Тема 7. Маркетинг инновационного проекта.

Вопросы:

1 Основы инвестиционного проектирования

2 Бизнес-план инновационного проекта

Существуют разнообразные определения понятия «инвестиция», отражающие множественность подходов различных научных школ. В значительной степени это обусловлено экономической эволюцией, особенностями господствующих технологических укладов, разнообразием форм и методов хозяйствования. Термин «инвестиции» происходит от латинского investire – «одевать» и подразумевает долгосрочное вложение капитала. Следует отметить, как в отечественной, так и в зарубежной практике существует множество вариантов определения понятия «инвестиции». Приведем примеры некоторых из них, начиная с определений, которые дают отечественные авторы (таблица 4.1).

Таблица 4.1 – Представления о понятии «инвестиции» в работах отечественных и зарубежных авторов

Трактовка понятия «инвестиции» Автор / коллектив авторов
Инвестиции выражают все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской деятельности, в результате которой формируется прибыль (доход) или достигается социальный эффект В. В. Бочаров [3, с.19]  
Инвестиции – это совокупность затрат, реализуемых в форме целенаправленного вложения капитала на определенный срок в различные отрасли и сферы экономики, в объекты предпринимательской и других видов деятельности для получения прибыли (дохода) … Г.П. Подшиваленко [27, с.7]
Инвестиция (investment) — это расходы на строительство новых заводов, оборудование, станки Макконнелл К. Р., Брю С. Л. [19, с.192]
Инвестиции - вложение капитала в объекты предпринимательской деятедбности с целью получения прибыли или достижения инного положительного социального эффекта Ример М.И [29, с. 28]
Инвестиции – это любой инструмент, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или приумножить их стоимость, и обеспечить положительную величину дохода. Л.ДЖ. Гитман, М.Д. Джонк [4, с.10]

Закон Республики Беларусь «Об инвестициях» трактует инвестиции как любое имущество и иные объекты гражданских прав, принадлежащие инвестору на законном основании, вкладываемые инвестором на территории Республики Беларусь способами, предусмотренными этим Законом, в целях получения прибыли (доходов) и (или) достижения иного значимого результата либо в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

В целом можно отметить, что сущность инвестиций заключается в сочетании двух основных признаков. Первый признак — это затраты ресурса и получение результата; второй признак — направление результатов от реализации инвестиций на обеспечение определенных долгосрочных целей предприятия. Инвестиции осуществляются с целью получения дохода и становятся бесполезными, если они данного дохода не приносят.

Исходя из вышеуказанных характеристик сформулируем определение понятия «инвестиции» следующим образом: инвестиции представляют собой вложение капитала в различные отрасли и сферы экономики, с целью получения экономического или внеэкономического эффекта.

Вложение инвестиций и совокупность практических действий по их реализации представляют собой инвестиционную деятельность. Участники инвестиционной деятельности представлены на рисунке 4.1.

Тема 7. Маркетинг инновационного проекта. - student2.ru

Рисунок 4.1 – Участники инвестиционной деятельности

Примечание – Источник: авторская разработка Подобед Н.А. в программе XMind 6

Инвестор – это юридическое или физическое лицо, принимающее решение и осуществляющее вложение собственных денежных и иных привлеченных имущественных или интеллектуальных ценностей в инвестиционный проект и обеспечивающие их целевое использование. К объектам инвестиционной деятельности относятся: недвижимое имущество, ценные бумаги, интеллектуальная собственность.

Инвестиции в объекты предпринимательской деятельности осуществляются в различных формах. Для учета, анализа и планирования они классифицируются по основным признакам (рисунок 4.2).

Главным признаком классификации является объект вложения капитала, на основании которого выделяют реальные (прямые) и финансовые (портфельные) инвестиции.

Реальные (прямые) инвестиции – любое вложение денежных средств в реальные активы, связанное с производством товаров и услуг для извлечения прибыли. Это вложения, направленные на увеличение основных фондов предприятия как производственного, так и непроизводственного назначения.

Финансовые (портфельные) инвестиции – приобретение активов в форме ценных бумаг для извлечения прибыли. Это вложения, направленные на формирование портфеля ценных бумаг.

По целям вложения реального капитала различают стратегические инвестиции – направляются на создание новых предприятий, производств, приобретения имущественных комплексов; базовые инвестиции – на модернизацию и расширение действующих предприятий, создание новых производств; текущие инвестиции – на замену оборудования и других основных средств, капитальный ремонт.

