары (работы, услуги), представляющие определенную опасность для человека, подлежат обязательной сертификации. Перечень таких товаров утверждается постановлением Правительства;

Г) лицензирование - комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Правовые средства, направленные на закрепление определенных обязанностей за продавцами (изготовителями, исполнителями):

А) определение срока службы, годности, хранения товара (работы, услуги) и обеспечение его безопасности в течение этого срока.

Согласно ст.1 Закона, срок службы – это период, в течение которого изготовитель либо исполнитель (но не продавец) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за недостатки, возникшие по его вине.

В случае неустановления изготовителем срока службы, согласно п.1 ст.10 Закона, он обязан обеспечить безопасность товара (работы, услуги) в течение 10 лет со дня продажи товара, выполнения работы, оказания услуги потребителю. Обычно срок службы бытовой техники 10 лет, некоторых моделей холодильников 15 лет. Продолжительность срока определяется как коммерческими соображениями производителя, так и технологическими, производственными возможностями изготовителя, исполнителя. Срок начинает течь, согласно п.9 ст.20, с момента изготовления товара. Если момент изготовления и готовности не совпадают, тогда срок исчисляется с момента готовности товара к использованию.

Срок годности – период, в течение которого товар (работа) считается пригодным для использования по назначению. Согласно п.2 ст.13 Закона, он устанавливается на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты и другие товары, которые полностью потребляются в процессе их использования и свойства которых со временем могут ухудшаться. Срок годности, согласно ст.443 ГК, п.9 ст.20 Закона, исчисляется со дня изготовления товара, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

Срок хранения – период, в течение которого товар (работа, услуга) при соблюдении условий хранения сохраняет свои свойства. Эти сроки устанавливаются на продовольственные скоропортящиеся товары (например, срок хранения торта - 36 часов). Эти сроки устанавливаются в обязательном порядке и, согласно п.3 ст.13 Закона, запрещается реализация товаров по их истечении;

Б) обязанность довести до сведения потребителей информацию о возможном риске и об условиях безопасного использования товара (работы, услуги) с помощью соответствующих обозначений, принятых в Республике Беларусь и международной практике;

В) приостановить производство либо реализацию товаров (работ, услуг) до устранения причин вреда, если при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения, транспортировки или утилизации товара (результата работы, услуги) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, окружающей среде;

Г) снять товар (работу, услугу) с производства (реализации), информировать об этом соответствующие государственные органы, потребителя, изъять товары (работы, услуги) из оборота и отозвать от потребителя, если причины вреда устранить невозможно.

Средства государственного принуждения, применяемые к продавцам (изготовителям, исполнителям) в случае нарушения либо возникновения реальной угрозы нарушения требований законодательства о безопасности товаров (работ, услуг).

А) применение средств административного предупреждения уполномоченными государственными органами к продавцам, изготовителям, исполнителям, посягающим на право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг). Например, Закон «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» предусматривает применение таких административно-предупредительных мер, как обязательные медицинские осмотры работников, обслуживающих потребителей, запрещение поставки, реализации товаров (работ, услуг) без соответствующих документов, подтверждающих их безопасность и другие;

Б) применение средств административного пресечения в целях прекращения нарушений прав потребителей, также создание условий их восстановления, устранения вредных последствий, привлечения виновных к ответственности. Так, Законы Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации», «О защите прав потребителей», «О Комитете государственного контроля» закрепляют возможность выдачи уполномоченными должностными лицами предписаний об устранении выявленных нарушений нормативных требований, приостановлении производства товаров и их реализации до устранения допущенных нарушений, прекращении реализации товаров, запрещении производства и снятии с производства, изъятии из оборота и отзыв от потребителей. Аналогичные средства закреплены в Законах «О ветеринарном деле», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» и других;

В) средствами юридической ответственности являются неблагоприятные последствия, применяемые к нарушителям прав потребителей на безопасность товаров. Это меры гражданско-правовой ответственности, административно-правовой ответственности и уголовной ответственности.

ТЕМА 6.

Правовое регулирование защиты права потребителей на надлежащее качество товаров (работ, услуг)

1. Понятие права потребителей на надлежащее качество товаров (работ, услуг).

2. Правовой механизм обеспечения права потребителей на надлежащее качество товаров (работ, услуг).

3. Понятие товара (работы, услуги) ненадлежащего качества. Алгоритм действий потребителя при обнаружении недостатков товара (работы, услуги).

