Виды и источники маркетинговой информации.
Виды маркетинговой информации
I) По источнику и способу получения маркетинговая информация подразделяется на первичную и вторичную
Первичная информация - неопубликованная ранее информация, которую собирает и обрабатывает сам исследователь непосредственно для решения задач, стоящих перед предприятием.
Под вторичной информациейпонимают информацию об объекте исследования, собранную ранее из внешних и внутренних источников для целей, отличных от стоящих перед предприятием и инициировавших сбор информации.
Преимущества первичной информации
· собирают в соответствии с целями данной исследовательской задачи (единицы измерения и мера детализации отвечают поставленным целям; данные самые свежие);
· методология сбора известна исследователю и контролируется;
· все результаты известны только заказчику, тем самым может быть обеспечена секретность данных;
· отсутствуют противоречия в данных из разных источников.
Недостатки первичной информации
· сбор данных может требовать много времени;
· возможны значительные расходы;
· не всегда может быть обеспечен самостоятельный сбор данных.
Преимущества вторичной информации
· экономична с точки зрения затрат труда, средств и времени;
· доступна;
· позволяет получить комплексное представление о проблеме, конкретизировать поставленные задачи.
Недостатки вторичной информации
· данные могут быть устаревшими (например, данные переписи);
· данные могут не подходить для целей исследования по причине неполноты или чересчур общего их характера;
· не гарантирована точность данных;
· возможность наличия противоречий в данных;
· не известна методологическая база сбора данных.
Классификация маркетинговой информации
II) По характеру информации маркетинговая информация подразделяется на количественную и качественную.
Количественная информация является наиболее адекватным способом численной оценки:
· емкости рынка и структуры предложения и спроса;
· объемов продаж операторов рынка;
· перспектив развития продукта;
· направлений развития продуктового портфеля и отдельных его составляющих;
· эффективности рекламной деятельности;
· эффективности работы дистрибьюторской сети;
· реакции потребителей на возможные маркетинговые действия производителя.
Она позволяет ответить на вопросы «сколько?», «когда?», «при каких условиях?».
Качественнаяинформация основывается на эмпирических данных и является источником формирования гипотез и продуктивных идей, отвечает не на вопрос «сколько?», а на вопросы «что?», «как?» и «почему?».
Наибольшее применение качественная информация находит при изучении:
· моделей потребления, покупательского поведения и факторов, определяющих выбор;
· отношения к продуктам, брендам и компаниям;
· степени удовлетворенности существующими продуктами;
· покупательских намерений.
Немаловажное значение качественные исследования играют при разработке новых продуктов, где эти исследования позволяют:
· понять, существует ли на исследуемом рынке ниша для нового продукта;
· выявить отношение к новым продуктам (или концепциям продуктов).
III) По информационным потокам, маркетинговая информация подразделяется на входящую, анализируемую, выходящую, хранимую,что отражает ее текущее состояние по отношению к отделу маркетинга (отделу маркетинговой информации).
По данному признаку маркетинговая информация классифицируется в соответствии с четырьмя типами информационных потоков
· входящая информация, подлежащая обработке, анализу или хранению;
· анализируемая информация, математически или логически изменяемая для достижения определенного результата;
· выходящая информация, преобразованная для удобства пользователя информации;
· хранимая информация, перекодированная для хранения на определенном носителе.
IV) По назначению маркетинговая информация подразделяется на справочную, правовую, общеэкономическую, финансовую, статистическую, коммерческую, внутреннюю.