По характеру участия в инвестиционном процессе выделяют прямые и непрямые инвестиции. В случае прямых инвестиций подразумевается непосредственное участие компании-инвестора в выборе объектов вложения капитала, к ним относятся капитальные вложения, вложения в уставные фонды других фирм, в некоторые виды ценных бумаг. Непрямые инвестиции подразумевают участие в процессе выбора объекта инвестирования посредника, инвестиционного фонда или финансового посредника. В мировой практике чаще всего это инвестиции в ценные бумаги.

Следующий признак классификации инвестиций – период инвестирования.Краткосрочные инвестиции представляют вложения на период до одного года, долгосрочные инвестиции — это вложения капитала на срок более одного года.

Выделяют также венчурные инвестиции и аннуитет. Венчурные инвестиции – это рискованные вложения капитала, обусловленные необходимостью финансирования мелких инновационных предприятий. Это вложения в акции организаций, новых предприятий, осуществляющих свою деятельность в новых сферах бизнеса и связанных с большим уровнем риска. В расчете на быструю окупаемость вложенных средств венчурные инвестиции направляются в проекты, не связанные между собой, но имеющие высокую степень риска. Аннуитет – инвестиции, приносящие вкладчику средств определенный доход через регулярные промежутки времени. В основном это вложение средств в различного рода фонды (страховые, пенсионные и т.д.)

По региональному признаку выделяют внутренние (национальные) и внешние (зарубежные) инвестиции. Внутренние инвестиции осуществляются в объекты инвестирования, находящиеся внутри страны; внешние инвестиции — в объекты инвестирования, находящиеся за ее пределами. Сюда же относится приобретение различных финансовых инструментов: акций зарубежных компаний или облигаций других государств.

Тема 7. Маркетинг инновационного проекта. - student2.ru

Рисунок 4.2 – Классификация инвестиций

По формам собственности используемого инвестором капитала инвестиции подразделяют на частные, государственные (смешанные), иностранные и совместные. Частные инвестиции представляют собой вложения капитала физическими и юридическими лицами негосударственной формы собственности. К государственным инвестициям относят вложения капитала, осуществляемые органами власти и управления за счет бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также вложения, осуществляемые государственными предприятиями за счет собственных и заемных средств. Иностранные инвестиции — вложения капитала нерезидентами (как юридическими, так и физическими лицами) в объекты и финансовые инструменты другого государства. Совместные инвестиции осуществляются совместно субъектами страны и иностранных государств.

По характеру использования капитала выделяют первичные инвестиции – вложения, впервые сформированного инвестором капитала; реинвестиции – повторные вложения на инвестиционные цели доходов от ранее вложенных инвестиций; дезинвестиции – высвобождение ранее инвестированного капитала из инвестиционной деятельности.

По воздействию на развитие национальной экономики определяют валовые инвестиции – общий объем средств, направленных на увеличение основного и оборотного капитала в определенном периоде, и чистые инвестиции.

Таким образом, инвестиции представляют собой ресурсы и ценности, вкладываемые в коммерческие объекты. У собственника есть два варианта их использования: во-первых, за плату передать их для осуществления предпринимательской деятельности, т.е. стать инвестором; во-вторых, самостоятельно трансформировать инвестиции в активы, необходимые для производства товаров или предоставления услуг, т.е. собственник, будет участником инвестиционной деятельности.

Существут определенные особенности инвестиционной деятельности предприятия:

1. Объемы инвестиционной деятельности объекта позволяют оценить темпы экономического развития предприятия. Они характеризуются суммой валовых и чистых инвестиций предприятия. Валовые инвестиции — это общий объем инвестирования средств в определенном периоде деятельности предприятия, направленных на создание, расширение или обновление основных производственных фондов. Чистые инвестиции — это сумма валовых инвестиций за определенный период, уменьшенная на сумму амортизационных отчислений за этот же период.

2. Циклический характер инвестиционной деятельности, который обусловлен необходимостью возмещения морального и физического износа основных средств. Существует три основные формы протекания инвестиционного процесса: последовательное, параллельное, интервальное. При параллельном протекании инвестиционного процесса формирование инвестиционной прибыли начинается обычно до полного завершения процесса инвестирования капитала. При последовательном протекании инвестиционного процесса инвестиционная прибыль формируется сразу же после окончания инвестирования средств.

