Билет 7. Оптимум мотивации. Закон Йеркса-Додсона.
Для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего эффективность работы ухудшается.
Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно, называется оптимумом мотивации. При этом оптимум мотивации не обязательно является средним ее показателем и сильно зависит от сложности задачи.
В 1908 году психологи Роберт Йеркс и Джон Додсон показали, что для наилучших результатов наиболее благоприятен средний уровень мотивации.
У крыс они вырабатывали дифференцировку на различение темного входа в лабиринт от светлого. Правильный выбор входа в лабиринт позволял мыши добраться до гнезда, где ее ожидало положительное подкрепление — мышь противоположного пола. В случае ошибок применялось наказание — удар током через проволочный пол. Сила наказания варьировалась. В разных сериях вырабатывались дифференцировки различной степени сложности.
Ученые в ходе экспериментов на крысах установили, что для успешного обучения крыс в прохождении лабиринта, наиболее благоприятной была средняя интенсивность мотивации.
Было установлено, что существует определенный оптимальный уровень мотивации, при котором необходимая деятельность выполняется лучше всего для данного субъекта и ситуации.
Законом Йеркса - Додсона называют зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.
· Закон Йеркса и Додсона:
1) По мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких показателей успешности, постепенно снижается.
2) Дела средней сложности лучше делать при среднем уровне мотивации. Чем сложнее для человека выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным.
Билет 8. Мотивационные конфликты и их типы. Когнитивный диссонанс и его исследования.(!)
Используя физическое понятие «поле» К. Левин разработал концепцию динамической системы поведения, которая находится под напряжением, когда нарушается равновесие между индивидом и средой.
Жизненное пространство человека включает все влияния, воздействующие на организм в данный момент. Эти влияния называются психологическими фактами и включают в себя внутренние «события», такие как голод или усталость, и внешние события, например социальную ситуацию, воспоминания о прошлом опыте.
Левин представлял личное жизненное пространство в виде эллипса. Сам же человек может быть представлен в форме кружка, расположенного внутри эллипса. Каждый психологический факт выступает частью эллипса. Каждой части может быть придана валентность соответственно тому, благоприятно ли это воздействие (+) или неблагоприятно (–). Сочетание всех валентностей и составляет основу для побуждения к действию.
· Типы мотивационных конфликтов:
ü Первый тип конфликта - человек оказывается перед необходимостью выбора между в равной мере привлекательными, но взаимоисключающими альтернативами. Непременным условием возникновения конфликта является то, что мотивы несовместимых действий актуализируются одновременно и имеют равную силу. Классической иллюстрацией считается случай Буриданова осла, в конце концов, умершего от голода, потому что он так и не смог выбрать между двумя равными по величине охапками сена.
ü Второй тип конфликта предполагает выбор между двумя в равной мере непривлекательными возможностями. Выбор "из двух зол меньшего" затруднен равенством интенсивности мотивов избегания.
ü Третий тип конфликта- это когда одна и та же цель (возможность, выбор) в равной мере и привлекательна, и непривлекательна, имеет "и плюсы, и минусы", как об этом говорят в обыденной речи. Внутренняя борьба в этом случае связана со взвешиванием "за" и "против".