Классификация потребностей человека
Признак классификации | Вид потребности | Комментарий к понятию, пример проявления потребности |
1. В зависимости от отношения к биологической компоненте человека или к социальной (личностной) компоненте | 1.1.Первичные (осознаваемые органические потребности) | отражаются в сознании человека в виде ощущений или как переживание напряжения. |
1.2. Вторичные (потребности личности) | это не просто осознание нужды в виде ощущения, это чаще всего трансформированная в переживание и желание нужда. В возникновении потребностей личности участвует и интеллектуальный компонент, так как происходит ментализация потребности. Она связана с пониманием того, чем вызвано появившееся ощущение, переживание, осознанием значимости и актуальности потребности в данный момент. | |
2. В зависимости от вида деятельности, необходимой для удовлетворения потребности | 2.1.Потребности труда | особенности трудовой деятельности состоит в том, что это специфически человеческая деятельность, продуктивная, общественная, то есть та, которая развивается только в условиях кооперации и общения людей |
2.2.Потребности познания | познавательные интересы, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями | |
2.3.Потребности общения | потребности в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, желание человека занять определенное место в системе общественных отношений | |
2.4.Потребности отдыха | восстановление физических и психических сил, затрат энергии, потребности переключения с одного вида деятельности на другой, освобождение от утомления, усталости, и пр | |
3. В зависимости от категории благ, на получение которых направлена потребностть | 3.1.Материальные | пища, жилье, одежда, и т.п. |
3.2.Духовные | литература, искусство, общение, и т.п. | |
3.3.Этические | например, когда работник нуждается в том, чтобы коллеги и руководитель общались с ним спокойным тоном, в уважительной манере, говорили, не повышая голоса, и т.п. | |
3.4.Эстетические | например, работник испытывает удовольствие от того, что его рабочее место содержится в порядке, и тогда потребность этот порядок обеспечивать и поддерживать - эстетического характера. | |
4. В зависимости от объекта – «носителя» потребности | 4.1. Индивиду-альные | потребности, которые испытывает каждый индивид. Напр., потребность в пище |
4.2.Коллективные | потребности группы индивидов как системы, нуждающейся в определенных условиях для своего функционирования. Или потребность большинства личностей, входящих в данную группу, т.е. типичные для группы потребности. Напр., выпуск конкурентоспособной продукции | |
4.3.Общественные | наряду с узко личными потребностями у человека благодаря воспитанию формируются и такие потребности, которые, являясь потребностями общества, переживаются им как чувство долга. Если же эти общественные потребности не удовлетворяются, у человека возникают отрицательные эмоции, так же как и при неудовлетворении личных потребностей. Напр., когда речь идет о государственной безопасности | |
5. В зависимости от значения, которое потребность играет в жизнедея-тельности человека | 5.1.Жизненно важные потребности | Без удовлетворения которых человек не может существовать как биологический организм или как личность. |
5.2. Потребности нормального стандарта | Процесс удовлетворения этих потребностей регулируем со стороны человека – по времени, по интенсивности действий. Их удовлетворение человек может отложить, отдав приоритет более важным в этот момент потребностям. | |
5.3.Элитные потребности | предельно возможный при данном уровне развития общества максимум в удовлетворении вторичных потребностей. Не являются жизненно важными, необходимыми (напр., курение), | |
5.4.Извращенные потребности | требуют для своего удовлетворения ненормативных, антисоциальных действий | |
6. В зависимости от характера удовлетворения потребности | 6.1. Насыщаемые (элементарные) | напр., потребность организма в возобновлении затрат энергии (пища, сон, вода) |
6.2.Ненасыщаемые | они не угасают в результате насыщения, а усиливаются, побуждая человека к новым поискам и созданию предмета их удовлетворения. В отличие от элементарных потребностей они могут побуждать человека в силу не отрицательных, а положительных переживаний и приводить его не к приспособленческой, а к созидательной, творческой деятельности. Могут приобрести для человека самостоятельную ценность и стать предметами его потребности. |
В состоянии впервые образовавшейся потребности нет конкретного точного описания предмета, который способен ее удовлетворить. До своего первого удовлетворения потребность как бы «не знает» своего предмета (блага), он еще только должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность функцию, т.е. становится мотивом. В стереотипных ситуациях вслед за появлением нужды и ее осознанием человеком по механизму ассоциации всплывают образы предметов, удовлетворявших в прошлом эту потребность, а заодно и действие по ее удовлетворению. В отличие от потребности, которая лишь создает побуждение к активности и нацеливает личность на получение желаемого, мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. В содержание мотива включается сознательный выбор цели и средств ее достижения, учитываются внешняя среда и условия реализации, определяются линии и программа поведения, оцениваются возможные последствия.
(2) Благо.
