Условные модели интернационализации
Условные модели формулируются в соответствии с формулой: “Если ..., тогда...”. Они могут рассматриваться как критика Стадийных моделей. В соответствии с Условными моделями интернационализация фирмы зависит от окружающей среды предприятия: структуры отрасли, правительственного регулирования и т. д. Вследствие различия факторов, влияющих на предприятия, процесс интернационализации каждой фирмы специфичен.
Теория трансакционных издержек: Интернализация – Ко дейст-т самостоят., Экстенелизация – привлекает посредников, др. Ф. Теория опред-ет условия, при кот Фирма должна интернализировать свои усилия. В случае международной деят-ти это означает, что Фирма должна выбрать между использованием агента или импортера, с одной стороны, и учреждением торговой дочерней компании - с другой. Если критерии: степень неопределенности о результатах сделок; частота осуществления сделок; кол-во инвестиций, необходимых для осуществления сделок оцениваются высоко, то данный вид деятельности должен быть интернализирован, т. е. выполнен Фирмой самостоятельно. На практике из-за финанс ограничений фирмы часто используют импортеров или экспортеров (экстернализируют экспортную деят).
Эклектическая парадигма Даннинга: Разработана в 1970 г. для ТНК. Парадигма описывает условия, при которых компания предпочтет экспорту продукции осуществление иностранных прямых инвестиций. Условия подразделены на три группы: преимущества владения, преимущества местоположения и преимущества интернализации. Парадигма гласит: если фирма обладает данными преимуществами, она в ходе международной деятельности будет осуществлять иностранные прямые инвестиции. При отсутствии таких преимуществ фирма может экстернализировать операцию, например, выдать лицензию на производство своей продукции другому предприятию.
Сетевой подход:По данной модели существует 3 вида орг-ии своей деят-ти: иерархия (план эк-ка), рынок (рыноч эк-ка), сеть (вз/отношение между индивид производителями). Сеть может быть определена как социальная конструкция, состоящая из конкретных, автономных и взаимозависимых субъектов. Суть сетевой модели: в процессе интернализации рассматривается развитие позиции Ф и установление вз/отношений с партнерами в зарубежн сетях.
В соответствии с сетевой моделью интернационализация рассм-ся как развитие позиции Ф и установление вз/отношений с партнерами в заруб сетях. Это может осуществляться тремя путями. 1) Посредством междунар. экспансии, т. е. установления позиций по отношению к партнерам в иностр сетях, с кот Ф еще не имеет взоимоотношений. 2) Посредством проникновения на м/н рынки, т. е. развития позиций в иностр сетях, с кот Ф уже имеет установленные вз/отношения. 3) Посредством м/н интеграции, т. е. повышения координации между позициями Ф в различных иностр сетях.
Процесс интернационализации Ф определяется ее позицией, кот характ-ся 2 параметрами: стадии инт-ии Компании и стадии интернациона-ии отрасли, к кот принадлежит Компания. Сочетание 2 параметров дает матрицу, состоящую из 4 ячеек.
1. “Рано стартующий” Фирма имеет малозначимые отншения с партнерами в иностр сетях. Конкуренты, потребители и поставщики на внутр рынке в пределах данной отрасли также не имеют развитых междунар связей. ”-”: ф имеет незначительные знания об иностр рынках; получение этих знаний требует высок затрат. Ф имеет преимущество проникновения в мало структурированные сети, т. к. рынки с низк степенью интернационализацииии менее структурированы.
Стратегии: 1) Ф. может начать освоение соседних рынков через агентов (низк инвестии, низк риск) или 2) начать с приобретения, строительства проиводственных мощностей (нужны большие инвестиции, но расширяет долгосроч перспективы Ф). Для Ф в позиции “рано стартующего” компания-гид (Компания, с помощью кот Ф выходит на нов междунар рынок,) имеет большое значение.
2. “Международный в одиночестве”: выс ст инт-ии Ф - Ф имеет связи с партнерами в иностр сетях; низк ст инт-ии отрасли - др компании еще не успели развить таких отн-ий. «+»: Ф обладает знаниями и опытом работы на иностр рынках; Возм-сть для контроля за деят-ю конкурентов на внеш рынках; Больше возм-тей для комбинации различ рес-ов, что м.б. использовано, н-р, для более быстрого внедрения нового продукта; м/н Ф испытывает меньше трудностей при выходе на нов рынки.
3. “Поздно стартующий”:Ф с низк степ инт-ии находится в высоко инт-ной сети. «+» “международного в одиночестве” становятся «-» для Ф в позиции “поздно стартующего”: имеет незначительные знания об иностр рынках по сравнению с конкурентами; проблема проникновения в высоко структурированные сети; м/н конкуренты способны создавать препятствия для входящей на рынок. «+»: Ф имеет меньше трудностей с обретением доверия на иностр рынках; позиция Ф на внутр рынке способствует инт-ии, т.к. поставщики и потребители имеют связи с иностр рынками.
4. “Один среди равных”:и Ф и отрасль харак-ся высокой ст инт-ии. «+» те же, что и у 2ого. Фирма в позиции “один среди равных” имеет те же преимущества, что и международный в одиночестве, но конкуренты имеют те же «+». Проблема решается специализацией или сотрудничеством с конкурентами.
Предпочтение экспорту создание дочерней Компании. Активно испол-ся такие формы международной деят-ти, как совместные предприятия, стратегические альянсы, слияния и приобретения.