МДК.06.01 Основы маркетинговой деятельности и управления качеством продукции на нефтегазодобывающих предприятиях

ПМ.06 Организация предпринимательства и маркетинговой деятельности

специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений (углубленной подготовки)

Г.

Составитель: Л.Г. Кашфулина – преподаватель высшей категории ГАОУ СПО Нефтекамский нефтяной колледж

Рецензенты:

А.В. Куршев- кандидат технических наук, руководитель сектора РМФ ПТО НГДУ «Арланнефть» ООО «Башнефть-Добыча»

Л.И. Кильмаматова – кандидат экономических наук, доцент, преподаватель высшей категории ГАОУ СПО Нефтекамский нефтяной колледж

Кашфулина Л.Г.

Маркетинг в нефтегазодобывающей промышленности: курс лекций - Н.: ГАОУ СПО ННК, 2015. - 53 с.

Курс лекций Маркетинг в нефтегазодобывающей промышленности составлен в соответствие с программой профессионального модуля (ПМ.06) Организация предпринимательства и маркетинговой деятельности, разработанного на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.

Курс лекций предназначен для студентов 5 курсов дневного отделения.

©ГАОУ СПО Нефтекамский нефтяной колледж, 2015.

450620, г.Нефтекамск, ул. Дорожная, 45

©Кашфулина Лариса Гависовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Лекция 1. Введение.Предмет, цели и функциимаркетинга. Основные принципы и концепции маркетинга. Современное состояние маркетинга
Лекция 2. Характеристика, классификация и сегментирование рынка. Понятие рынка и формы рыночных структур. Классификация рынков. Сегментирование рынка. Выбор сегментов рынка
Практическое занятие № 1,2. Определение критериев сегментации, характеристика и выбор целевых сегментов рынка 16,18
Лекция 3. Маркетинговая среда.Понятие маркетинговой среды. Микросреда предприятия. Макросреда предприятия
Практическое занятие № 3.Оценка факторов макросреды организации
Лекция 4.Изучение потребителей.Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей. Характеристика покупателя. Процесс принятия решения о покупке
Практическое занятие № 4. Оценка доли рынка и лояльности потребителей к товарной марке
Лекция 5.Маркетинговая информация и методы ее сбора.Принципы и методы маркетинговых исследований. Методы сбора маркетинговой информации. Маркетинговые исследования в условиях малого бюджета
Практическое занятие № 5. Анализ рынка, его емкости и привлекательности
Лекция 6.Изучение спроса на товар.Концепции спроса. Прогнозирование спроса
Практическое занятие № 6. Прогнозирование спроса
Лекция 7.Изучение конкурентоспособности организации.Понятие конкурентоспособности организации, товара, конкурентные преимущества. Показатели конкурентоспособности организации и товара
Практическое занятие № 7,8. Оценка конкурентоспособности организации (товара) 44,45
Лекция 8. Разработка товара.Общая характеристика и классификация товаров. Разработка новых товаров. Определение жизненного цикла товара. Товарные марки. Сущность и основные характеристики бренда. Основные концепции товарной политики организации. Основные понятия франчайзинга
Практическое занятие № 9. Определение ЖЦТ
Практическое занятие № 10. Анализ основных положений Закона РФ «О товарных знаках и знаках обслуживания…»
Лекция 9.Установление цен на товары.Основные виды цен. Цены и политика ценообразования. Методы определения цены
Практическое занятие № 11,12.Расчет цен затратным и рыночным методами, определение эластичности спроса по ценам
Лекция 10.Коммуникация и стимулирование сбыта товаров.Стимулирование сбыта. Реклама и пропаганда. Индивидуальная продажа. Продвижение продаж. Мерчендайзинг
Практическое занятие № 13. Выбор носителя рекламы
Лекция 11. Организация маркетинговой деятельности предприятия. Внешняя и внутренняя среда организации. Система планирования маркетинга. Маркетинговый контроль. Структура и организация работы маркетинговых служб
Практическое занятие № 14,15. Проведение SWOT – анализа
Задания в тестовой форме
Вопросы к экзамену
Литература

ВВЕДЕНИЕ

Под термином «маркетинг» подразумевается функционирование на рынке. В более широком плане это - комплексная, разносторонняя и целенаправленная деятельность в области производства товаров и услуг, а также рынка, выступающая как система согласования возможностей предприятия, банка и имеющегося спроса на товары и услуги, обеспечивающая удовлетворение как потребителей, так и производителя.

Маркетинг является составной частью менеджмента, представляющего систему управления предприятием на основе современных методов в целях постоянного совершенствования его работы и достижения максимального конечного хозяйственного результата на рынке.