3. Возникновение инвестиционных рисков. Эти риски связаны, прежде всего, с изменениями, происходящими во внешней среде (налоговой системе, рыночной конъюнктуре, валютном регулировании и т.д.). Выделяют следующие виды риска: предпринимательский, инновационый, имущественный и социальный.

Сложившиеся в последние годы тенденции развития инновационной инфраструктуры Республики Беларусь свидетельствуют о том, что объекты в основном адаптировались к сложным условиям возрастающей конкуренции. Проведенный анализ выявил наличие развитой комплексной нормативно-правовой базы для размещения инновационных объектов при отсутствие научно-проработанной системы приоритетов развития инфраструктуры товарного рынка, которая бы учитывала особенности современного рынка и привлекала инвестиции. В рамках систематизации развития инновационной инфраструктуры предлагается использование комплексной системы поддержки инвесторов (рисунок 4.3).

Тема 7. Маркетинг инновационного проекта. - student2.ru

Рисунок 4.3 - Формы и методы государственной поддержки инвесторов [26, с.98].

Основными критериями при реализации инновационных проектов могут выступать критерии привлекательности и реализуемости. К критериям привлекательности проекта будут относиться сокращение транспортных расходов; уменьшение срока оккупаемости, наступление положительного эффекта от внедрения. К критериям реализуемости проекта следует отнести: объем инвестиций, их доступность; уровень развитости смежной инфраструктуры; наличие институциональной поддержки, нормативно-правовой базы.

Инвестиционный климат – это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Он формируется под воздействием взаимосвязанного комплекса законодательно-нормативных, организационно-экономических, социально-политических и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в отдельном регионе. Оценка инвестиционного климата предполагает учет:

1) экономических условий (состояния макроэкономической среды, динамики ВВП, национального дохода, объемов производства промышленной продукции, инфляции, развития высокотехнологичных производств, положения на рынке труда, ситуации в денежно-кредитной, финансовой, бюджетной, налоговой, валютной системах и т.п.);

2) государственной инвестиционной политики (степени государственной поддержки иностранных инвестиций, возможности национализации иностранного имущества, участия в международных договорах, соблюдения соглашений, преемственности политической власти, устойчивости государственных институтов и эффективности их деятельности и т.д.);

3) нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности (статуса регламентирующих документов и порядка их корректировки, параметров ввода и вывода инвестиций из страны, налогового, валютного и таможенного режима, порядка создания, регистрации, деятельности, отчетности, слияния и ликвидации фирм, мер регулирования и контроля над их деятельностью, урегулирования споров);

4) информационного, статистического материала о состоянии различных факторов, определяющих инвестиционный климат.

Эффективность инвестиционной политики отражается в нескольких показателях: абсолютном объеме привлеченных прямых иностранных инвестиций и их положительной динамике за ряд лет, а также в объеме накопленных прямых иностранных инвестиций.

Многообразие и характер факторов, воздействующих на инвестиционный климат, требуют их научной классификации. По природе возникновения и социально-экономическому содержанию, можно следующим образом систематизировать единые факторы, влияющие на объем и структуру потребления услуг:

· социальные (общественно-экономическая формация; социальная структура общества; занятость; традиции; мода и др.);

· экономические (доля фонда потребления в национальном доходе, доходы различных групп населения; уровень цен на товары и тарифы на услуги);

· демографические (численность населения; половозрастная
структура; удельный вес городского и сельского населения);

· природно-климатические (среднегодовая температура воздуха, годовая сумма осадков, продолжительность времен года, рельеф местности, число пасмурных и солнечных дней в году);

· научно-технические (развитие техники и технологии, доля прогрессивного оборудования в общем объеме используемых технических средств при оказании услуг и др.);

· нормативно-правовые (состояние нормативно-правовой базы, регламентирующей развитие инвестиционного рынка).

По характеру воздействия можно выделить общие и частные факторы, влияющие на инвестиционный климат (рисунок 4.4).

В Беларуси проводятся обширные реформы, направленные на повышение инвестиционной привлекательности страны. Преобразования затронули налоговое, инвестиционное законодательство, процесс приватизации: отменен институт «золотой акции», ведется работа по сокращению лицензируемых видов деятельности и административных процедур; ограничено вмешательство контрольных органов в работу бизнеса; введен заявительный принцип регистрации субъектов хозяйствования; предоставлена возможность приобретения в собственность земельных участков и их использования в качестве предмета залога для получения банковского кредита; принят Инвестиционный кодекс, регулирующий инвестиционную деятельность в стране; внедрены налоговые льготы для резидентов СЭЗ, парков высоких технологий, субъектов малого и среднего бизнеса.

