Методы расчета и анализа уровня цен.
Уровень цен – обобщающий показатель, характеризующий состояние цен за
определенный период времени, на определенной территории, по совокупно-
сти товаров и товарных видов с близкими потребительскими свойствами.
Показатель уровня цен осредняет цены множества индивидуальных актов купли-
продажи, сглаживает (выравнивает) возможную вариацию цен и проявляется как средняя
величина, тенденция, отражающая определенную закономерность ценообразования.
Индивидуальный (однотоварный) уровень цены – это абсолютная величина –
сумма денег, уплачиваемых на рынке за товарную единицу.
Для цен совокупности однородных товарных единиц, для цен, варьирующихся
во времени и в пространстве (географическом и экономическом), обобщенной характе-
ристикой является средняя цена. Если известен объем продажи в натуральном выраже-
нии или в стоимостных единицах, то используются формулы соответственно средней
арифметической:
сред.Р=sum(p*q)/sumq
Методы расчета индексов цен.
Ведущая роль в статистическом изучении динамики цен принадлежит индексно-
му методу. Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального (однотоварного) индекса цен: Ip=Pi1/Pi0.
Сумма произведений цен
товаров на их количество составляет товарооборот совокупности товаров. Чтобы выявить
непосредственно изменение цен, необходимо зафиксировать показатели количества на
одном из уровней:
– базисного периода времени (формула Ласпейреса):
Ipл=sum(pi1*qi0)/sum(pi0*qi0).
– текущего периода времени (формула Пааше):
Iрп= sum(pi1*qi1)/sum(pi0*qi1).
Особенности исчисления индексов средних рыночных цен на однотипные товары.
При широком использовании в экономической практике индивидуальных и сводных индексов цен определенный интерес представляет исчисление индекса динамики средних цен. Средние цены, а следовательно, и индекс средних цен определяются по достаточно однородным группам товаров и при условии, что все товары, входящие в группу, измеряются одинаковыми количественными единицами (тоннами, литрами и т.д.). Средние цены определяются путем деления стоимости (Σpiqi) на общее количество изучаемых единиц в группе (Σqi).
В этом индексе отражается влияние двух факторов — ценового и структурного, и в теории статистики он рассматривается как индекс Переменного состава.
Для измерения влияния указанных факторов на динамику средних цен исчисляют следующую систему индексов.
Индекс цен постоянного состава, отражающих влияние ценового фактора:
Индекс влияния структурных сдвигов весов (Ipd) внутри группы товаров определяется с помощью взаимосвязи индексов: Ipd = Ip -
Индексы средних цен (тарифов) правомерно исчислять не только по достаточно однородным группам товаров (услуг), но и по одному виду товаров, произведенному или реализованному по совокупности территориальных единиц (районов, области и т.д.) или в разрезе временных периодов (месяцев, кварталов и т.д.).
Средние цены и индексы средних цен, исчисленные по отдельным товарным группам, можно агрегировать в более укрупненные группы и в целом по изучаемой совокупности, используя те же формулы сводных индексов цен, что и при агрегировании цен конкретных товаров, но в этом случае сводный индекс будет характеризовать среднее изменение средних цен, что важно иметь в виду при интерпретации и использовании таких индексов.
Система показателей статистики товародвижения и товарооборота.
Товародвижение и товарооборот характеризуются общей системой показателей.
Главный показатель товародвижения – звенность – рассчитывается с помощью показате-
лей товарооброта.
Товарооборот измеряется в стоимостных единицах и в натуральном выражении. В
стоимостных единицах величина товарооборота (О) соответствует произведению:
О = p · q. Товарооборот – совокупность актов купли-продажи
Сумма всех продаж товара на пути движения от производителя к потребите-
лю образует валовой товарооборот.
Чистый товарооборот – товарооборот, освобожденный от повторного
счета, равный конечной продаже товара.
Показатель числа перепродаж товара, или коэффициент звенности (коммерче-
ской, или торгово-организационной), рассчитывается как отношение валового товаро-
оборота к чистому.