Проекционные методы в маркетинговых исследованиях: сущность и различия в применении в психологии и маркетинге.
Косвенные методы качественных исследований включают проекционные методы, которые классифицируются на ассоциативные, завершения ситуаций, конструирования, экспрессивные.
Проекционные методы - это неструктурированная форма опроса, побуждающая респондентов высказывать свои скрытые эмоции, потребности, мотивы, предпочтения и ценности, убеждения относительно обсуждаемой проблемы. Применяемые в маркетинге, они заимствованы из клинической психологии, в обеих областях используют вторичные раздражители для стимулирования реакций субъекта.
Таблица 1. Различия в применении проекционных методов в психологии и маркетинге
№ | Пок-тель | Область применения | |
Психология | Маркетинг | ||
1. | Цель | Выявление и фиксация бессознательных слоев психики человека и определение его диагноза | Определение истинных мотивов поведения потребителей |
2. | Предмет исследования | Психические отличия людей с разными заболеваниями | Позиционирование определенной марки товара в сознании потребителей, выявление различий в поведении потребителей определенной марки от потребителей других марок |
3. | Интерпретация ответов респондентов | Интерпретация ассоциаций пациента, проводимая клиническим психологом, гораздо сложнее интерпретации высказываний респондента модератором | В маркетинговом исследовании остается невостребованным психодиагностический потенциал метода, исследователя интересует лишь та часть реакции респондента, которая касается непосредственно изучаемой' проблемы |
4. | Результат | Выявление глубинных особенностей личности с целью эффективной терапии | Проведение типологии или сегментации потребителей |
Проекционные методы в качественных исследованиях применяются для преодоления неспособности или нежелания респондентов выражать свои истинные интересы, мнения или мотивы по отношению к определенной концептуальной идее, товару, услуге или другим объектам. При постановке им прямых вопросов такой результат не достигается. Эти методы направлены на побуждение с помощью скрытых стимулов респондентов к выражению своих глубинных ощущений, а именно:
- респондентов просят объяснить поведение остальных лиц, а не собственное. Отвечая на проекционные вопросы от третьего лица, респонденты непроизвольно выражают собственные мотивы, убеждения, отношения и чувства по поводу той или иной ситуации. На основе анализа ответов можно выявить их позицию по поставленному вопросу;
- участникам преднамеренно задаются неопределенные, нечеткие вопросы. Двусмысленность способствует глубокому выявлению эмоций, потребностей, мотивов, отношений и потребительской ценности респондентов.
Проекционные методы классифицируются на вербальные и невербальные. Вербальные техники позволяют фиксировать словесную информацию в виде высказываний респондентов, невербальные - осуществляют сбор данных в виде рисунков, коллажей, различных поделок. Специфика проведения маркетинговых исследований с помощью проекционных методов заключается в:
1) отсутствии каких-либо ограничений для респондента при выполнении заданий;
2) нейтральной, косвенной по отношению к респонденту направленности заданий;
3) неопределенном характере тестовых заданий;
4) отсутствии фиксированной однозначной шкалы нормативов при оценке материалов;
5) многозначности каждого отдельного показателя, когда однозначность интерпретации обеспечивается ростом совокупности рассматриваемых показателей;
6) опоре на понятие «проекция», обозначающее факт привнесенности в любую психическую деятельность собственных личностных особенностей.
Процедура проведения качественного маркетингового исследования с помощью проекционных методов выглядит следующим образом:
ü При этом следует исключать случаи, когда предшествующее обсуждение может повлиять на выполнение очередной проекционной методики, например, позволять группе обсуждать то, что им рисовать, и после этого давать задание по проекционному рисунку. При разборе, например, рисунка, конечно, допустимы вопросы, но следует избегать вынужденных интерпретаций, когда респонденту просто нечего сказать, и тем более предлагать свою интерпретацию. Стимулы должны быть простыми, без слишком подробных деталей или стилизации.
ü Не существует правил, какую и в какой ситуации проекционную технику использовать. Это всегда сопряжено с определенной степенью риска, связанного как с самой процедурой, так и с полученными результатами. Поэтому каждый маркетолог должен самостоятельно принимать решение и знать, когда выбрать тот или иной методический прием в соответствии с исследовательскими задачами, которые перед ним поставлены.
ü Как и в фокус-групповом интервью ведущая роль принадлежит модератору, от квалификации которого зависят результаты исследования, в этой связи ему вменяются такие обязанности:
- быть настолько естественным и незаметным, насколько это возможно в группе, а также постоянно помнить, что респонденты наблюдают за всеми исходящими от него невербальными сигналами, и его внутреннее состояние передается каждому участнику (например, если он беспокоится или напряжен, группа станет такой же);
- предупредить респондентов о том, что ведется видеозапись, вместе с тем, следует убедить их, что это делается исключительно для облечения последующей работы с результатами;
- не доставлять отрицательных эмоций респондентам, за это он несет этическую ответственность;
- не смотреть на участников пристально или оценивающе, без необходимости ходить вокруг, позади их;
- не требовать «правильных» ответов от респондентов. Модератор должен подчеркнуть, что не нужны «правильные» ответы и что их не существует, что интересны личное мнение и личный опыт каждого респондента и участники могут выражать свои чувства, описывать, оценивать, делать или говорить все, что им кажется необходимым. Примеры схематических проекционных рисунков должны убедить респондентов, что от них не требуется профессиональный рисунок, и что никто не собирается оценивать эти рисунки с точки зрения художественных достоинств;
- задавать и ставить перед респондентами относительно неструктурированные задачи, чтобы обеспечить самое широкое возможное разнообразие ответов;
- предоставлять возможность респонденту объяснить, прокомментировать свои ответы;
- помнить, что может обнаружиться эффект влияния практики: у респондентов есть тенденция чувствовать себя более комфортно после первого опыта;
ü Анализ и интерпретация результатов исследований, полученных с помощью проекционных техник, проводятся, прежде всего, на основе стратегии, опирающейся на помощь самого респондента, а также с использованием других методов анализа информации. При этом следует помнить, что не существует гарантированных способов интерпретации или запретов.
Качественные исследования включают большее разнообразие проекционных методов, направленных на выявление глубинных мотивов потребительского поведения. Однако богатейшие возможности этих методов используются в маркетинге не в полной мере. Чаще всего применяются: из методов ассоциации - словесные ассоциации; завершения - завершение предложения и истории; конструирования ситуации - ответ по рисункам и анимационные тесты; выражения - ролевая игра и метод третьего лица.