Сила мотивации и эффективность научения. Закон Р. Йеркса-Дж.Додсона.
Исторически изучение этого вопроса началось в первой четверти XX века в связи с исследованием влияния различной по силе стимуляции на уровень активности, силу эмоциональной реакции и эффективность научения. При этом под мотивацией понималось всякое стимулирующее воздействие на активность человека и животных, вплоть до введения фармакологических препаратов.
Законов фактически два. Суть первого состоит в следующем. По мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности, постепенно снижается. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации.
Согласно второму закону Йеркса-Додсона, чем сложнее для субъекта выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным.
Сам Йеркс всегда тяготел к антропоморфизму, не проводил принципиальных различий между поведением животных и людей, легко усматривал аналогии, далеко не бесспорные. Иногда это звучало наивно, однако по отношению к открытому им закону оказалось абсолютно справедливо.
Эксперимент, повторенный на людях, продемонстрировал аналогичные результаты. В качестве экспериментального материала выступали задачи-головоломки, в качестве мотивирующего стимула — денежное вознаграждение (сумма награды за правильное решение, поначалу ничтожная, постепенно возрастала до весьма значительной). И вот что обнаружилось.
За чисто символический выигрыш люди работали «спустя рукава», и результаты были невысокими. По мере возрастания награды рос и энтузиазм; соответственно улучшались и результаты. Однако в определенный момент, когда возможность выигрыша достигала немалой величины, энтузиазм перерастал в ажиотаж, и результаты деятельности снижались. Таким образом, выяснилось, что слабая мотивация недостаточна для успеха, но и избыточная вредна, поскольку порождает ненужное возбуждение и суетливость.
Согласно закону Йеркса-Додсона, для достижения успеха необходим оптимальный (а проще говоря - умеренный, средний) уровень мотивации, избыток здесь столь же плох, как и недостаток.
44. Понятие о квазипотребностях, их виды.
Термин квазипотребность впервые введен в научн. употребление психологом К.Левином для обозначения потребностей вторичного происхождения, возникших на основе познавательной переработки условий поведения с позиции истинной потребности.
Левин выделяет два вида потребностей:
-Устойчивые, истинные потребности (профессиональные потребности, потребность в самоутверждении)
-Квазипотребности – актуальные потребности, возникающие в данный момент времени. Квазипотребности не имеют ни врожденного, ни биологического характера, онисоциальны по своему происхождению.
Квазипотребность – это состояние, которое связано с намерением достичь цели и обладает свойством потребности. Она связана и с исходной потребностью. Например, намерение испытуемого заучить ряд бессмысленных слогов – квазипотребность по отношению к потребности продвинуться вперед в обучении.
По структуре и содержанию квазипотребности не отличаются от истинных потребностей. Различие заключается в динамике -степени напряженности потребности. Напряжение потребности является решающим, детерминирующим фактором психической деятельности человека. Степень активности деятельности зависит от степени напряженности потребности в этой деятельности. По завершении деятельности происходит разрядка напряженности, потребность удовлетворяется. Причем, как отмечал К. Левин, человек способен гибко регулировать удовлетворение своих потребностей. Он способен свободно выбирать способ и средство удовлетворения потребности, а также замещать, заменять одну потребность другой.
Существуют два пути разрядки. Первый путь – достижение цели. Квазипотребность определяет поведение до тех пор, пока цель не будет достигнута. Пока квазипотребность не удовлетворена, незавершенное действие психологически сохраняется. Второй путь - замещение невыполненного действия другим действием. (Когда человек решает что-либо, например послать письмо знакомому, это решение создает в нем некоторое напряжение, стремящееся к разрядке в виде соответствующего поведения — у него возникает потребность написать письмо. Поскольку данная потребность не является естественной потребностью, хотя, в то же время, во многом схожа с ней, Левин именует ее квазипотребностью.)
!В ряде случаев термин квазипотребность употребляется в отношении искусственных, мнимых, извращенных потребностей, сформировавшихся под влиянием конкретной соц. среды (моды, увлечения, штампов поведения). Примеры таких квазипотребностей:
1) патофизиологические проявления. Например, потребность в иррациональном питании относится к извращённым органическим потребностям. Как анорексия (отсутствие аппетита), так и булемия (постоянное чувство голода, страсть к пище) развиваются из нормальной потребности человека в питании. Так для англичан и американцев квазипотребность в избыточном питании год от года становится национальной проблемой, тогда как для многих стран Африки, Азии, Латинской Америки недоедание и, связанная с ней анорексия, стала привычной “нормой жизни” для большинства населения.