ОБЩИЕ ФАКТОРЫ
Развитие инфраструктуры транспорта, торговли и туризма  
Сервисная интеграция
ЧАСТНЫЕ ФАКТОРЫ
Потребность в инвестиционной услуге
Рост денежных доходов
Кадровый потенциал
Наличие «длинных денег» в экономике (доступность кредитов)
Социальные факторы
Экономические факторы
Научно-технические факторы
Демографические факторы
Природно-климатические факторы
Нормативно-правовые факторы
Комплекс факторов, влияющих на инвестиционный климат

Рисунок 4.4 – Структура инвестиционного климата и факторы его формирования

Основными странами-инвесторами в экономику Республики Беларусь являются Россия, Швейцария, Австрия, Великобритания, Кипр, Нидерланды, Германия. В стране работают 5 тысяч коммерческих организаций с иностранным капиталом из 70 стран мира. Порядка 60 организаций являются филиалами транснациональных корпораций. Созданы совместные предприятия с немецким концерном «МАН» (выпуск грузовых автомобилей), компанией «Карл Цейсс» (производство оптики), а также иностранные предприятия — «Кока-кола Бевриджис Белоруссия», «Рестораны Макдоналдс», «Уномедикал» (производство медицинских изделий), «Чесс-Бел» (переработка нефтепродуктов», «Фрезениус» (медицинское оборудование), «Ханекен» (производство слабоалкогольных и безалкогольных напитков) и др. В Беларусь инвестируют такие известные российские компании, как: ОАО «Лукойл» НТК, «Славнефть», «Итера — групп», ОАО «Газпром» и Газпромбанк, СООО «МТС» и др.

Гарантии зарубежным инвесторам предоставляются и в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами. В настоящее время действует 52 соглашения об избежании двойного налогообложения и 49 договоров о содействии осуществлению и защите инвестиций. Беларусь является также участницей многосторонних договоров.

В Республике Беларусь существуют следующие предпосылки для инвестирования в инфраструктурные активы:

· экспортно-ориентированная экономика (экспортируется более 60% ВВП);

· выгодное географическое положение (находится в центре Европы на перекрестке двух панъевропейских транспортных коридоров II и IX);
• значительный научно-технический потенциал (высококвалифицированная рабочая сила; низкий уровень преступности и коррупции; наличие 6 свободных экономических зон и Парка высоких технологий);

• появление институциональной базы для инвестирования в инфраструктуру. Принятие и совершенствование законодательства на региональном и республиканском уровнях; прогрессивное инвестиционное законодательство (гарантии, льготы и преференции для инвесторов, в Беларуси единственной из стран СНГ принят Инвестиционный кодекс);

• наличие существенно устаревшей инфраструктуры требует инвестиций с целью модернизации;

• рост спроса на услуги инфраструктуры в результате мирового экономического кризиса: замедление экономического роста, вызванное мировым экономическим кризисом требует новых подходов к развитию инфраструктуры;

• транснационализация мирового рынка, приводящая к увеличению международного рынка товаров и услуг, вложению инвестиций в расширение производства, стимуляции развития информационных технологий и дальнейшей модернизации инфраструктуры.

• формирование рынка проектного финансирования в Республике Беларусь: в настоящее время находятся в стадии реализации первые инфраструктурные проекты, финансируемые совместно государством и частными инвесторами (например, реконструкция аэропорта Минск компанией AEON corporation).

Об эффективности принимаемых в Беларуси мер свидетельствуют данные ежегодного отчета IFC и Всемирного Банка Doing Business. Так, по данным исследования «Doing Business» Беларусь по условиям ведения бизнеса заняла 58-е место из 183 стран и улучшила свои позиции по сопоставимой методологии на 22 пункта по сравнению с прошлогодними показателями, опережая Россию, Украину, Польшу (рисунок 4.5).

Тема 7. Маркетинг инновационного проекта. - student2.ru

Рисунок 4.5 – Республика Беларусь в мировом рейтинге «Doing Business»

Вместе с тем существуют и препятствия, ограничивающие привлечение инвестиций в инфраструктурные активы:

1. Неравномерность развития и размещения объектов инфраструктуры в Республике Беларусь (недостатки в развитии транспортной и логистической инфраструктуры).

