Классификация методов наблюдения
По способам проведения методы наблюдения классифицируются на личное, механическое, аудит, контент-анализ и анализ следов.
1. Личное наблюдение - исследовательская стратегия, в которой осуществляется наблюдение за объектом (феноменом), при этом записываются все происходящие с ним события по мере их поступления.
При проведении личного наблюдения разрабатывается форма (карточка) для регистрации, в которой указывается, какой вид поведения наблюдается и как он должен быть зафиксирован. В шапке листа записи указываются фамилия исследователя, дата и время наблюдения.
При личном наблюдении исследователь не должен пытаться контролировать или направлять события, происходящие с объектом наблюдения. От него требуется лишь запись всех наблюдаемых событий и фиксация ключевых элементов поведения потребителя в процессе покупки или при использовании товара/услуги: что, сколько, как, где, когда, в какой ситуации, кто. К примеру, наблюдатель может записать число посещений магазина и наблюдать за покупателями бытовой техники. Эта информация может пригодиться при разработке мерчендайзинга.
2. Механическое наблюдение - исследовательская стратегия, в которой наблюдение за объектом (феноменом) и запись его результатов осуществляют механические устройства. Они классифицируются на нетребующие и требующие участия респондентов в проведении наблюдения (табл. 1). Представленные в данной таблице механические устройства не исчерпывают весь их перечень.
Рассмотрим действия некоторых механических устройств: а) тахистоскоп помогает исследователю осуществлять контроль над временем при использовании визуальных стимуляторов (например, рекламных материалов). Это достигается путем освещения рекламы глазами испытуемого в импульсном режиме, при этом интервал освещения может изменяться от сотых долей секунды до промежутка в несколько секунд, затем его(ее) просят описать все то, что он(-а) увидел(-а) и объяснить, что бы это могло значить.
Таблица 1 - Механические устройства, применяемые при наблюдении
Название и краткое описание | |
1. Технические средства, не требующие участия респондентов в проведении наблюдения | 1.1. Аудиметр А. Нильсена |
Присоединяется к телевизору и постоянно регистрирует, какой канал включен. Усовершенствованной моделью являются «счетчики людей», которые не только регистрируют, какой канал включен, но и сколько человек смотрят передачу | |
1.2. Турникеты | |
Регистрируют количество человек, входящих и выходящих из помещения | |
1.3. Регистраторы движения | |
Располагаются вдоль дорог для подсчета количества автомобилей, проезжающих в определенном месте | |
1.4. Камеры на рабочих местах (кино- или видеокамеры) | |
Чаще используют розничные торговцы для контроля за размещением товаров, привлекательности упаковки и маршрутами движения покупателей | |
1.5. Оптические сканеры | |
Создают широкие возможности для автоматизированного сбора информации о потребительских покупках в разрезе категорий товаров, марок, типов магазинов, цены и количества | |
2. Технические средства, требующие участия респондентов в проведении наблюдения | 2.1. Анализаторы движений глаза |
Тахистоскоп, окулометры, глазные камеры записывают движения человеческого глаза, они используются для изучения механизма восприятия респондентом рекламы или рекламных телевизионных роликов, а также длительности фиксации взгляда на ее отдельных элементах. Результаты наблюдения используются для повышения эффективности рекламы | |
2.2. Глазные регистраторы | |
Фиксируют изменения в диаметре зрачков глаза. Респондентов просят смотреть на экран, где демонстрируется реклама или другой анализируемый объект. Яркость изображения и расстояние до глаз зрителей поддерживаются неизменными. Изменения диаметра зрачков интерпретируются как изменения в когнитивной (мыслительной) активности мозга под влиянием просматриваемого изображения. В основе метода лежит предположение о том, что увеличившийся диаметр зрачка свидетельствует о заинтересованности и положительном отношении к просматриваемому материалу | |
2.3. Гальванометр | |
Регистрирует гальваническую реакцию кожи респондента | |
2.4. Частотный анализатор голоса | |
Проверяет изменения силы эмоциональных реакций относительно изменения высоты голоса респондента | |
2.5. Устройства для измерения задержки ответа | |
Фиксирует промежуток времени, необходимый респонденту для обдумывания ответа на вопрос |
Систематически изменяя длительность освещения, исследователь может измерить, насколько быстро и правильно конкретный стимул - в данном случае реклама - может быть воспринят и истолкован;
б) глазная камера - механическое приспособление, которое исследователь использует для изучения движений глазного яблока человека во время чтения рекламного материала, а также анализа дизайна упаковки и демонстрационных стендов в проходах супермаркетов.
Некоторые из современных видеокамер весят всего несколько унций и настолько маленькие, что могут размещаться в очках респондента. Видеозапись процесса просмотра рекламных материалов позволяет исследователю в подробностях изучать поведение испытуемого. Полученная информация помогает определить ту часть рекламного объявления, на которую респондент обращает внимание в первую очередь, сколько времени его(ее) глаза задерживаются на отдельном участке и читает ли он(она) все объявление целиком или только какую-то его часть;
в) гальванометр - механическое устройство, определяющее уровень вызванных какими-либо побудительными причинами эмоций. Регистрирует изменения электрического сопротивления кожи, связанные с изменением степени потливости, возникающего из-за эмоционального возбуждения (действует по тому же принципу, что и «детектор лжи»).
Субъекту исследования на ладони и предплечья прикрепляют небольшие электроды, измеряющие электрическое сопротивление, и демонстрируют образцы рекламы, упаковки и рекламные лозунги. Метод основан на теоретическом предположении о том, что физиологические изменения в организме, усиленное потовыделение, изменения кровяного давления или частота сердечных сокращений вызываются эмоциональными реакциями под воздействием внутренних или внешних стимулов.
