Вопрос 8: Понятие системы маркетинговой информации. Составляющие системы маркетинговой информации
Маркетинговая информация собирается, сортируется, анализируется и распределяется в рамках маркетинговой информационной системы, являющейся частью информационной системы управления организацией.
Маркетинговая информационная система (МИС) - это совокупность постоянно действующих формализованных процедур и методов, предназначенных для регулярного, планомерного, своевременного сбора, обработки, анализа, оценки и распределения достоверной информации в целях ее использования для принятия эффективных маркетинговых решений.
МИС создается хозяйствующим субъектом для:
- выявления существующих и потенциальных маркетинговых проблем и возможностей;
- разработки стратегических и тактических маркетинговых мероприятий и оценки степени их выполнения.
Как известно, традиционной моделью маркетинговой информационной системы является модель Ф. Котлера, которая предполагает структурирование процесса сбора информации по видам источников (подсистема внутренней и внешней информации) и реализуемым задачам (подсистема маркетинговых исследований) (рис. 3).
Модель МИС Ф. Котлера состоит из четырех подсистем:
1. Подсистема внутренней отчетности - это совокупность постоянно действующих формализованных процедур и методов, предназначенных для регулярного, планомерного, своевременного сбора достоверной текущей информации о событиях, происходящих во внутренней среде хозяйствующего субъекта, и его
возможностях.
Маркетинговая информационная система
Рис. 3. Модель МИС Ф. Котлера
Подсистема внутренней отчетности позволяет регулировать предложение продукции хозяйствующего субъекта на основе обеспечения информацией, которая позволяет:
- эффективно обслуживать заказы клиентов (наличие товара на складе, отпускные цены, объем продаж, время обработки заказа и другие характеристики товара);
- контролировать параметры готовой продукции (себестоимость, уровень качества и др.);
- оценивать эффективность деятельности хозяйствующего субъекта в целом и его отдельные операции.
К примеру, подсистема внутренней отчетности может содержать такие показатели хозяйствующего субъекта, как текущий сбыт, суммы издержек, объемы материальных запасов, движение денежной наличности, данные о кредиторской и дебиторской задолженности и другие. Так, при наличии этой подсистемы торговый агент может из любой точки запросить по телефону необходимые ему сведения, например, о наличии цемента на складе и получить ответ не только о наличии, но и его отсутствии, а также когда и каким цехом он будет произведен.
На основе внутренней информации могут быть выполнены анализ сбыта (по группам товаров/услуг, регионам, рынкам или отдельным клиентам), ABC-анализ (товаров/услуг, ассортиментных групп, клиентов, регионов), портфельный анализ, анализ поставщиков, анализ цен и затрат, анализ сильных и слабых сторон хозяйствующего субъекта. Вместе с тем, следует исключать излишнюю внутреннюю информацию во избежание затруднений в процессе принятия управленческих решений.
2. Подсистема сбора внешней текущей маркетинговой информации - это совокупность постоянно действующих формализованных процедур и методов, предназначенных для регулярного, планомерного, своевременного сбора достоверной информации о текущих событиях, происходящих во внешней среде хозяйствующего субъекта. Данная подсистема имеет названия-синонимы «маркетингового наблюдения» /4, с. 171/ или «маркетинговой разведки» /7, с. 90/.
В процессе сбора и обработки внешней информации маркетологи сталкиваются со следующими трудностями:
- маркетинговая информация о внешней среде хозяйствующего субъекта характеризуется значительным объемом с преобладанием качественных сведений;
- по многим факторам внешней среды хозяйствующего субъекта может отсутствовать достоверная и точная информация, это требует создания новых методик ее получения или повышения достоверности имеющейся информации;
- высокая степень неопределенности влияния факторов макросреды на деятельность хозяйствующего субъекта приводит к увеличению объемов собираемой информации. В то же время, многообразие источников получения информации и отсутствие структурированного информационного рынка затрудняет процесс поиска.
Для сбора текущей информации о внешнем окружении хозяйствующего субъекта используются формальные и неформальные процедуры. Источники получения внешней информации были рассмотрены ранее. Внешняя информация используется для разработки и корректировки плана маркетинга.
3. Подсистема маркетинговых исследований — это совокуп-
ность постоянно действующих формализованных процедур и
методов, предназначенных для регулярного, планомерного сбо-
ра достоверной первичной информации для решения маркетин-
говых проблем хозяйствующего субъекта.
Хозяйствующие субъекты проводят маркетинговые исследования, привлекая независимые исследовательские организации или собственный отдел маркетинга, по различным направлениям, используя основные методы сбора первичной информации - опрос, наблюдение и эксперимент.
4. Подсистема анализа маркетинговой информации - это
совокупность постоянно действующих формализованных про-
цедур и методов, предназначенных для обработки, анализа,
оценки информации в целях ее использования для решения мар-
кетинговых проблем и принятия эффективных маркетинговых
решений.
Для анализа маркетинговой информации в данной подсистеме используются статистический банк и банк моделей.
Статистический банк - совокупность современных методик статистической обработки информации, позволяющих наиболее полно вскрыть взаимозависимости данных и установить степень их статистической надежности.
Банк моделей - набор экономико-математических моделей, способствующих принятию эффективных маркетинговых решений, каждая из которых представляет собой некую реально существующую систему совокупности взаимосвязанных переменных, некий реально существующий процесс или результат. Банк моделей способствует получению ответов на вопросы типа «А что если?» и «Что лучше?» (например, снизить цены на действующем рынке или освоить новый).