Методы завершения ситуации в маркетинговых исследованиях.
Метод завершения ситуации также относится к проекционным методам качественного исследования. Респондентов просят придумать завершение предложенной ситуации.
Метод завершения включает в себя следующие виды:
− завершение предложений;
− завершение истории:
− фрустрирующие картинки:
− модификация ТАТ (тематический апперцепционный тест);
− незавершенные рисунки.
Предполагается, что при выполнении данного задания респондент предоставит некую информацию о себе. Рассмотрим более подробно указанные виды.
Завершение предложения - респондентам предоставляют ряд незавершенных предложений и просят их придумать концовку, используя те слова и фразы, которые первые приходят в голову.
Метод завершения предложений целесообразно использовать, если:
- предмет обсуждения недостаточно интересен и требует применения дополнительных внешних стимулов для возникновения дискуссии;
- исследователь или заказчик желают изучить специфические особенности товара/услуги, которые не раскрываются при помощи других методов;
- респонденты испытывают трудности в обсуждении темы и им требуется дополнительная помощь. В этом случае предложенные модератором предложения позволяют направлять дискуссию в нужном русле.
Правила применения этого метода в качественных исследованиях заключаются в том, что предложения должны быть короткими и легкими для понимания, чтобы респонденты могли быстро написать свои ответы; их формулировка должна быть конкретной, чтобы респонденты могли давать точные и взвешенные ответы; у участников должно быть достаточно времени для завершения всех высказываний перед началом обсуждения.
Метод завершения предложений имеет различные формы:
- индивидуальное заполнение бланков респондентов с последующим групповым обсуждением вариантов окончаний предложений - наиболее эффективная форма;
- озвучивание начала модератором и коллективное завершение предложения группой респондентов, при этом обсуждаются все возникшие идеи, и нередко их возникновение стимулируется именно групповым творчеством - не менее продуктивный вариант;
- провоцирование реакций респондентов путем предъявления не только начала предложений, но и возможных вариантов окончаний.
Достоинства метода завершения предложений заключаются в том, что респонденту предлагается более ясный побудительный мотив, вызывающий некоторую ассоциацию с его внутренними интересами, а также можно выявить глубинные чувства, эмоции, взгляды и мотивы респондента, несмотря на то, что время на проведение исследования ограничено.
К числу недостатков метода завершения предложений можно отнести то, что респондент может догадаться о целях исследования, так как трудно их замаскировать, и выдать неточный ответ. Эффективность применения метода зависит от квалификации исследователя, который должен предложить продуманные, Точные и взвешенные формулировки предложений.
При использовании метода завершения истории респондентам предлагают придуманную историю (объяснение, разговор) и просят сочинить его окончание.
Правила применения метода завершения истории:
- следует избегать навязывания шаблонных ситуаций, когда респондентам не остается ничего другого, как выдать заранее запрограммированный ответ;
- начало истории (объяснения, разговора) должно быть более проективным, чтобы респондент мог сознательно отделить себя от своего ответа и раскрыть свои сознательные и бессознательные механизмы, чтобы степень его раскрепощенности была максимально высокой.
Фрустрирующие картинки Розенцвейга - респондентам предлагают серию картинок, на каждой изображена фрустрируюшая ситуация с двумя «облачками» для слов: внутри одного написаны слова. Другое предназначено для заполнения участником.
Например, изображен продавец бытовой техники, говорящий: «Мне так жаль, но на складе закончились стиральные машины марки А, Вы можете оставить свои координаты и я сообщу Вам, когда поступит товар». И человек на тротуаре с пустым облачком около головы.
При использовании такого вида проекционного метода качественного исследования, как модификация ТАТ (тематический апперцепционный тест или тест на восприятие), респондентов просят рассказать о событиях, предшествовавших нарисованной ситуации, и тех, что последуют за ней.
Целью данного метода является выявление мнений респондентов относительно исследуемых продуктов или мотивов потребительского поведения.
Незавершенные рисунки - респонденту предлагают незавершенные рисунки для выяснения их представления о портрете потребителя исследуемого продукта.
Информация, полученная с помощью метода завершения, может быть использована для разработки коммуникационной политики хозяйствующего субъекта.