Понятие маркетинга. Классическая и альтернативная концепции маркетинга.

Сравнительная характеристика маркетинга отношений и классич. маркетинга

Классический маркетинг Маркетинг оотношений
Фокус на однократной продаже Фокус на удержании потребителя
Ориентация на характеристики продукта Ориентация на ценность продукта
Ориентация на краткосрочный период Ориентация на долгосрочный период
Недостаточное внимание к обслуживанию покупателя Значительное внимание процессу обслуживания
Ограниченная ответственность перед потребителем Значительная ответственность перед потребителем
Небольшое число контактов с потребителем Тесное общение с потребителем
Категория качества касается только производственной сферы Категория качества относится ко всем процессам в организации

Лестница потребительской лояльности:

Сверху –вниз: партнёр, сторонник, поддерживающий, клиент, потребитель, потенциальный потребитель. Для первых четырёх используются инструменты маркетинга отношений, для последних 2 – исп-ся эл-ты классического маркетинга.

Партнёр- сложились достаточно прочные отношения.

Сторонник - потребляет продукцию и советует другим.

Поддерживающий – фирма нравится, но он пассивен, постоянно покупает продукцию.

Клиент - постоянно обращается к услугам компании, нейтрально относится.

Потребитель - чел-к, кот. 1 раз столкнулся с компанией.

Типы лояльности:

  1. Поведенческая лояльность – определяется повторными и регулярными покупками.
  2. Воспринимаемая лояльность – устойчивое положительное отношение к торговой марке.
  3. Комплексная лояльность – рассматривает комбинацию двух этих типов. В её пределах можно выделить подтипы:

a) Истинная лояльность возникает когда потребитель удовлетворён маркой и регулярно её покупает, наименее чувствительны, привязаны

b) Ложная лояльность – проявляется когда потребитель покупает марку, но при этом не испытывает ни удовлетворения, ни эмоциональной привязанности.

c) Латентная (скрытая) лояльность проявляется в ситуациях когда потребитель высоко оценивает марку, но не имеет возможности часто её приобретать, когда она появляется-покупает.

d) Отсутствие лояльности - неудовлетворён, не покупает.

Понятие маркетинга. Классическая и альтернативная концепции маркетинга. - student2.ru

Роль маркетинга в обществе и в компании. Сферы применения маркетинга

М. – соц. и управленч. процесс, с пом. которого отд. лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и обмена ими друг с другом. Осн. цель – выгодное удовлетворение нужд и потребностей покупателей при условии, что это помогает компании существовать, получать доход.

Таким образом, роль маркетинга для потребителей – удовлетворение нужд и потребностей, а для компании – получение прибыли.

Выделяют маркетинг: потребительского рынка, рынка услуг, промышленный маркетинг.

Комплекс маркетинга –набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, используя кот. пред-ие стремится вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка. Эти факторы объединяются в 4 группы переменных для потребительских рынков – «4P»: продукт, цена, продвижение и распределение; и в «7P» - для рынка услуг: помимо названных добавляются процессы, люди, оказывающие услуги, и материальные свидетельства (экстерьер, интерьер).

Маркетинг потребительского рынка и промышленный маркетинг в большинстве своем основаны на классических концепциях (ЭТО КОНЕЧНО НЕ ФАКТ!), а маркетинг рынка услуг – на маркетинге отношений!

Угроза товаров-заменителей – это товары или услуги, которые выполняют те же функции для тех же групп потребителей, но основаны на иных технологиях.

Факторы (сила влияния товаров-заменителей зависит от них)

1) от цены

2) функциональное сходство (чем больше сходство, тем выше сила влияния)

Рыночная сила покупателей.

Факторы:

- количество покупателей

- объем закупок

- дифференциация товара (сила покупателя больше, когда товары стандартизированы)

- затраты покупателей на переключение (если ничего не теряет при переходе, то сила больше)

- уровень информированности покупателей

- покупатели представляют собой угрозу интеграции назад.

Рыночная сила поставщиков.

Условия, способствующие усилению позиции поставщиков:

- количество поставщиков (чем их больше, тем сила меньше)

- отсутствие угрозы товаров-заменителей

- дифференциация продукции (увеличивает силу влияния поставщиков)

- издержки переключения

- угроза интеграции вперед

Объеме

Анализ конкурентной среды.

Основной инструмент - модель пяти конкурентных сил Майкла Портера. Она позволяет оценить прибыльность отрасли и выгодность инвестиций в нее.