2) Потребность в богатстве, в роскоши. Одно дело иметь всё необходимое и достаточное для удовлетворения гаммы самых насущных потребностей, и совсем другое дело пытаться выразить себя посредством накопления и обладания. Чем больше удастся ему потребить, тем больше он себя чувствует личностью.
3) Репродуктивная потребность, нереализованная естественным образом, влечёт за собой потребность в сексуальных извращениях. Гомосексуализм, педофилия, зоофилия, фетишизм и прочие сексуальные девиации являются типичными примерами репродуктивных квазипотребностей. Если личность не имеет возможности удовлетворить потребность в сексе естественным путём, она может сделать объектом своего полового влечения всё, что угодно, любой предмет или явление. Пристального внимания психологии заслуживает потребность людей в насильственных действиях по отношению к объекту полового влечения (изнасилование).
3) Потребность во власти. Существует мнение, что эта, глубоко укоренившаяся потребность, является для человека естественной и нормальной. Действительно, начиная от родителя и учителя, использующих тонкие формы принуждения, до могущественных диктаторов и тиранов, все люди имеют ясно выраженную потребность доминировать над другими людьми, диктовать окружающим, что им делать и как им жить. По существу, эта квазипотребность является гипертрофированным вариантом потребностей личности в общении.
4) Потребность в слепой вере. Относится к познавательным квазипотребностям. Если доверие – это желание быть открытым, откровенным, искренним, то вера – это убеждённость в правильности, в истинности каких либо знаний. Бездоказательная, слепая вера хотя и может включать в себя элементы чувств и предчувствий, но не обладает главным, что делает человека способным к эволюции – сознанием. Потребность в слепой вере развивается тогда, когда интеллектуальный поиск ответов на вопросы, которая задаёт жизнь, не разрешает внутренних проблем человека. Такая вера является своеобразным отражением интеллектуального бессилия личности.
5) Потребность в славе. Относится к высоким духовным квазипотребностям. Современный человек, проживающий в мегаполисе, очень мало времени уделяет диалогу с природой. Он смотрит телевизор, ходит в театры, в музеи, в картинные галереи, слушает классическую музыку или “попсу”, то есть отражает то, что создано творческими людьми. Наслаждение искусственно созданными звуками и образами заменяет ему язык живой природы – пение птиц, журчание ручья, шелест листьев. Если в слове работа отчётливо слышится корень раб, то в слове искусство, корень – искус. Искусство – это искусственное чувство. Когда мы, люди, будем это ясно понимать, мы перестанем быть поклонниками, которые создают кумиров. А эти кумиры, идолы, звёзды, обретая известность и славу, вместе с ней утрачивают внутреннюю гармонию.
7) Потребность в наркотиках. Относится к трансцендентальным квазипотребностям. Неумение достичь мира чувств естественными средствами вынуждает людей прибегать к психотропным средствам – алкоголю, галлюциногенам, наркотикам. Временно расширяя границы мироощущения, они также реализуют один из вариантов ложных потребностей. У кого есть желание пить горькую водку или колоть себя иголкой, но мотивы, побуждения, цели подчас бывают очень могущественными.
(Скоков, Р. Ю. Институциональное развитие рынков аддиктивных благ в современной России )
(Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М., 1981. Н.В. Кучевская)
(Организационная социальная психология - Учебное пособие (Почебут Л. Г)
45. Мотивы деятельности человека и направленность личности. Основные формы направленности.
В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяетсянаправленность.
Существуют разные определения этого понятия:
«динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн),
«смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев),
«доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев),
«основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев),
«динамическая организация сущностных сил человека» (А. С. Прангишвили).
Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.
Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность— это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.
Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.
Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в порядке их иерархии. Прежде всего, следует остановиться на влечении.
Принято считать, что влечение — это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения — это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.
Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.
Стремление.Оно возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.
Интерес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.
Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. с. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.
Идеал— это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.
Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.
Рассмотренные ранее психические процессы и состояния обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждений, обеспечивающих активизацию и направленность поведения, то они связаны с мотивами и мотивацией.
Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.
Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека.
Мотивация - это и характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. Обычно мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Влияние направленности на мотивацию деятельности
Внутренняя и внешняя мотивация
Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определённой ситуации, а активизация определённых диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Внимание становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей.
В зависимости от склонностей человека, его мировоззрения и других форм направленности он может быть или более склонным к внутренней мотивации, или к внешней.
Осознанность-неосознанность мотивов
Мотив в отличие от мотивации — это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. Мотивы могут быть:
- осознанными,
- неосознаваемыми.
Люди с развитыми идеалами, мировоззрением, адекватными убеждениями как правило в своих действиях двигаются осознанными мотивами. Запутанность внутреннего мира, обилие психологических защит может привести к тому, что основными двигателями будут неосознаваемые мотивы.
(Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001.)