1. Согласно ст.1 Закона, качество товара (работы, услуги) – это совокупность характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворять установленные либо предполагаемые потребности потребителя (надежность, безопасность и т.д.). Исходя из определения, можно сказать, что законодатель дает понятие качества с точки зрения экономической.

С правовой же точки зрения понятие качества товаров (работ, услуг) заключается в том, что требования к качеству товаров (работ, услуг) подлежат соблюдению в силу требований законодательства. Статья 12 Закона устанавливает требования законодательства по обеспечению права потребителей на надлежащее качество товаров. Согласно данной статье, качество товара (работы, услуги) должно соответствовать одному из условий:

1) обязательным требованиям, предусмотренным законодательством. Это значит, когда на товар (работу, услугу) установлены обязательные требования законодательства к качеству в технических нормативных актах (чаще в государственных стандартах), то продавец обязан передать товар, соответствующий этим требованиям. В остальных же случаях требования к качеству могут быть определены и другими документами по стандартизации – стандартами организаций, техническими условиями;

2) условиям договора;

3) обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работ, услуга) такого рода обычно используется. В соответствии с принятым мировым сообществом определением под «обычно предъявляемыми требованиями» понимают средний для данной страны уровень требований, которым должен соответствовать товар (работа, услуга) для того, чтобы его можно было использовать по обычному назначению, принятому в конкретной стране;

4) быть пригодным для использования с конкретной целью. Но обязанность на продавца в этом случае ложиться лишь тогда, когда потребитель ставит в известность продавца о конкретной цели приобретения товара (например, телефон приобретается для ванной комнаты, где высокая влажность). В данном случае потребитель полностью полагается на компетентность продавца, который должен поставить потребителя в известность о всех проблемах, которые могут возникнуть при его эксплуатации;

5) качество товара при продаже по образцу или описанию должно соответствовать качеству образца или описания. Под образцом имеется в виду изделие, потребительские (эксплуатационные) характеристики которого определяют требования, предъявляемые к качеству передаваемого товара. Под описанием товара понимается перечень потребительских характеристик, которыми должен обладать товар.

2.Правовой механизм обеспечения права потребителей на надлежащее качество товаров (работ, услуг) – это совокупность правовых средств, закрепленных в законодательстве и используемых уполномоченными субъектами (потребителями, общественными объединениями потребителей, уполномоченными государственными органами, продавцами (изготовителями, исполнителями) товаров (работ, услуг)) в целях защиты прав потребителей-граждан от поступления на потребительский рынок некачественных товаров (работ, услуг).

Необходимость наличия такого механизма объясняется тем, что, во-первых, большинство договоров с участием потребителей являются договорами присоединения, где условия договора формулируются продавцами (изготовителями, исполнителями), в том числе и условия о качестве, во-вторых, потребитель – это субъект, который не профессионально оценивает рынок товаров и услуги, поэтому нуждается в защите своих прав.

Это следующие правовые средства:

1) гражданско-правовой договор. Согласно ст.402 Гражданского кодекса, договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Исходя из смысла п.3 ст.12 Закона, «при отсутствии в договоре условий о качестве» можно предположить, что качество, как правило, не является существенным условием договора. Однако в договоре могут быть установлены повышенные требования к качеству товара (работы, услуги) по требованию потребителя, тогда данное условие будет являться существенным, по данному условию стороны должны достигнуть соглашения.

Качество товара с течением времени может изменяться. Для потребителя важно, чтобы качество сохранялось в течение срока его эксплуатации. Поэтому п.1 ст.440 ГК предусматривает, что товар должен соответствовать требованиям качества в момент передачи покупателю и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товар используется.

Условия о качестве содержаться в техническом паспорте на товар либо иной технической документации, прилагаемой к товару, где обязательно есть указание на технические нормативные правовые акты, которым соответствует товар; на этикетке либо ярлыке одежды; на товаре либо его упаковке; условия договора о качестве могут доводиться до сведения потребителя и другими способами, принятыми в различных отраслях.