В основе расширенной концепции конкуренция Портера лежит идея о том, что способность фирмы к завоеванию конкурентного преимущества на рынке зависит не только от:

v прямой конкуренцией, с которой она сталкивается, но и другими силами, как

v потенциальные участники рынка;

v товары-субституты, и заменители;

v поставщики и конкуренты.

Первые две силы представляют собой прямую угрозу, две других - косвенную, зависящую от их способности диктовать свои условия.

Рыночная сила покупателей

Факторы:

ü количество покупателей;

ü объем закупок;

ü дифференциация товара (сила покупателей больше, когда товар стандартизирован);

ü затраты покупателей на переключение (если ничего не теряют, то сила больше);

ü уровень информированности покупателей;

ü покупатели представляют собой угрозу интеграции назад (например: мы производим колбасу, решаем, зачем покупать у кого-то мясо и начинаем сами его производить, т.е. мы входим в отрасль наших поставщиков, т.е. произошла интеграция назад).

Рыночная сила поставщиков

Условия, способствующие усилению позиций поставщиков:

Ø количество поставщиков (чем их больше, тем сила ниже);

Ø отсутствие угрозы товаров-заменителей;

Ø дифференциация продукции (увеличивает силу влияния поставщиков);

Ø издержки переключения;

Ø угроза интеграции вперед (пример: оптовый магазин начинает открывать розничные точки).

Стратегия дифференциации.

Основная цель: придать товару отличительные качества, существующие для покупателя и воспринимаемые покупателем как уникальные.

Дифференциация может принимать различные формы, в ее основу могут быть положены:

· Дизайн и имидж торговой марки;

· Особенности обслуживания покупателей;

· Функции товаров;

· Технология производства;

· Система распределения и т.д.

Ассортимент – много разновидностей товара, сильный акцент на возможность выбора среди различных характеристик.

Риски:

· Разница в ценах по сравнению с компаниями с низкими издержками становится слишком большой, чтобы потребители оставались лояльны к компании;

· Потребности покупателей в дифференциации может исчезнуть (это происходит с увеличением информированности покупателя о товаре);

· Воспринимаемое отличие – уменьшают товары-имитаторы, которые в большом количестве появляются в развитой отрасли.

Стратегия фокусирования.

Заключается в концентрации на потребностях определенного сегмента, где покупательские нужды и предпочтения существенно отличаются от остального рынка.

Основная цель: обслуживать основной круг потребителей более эффективно, чем другие конкуренты.

Риски (ассортимент будет зависеть):

· Разница в себестоимости продукции фирм с широким ассортиментом и сфокусированной фирмой может возрасти настолько, что сведет к минимуму все преимущества при обслуживании узкой целевой группы;

· Различия между товарами, востребованными целевой группой и рынком, в целом становятся менее заметны;

· Конкуренты находят подсегменты и еще больше увеличивают фокусирование.

Анализ структуры отрасли.

Отрасль – это группа предприятий, производящих товары и услуги, которые с точки зрения покупателя являются взаимозаменяемыми.

Стратегическая группа состоит из конкурирующих между собой фирм, которые характеризуются сходными подходами к ведению конкурентной борьбы и занимают приблизительно равные позиции на данном рынке товаров и услуг (ее определение)

Анализ стратегических групп необходим для изучения структуры отрасли и определения прямых конкурентов (определения конкурентных позиций в отрасли). Для изучения используются процедуры графической стратегической группировки по разным признакам (широте диапазона продуктов, методам использования каналов товародвижения, идентичным технологическим подходам, характеру сервиса, качеству продуктов, ценообразованию и др.).

Методика анализа стратегических групп:

1) определение признаков, согласно которым различаются конкурентные позиции фирмы

2) нанесение фирм отрасли на двухкоординатный график, на котором в качестве переменных используются выделенные признаки

3) объединение фирм, которые попадают на одно и тоже стратегическое пространство( в одну и ту же стратегическую область)

4) вычерчивание кругов вокруг каждой стратегической группы: диаметр круга пропорционален величине доли данной группы фирм в общем объеме реализации по отрасли.

Принципы построения карт стратегической группировки

1) корреляция двух переменных не должна быть высокой

2) основные переменные должны отражать существенные отличия позиций конкурентов

3) переменные не должны быть количественными

4) площади обозначений фирм должны отражать их относительную долю продаж в отрасли

СХЕМЫ НАДО РИСОВАТЬ!

