Вопрос 1. Понятие системы управления. Цели и принципы управления
Вопрос 1. Понятие системы управления. Цели и принципы управления
Система управления – это процесс создания, совершенствования и поддержания функционирования организационной структуры при реализации принятого управленческого решения и разработанного плана мероприятий.
Управление библиотекой - деятельность, направленная на обеспечение функционирования библиотеки, повышение эффективности её работы и развитие в соответствии с меняющимися потребностями пользователей и условиями внешней среды.
Субъект управления - руководители различного уровня (высшего, среднего, низшего), наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.
Объект управления – персонал.
Элементы воздействия Субъекта на Объект:
- цель (С ставит перед О)
- принципы (правила основания для управления)
- функции (что делать С)
- методы (как осуществлять функции)
- структура управления
- кадры
- технологии.
Управление начинается с формулировки и выбора целей на основе глубокого всестороннего анализа состояния объекта управления, возможностей и главных тенденций его развития.
Требования к цели:
- измеримость
- конкретность
- достижимость
- ориентированность во времени
- гибкость.
Цели могут различаться по
- содержанию;
- уровням;
- временным характеристикам.
Посодержанию цели могут быть:
- экономическими;
- политическими;
- социальными;
- научно-техническими.
По уровням управления различают национально-хозяйственные, отраслевые, территориальные цели, цели учреждений, отдельных работников. Причем цели низшего уровня представляют собой средство достижения целей более высоких уровней.
По временным характеристикамподразделяются на:
- долгосрочные (стратегические);
- среднесрочные (тактические);
- оперативные.
Принципы управления:
- научность (новые достижения науки);
- системность;
- сохранение баланса власти;
- единоначалие в управлении
- коллегиальность в выработке решений;
- индив. подход (учитывать пол, эмоц. состояние).
Вопрос 2. Функции управления библиотекой
Функции управления(содержание работы)- определенные виды работ по управлению, отличающиеся обособленностью, повторяемостью и отражающие специфику управленческой деятельности.
- планирование библ. деятельности - постановка целей развития; задач, средств их реализации; показателей развития на определенный период.
- организация работы – упорядочение действий О. для достижения цели, обеспечение его необходимыми ресурсами
- правовое регулирование – поддержка в динам. системе учреждения организации заданных параметров деятельности.
- координация работы – согласованные действия органов управления и должн. лиц, согласование действий между организацией и внешней средой во времени и пространстве.
- функция стимулирования и мотивации- сознательно используемая форма воздействия на коллектив/отдельных работников для обеспечения их заинтересованности в высокопроизводительном труде, своевременного и качественного исполнения ими служебных обязанностей. Стимул. – побуждение к труду, мотивация - внутренне побуждение.
- функция учета и контроля– учет (оперативный, статистический, бухгалтерский) – систематизация и пост. сбор сведений о текущем состоянии библиотеки путем регистрации сведений в установ. формах; контроль – способ организации обратных связей с О., благодаря которому С. получает инф. о выполнении своих решений.
Функции управления имеют две общие характеристики:
а) все они требуют принятия решений - выбор как и что планировать, организовывать, мотивировать, контролировать, анализировать.
б) для всех необходима коммуникация - процесс обмена информацией между людьми, ее смысловым значением, чтобы получить информацию для принятия решения и сделать это решение понятным для др.
Локальные правовые акты
вопрос 6. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле"
Устанавливает принципы деятельности библ., гарантирующие права человека, обществ. объединений, народов и этнических общностей на свободн. доступ к информации, духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.
регулирует вопросы организации библ. дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библ. дела в соответствии с принципами и нормами международного права.
Библ. - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам.
Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается созданием государственной и муниципальной сети общедоступных библ., бесплатно осуществляющих основные виды библ. обслуживания.
Определяются принципы деятельности национ. библ. РФ – им. Ельцина, РГБ, РНБ.
Проектная деятельность
Управление проектами становится важной и актуальной сферой деятельности, позволяющей библиотеке находиться в постоянном развитии. В библиотечном деле осознана важность проектов, которые позволяют создавать и осваивать новые информационно-библиотечные технологии, наиболее эффективно использовать библиотечные ресурсы, активно взаимодействовать с органами власти, общественностью и партнерами. В результате проекты превращаются в ключевой фактор, определяющий успех и расширение библиотечной деятельности.
Маркетинговые стратегии
Библиотечный маркетинг – управленческая деятельность библиотеки, организованная на принципах классического маркетинга, направленная на наиболее полное удовлетворение познавательных, информационных и пр. потребностей пользователей библиотеки при максимальной реализации ее собственных ресурсов и возможностей, обеспечение адаптации библиотеки к современным социально-экономическим условиям.
Цели библиотечного маркетинга – предоставить потребителю возможность выбора необходимой ему библиотечно-библиографической и информационной продукции, развивать перспективный спрос, помочь библиотеке занять собственную нишу на профильном рынке.
Применение маркетинга в библиотеке строится на основе соблюдения принципов: комфортность библиотечной среды, доступность услуг и информации, сегментация целевого рынка, конкретность и гибкость обслуживания, устойчивые общественные связи библиотеки.