2. Рост конкуренции со стороны стран СНГ за привлечение инвестиций в модернизацию экономики.

3. Усложнение цепочек поставок, наличие большого количества посредников, что приводит к уменьшению рентабельности инвестиций и др.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1) Инвестиции – экономическая категория, наиболее часто используемая в системе производственных (товарно-денежных) отношений, как на микро, так и на макроуровне. Инвестиции представляют собой вложение капитала в различные отрасли и сферы экономики, в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли (дохода), а также достижения иного экономического или внеэкономического эффекта, осуществление которого базируется на рыночных принципах и связано с факторами времени и риска.

2) Для формирования инвестиционного климата важен не только анализ сложившейся ситуации в развитии инфраструктурных элементов, но и построение прогнозных моделей развития экономики. Особенно возросла роль прогнозирования в современном обществе, при стремительных темпах развития общества и смены технологических укладов. Сегодня мир стоит на пороге шестого технологического уклада. Его контуры только начинают складываться в развитых странах мира и характеризуются нацеленностью на развитие и применение наукоёмких технологий. Поэтому необходимо прогнозирование экономических показателей, основанное на объективных закономерностях, на использовании математического аппарата с применением современных информационных технологий.

Основным объектом финансового управления реальными инвестициями предприятия выступает инвестиционный проект. В Республике Беларусьинвестиционным проектом признается совокупность документов и иных материалов, определяющих целесообразность, условия и способы вложения инвестиций, объемы и источники их финансирования, увязанные по срокам и исполнителям мероприятия, направленные на достижение заданного участниками инвестиционного проекта результата за определенный период времени. Разработка инвестиционного проекта - это один из первых шагов, который необходимо предпринять при создании какого-либо проекта, требующего существенных денежных вложений со стороны инвесторов.

Инновационный проект – это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений в инновации. Любой инновационный проект является инвестиционным, вместе с тем не каждый инвестиционный проект содержит инновации. Поэтому относительно реализации инновационных проектов на территории Республики Беларусь действуют те же нормы и правила, что и для инвестиционных.

В настоящее время на территории Республики Беларусь действует Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 31.08.2005 N 158 "Об утверждении Правил по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов", в котором описываются требования к содержанию инвестиционного проекта:«…в состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, описательная часть бизнес-плана, приложения, справочные и иные материалы, подтверждающие исходные данные;описательная часть бизнес-плана должна состоять из следующих основных разделов:

1. Титульный лист. Содержит наименование проекта; фирменное наименование и знак, адрес фирмы; суть предлагаемого проекта; совокупную стоимость проекта, включая источники финансирования

2. Вводная часть (резюме). Основная концепция бизнеса (проекта); информация о руководстве компании, инвесторах и кредиторах.

3. Характеристика организации и стратегия ее развития. Главные цели и задачи развития; актуальность и новизна проекта; объем производственной программы; обоснование потребности в оборудовании, объем инвестиционных затрат; оценка обес­печенности инженерными коммуникациями; обоснование выбора поставщиков; экологическая оценка; внедрение международной системы качества; аттестация производств в соответствии с международными требованиями; сертификация продукции; обоснование источников финансирования; описание конкретного места реализации проекта, инфраструктуры.

4. Описание продукции. Область применения продукции; основные характеристики продукции; контроль качества; соответствие международным и национальным стандартам; обеспечение гарантийного и послегарантийного обслуживания; наличие лицензий, сертификатов; новизна технических технологических решений, потребительских свойств.

5. Анализ рынка (маркетинговый план). Стратегия маркетинга. Потенциальные потребители продукции; конкуренты; размер рынка; вероятная доля на рынке; цены; ценовая политика; каналы сбыта; реклама; оценоч­ная доля на рынке (приложение 2).

6. План производства. Программа производства и реализации продукции; материально-техническое обеспечение; затраты на производство и реализацию продукции.

7. Организационный план. Организационная структура управления; сведения о партнерах; сведения о руководящем составе.

8. Инвестиционный план.Сводные данные по инвестиционным затратам и источникам их финансирования по проекту (собственные, заемные и привлеченные средства, включая государственное участие).

9. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности. Расчет прибыли от реализации; объем прибыли, используемой на выплату дивидендов, оплату труда. пополнение оборотных средств, поддержание социальной сферы и др. текущие выплаты обязательного характера; расчет налогов и платежей; прогнозирование потока денежных средств от операционной (текущей производственной) деятельности, инвестиционной и финансовой деятельности.

10. Показатели эффективности проекта. На основании чистого потока денежной наличности рассчитываются эффективность инвестиций, дисконтированный доход, рентабельность, срок окупаемости.

11. Юридический план. Описывается организационно-правовая форма будущей организации, уточняются основные юридические аспекты будущей деятельности организации.

12. Приложения. Копии контрактов, лицензий, документов, из которых взяты исходные данные.

Понятие инновационный проект имеет сложное содержание, определяемое следующими характеристиками, отображенными на рисунке 4.6.

Тема 7. Маркетинг инновационного проекта. - student2.ru

Рисунок 4.6 – Основные характеристики инновационного проекта

Примечание – Источник: авторская разработка Подобед Н.А. в программе XMind 6

Выделяют следующие методы финансирования инновационных проектов:

Самофинансирование предусматривает осуществление инвестирования за счет собственных средств. Следует иметь в виду, что в условиях высоких темпов инфляции происходит обесценивание этого источника.

Привлечение капитала посредством эмиссии акций как метод финансирования используется обычно для реализации крупномасштабных проектов. Кредитное финансирование применяется, как правило, при инвестировании в быстрореализуемые и высокоэффективные проекты. Финансовый (инвестиционный) лизинг является разновидностью кредита, но в материально-вещественной форме. В отечественных условиях его распространяют лишь на движимое имущество. Смешанное финансирование основывается на различных комбинациях перечисленных методов и может быть использовано для всех форм инвестирования.

Для каждого проекта должны быть сформулированы четкие цели, которых необходимо достигнуть в определенных условиях при выполнении конкретных технических, экономических и других требований. Управление содержанием инновационного проекта в организации включает в себя подходы к руководству командами, работу над идеями, организацию работы над проектами, контроль выполнения рабочего графика для достижения намеченных результатов. Инвестиционная привлекательность инновационного проекта может быть оценена различными методами, направленными на выявление положительных и отрицательных факторов влияния, экономической среды.

Таким образом, можно выделить следующие основополагающие признаки инновационных проектов:

1) Каждый проект в ходе реализации должен преследовать заранее предусмотренные цели. В экономической теории сложилась некоторая классификация целей, применимых к тому или иному инвестиционному проекту. Укрупнено данные цели можно представить следующим образом: цели, связанные с ростом удовлетворения потребностей инвестора; цели, связанные с оптимизацией имущественного положения предприятия.

2) Бюджет проекта. В бюджете проекта включаются затраты и доходы с указанием запланированного времени их осуществления. По сути бюджет проекта – это финансовый поток, который состоит из собственных и заемных средств. Собственные средства представлены чистой прибылью предприятия, основными и оборотными средствами, амортизационными отчислениями. Заемные средства – это кредиты, ссуды и займы, имеющие целевое значение для реализации инвестиционных планов.

3) Капитальные расходы – представляют собой инвестиционную деятельность предприятия, вложения в покупку оборудования, зданий и сооружений, строительство, это инвестиционные затраты на покупку основных фондов, а также затраты по обслуживанию кредитов на их приобретение. Например, основные затраты на создание IТ-проекта предлагается вычислять как сумму следующих элементов:расходы на проектирование задач, внедрение частичной обработки данных; затраты на основные технические средства(включая транспортные расходы) IТ-проекта и абонентских пунктов; затраты на вспомогательные технические средства и оборудование (включая транспортные расходы) IТ-проекта и абонентских пунктов; затраты на монтаж и наладку технических средств; затраты на строительство и сооружение зданий IТ-проекта и абонентских пунктов.

4) Эксплуатационные расходы – расходы, необходимые для поддержания работоспособного состояния основных средств в течение всего намеченного срока службы. Годовые эксплуатационные затраты на обработку информации в IТ-проекте рассчитываются как сумма следующих слагаемых: основная и дополнительная зарплата персонала; отчисления на социальное страхование; амортизация технических средств и вспомогательного оборудования; расходы на текущий ремонт и содержание технических средств и оборудования (затраты на запчасти и вспомогательные материалы, оплата услуг специализированной организации по техническому обслуживанию); амортизация зданий и сооружений; расходы на текущий ремонт и содержание зданий и сооружений; затраты на электроэнергию, потребляемую оборудованием и расходуемую на освещение; расходы на основные материалы (носители информации); расходы на аренду и содержание каналов связи и прочие расходы.