Модель анализа стратегических групп

Понятие маркетинга. Классическая и альтернативная концепции маркетинга. - student2.ru Охват рынка

международный

 
  Понятие маркетинга. Классическая и альтернативная концепции маркетинга. - student2.ru

национальный

 
  Понятие маркетинга. Классическая и альтернативная концепции маркетинга. - student2.ru

региональный

 
  Понятие маркетинга. Классическая и альтернативная концепции маркетинга. - student2.ru

локальный

 
  Понятие маркетинга. Классическая и альтернативная концепции маркетинга. - student2.ru

узкий средний широкий Ассортимент

Понятие маркетинга. Классическая и альтернативная концепции маркетинга. - student2.ru

Классификация конкурентных позиций предприятий отрасли

1.Рыночный лидер –организация с наибольшей рыночной долей. Необходимо стремиться к расширению рынка, оберегать свой бизнес от посягательств конкурентов, увеличивать свою рыночную. долю.

2.Рыночный претендент – организация в отрасли, которая борется за увеличение своей рыночной доли и вхождение в число лидеров (необходимые преимущества: цена или дифференциация продукции).

3.Рыночный последователь – организация в отрасли, которая проводит политику следования за отраслевым лидером, предпочитает сохранять свою рыночную долю, не принимая рисковых решений и действий.

4.Организация, действующая в рыночной нише – обслуживает маленькие рыночные сегменты, которые конкуренты или не заметили или не приняли в расчет.

Существенным является изучение поведения ближайших конкурентов как внутри группы, так и в ближайших группах. Ошибочно ожидать внешних проявлений конкурентных действий соперников без знания их стратегии и предположений о следующих их ходах. Что делают и что собираются делать конкуренты – лучший ориентир для стратегических действий собственной компании, иначе она вынуждена все время находиться в защитной позиции.

Рыночная сила покупателей

Факторы:

ü количество покупателей;

ü объем закупок;

ü дифференциация товара (сила покупателей больше, когда товар стандартизирован);

ü затраты покупателей на переключение (если ничего не теряют, то сила больше);

ü уровень информированности покупателей;

ü покупатели представляют собой угрозу интеграции назад (например: мы производим колбасу, решаем, зачем покупать у кого-то мясо и начинаем сами его производить, т.е. мы входим в отрасль наших поставщиков, т.е. произошла интеграция назад).

Рыночная сила поставщиков

Условия, способствующие усилению позиций поставщиков:

Ø количество поставщиков (чем их больше, тем сила ниже);

Ø отсутствие угрозы товаров-заменителей;

Ø дифференциация продукции (увеличивает силу влияния поставщиков);

Ø издержки переключения;

Ø угроза интеграции вперед (пример: оптовый магазин начинает открывать розничные точки).

Маркетинговые исследования.

Маркетинговые исследования – это вид деятельности, который с помощью информации связывает производителя с потребителями, покупателями и общественностью. Информация используется для выявления и определения маркетинговых возможностей и проблем; для выработки, совершенствования и оценки маркетинговых действий; для отслеживания результатов маркетинговой деятельности; для улучшения понимания процесса управления маркетингом. Маркетологи-исследователи классифицируют информацию, необходимую для исследования, определяют метод ее сбора, разрабатывают и осуществляют его, анализируют результаты и передают полученные данные заказчику.

Процесс маркетингового исследования состоит из 4 этапов:

1. Определение проблемы и целей исследования.

Существует три вида целей. Целью поискового исследованияявляется сбор предварительной информации, которая помогает определить проблему и выдвинуть гипотезы. Описательное исследованиепроводится для определения рыночного потенциала товара или демографических характеристик и взглядов потребителей, которые покупают тот или иной товар. Цель исследования причинно-следственных связей – проверка гипотез о причинно-следственных отношениях.

2. Разработка плана исследования.

В плане описываются источники уже имеющихся данных, объясняется суть конкретных исследовательских подходов, определяются методы контакта, последовательность исследований и инструментарий сбора новых данных.

Необходимо собрать первичные, или вторичные данные, или те и другие. Вторичные данные – это информация, которая была собрана прежде для других целей. Первичные данные – это информация, собираемая впервые для данной конкретной цели. Обычно исследователи начинают от сбора вторичных данных (например, внутренняя база данных компании, внешние источники информации).