Волнение увеличивает потоотделение, которое в свою очередь увеличивает электрическое сопротивление кожи. По силе реакции наблюдатель оценивает интерес респондента и его отношение к демонстрируемому объекту. Например, измерение непроизвольных реакций или реакций неконтролируемых сознательно подопытным человеком в результате просмотра специально отобранных рекламных материалов.
3. Аудит - метод наблюдения, включающий два вида: Аудит потребительских запасов - исследователь изучает и регистрирует товары, их марку, упаковку и расфасовку непосредственно на дому у респондента.
Наблюдатель собирает информацию непосредственно с исследованием имеющихся запасов либо с использованием записей об их поступлении и расходовании. В этой связи можно выделить две особенности аудита потребительских запасов: 1) информацию собирает лично исследователь, 2) получение информации обычно связано с подсчетом каких-либо физических объектов. При проведении аудита потребительских запасов исследователь осуществляет инвентаризацию продуктов (по количеству, марке, расфасовке) в сочетании с личным опросом. Например, он просит потребителя показать, какие продукты питания имеются в холодильнике, и объяснить, чем обоснован их выбор.
Основным достоинством данного метода является возможность значительного снижения риска в отношении неправдивых ответов респондентов и других потенциальных источников ошибок. Вместе с тем, возникают трудности, связанные с получением согласия опрашиваемых на ревизию товаров в домашних условиях, т.е. сложности доступа к такой информации и, следовательно, дороговизна метода. При получении одобрения участника на проведение аудита, фиксация определенных марок не обязательно является показателем, характеризирующим наиболее предпочитаемые или приобретаемые чаще всего товары. В этой связи в зарубежной практике проводится аудит предприятий розничной и оптовой торговли.
Аудит предприятий розничной и оптовой торговли - исследователь извлекает и анализирует данные из различных документов, проводя инвентаризацию наличия и движения товаров на рынке промежуточных продавцов.
4. Контент-анализ (анализ содержания) - объективное и систематическое описание процесса коммуникации. Он применяется, если объектом наблюдения является коммуникативная связь, а не поведение потребителей или материальные объекты. При этом замеряется не подтекст, а внешняя сторона содержания (к примеру, использование определенных слов или словосочетаний). Объектами анализа могут быть такие параметры коммуникативной связи, как:
- слова - употребление различных слов или словосочетаний в сообщении;
- характерные признаки - индивидов или объектов;
- тематика высказываний;
- параметры места и времени - длина и продолжительность сообщения;
- темы - предмет сообщения.
Таким образом, контент-анализ проводится при описании содержания рекламных сообщений, статей в газетах, теле- радиопрограмм и т.п. Например, частота появления в передачах радио- и телевидения мультипликационных персонажей или молодых женщин.
5. Анализ следов (трейс-анализ) - метод наблюдения, при котором сбор информации основывается на изучении физических следов прошлого поведения или свидетельства прошедших событий. Они могут быть оставлены респондентами как намеренно (умышлено), так и непреднамеренно (случайно). Анализ следов применяется в зарубежной практике в следующих маркетинговых исследованиях:
- подсчет количества отпечатков пальцев на страницах журналов для оценки читабельности различных рекламных объявлений в журналах;
- фиксация настроек радиоприемников в автомобилях, поставленных на техобслуживание, для определения процента водителей, предпочитающих слушать те или иные радиостанции. Информация использовалась рекламодателями для определения наиболее подходящих каналов для размещения рекламы;
- год выпуска и состояние автомобилей в местах парковки возле торговых центров для оценки уровня дохода покупателей;
- изучение содержания мусорных пакетов (ящиков) для оценки объема потребления семьей тех или иных упакованных товаров.
Анализ следов при условии творческого подхода не требует больших затрат на его проведение, однако полученная информация может оказаться неполной, что потребует некоторых допущений для последующего анализа. Трейс-анализ применяется тогда, когда применение любого другого метода наблюдения невозможно.
Этапы проведения наблюдения
Процесс подготовки и проведения наблюдения включает следующие этапы сбора информации:
1. Подготовительный этап:
- определение цели, постановка задач, установление объекта и предмета наблюдения;
- выбор места и времени наблюдения, обеспечение доступа к среде наблюдения;
- выбор формы и метода наблюдения;
- разработка процедуры наблюдения на основе определения его единиц и рамок;
- подготовка и апробация технических документов (бланка карточек, протоколов, дневников наблюдений; инструкций для наблюдателей) и механических устройств;
- подготовка и инструктаж наблюдателей.
2. Полевой этап:
- сбор и фиксация результатов наблюдений;
- контроль работы наблюдателей (проведение беседы с участниками ситуации; анализ рабочих документов наблюдения; сравнение результатов собственного наблюдения наблюдением, сделанного другим; проведение повторного наблюдения).
3. Аналитический этап:
- обработка результатов наблюдения;
- подготовка отчета о наблюдении по следующим разделам:
а) время, место и обстоятельства наблюдения;
б) форма и метод наблюдения, роль наблюдателя;
в) характеристика наблюдаемых лиц, физических признаков или событий;
г) анализ информации, собственные заметки и интерпретации наблюдателя;
д) оценка надежности полученных результатов.
Для оценки надежности применяют один из трех коэффициентов:
- согласия наблюдателей (одно и то же событие наблюдается одновременно различными наблюдателями);
- устойчивости (один и тот же наблюдатель производит наблюдение в разное время);
- надежности (различные наблюдатели проводят наблюдение в разное время).