В широком смыслеблаго, как определяли его Т. Гоббс, Б. Спиноза, есть то, к чему стремится человек, то, что ему нужно. В этическом смысле благо синонимично понятию добра. В философии под благом подразумевается то, что заключает в себе определённый положительный смысл. В экономике блага, находящиеся в распоряжении общества, рассматриваются в двух аспектах: с точки зрения их полезности (способности удовлетворить определенную человеческую потребность) и с точки зрения вклада человека в их производство, чему соответствуют понятия ценности: «потребительная стоимость» и «стоимость». В процессе формирования мотива труда блага приобретают свою стимулирующую функцию как средства удовлетворения человеческих потребностей. Классификация благ представлена в табл.2.
Таблица 2.
Классификация благ.
Признак классификации | Вид блага | Комментарий к понятию, пример |
1. По натуральным характеристикам | 1.1.Продукты | Это блага, имеющие материально-вещественную форму. |
1.2.Услуги | Это блага, предоставляемые в форме деятельности. Представляют собой виды деятельности, в процессе выполнения которых не создается новый материально-вещественный продукт, но изменяется качество имеющегося продукта. | |
2. По содержанию (сущности) блага | 2.1. Материаль-ные | Это блага, имеющие вещную форму. Они создаются в процессе всех видов производственной деятельности в форме продуктов, энергии и в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, расфасовки, упаковки и др. функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения, в сфере материального производства. |
2.2. Немате-риальные | Это личные неимущественные права и нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом, например жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства и др. | |
3.По степени удаленности от конечного потребления | 3.1.Потребитель-ские блага | Это товары и услуги, непосредственно удовлетворяющие потребности человека, предназначенные для семейного или личного потребления. В зависимости от покупательских привычек потребителей различают товары повседневного спроса; товары предварительного выбора; товары особого спроса; товары пассивного спроса. |
3.2.Ресурсы | Это совокупность предметов труда, предназначенных для использования в процессе производства общественного продукта: сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты, детали и т.д. Они выступают как источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и социально-экономических отношениях. Ресурсы подразделяются на три основные группы: материальные ресурсы; трудовые ресурсы, в том числе интеллектуальные ресурсы; и природные (естественные) ресурсы. | |
4. По длительности использования | 4.1.Кратко-временные | Продукты питания, услуги сферы досуга – посещение кинотеатра, развлекательного комплекса, и т.д. |
4.2. Долго-временные | Природные ресурсы, образование, недвижимость и т.д. | |
5.По характеру потребления | 5.1.Частные | Это блага, к которым имеют доступ только отдельные индивиды, например, богатство, слава, публичная известность. Частные блага конкурентны, т.к. потребление такого блага одним человеком сокращает количество блага, доступное другим. |
5.2.Общественные | блага, к которым имеют доступ все индивиды, например: оборона, бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев и т.п. В противоположность частным благам общественные блага носят неисключающий характер, что не позволяет исключить кого-либо из пользования этими благами. |
В процессе управления персоналом человеческая энергия преобразуется в определенное поведение, ожидаемым результатом которого являются эффективные совместные действия работников, реализующие планы организации. В действие вступают организационные механизмы, побуждающие работников (отдельного человека, группу людей или коллектив) к деятельности для достижения конкретных целей организации и заданных результатов труда. Эти действия осуществляет субъект управления (государство, органы управления предприятием, непосредственный руководитель и т.д.). Так приводится в действие механизм мотивации трудовой деятельности.
Известный русский ученый Л.С. Выготский отмечал, что «мотив есть в известном смысле реакция на стимул и что стимулы как бы вызывают к жизни союзников (установки), вводят их в бой и сражаются за общее двигательное поле, вооруженные мотивами…». Точнее было бы называть реакцией на стимул не сам мотив, а процесс его формирования - мотивацию. Если мотив – внутреннее осознанное побуждение, то стимулы – это набор благ, выступающих как объект устремлений. Блага, которые организация может предоставить в распоряжение работнику в обмен на выполнение заранее поставленных условий, и есть основа, способная при определенных условиях стать стимулами трудовой деятельности (см. рис.1).
Рис. 1. Условия формирования мотива труда.
По рис.1. видно, что мотив труда формируется тогда, когда труд (работа) являются если не единственной, то, по крайней мере, основной предпосылкой получения блага. Тогда благо обретает стимулирующую функцию и становится стимулом труда. Стимул (от лат. stimulus, буквально - остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало) - это побуждение к действию, побудительная причина поведения. В психологии использование термина «стимул» характерно для тех направлений, где при анализе поведения человека принимается схема "стимул - реакция" (классическая психофизика и особенно бихевиоризм). В социально-психологических исследованиях иногда различаются мотивы как внутренние и С. как внешние побуждения к деятельности[3]. В процессе трудовой деятельности в качестве стимула может рассматриваться благо, имеющееся в распоряжении организации, задача или цель.