Методы расчета и анализа себестоимости перевозок в конкретных условиях

Официальная калькуляция ограничивается расчетами средних величин себестоимости перевозок грузов и пассажиров. Вместе с тем для решения многих практических вопросов работы железнодорожного транспорта необходимы данные о величинах себестоимости перевозок грузов и пассажиров в конкретных условиях: на отдельных направлениях и участках железных дорог; в груженом и порожнем направлениях; в разных категориях поездов и типах вагонов; по отдельным родам грузов; при неодинаковой дальности перевозок; различной технической вооруженности и т.д.

Для этих целей существует несколько методов калькуляции себестоимости перевозок в условиях, отличных от среднедорожных:

Ø непосредственного расчета (по отдельным статьям номенклатуры расходов);

Ø единичных расходных ставок;

Ø коэффициентов изменения среднедорожной себестоимости;

Ø удельных весов расходов;

Ø коэффициентов влияния;

Ø укрупненных расходных ставок.

Метод расчета по отдельным статьям номенклатуры расходовоснован на связи отдельных статей или группы статей в части зависящих расходов с измерителями работы железнодорожного транспорта. При этом в методе непосредственного расчета количество измерителей не ограничивается, что позволяет более точно отразить изменение расходов в конкретных условиях, но приводит к существенному увеличению объема расчетов. В этом методе расходы отдельных статей учитываются по их полной величине, без подразделения на зависящие и условно-постоянные.

Метод непосредственного расчета себестоимости заключается в выделении из расходов каждой статьи той части, которую нужно отнести на данные перевозки. Исходными данными для расчета являются объем работы, особенности конкретных условий перевозок, качественные показатели использования подвижного состава, расходные нормы и т.д.

Определение себестоимости конкретных перевозок (С) методом расчета по отдельным статьям номенклатуры выражается формулой

С = Методы расчета и анализа себестоимости перевозок в конкретных условиях - student2.ru , руб./10 ткм,

где Методы расчета и анализа себестоимости перевозок в конкретных условиях - student2.ru – часть соответствующих среднедорожных статей расходов, приходящаяся на конкретный объем перевозок ( Методы расчета и анализа себестоимости перевозок в конкретных условиях - student2.ru ).

Величина Методы расчета и анализа себестоимости перевозок в конкретных условиях - student2.ru определяется соответственно по каждой статье расходов в следующем порядке.

1. Фиксируется среднедорожная величина расходов данной статьи – Методы расчета и анализа себестоимости перевозок в конкретных условиях - student2.ru .

2. По отчетам определяется среднедорожное значение измерителя, с ко­торым связано изменение расходов данной статьи.

3. Определяется величина расходов на единицу этого измерителя:

е...= Методы расчета и анализа себестоимости перевозок в конкретных условиях - student2.ru / И

4. Рассчитывается величина измерителя на заданный объем конкретных пе­ревозок.

5. Определяется по данной статье часть расходов, приходящаяся на конкретные перевозки:

Методы расчета и анализа себестоимости перевозок в конкретных условиях - student2.ru = е... × И.

По всем статьям проводятся аналогичные расчеты.

Метод непосредственного расчета себестоимости является наиболее точным, но требует большого объема счетной работы. Поэтому его целесообразно применять, когда в конкретных условиях перевозок меняется небольшое количество статей расходов.

Метод единичных расходных ставокболее прост ипоэтому широко используется в технико-экономических расчетах. Он основывается на применении особой системы калькуляционных (расчетных) измерителей и единичных расход­ных ставок. Расходная ставка – это величина зависящих расходов, приходящихся на единицу калькуляционного измерителя.

Для сокращения расчетов в методе единичных расходных ставок количество измерителей, с которыми связывается изменение зависящих расходов, ограничива­ется. Система калькуляционных измерителей различна при расчете себестоимости перевозок на существующих и на вновь проектируемых линиях; различается она также по видам перевозок, видам тяги и по видам анализа (текущий и перспективный). Порядок расчета себестоимости методом единичных расходных ставок сле­дующий.

1. Определяется перечень измерителей, с изменением которых увязывается изменение зависящих расходов.

2. Среднедорожные зависящие расходы по статьям номенклатуры (а в ряде случаев – и по элементам затрат), связанные с соответствующими измерителями, группируются и суммируются.

3. Делением среднедорожных зависящих расходов, отнесенных на калькуляционные измерители, на величину соответствующего среднедорожного измерителя определяется единичная расходная ставка по каждому калькуляционному измери­телю.

4. По формулам производится расчет затрат калькуляционных измерителей в конкретных условиях перевозок на объем работы, принятый равным 1000 ткм нет­то эксплуатационных или 1000 пасс.-км.

5. Умножением данных затрат измерителей на соответствующие среднедорожные расходные ставки определяются зависящие от объема работы расходы, приходящиеся на 1000 ткм или на 1000 пасс.-км.