Обычно вторичные данные можно получить быстрее и они требуют меньше затрат, чем первичные. Исследователь должен тщательно изучить вторичную информацию, чтобы убедиться в ее релевантности (соответствии целям исследования), достоверности (т.е. в том, что она была надлежащим образом собрана и обработана), актуальности (т.е. в том, что информация достаточно современна для принятия нужных решений) и объективности (т.е. при ее сборе и обработке соблюдался принцип беспристрастности). Вторичные данные часто помогают выяснить проблему и определить цели исследования.

Планирование сбора первичных данных:1)качественным исследованием – изучаются мнения потребителей в маленькой выборке, 2)количественным исследованием предоставляет информацию о большой выборке покупателей.

При разработке плана сбора первичных данных следует учитывать такие вопросы, как методы исследования, контактные методы, план составления выборки и инструменты исследования.

• Методы исследования:

А) Наблюдение – это сбор первичных данных с помощью наблюдения за интересующими исследователя людьми, событиями и ситуациями.

Б) Опрос-это сбор первичных данных, направленный на выяснение знаний, взглядов, предпочтений потребителей и особенностей покупательского поведения (т.е. сбор описательнойинформации).

В) Эксперимент – сбор первичных данных с помощью выделения сопоставимых групп людей и контроля переменных составляющих и реакций групп в различных ситуациях. В ходе него выявляются причинно-следственные связи.

• Способы связи с аудиторией: анкеты, рассылаемые по почте; телефонное интервью; личное интервью; сбор информации с помощью Интернета.

• План составления выборки (кого опрашивать, сколько опрашивать и как их отбирать).

• Инструменты исследования: анкета (ряд вопросов, предлагаемые опрашиваемому.2 типа вопросов - открытые (человек формулирует ответ самостоятельно) и закрытые (выбирает из предложенных)) и механические устройства (например, сканер для считывания штрих-кода).

3. Реализация плана исследования. Идет сбор, обработка и анализ информации.

4.Интерпретация и представление результатов. Исследователь должен истолковать полученные данные и сделать выводы.

34. Система маркетинговых планов.

По результатам проведения маркетинговых исследований и на основе сформулированной рыночной стратегии разрабатывается маркетинговый план, являющийся частью общего корпоративного плана. Он представляет собой инструмент управления и контроля, основной способ формализации маркетинговой деятельности на предприятии.

Маркетинговое планирование – это процесс, представляющий собой некоторую логическую последовательность, устанавливающие цели и формулирующую стратегию и тактику их достижения вместе с финансовыми последствиями.

Преимущества формального стратегического планирования.

7) стратегический маркетинговый план отражает систему ценностей, философию и взгляды высшего руководства компании, это позволяет сотрудникам чувствовать направления и представлять, какую стратегию поведения следует выбрать;

8) маркетинговый план содержит ситуационный анализ, что помогает понять причины выбора тех или иных стратегических направлений;

9) способствует координации различных функций, определяет последовательность целей, помогает находить компромиссные решения;

10) позволяет оценить прогресс достижения намеченных результатов и корректировать программу действий, если результаты отклоняются от целей;

11) сводит к минимуму неожиданность тех или иных событий;

12) стимулирует более скрупулезное управление дефицитными ресурсами путем применения нормативов, бюджетов, графиков и др. показателей.

Этапы создания и структура маркетингового плана.

IV. Согласование целей и задач.

V. Обзор ситуации:

а) аудит маркетинга;

б) анализ потребительского поведения с точки зрения привлечения, удержания покупателей;

в) анализ стратегии удовлетворения потребителей (жалобы, запросы);

г) SWOT-анализ (по каждому ключевому сегменту, на котором работает компания).

III. Формулировка стратегии.

4) определение экономических и коммуникативных целей (которые должны вытекать из общих целей компании);

5) принятие стратегических решений, определяющих способы достижения поставленных целей на уровне предприятия и на уровне отдельных продуктов и рынков;

6) разработка планов маркетинговых мероприятий по различным сегментам потребителей и по всему комплексу маркетинга с конкретным указанием сроков, исполнителей, затрат и результатов.

VI. Распределение ресурсов и мониторинг.

а) расчет общей величины и структуры затрат по общему объему и по отдельным мероприятиям

б) оценка и контроль.