Деятельность библ. маркетинга:
- сбор, обработка и анализ информации;
-определение требований пользователей;
- формирование и удовлетворение пользователей;
- освоение инноваций
- формирование имиджа;
- организация системы коммуникаций;
- разработка рекламной кампании;
- составление аналитических обзоров;
- разработка новых услуг библиотеки.
4. Персонал-стратегия (стратегическое управление персоналом) - совокупность и последовательность принимаемых решений, позволяющих оценить, проанализировать и выработать необходимую систему воздействия на персонал для реализации избранного принципа развития организации. Персонал библиотеки признается объектом стратегии. Персонал – ресурс, которым надо грамотно управлять, создавать условия для его развития, вкладывать в него средства. Стратег. управление персоналом – перспективные направления развития, использующие предоставленные внешней средой возможности для упрочения и сохранения стабильности функционирования библиотеки с помощью ее сотрудников.
Персонал-стратегия библиотеки включает:
• прогнозирование перспективных потребностей библиотеки в персонале;
• изучение рынка труда;
• разработка программы мероприятий по освоению рынка труда;
• планирование, набор, отбор персонала
• адаптация персонала;
• система обучения персонала;
• анализ системы рабочих мест;
• разработка программ мероприятий по развитию персонала;
• мотивация персонала.
Вопрос 11. Стратегическое планирование в библиотеках. Виды стратегических планов библиотеки
Стратегический подход к определению перспектив развития библиотеки позволяет объективно оценить ситуацию, в которой находится библиотека, пути будущего развития, определить, что нужно сделать сейчас, в ближайшем будущем, в течение нескольких лет, какие мероприятия следует осуществить, чтобы достичь намеченных целей.
Разработка стратегии – это перспективное и стратегическое планирование.
Перспективное – разработка планов на перспективу, т.е. на будущее.
Стратегическое – поиск новых возможностей, выработка долгосрочной стратегии для достижения целей библиотеки, что ДОЛЖНО быть. Исходя из этого, строятся задачи, методы и формы работы. Главное - обозначить не мероприятие, а РЕЗУЛЬТАТ.
Стратегический план помогает диагностировать состояние внутренней среды библиотеки и ее внешнего окружения, составить реалистичное и ясное представление о перспективах, четко сформулировать цели и задачи библиотеки, достичь необходимого согласия с муниципальными органами, с собственным коллективом, определить ресурсную базу библиотеки, осуществлять контроль деятельности. Таким образом, стратегическое планирование ориентирует библиотеку на решение настоящих и будущих проблем, не доводя их до кризисного состояния.
Виды планы в библиотеке:
- стратегические и перспективные на 5, 10 и более лет;
- оперативные на год, квартал, месяц;
- с различными интервалами действия: текущие (годовые, квартальные, месячные), долгосрочные (на весь период деятельности библиотеки);
- универсальные(на всю работу в целом) и тематические (только по одному направлению деятельности).
По срокам выполнения планы делят на:
- долгосрочные (больше 5 лет) – эти планы относятся, в основном, к категории планов-целей.
- среднесрочные (от 1 года до 5 лет) – они выполняются в виде различного рода программ, бюджетов, сетевых графиков.
- краткосрочные – планируются на срок до 1 года, разновидностью являются месячные, квартальные планы.
вопрос 1. Понятие системы управления. Цели и принципы управления
Система управления – это процесс создания, совершенствования и поддержания функционирования организационной структуры при реализации принятого управленческого решения и разработанного плана мероприятий.
Управление библиотекой - деятельность, направленная на обеспечение функционирования библиотеки, повышение эффективности её работы и развитие в соответствии с меняющимися потребностями пользователей и условиями внешней среды.
Субъект управления - руководители различного уровня (высшего, среднего, низшего), наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.
Объект управления – персонал.
Элементы воздействия Субъекта на Объект:
- цель (С ставит перед О)
- принципы (правила основания для управления)
- функции (что делать С)
- методы (как осуществлять функции)
- структура управления
- кадры
- технологии.
Управление начинается с формулировки и выбора целей на основе глубокого всестороннего анализа состояния объекта управления, возможностей и главных тенденций его развития.
Требования к цели:
- измеримость
- конкретность
- достижимость
- ориентированность во времени
- гибкость.
Цели могут различаться по
- содержанию;
- уровням;
- временным характеристикам.
Посодержанию цели могут быть:
- экономическими;
- политическими;
- социальными;
- научно-техническими.
По уровням управления различают национально-хозяйственные, отраслевые, территориальные цели, цели учреждений, отдельных работников. Причем цели низшего уровня представляют собой средство достижения целей более высоких уровней.
По временным характеристикамподразделяются на:
- долгосрочные (стратегические);
- среднесрочные (тактические);
- оперативные.
Принципы управления:
- научность (новые достижения науки);
- системность;
- сохранение баланса власти;
- единоначалие в управлении
- коллегиальность в выработке решений;
- индив. подход (учитывать пол, эмоц. состояние).