5) Экономический эффект - разность между результатами деятельности хозяйствующего субъекта и произведенными для их получения затратами на изменения условий деятельности. Экономический эффект выражается в абсолютных, как правило, стоймостных показателях (например, чистый дисконтированный доход, прибыль). Относительные показатели (внутренняя норма доходности, индекс доходности) относятся к категории экономической эффективности и показывают соотношение экономического результата и затрат факторов производственного процесса.

6) Бизнес-план проекта – это документ, описывающий основные этапы реализации проекта и их экономическое обоснование. В соответствии с рекомендациями ЮНИДО (Организации Объединенных Наций по Промышленному Развитию) инвестиционный проект должен содержать следующие основные разделы: краткая характеристика проекта (или его резюме), предпосылки и основная идея проекта, анализ рынка и концепция маркетинга, сырье и поставки, месторасположение, строительный участок и окружающая среда, проектирование и технология, организация управления, трудовые ресурсы, планирование реализации проекта, финансовый план и оценка эффективности инвестиций.

7) Использование современной концепции холистического маркетинга инноваций –подход к маркетингу, при котором все компоненты процесса рассматриваются как единое целое, а не совокупность отдельных элементов (приложение 3). Концепцию «холистического маркетинга» ввел Ф. Котлер. Следует оценить степень воздействия всех операций компании на все заинтересованные стороны — потребителей, сотрудников, дистрибьюторов, дилеров и поставщиков, а не только акционеров. Холистический маркетинг инноваций призывает компанию к сотрудничеству со всеми: сотрудниками компании, поставщиками, дистрибьюторами, потенциальными потребителями.

В данном случае маркетинговые исследования инноваций должны предшествовать и дополнять основные стадии инновационного проектирования. Холистический маркетинг инноваций включает четыре основных компонента: интегрированный маркетинг на рынке инноваций (рынок инноваций, каналы сбыта, цена инноваций); маркетинг взаимоотношений на рынке инноваций (маркетинг аутсорсинга, бенчмаркинг, адаптирующий маркетинг); внутренний маркетинг предприятия на рынке инноваций (управление межфирменным маркетингом, этика межфирменных отношений, планирование и аудит маркетинга инноваций) и маркетинг инноваций для различных видов хозяйственной деятельности (маркетинг недвижимости и т.д.).

В условиях конкуренции хозяйствующие субъекты рынка особое внимание уделяют поиску эффективных систем и методов продвижения инноваций. Поэтому в рисунке 4.8 особое место занимают маркетинговые коммуникации, связанные с внедрением инноваций на производстве, совершенствованием управления конкурентоспособностью объектов. Понятия «маркетинговые коммуникации» и «методы продвижения товара» являются синонимичными, хотя в экономической литературе отдельные средства и методы относят и к продвижению товара, и к маркетинговым коммуникациям.

Маркетинговые коммуникации представляют собой процесс передачи целевой аудитории информации о продукте. Согласно этому определению, коммуникация, как и продвижение, является процессом. При продвижении продукции с использованием концепции холистического маркетинга используется различный комплекс маркетинговых коммуникаций для каждого сегмента холистического маркетинга. К основным средствам маркетинговых коммуникаций относятся следующие: реклама; связи с общественностью (PR); программы лояльности; директ-маркетинг; спонсорство; стимулирование сбыта; личные продаж (рисунок 4.9).

Прочие инструменты маркетинговых коммуникаций: упаковка; сувениры; сервисное обслуживание; рекламно-оформительские средства повышают вероятность приобретения товаров покупателями. Алгоритм формирования маркетинговых коммуникаций в холистическом маркетинге инноваций состоит из следующих элементов: идентификация потребителей инновации; определение реакции рынка на инновацию; определение цели коммуникационной стратегии; разработка коммуникационного сообщения; выбор коммуникационных каналов распространения инновации; маркетинг аутсорсинга и инсорсинга; разработка коммуникационного бюджета; выбор методов продвижения; оценка эффекта от коммуникаций; определение особенностей коммуникаций в недвижимости, торговле, промышленности, сельском хозяйстве .

Цели коммуникационной кампании при продвижении иннов

Наши рекомендации