В договоре на выполнение работ потребитель обладает большей свободой в определении качества предмета договора (например, в договоре подряда на пошив изделия определяет фасон, отделку), однако исполнитель обязан выполнить определенные операции (например, раскрой, пошив и т.д.). Таким образом, заказывая выполнение работы, потребитель, с одной стороны, соглашается с требованиями качества, установленными нормативными техническими актами, с другой, может определять свои. Все эти требования становятся условиями договора о качестве;

2) гарантийный срок, срок годности и срок службы - пресекательные сроки в гражданском праве, в течение которых потребитель при обнаружении недостатков товаров (работ, услуг) может предъявить требования к продавцу (изготовителю, исполнителю) по поводу качества товара (работы, услуги). Сущность данных сроков будет рассмотрена в следующей теме;

3) обязанности продавца, изготовителя, исполнителя по обеспечению качества товаров (работ, услуг):

А) осуществлять предпродажную подготовку товаров. В соответствии с Правилами осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, принятыми Правительством Республики Беларусь 7 апреля 2004 года, продавец обязан проверить качество товара до его отправки в торговый зал. Например, продовольственные товары продавец должен освободить от тары, яйцо проверить на овоскопе, колбасу протереть и т.д. В свою очередь непродовольственные товары, например, бытовая техника, должны распаковываться, удаляться смазка, необходимо проверить наличие инструкции по эксплуатации и т.д.; для автомобиля необходимо пройти определенный объем пробега с отметкой в сервисной книжке о проведении предпродажной подготовки;

Б) продемонстрировать работоспособность товара, предоставить потребителю необходимые средства измерения, документы, подтверждающие качество, согласно п.2 ст.12 Закона;

В) обеспечить возможность использования товара по назначению в течение его срока службы, согласно ч.1 ст.14 Закона. Качество потребительских товаров характеризуется их долговечностью и эффективностью, которые должны сохраняться не только при передаче товара, но и после, поэтому на изготовителя (исполнителя) и возлагается обязанность: обеспечивать ремонт и техническое обслуживание товара; осуществлять выпуск и поставку запасных частей в торговую сеть и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объемах и ассортименте. Данные обязанности ложатся на плечи изготовителя (продавца) в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы либо 10 лет, если таковой не установлен.

3.Закон не дает понятия товара (работы, услуги) «ненадлежащего качества». Однако анализ норм закона дает основание понимать под «товаром ненадлежащего качества» товар, имеющий «недостаток» или «существенный недостаток».

Статья 1 Закона определяет, что недостаток – это несоответствие товара (работы, услуги) нормативному документу, устанавливающему требование к качеству товара (работы, услуги), условиям договора или иным требованиям, предъявляемым к качеству товара (работы, услуги), т.е. целям, для которых товар обычно используется, целям, о которых потребитель поставил в известность продавца, либо несоответствие образцу или описанию.

Несоответствие товара, результата работы, услуги обязательным требованиям, целевому назначению, условиям договора может быть установлено с помощью экспертного заключения, а если несоответствие очевидно, то в проведении экспертизы нет необходимости. Однако в случае возникновения проблем в части установления условий заключения договора потребитель вправе ссылаться и на свидетельские показания, приводить другие доказательства.

Существенный недостаток – это недостаток, который, во-первых, является неустранимым, во-вторых, не может быть устранен без несоразмерных расходов либо затрат времени, в-третьих, выявляется неоднократно, т.е. два и более раз, в-четвертых, появляется вновь после его устранения, в-пятых, другие подобные недостатки (например, недостатки выявлены сразу в трех элементах).

Таким образом, если товар, результат работы, услуги имеет один из недостатков, он ненадлежащего качества.

Факт невозможности устранения недостатков может быть установлен только специалистом, в случае судебного спора – только экспертом, назначенным судом. Для подтверждения факта неоднократности и повторного появления недостатков достаточно справки, квитанции об устранении этого недостатка ранее, также отметки в гарантийных документах характера и количества ремонтов.

Воспользоваться правами, предусмотренными ст.19 Закона, потребитель может только в случае, если ненадлежащее качество товара (работы, услуги) не было оговорено продавцом при покупке.

ТЕМА 7.

Правовые последствия продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) ненадлежащего качества

1. Гарантийный срок, срок годности и срок службы как сроки обнаружения недостатков в товарах (работах, услугах).

2. Классификация правовых последствий продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) ненадлежащего качества.

3. Особенности предъявления требований кредитором-потребителем об исполнении должником-продавцом (изготовителем, исполнителем) обязательства в натуре.

4. Особенности предъявления требований кредитором-потребителем об изменении или расторжении договора с должником-продавцом (исполнителем, изготовителем) и требований, не предусмотренных обязательством.