6. К зависящим расходам добавляются условно-постоянные, которые в зави­симости от типа задачи рассчитываются либо процентом от зависящих расходов, либо фиксированной величиной на единицу перевозочной работы, либо по затра­там определенного измерителя (например, локомотиво-километров во главе поез­дов и в одиночном следовании на единицу поездной работы и т. п.).

7. Суммированием расходов (на 1000 ткм или на 1000 пасс.-км) определяет­ся полная величина затрат, а затем – себестоимость перевозок 10 экспл. ткм или пасс.-км.

В процессе расчета себестоимости используются следующие измерители:

Методы расчета и анализа себестоимости перевозок в конкретных условиях - student2.ru

где: Методы расчета и анализа себестоимости перевозок в конкретных условиях - student2.ru – расходная ставка, отнесенная на измеритель "вагоно-км";

Методы расчета и анализа себестоимости перевозок в конкретных условиях - student2.ru – расходная ставка, отнесенная на измеритель "вагоно-часы", включает в себя измерители: "вагоно-часы НКО", "время простоя на технических станциях", "вагоно-часы прохождения вагонов по участку";

Методы расчета и анализа себестоимости перевозок в конкретных условиях - student2.ru – расходная ставка, отнесенная на измеритель "локомотиво-км";

Методы расчета и анализа себестоимости перевозок в конкретных условиях - student2.ru – расходная ставка, отнесенная на измеритель "локомотиво-часы";

Методы расчета и анализа себестоимости перевозок в конкретных условиях - student2.ru – расходная ставка, отнесенная на измеритель "тонно-км брутто вагонов и локомотивов";

Методы расчета и анализа себестоимости перевозок в конкретных условиях - student2.ru – расходная ставка, отнесенная на измеритель "локомотиво-часы маневровой работы";

Методы расчета и анализа себестоимости перевозок в конкретных условиях - student2.ru – расходная ставка, отнесенная на измеритель "бригадо-часы поездных бригад";

Методы расчета и анализа себестоимости перевозок в конкретных условиях - student2.ru – расходная ставка, отнесенная на измеритель "бригадо-часы локомотивных бригад";

Методы расчета и анализа себестоимости перевозок в конкретных условиях - student2.ru – расходная ставка, отнесенная па измеритель "расход условного топлива (электроэнергии)на тягу поездов";

Методы расчета и анализа себестоимости перевозок в конкретных условиях - student2.ru –расходная ставка, отнесенная на измеритель "грузовые отправки";

Методы расчета и анализа себестоимости перевозок в конкретных условиях - student2.ru – условно-постоянные расходы.

Идея метода единичных расходных ставок заключается в предположении, что в конкретных условиях удельные расходы на единицу калькуляционного измерителя (единичные расходные ставки) остаются неизменными, а расходы изменяются вследствие изменения калькуляционных измерителей. В настоящее время вследствие меняющихся цен на топливо, электроэнергию, технические средства и роста уровня заработной платы единичные расходные ставки необходимо своевре­менно (примерно раз в квартал) индексировать. Для повышения точности метода единичные расходные ставки могут корректироваться в зависимости от серии локомотива, типа вагона, типа верхнего строения пути и т.п.

Метод коэффициентов изменения среднедорожной себестоимоститакже основан на связи расходов с измерителями. В соответствии с этим методом определяются среднедорожные расходы, связанные с калькуляционными измерителями. Далее рассчитываются затраты калькуляционных измерителей в конкретных условиях. Коэффициент изменения среднедорожной себестоимости определяется как отношение величины калькуляционного измерителя в конкретных условиях к среднедорожной величине соответствующего измерителя. Расходы по измерителям в конкретных условиях определяются как произведение среднедорожных расходов на коэффициент изменения соответствующего измерителя.

Метод удельных весов расходовоснован на выделении из среднедорожных расходов (или себестоимости) доли, приходящейся на отдельные измерители или группы статей, – в процентах от общей величины расходов (или себестоимости перевозок). В остальном порядок расчета себестоимости перевозок этим методом аналогичен методу коэффициентов изменения среднедорожной себестоимости.

Метод коэффициентов влиянияприменяется для определения себестоимости перевозок или экономии эксплуатационных расходов при изменении качественных показателей использования подвижного состава.

Метод укрупненных расходных ставокприменяется для оценки эксплуатационной деятельности дорог в текущих или перспективных условиях. Для этого методом единичных расходных ставок по особым формулам рассчитываются расходы, приходящиеся на единицу эксплуатационной работы, например 1 поездо-км, 1 поездо-час и т.п. Умножив данные расходы (укрупненные расходные ставки) на затраты соответствующих измерителей, приходящихся на заданный объем работы, получают расходы, связанные с измерителем в конкретных условиях. Как правило, этим методом определяются только зависящие расходы.

Наши рекомендации