Схема маркетинговых коммуникаций
Под коммуникацией в наиболее общем смысле понимается передача обращения от источника информации к ее получателю посредством определенного канала. Схема традиционной маркетинговой коммуникации включает (рис. 6.1): источник сообщений или отправителя информации, кодирования, канала коммуникации или посредника, декодирования, получателя, обратной связи и помех. Сообщения преобразуются в конкретные сигналы, иначе говоря, кодируются. Далее эти сигналы по каналам связи передаются в приемник, где они декодируются, и в таком виде поступают адресату. Предполагается также наличие ответной реакции адресата на сообщение и случайный фактор – помехи, которые искажают информацию на всех стадиях осуществления коммуникации.
Рис. 6.1. Схема маркетинговых коммуникаций
Отправитель(коммуникатор) – сторона, от которой посылается обращение адресату. Для формирования эффективной коммуникации отправитель должен четко определить ее цели, правильно выделить целевую аудиторию и уяснить желаемую реакцию.
Кодирование в коммуникации понимается как процесс представления идеи коммуникации, передаваемой адресату информации в виде текстов, символов и образов. Формируя сообщения, коммуникатор должен исходить из того, что используемый код хорошо знаком получателю. В противном случае эффективность коммуникации будет низкой.
Канал коммуникации (посредник) объединяет всех участников процесса коммуникации и носителей информации с момента кодирования посылаемого сигнала до ее получения адресатом. Канал должен в максимальной степени соответствовать идее передаваемой информации и символам, использованным для ее кодирования.
Получателем (адресатом) в коммуникации являются конкретные люди, та целевая аудитория, которым предназначена информация. Как правило, понятие целевой аудитории рекламы совпадает с понятием целевой рынок фирмы-коммуникатора.
Обратная связьпредставляет собой набор откликов получателей, которые возникают в результате контакта с обращением. Естественно, что коммуникатор в идеале ожидает от получателя послания покупки товара. В то же время, процесс принятия решения о покупке имеет несколько этапов. Зачастую решение о покупке требует длительной подготовки потенциального покупателя, поэтому целью различных обращений может быть постепенный перевод его из одной стадии готовности к покупке к другой, более высокой.
Помехи. В процессе коммуникации возникают различного рода помехи. Это незапланированные искажения в процесс коммуникации факторов внешней среды. Большинство из этих помех не в состоянии полностью заблокировать коммуникационный процесс. В то же время они могут стать причиной искажения поступающей информации. В общей массе помех выделяются три большие группы: физические, психологические и семантические.
· Физическими помехами можно назвать наслаивание одной информации на другую, повреждения носителей коммуникации (неисправности оборудования телестудии, передающей рекламный ролик, частотные помехи в линиях связи и т.д.).
· Психологические помехи возникают как различия в восприятии окружающей действительности людьми, принимающими участие в процесс коммуникации. Одни и те же сигналы могут вызывать различные эмоции у разных людей. Они могут затрагивать определенные моральные ценности людей (например, религиозные, политические и т.п.).
· Семантические помехи возникают по причине многозначности отдельных понятий, которые достаточно вольно интерпретируются получателем.
Средства передачи обращения
Способы передачи сообщений (каналы, средства, носители и т.п.) чрезвычайно разнообразны, от классических рекламных объявлений и плакатов до брелоков, этикеток и клеящей ленты. Поэтому попытки строго классифицировать все эти средства наталкиваются обычно на серьезные трудности [48].
По способу воздействия на органы чувств человека сообщения подразделяются на:
• зрительные (визуальные) – средства, воздействующие на зрение человека. В эту подгруппу входят средства печатной рекламы, выставки, витрины, световая реклама и т.д.;
• слуховые (акустические) – средства, воздействующие на слух. Их также используют в качестве звукового фона при рекламе отдельных товаров. Сюда относятся радиореклама, устная реклама и др.;
• зрительно-слуховые – средства, воздействующие одновременно на органы слуха и зрения. К этой группе относятся теле- и кинореклама, демонстрация мод;
• зрительно-осязательные, например, образцы тканей, передаваемые покупателям в руки для осмотра и восприятия на ощупь, или объявления, отпечатанные шрифтом для слепых и т.д.;
• зрительно-обонятельные, например, когда в парфюмерных магазинная флаконы с пробными духами передаются в руки покупателя для определения запаха;
• зрительно-вкусовые, например, когда проводится дегустация продовольственных товаров.
По техническому признаку сообщения подразделяются на:
• печатные(плакаты, афиши, каталоги, объявления и статьи в газетах и журналах, упаковочные материалы и др.);
• радиорекламу (рекламные передачи по радио);
• кино-, видео- и телерекламу (короткометражные рекламные фильмы);
• световую рекламу (световые указатели, табло, световые вывески предприятий торговли, и др.);
• живописно-графические средства (панно, плакаты, уличные транспаранты, ценники, указатели, вывески магазинов и др.);
По характеру воздействия на адресата средства обращения могут быть индивидуальные(телефонные звонки, письма и т.д.) и массовые(радио, телевидение и др.).
Для проведения различного вида опросов в приложении 6 приводятся правила составления анкет
Вопросы к главе 6
1. Что такое маркетинговые коммуникации?
2. Перечислите основные характеристики маркетинговых коммуникаций.
3. Перечислите основные средства маркетинговых коммуникаций?
4. Перечислите базисные составляющие маркетинговых коммуникаций-микс?
5. Укажите основные способы передачи сообщений?
6. Нарисуйте схему маркетинговых коммуникаций.
7. Какие средства передачи обращения Вы знаете?