Рис. Построение каналов распределения для товаров потребительского назначения

В управлении каналами распределения, можно выделить 6 основных направлений принятия решений:

1. Формирование стратегии каналов распределения. Стратегия каналов распределения — это большой набор принципов, на основе ко­торых фирма хотела бы выполнить свои задачи в области сбыта. Задачи в этой области обычно устанавливаются так, чтобы отвечать на вопросы как, когда и где фирма намеревается сбывать свою продукцию целевому рынку. Если фирма уде­ляет большое внимание сбыту как способу достижения конкурентного преимуще­ства, то выполнение задач в области сбыта, а следовательно, и формулировка стра­тегии каналов может стать для нее основным стратегическим оружием

2. Разработка структуры канала. Разработка каналов распределения — это или процесс разработки полностью новых каналов или внесение значитель­ных изменений в уже существующие. При формировании канала распределения товара решение о структуре канала выдвигается на первое место.

3. Выбор участников канала. Выбор посредников, которые станут участниками канала распределения, можно рассматривать как последнюю стадию разработки канала (выбора структуры ка­нала) или как независимую область управления каналами распределения, если выбор не производится как часть общего принятия решения о создании каналов.

4. Мотивация участников канала. Термин мотивация в контексте управления каналами распределения применяет­ся для обозначения действий производителя, предпринимаемых для обеспечения' кооперации между производителем и посредником, позволяющих реализовать стратегию канала и решить поставленные задачи.

Мотивация в рамках канала распределения может рассматриваться как после­довательность следующих шагов:

a. Получение информации о потребностях и проблемах участников канала.

b. Предоставление поддержки участникам канала для удовлетворения их по­требностей и решения проблем.

c. Обеспечение постоянного лидерства для управления каналом.

5. Координация структуры канала с используемыми инструментами марке­тинга.Управление каналами распределения, конечно же, не происходит в вакууме. Все остальные переменные маркетинга-микс также находятся в действии: следова­тельно, стратегия каналов сбыта должна быть скоординирована с другими инст­рументами маркетинга. Такая координация способствует сокращению количества противоречивых стратегий, связанных с четырьмя элементами маркетинга-микс. В идеале хорошая координация должна повысить эффективность всей стратегии маркетинга-микс, создавая эффект синергии между инструментами маркетинга, а не подрывающие работу противоречия, которые являются результатом игнори­рования этого важного вопроса.

6. Оценка работы участников канала.Оценка работы участников канала распределения необходима для того, чтобы оце­нить, насколько эффективно данные участники сбытового канала проводили в жизнь стратегию производителя и способствовали выполнению поставленных пе­ред ним задач.

Анализ прямых конкурентов.

Анализ конкурентов предприятийпо Портеру.Предложил проводить его по 5 направлениям: мотивация конкурента (цели на будущее для различных сфер деятельности на всех уровнях управления); поведение конкурента - реальное и возможное (современные стратегии ведения борьбы); реакция конкурента (доволен ли конкурент своим положением? Какие действия может предпринять конкурент? Что является самым уязвимым недостатком конкурента? Что вызовет самую сильную и действенную реакцию конкурента?); представление о себе самом и об отрасли; возможности, достоинства и недостатки.

Модель Котлера (анализ конкурентов).

1. Определение конкурента

2. Определение целей конкурентов

3. Определение существующих стратегий конкурентов

4. Определение предположений конкурентов о ситуации в отрасли

5. Определение сильных и слабых сторон

6. Оценка профиля и реакция конкурентов

Бенчмаркинг – процесс непрерывной оценки и сравнения организации с отраслевым лидером с целью получения информации, которая поможет компании улучшить свои показатели.

этапы бенчмаркинга (основные):

1) определение функций и процессов, требующих улучшения в компании

2) определение наилучших компаний

3) измерение показателей предприятий (сравнение нашей компании с партнерами по бенчмаркингу)

4) измерение показателей других фирм

5) использование полученной информации для улучшения показателей предприятия

Долг. принад.

Высокая

Средняя

Низкая

Сильная средняя слабая

Позиция в конкуренции

Квадрант

защищать позицию, т.е. инвестировать для максимально возможного роста;

концентрировать усилия по сохранению влияния.

Квадрант

бороться за лидерство, основываться исключительно на сильных сторонах;

укреплять уязвимые места.

Квадрант

усиленно инвестировать в наиболее привлекательные сегменты;

развивать способности по противостоянию конкуренции;

увеличивать прибыльность за счет роста производительности.