1.В ст.1 Закона определяется,что гарантийный срок – календарный срок (в месяцах) или наработка (в часах, циклах срабатываний, километрах пробега и т.д.), в течение которых товар (результат работы, услуга) должен соответствовать всем требованиям к его качеству, определенным в порядке, установленном законодательством. Срок годности – период, по истечении которого товар (результат работы) считается непригодным для использования по назначению. Соответственно, товар (работа, услуга) в течение гарантийного срока, срока годности должен отвечать требованиям качества, содержащимся в стандартах, договоре, быть пригодным целям, для которых товар обычно используется либо целям, о которых продавец был поставлен в известность, соответствовать образцу, описанию.

П.1 ст.20 Закона определяет гарантийный срок и срок годности как период времени, в течение которого потребитель может предъявить требования к продавцу (изготовителю, исполнителю) по поводу качества товара. Это несколько не соответствует п.1 ст.447 ГК РБ, в котором определяется, что это не срок предъявления требований, а срок обнаружения недостатков товара.

Гарантийный срок устанавливается на основании норм закона либо договора, поэтому различают договорную и законную гарантии.

Договорная – устанавливается согласно п.4 ст.13 Закона по желанию изготовителем (исполнителем) на основании нормативно-технической документации на товары (результаты работ, услуг), в течение которой в случае обнаружения недостатка товара (результата работы, услуги) изготовитель (исполнитель) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 19 и 30 Закона. Кроме того, продавец, согласно п.5 ст.13 Закона, вправе установить на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, установленного изготовителем (исполнителем), а также гарантийный срок на товар, на который гарантийный срок изготовителем (исполнителем) не установлен. В таком случае продавец обязан удовлетворить требования потребителя в случае обнаружения недостатков.

Законная – устанавливается, согласно п.1 ст.20 Закона, в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены договором либо гарантийные сроки составляют менее двух лет. Потребитель вправе предъявить требования, если недостатки обнаружены в течение двух лет со дня передачи их потребителю, а в отношении недвижимого имущества – в течение трех лет со дня передачи его потребителю, если более длительные сроки не установлены законодательством и (или) договором. Аналогично и п.6 ст.30 устанавливает правило в отношении результата работы (услуги) – потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а если он не установлен, – в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или трех лет в отношении недостатков в строении или в ином недвижимом имуществе.

Правовое положение продавца (изготовителя, исполнителя) в случае обнаружения недостатков товара в пределах либо законной, либо договорной гарантии, отличается в зависимости от: 1) распределения бремени доказывания причин возникновения недостатков; 2) времени возникновения недостатков (до или после передачи товаров, работ, услуг); 3) обстоятельств, освобождающих его от ответственности.

При договорной гарантии, согласно ч.2 п.7 ст.19, ч.2 п.8 ст.30 Закона, продавец (изготовитель, исполнитель) отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара (результата работы, услуги) потребителю вследствие нарушения им правил пользования товаром (результатом работы, услуги) или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы. Следовательно продавец (исполнитель) здесь обязан доказать, что потребитель виновен в недостатках товара.

При законной гарантии (2 года с момента передачи товара, работы, услуги потребителю и 3 года в отношении недвижимости) в соответствии с ч.3 п.7 ст.19, п.9 ст.30 Закона продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, если потребитель докажет, что недостатки товара (результата работы, услуги) возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Следовательно потребитель здесь обязан доказать, что недостатки допущены по вине продавца (изготовителя, исполнителя).

Пункт 2 ст.20 Закона устанавливает порядок исчисления гарантийных сроков. По общему правилу гарантийный срок товара начинает течь с момента передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Однако из этого правила есть ряд исключений: если момент передачи товара установить невозможно, этот срок исчисляется со дня изготовления товара; для сезонных товаров (одежды, меховых изделий и др.) гарантийные сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона и прерывается с наступлением другого сезона; при продаже товаров по образцам, по почте, а также в случаях, если момент заключения договора розничной купли-продажи и момент передачи товара потребителю не совпадают, гарантийный срок исчисляется со дня доставки товара потребителю, а если товар нуждается в специальной установке (подключении) или в сборке, – со дня его установки (подключения) или сборки; если потребитель лишен возможности использовать товар по обстоятельствам, зависящим от продавца (если товар нуждается в специальной установке (подключении) или сборке, которые обязаны осуществить продавец или уполномоченная им в соответствии с договором организация (индивидуальный предприниматель), либо в нем имеются недостатки, либо он не может использоваться потребителем по иным причинам), гарантийный срок не исчисляется до устранения продавцом таких обстоятельств.

Срок службы имеет два целевых назначения. Во-первых, это срок, в течение которого изготовитель гарантирует безопасность товара (работы, услуги), а, во-вторых, это еще и

Наши рекомендации