В последнее время во всем мире преобладающую роль стал играть именно маркетинг, обеспечивающий процесс согласования реальных возможностей предприятия с запросами рынка в целях максимального удовлетворения потребителей, учета интересов предприятия и покупателей. В Соединенных Штатах Америки затраты на маркетинг достигают 60 процентов от конечной цены товара. Если фирмам, банкам приходится идти на столь крупные расходы, то только из-за самой крайней необходимости. Без этого невозможно ни выстоять против конкурентов, ни найти свое место на рынке.

По мере развития рыночных отношений маркетинг приобретает все

возрастающую роль и в России.

Особенностью является то, что маркетинг нельзя ввести в действие указом президента или постановлением другого органа власти. Он внедряется в деловую жизнь, когда в нем появляется потребность. Хотя рынок в России только формируется, перед каждым предпринимателем, каждой компанией встают вопросы: какие услуги оказывать и какой клиентуре, что производить, исходя из имеющегося потенциала, для кого выпускать (кто будет потребитель), по каким ценам продавать, какой уровень качества товаров и услуг, обслуживания клиентуры необходим при возрастающей конкуренции и т.д. Ответы на них дает маркетинг.

Целью курса лекций является формирование у студентов базовых знаний для освоения специальных дисциплин, умений и навыков проведения маркетинговых исследований, анализа сильных и слабых сторон организации, анализа емкости рынка и его привлекательности, оценки доли рынка и его лояльности, прогнозирования спроса, оценки конкурентоспособности организации на рынке, выбора носителя рекламы.

Изучение темы 1.1. Маркетинг в нефтегазодобывающей промышленности направлено на овладение обучающимися следующих компетенций:

Код Наименование результата обучения
ПК 6.1. Осуществлять организацию маркетинговой деятельности и нефтяной логистики на нефтегазодобывающих предприятиях
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК 4 Осуществлять поиск анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 Ставить цели, мотивировать деятельность коллектива исполнителей, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9 Быть готовым к смене технологии в профессиональной деятельности

В ходе освоения темы обучающийся должен

знать:

· основные понятия и концепции управления маркетингом;

· классификацию факторов микросреды и макросреды маркетинга и особенности влияния на сбытовую деятельность предприятия;

· особенности и модель покупательского поведения;

· организационные аспекты и этапы проведения маркетинговых исследований, особенности сбора маркетинговой информации;

· основные маркетинговые стратегии и особенности их применения в различных экономических условиях;

· способы и критерии сегментирования рынков;

· стратегии позиционирования товаров и преимущества реализации политики брендинга на предприятии;

· основные элементы товарной политики предприятия и этапы жизненного цикла товара.

Знания, умения и навыки, приобретённые в процессе изучения темы,

будут использованы:

· в профессиональной деятельности.

ТРУДОЁМКОСТЬ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы, предполагаемые к использованию при изучении темы и их трудоёмкость, показаны в таблице 1.

Таблица 1

Виды учебной работы Всего
Общая трудоемкость темы
Аудиторные занятия (всего)
в том числе:
Лекции
Практические занятия
Самостоятельная работа (всего)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование тем Количество часов при очной форме обучения
Всего Лекции Практи ческие занятия Самосто ятель ная работа
1. Введение    
2. Характеристика, классификация и сегментирование рынка
3. Маркетинговая среда  
4. Изучение потребителей  
5. Маркетинговая информация и методы ее сбора  
6. Изучение спроса на товар  
7. Изучение конкурентоспособности организации
8. Разработка товара
9. Установление цен на товары
10. Коммуникация и стимулирование сбыта товаров
11. Организация маркетинговой деятельности предприятия
  Итого:

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Учебным планом предусмотрено проведение практических занятий по дисциплине объёмом 30 часов.

Перечень тем практических занятий приведен в таблице 2.

Таблица 2.

№ п/п Тема занятия Количество часов
1. Практическое занятие № 1,2. Определение критериев сегментации, характеристика и выбор целевых сегментов рынка
2. Практическое занятие № 3.Оценка факторов макросреды организации
3. Практическое занятие № 4. Оценка доли рынка и лояльности потребителей к товарной марке
4. Практическое занятие № 5.Анализ рынка, его емкости и привлекательности
5. Практическое занятие № 6.Прогнозирование спроса
6. Практическое занятие № 7,8. Оценка конкурентоспособности организации (товара)
7. Практическое занятие № 9. Определение ЖЦТ
8. Практическое занятие № 10. Анализ основных положений Закона РФ «О товарных знаках и знаках обслуживания…»
9. Практическое занятие № 11,12. Расчет цен затратным и рыночным методами, определение эластичности спроса по ценам
10. Практическое занятие № 13. Выбор носителя рекламы
11. Практическое занятие № 14,15. Проведение SWOT – анализа

Наши рекомендации