Квадрант

защищать существующую программу;

концентрировать инвестиции в сегментах, где существует хорошая прибыльность и относительно низкий уровень рисков.

Квадрант

искать возможности для расширения без особых рисков, в противном случае минимизировать инвестиции и рационализировать деятельность.

Квадрант (дойные коровы)

получать текущую прибыль;

концентрироваться на привлекательных сегментах;

охранять сильные стороны.

Квадрант

охранять позиции в наиболее прибыльных сегментах;

модернизировать товарный ассортимент;

минимизировать инвестиции

Квадрант (собаки)

выводить с рынка;

сокращать постоянные затраты и избегать инвестиций;

продать в тот момент, когда может быть получена максимальная цена.

В центре внимания модели находится будущая прибыль или будущая отдача капиталовложений, которые могут быть получены организацией другими словами, основной упор сделан на то, чтобы проанализировать, какое влияние на прибыль могут оказать дополнительные инвестиции в конкретный вид бизнеса в краткосрочной перспективе.

Фирма проводит маркетинговые исследования или собственными силами - отделом маркетинга, или специализированными организациями. Наиболее типичными задачами исследователей маркетинга являются: изучение характеристик рынка, замеры потенциальных возможностей рынка, анализ сбыта, краткосрочное прогнозирование и т.д.

Цель маркетингового исследования – создать информационно-аналитическую базу для принятия маркетинговых решений и тем самым снизить уровень неопределенности, связанной с ними.

Направления проведения маркетинговых исследований: анализ внешней среды; рыночные исследования; изучение потребителей; изучение новых товаров (факторов успеха и направлений развития); исследование цен, в том числе факторов чувствительности потребителей к цене; маркетинговые исследования рекламной деятельности предприятия (в том числе ее эффективности); изучение конкурентов и поиск путей завоевания конкурентных преимуществ.

Виды маркетинговых исследований:

1) Кабинетные (на основе источников информации)

2) Полевые (производятся непосредственно на рынке)

3) Контактные (основаны на результатах анализа информации, полученной при личных контактах)

4) Разведочные исследования. Цель - сбор предварительной информации, необходимой для лучшего определения проблем и выдвигаемых предположений (гипотез)

5) Описательные исследования - направлены на описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков. Например, отношения потребителей к продукции компании. 6)Казуальные (причинные) исследования проводятся для проверки гипотез относительно причинно-следственных связей. Например, маркетологу необходимо определить причины изменения рыночной доли предприятия, падения объемов сбыта и др.

Схема маркетинговых исследований:

1)Выявление проблем и формулировка целей

2)Отбор источников информации (выбор места исследования; подготовка орудий исследования; составление плана выборки; выбор способа связи с аудиторией)

3) Сбор информации (опрос, наблюдение, панель, эксперимент)

4) Анализ собранной информации (составление таблиц, графиков; определение средних уровней, дисперсии; обработка информации с помощью статистических методов и моделей принятия решения)

5) Представление собранной информации

Для получения информации в маркетинге используются следующие методы: опрос, эксперимент, панель. Выбор конкретного метода зависит от цели исследуемого признака (человек, предмет).

1)Под опросом понимается выяснение позиций людей или получение от них справки по какому-либо вопросу.

2)Наблюдение (планомерный охват воспринимаемых органами чувств обстоятельств без воздействия на объект наблюдения).

3)Экспериментом называют исследование, при котором должно быть установлено, как изменения одной или нескольких независимых переменных влияют на одну (или многие) зависимую переменную.

4)Панель (Повторяющийся сбор данных у одной группы через равные промежутки времени

Система анализа маркетинговой информации представляет набор совершенных методов анализа. В основу любой системы анализа маркетинговой информации положен статистический банк и банк моделей.

Маркетологи-исследователи классифицируют информацию, необходимую для исследования, определяют метод ее сбора, разрабатывают и осуществляют его, анализируют результаты и передают полученные данные заказчику.

Процесс маркетингового исследования состоит из 4 этапов:

  1. Определение проблемы и целей исследования.

Существует три вида целей. Целью поискового исследованияявляется сбор предварительной информации, которая помогает определить проблему и выдвинуть гипотезы. Описательное исследованиепроводится для определения рыночного потенциала товара или демографических характеристик и взглядов потребителей, которые покупают тот или иной товар. Цель исследования причинно-следственных связей – проверка гипотез о причинно-следственных отношениях.

