Методы конструирования в маркетинговых исследованиях.
Методы конструирования (построения) ситуации - это тоже вид проекционного метода качественного исследования, в котором респонденту нужно дать ответ на вопрос в виде придуманной им истории, диалога или описания ситуации.
Метод конструкции (построения) ситуации включает следующие виды;
- ответ по рисункам;
- анимационные тесты (тест-мультфильм);
- проективные вопросы;
- стереотипы;
- рисунки «Bubbles».
Ответ по рисункам - респондентам предоставляют определенный набор картинок с изображением обычных и не совсем обычных событий, затем просят их составить рассказы про то, что изображено на рисунках. Причем не на всех рисунках люди или предметы изображаются четко.
Восприятие и реакция респондента на изображенный материал, характер его ответа служат основой для определения индивидуальности и интерпретации его личности. Так, респондент может оказаться импульсивным или контролирующим себя, творческой или лишенной воображения личностью. Вместе с тем, ответы опрашиваемого используются для оценки его отношения к предмету исследования, а не для характеристики его личности.
Анимационные тесты (тест-мультфильм) — на рисунках изображен тест-мультфильм, содержащий мультипликационные персонажи, которые попадают в разные ситуации, связанные с исследуемой проблемой. Респондентов просят придумать для персонажа ответ на комментарии другого персонажа. Этот метод позволяет выявить эмоции, убеждения и отношение респондентов к ситуации.
Проективные вопросы - респондентам задают вопросы от третьего лица и просят дать ответ в виде истории, диалога или описания ситуации. Такие вопросы позволяют им избежать упоминания о личных проблемах и дают возможность модератору проверить свои гипотезы. Например, «Как вы думаете, о чем беспокоится среднестатистический человек, оформляющий квартиру в ипотеку?» Ответы на проективные вопросы обычно отражают собственные страхи респондента на тему долга, вместе с тем, не причиняя ему дискомфорт или затруднения в передаче своих собственных чувств.
Метод проективных вопросов обладает рядом преимуществ:
- модератор может выявить истинные причины беспокойства респондентов по поводу исследуемой темы, так как такие вопросы наводят на мысли, о которых они, возможно, и не думали;
- раскрывают глубокие эмоциональные слои, сохраняя чувство безопасности респондентов во время опроса.
Стереотипы - респондентам дают на выбор описания (от 2 до 5) стереотипных семей и просят ответить па вопросы. Например, составить типичный список покупок каждой семьи. Данная техника может применяться и в обратном порядке. Респондентам предоставляется список покупок, после чего они описывают тип семьи человека, который наиболее вероятно покупает продукты по этому списку (прием, близкий к «типичному потребителю»). Такой подход также отражает образ брэнда и освещает восприятие потребителя.
Ответы, полученные на основе метода «Стереотипы» обеспечивают полезной информацией относительно восприятия брэндов и возможностей использования изучаемого продукта, типичных характеристик потребителя.
Рисунки «Bubbles» респондентам дают рисунок, изображающий ситуацию с участием людей (иногда животных) или продуктов, отражающий аспект исследуемой темы, и просят их вписать реплики в пустые «пузыри (bubble)». Рисунки не подписываются участниками, чтобы не ограничивать свободу слова.
На рисунках «Bubbles» изображается диалог, в основном, между потребителями разных брэндов, между домашним животным и его хозяином или между двумя бутылками разных прохладительных напитков и т.д.
Существуют две более сложные модификации этого метода: а) описательные рисунки «Bubbles»; б) ролевые (ситуативные) рисунки «Bubbles».
В первом случае каждый опрашиваемый получает бланк со схематическими рисунками карикатур и набор карандашей. Как правило, на бланке изображаются три карикатуры (хотя их количество не регламентировано), один олицетворяет ключевой брэнд - предмет исследования, а другие - его конкуренты. Третьим человечком может быть идеальный брэнд. Респондентов просят дорисовать человечков, «одеть» их, описать образ жизни, характер, привычки и т.д. Кроме того, участников просят написать в пустых «пузырях», что они думают о себе и что говорят о себе вслух. При выполнении этого задания респонденты могут высказывать комментарии, как в процессе, так и после завершения работы. Они имеют немаловажное значение, поэтому исследователи должны фиксировать все комментарии. Создаваемые образы, как правило, четко ассоциируются с социальными типажами, в них невольно присутствует система ценностей воображаемых персонажей.
Достоинства метода в том, что он применим к любому виду товара/услуги, способствует созданию глубокого, объемною образа товара (респондент, дописывая в пустые «пузыри» не только высказывания, но и мысли «человечка», провоцирует свои глубинные ассоциации, раскрывая свое внутреннее противоречие, при этом он чувствует себя в безопасности, «спрятавшись» за своего героя).
Также можно определить, как оценивается имидж товара и как он воспринимается на фоне ближайших конкурентов.
При использовании модификации «Ролевые, или ситуативные рисунки «Bubbles» респонденты должны сконструировать сюжет, в котором один персонаж рисунка назначается потребителем товара или, наоборот, непользователем, двое других обмениваются репликами по поводу его потребительских предпочтений. В ходе этой процедуры опрашиваемые самостоятельно придумывают и воплощают внешний вид, социальный статус и роли персонажей.
Этот метод применяется для:
− понимания особенностей потребления продукта и определения образов потенциальных потребителей:
− выявления наиболее типичных ситуаций использовании товара или при формировании нового рыночного окна:
− смягчения или ликвидации возникших проблем с помощью рекламной кампании или дальнейших технологических разработок. Своеобразная психодрама иногда дает богатый материал для креативных решений, так как подчас драматичностью сюжета и яркостью персонажей рисунки не уступают хорошему рекламному ролику.
Метод дает возможность оценить отношение респондентов к целой товарной группе и ее потребителям и понять потребительскую мотивацию. Но при этом его применение требует довольно высокого уровня креативности респондентов. Следует отметить, что этот недостаток присущ всем видам конструктивных методов.
Информация, полученная от респондентов с помощью ролевых (ситуативных) рисунков «Bubbles», анализируется аналогично методу «Описательные рисунки «Bubbles».