2. Разработка плана исследования.

В плане описываются источники уже имеющихся данных, объясняется суть конкретных исследовательских подходов, определяются методы контакта, последовательность исследований и инструментарий сбора новых данных.

Необходимо собрать первичные, или вторичные данные, или те и другие. Вторичные данные – это информация, которая была собрана прежде для других целей. Первичные данные – это информация, собираемая впервые для данной конкретной цели. Обычно исследователи начинают от сбора вторичных данных (например, внутренняя база данных компании, внешние источники информации).

Обычно вторичные данные можно получить быстрее и они требуют меньше затрат, чем первичные. Исследователь должен тщательно изучить вторичную информацию, чтобы убедиться в ее релевантности (соответствии целям исследования), достоверности (т.е. в том, что она была надлежащим образом собрана и обработана), актуальности (т.е. в том, что информация достаточно современна для принятия нужных решений) и объективности (т.е. при ее сборе и обработке соблюдался принцип беспристрастности). Вторичные данные часто помогают выяснить проблему и определить цели исследования.

Планирование сбора первичных данных:1)качественным исследованием – изучаются мнения потребителей в маленькой выборке, 2)количественным исследованием предоставляет информацию о большой выборке покупателей.

При разработке плана сбора первичных данных следует учитывать такие вопросы, как методы исследования, контактные методы, план составления выборки и инструменты исследования.

• Методы исследования:

А) Наблюдение – это сбор первичных данных с помощью наблюдения за интересующими исследователя людьми, событиями и ситуациями.

Б) Опрос-это сбор первичных данных, направленный на выяснение знаний, взглядов, предпочтений потребителей и особенностей покупательского поведения (т.е. сбор описательнойинформации).

В) Эксперимент – сбор первичных данных с помощью выделения сопоставимых групп людей и контроля переменных составляющих и реакций групп в различных ситуациях. В ходе него выявляются причинно-следственные связи.

• Способы связи с аудиторией: анкеты, рассылаемые по почте; телефонное интервью; личное интервью; сбор информации с помощью Интернета.

• План составления выборки (кого опрашивать, сколько опрашивать и как их отбирать).

• Инструменты исследования: анкета (ряд вопросов, предлагаемые опрашиваемому.2 типа вопросов - открытые (человек формулирует ответ самостоятельно) и закрытые (выбирает из предложенных)) и механические устройства (например, сканер для считывания штрих-кода).

3. Реализация плана исследования. Идет сбор, обработка и анализ информации.

4.Интерпретация и представление результатов. Исследователь должен истолковать полученные данные и сделать выводы.

Формы исследования

 
  Понятие маркетинга. Классическая и альтернативная концепции маркетинга. - student2.ru

Методы исследования

Методы исследования

Характеристика методов сбора информации в маркетинге

Метод Определение Формы Экономический пример Преимущества и проблемы
1. Первичные исследования Сбор данных при их возникновении      
Наблюдение Планомерный охват воспринимаемых органами чувств обстоятельств без воздействия на объект наблюдения Полевое и лабораторное, личное, с участием наблюдающего и без его участия Наблюдение за поведением потребителей в магазине или перед витринами Часто объективней и точнее, чем опрос. Многие факты не поддаются наблюдению. Высоки расходы.
Интервью Опрос участников рынка и экспертов Письменное, устное, по телефону Сбор данных о привычках потребителей, исследования имиджа марок и фирм, исследование мотивации Исследование невоспринимаемых обстоятельств (например, мотивы), надежность интервью. Влияние интервьюера, репрезентативность выборки.
Панель Повторяющийся сбор данных у одной группы через равные промежутки времени Торговая, потребительская Постоянное отслеживание торговых запасов в группе магазинов Выявление развития во времени
Эксперимент Исследование влияния одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов Полевой, лабораторный Тест рынка, исследование продукта, исследование рекламы Возможность раздельного наблюдения за влиянием переменных. Контроль ситуации, реалистичность условий. Расход времени и денег.
2. Вторичные исследования Обработка уже имеющихся данных   Анализ доли рынка с помощью данных учета и внешней статистики Низкие затраты, быстрота. Неполные и устаревшие данные.

Выбор целевого сегмента

Существует 3 основных стратегии охвата целевого рынка:

  1. Недифференцированный маркетинг

Т.е. фирма игнорирует различия между рыночными сегментами и в

Наши рекомендации