Вопрос 1. Понятие системы управления. Цели и принципы управления

Вопрос 1. Понятие системы управления. Цели и принципы управления

Система управления – это процесс создания, совершенствования и поддержания функционирования организационной структуры при реализации принятого управленческого решения и разработанного плана мероприятий.

Управление библиотекой - деятельность, направленная на обеспечение функционирования библиотеки, повышение эффективности её работы и развитие в соответствии с меняющимися потребностями пользователей и условиями внешней среды.

Субъект управления - руководители различного уровня (высшего, среднего, низшего), наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Объект управления – персонал.

Элементы воздействия Субъекта на Объект:

- цель (С ставит перед О)

- принципы (правила основания для управления)

- функции (что делать С)

- методы (как осуществлять функции)

- структура управления

- кадры

- технологии.

Управление начинается с формулировки и выбора целей на основе глубокого всестороннего анализа состояния объекта управления, возможностей и главных тенденций его развития.

Требования к цели:

- измеримость

- конкретность

- достижимость

- ориентированность во времени

- гибкость.

Цели могут различаться по

  • содержанию;
  • уровням;
  • временным характеристикам.

Посодержанию цели могут быть:

  • экономическими;
  • политиче­скими;
  • социальными;
  • научно-техническими.

По уровням управления различают национально-хозяйственные, отраслевые, территориальные цели, цели учреждений, отдельных работников. Причем цели низшего уровня представляют собой средство достижения целей более высоких уровней.

По временным характеристикамподразделяются на:

  • долгосрочные (стратегические);
  • среднесрочные (тактические);
  • оперативные.

Принципы управления:

  • научность (новые достижения науки);
  • системность;
  • сохранение баланса власти;
  • единоначалие в управлении
  • коллегиальность в выработке реше­ний;
  • индив. подход (учитывать пол, эмоц. состояние).

Вопрос 2. Функции управления библиотекой

Функции управления(содержание работы)- определенные виды работ по управле­нию, отличающиеся обособленностью, повторяемостью и отражающие специфику управленческой деятельности.

- планирование библ. деятельности - постановка целей развития; задач, средств их реализации; показателей развития на определенный период.

- организация работы – упорядочение действий О. для достижения цели, обеспечение его необходимыми ресурсами

- правовое регулирование – поддержка в динам. системе учреждения организации заданных параметров деятельности.

- координация работы – согласованные действия органов управления и должн. лиц, согласование действий между организацией и внешней средой во времени и пространстве.

- функция стимулирования и мотивации- сознательно используе­мая форма воздействия на коллектив/отдельных работников для обеспе­чения их заинтересованности в высокопроизводительном труде, своевре­менного и качественного исполнения ими служебных обязанностей. Стимул. – побуждение к труду, мотивация - внутренне побуждение.

- функция учета и контроля– учет (оперативный, статисти­ческий, бухгалтерский) – систематизация и пост. сбор сведений о текущем состоянии библиотеки путем регистрации сведений в установ. формах; контроль – способ организации обратных связей с О., благодаря которому С. получает инф. о выполнении своих решений.

Функции управления имеют две общие характеристики:

а) все они требуют принятия решений - выбор как и что планировать, органи­зовывать, мотивировать, контролировать, анализировать.

б) для всех необходима коммуникация - процесс обмена информацией между людьми, ее смысловым значением, чтобы получить информацию для принятия ре­шения и сделать это решение понятным для др.

Локальные правовые акты

вопрос 6. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле"

Устанавливает принципы деятельности библ., гарантирующие права человека, обществ. объединений, народов и этнических общностей на свободн. доступ к информации, духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.

регулирует вопросы организации библ. дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библ. дела в соответствии с принципами и нормами международного права.

Библ. - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам.

Право граждан на библиотечное обслуживание обеспечивается созданием государственной и муниципальной сети общедоступных библ., бесплатно осуществляющих основные виды библ. обслуживания.

Определяются принципы деятельности национ. библ. РФ – им. Ельцина, РГБ, РНБ.

Проектная деятельность

Управление проектами становится важной и актуальной сферой деятельности, позволяющей библиотеке находиться в постоянном развитии. В библиотечном деле осознана важность проектов, которые позволяют создавать и осваивать новые информационно-библиотечные технологии, наиболее эффективно использовать библиотечные ресурсы, активно взаимодействовать с органами власти, общественностью и партнерами. В результате проекты превращаются в ключевой фактор, определяющий успех и расширение библиотечной деятельности.

Маркетинговые стратегии

Библиотечный маркетинг – управленческая деятельность библиотеки, организованная на принципах классического маркетинга, направленная на наиболее полное удовлетворение познавательных, информационных и пр. потребностей пользователей библиотеки при максимальной реализации ее собственных ресурсов и возможностей, обеспечение адаптации библиотеки к современным социально-экономическим условиям.

Цели библиотечного маркетинга – предоставить потребителю возможность выбора необходимой ему библиотечно-библиографической и информационной продукции, развивать перспективный спрос, помочь библиотеке занять собственную нишу на профильном рынке.

Применение маркетинга в библиотеке строится на основе соблюдения принципов: комфортность библиотечной среды, доступность услуг и информации, сегментация целевого рынка, конкретность и гибкость обслуживания, устойчивые общественные связи библиотеки.

Деятельность библ. маркетинга:

- сбор, обработка и анализ информации;

-определение требований пользователей;

- формирование и удовлетворение пользователей;

- освоение инноваций

- формирование имиджа;

- организация системы коммуникаций;

- разработка рекламной кампании;

- составление аналитических обзоров;

- разработка новых услуг библиотеки.

4. Персонал-стратегия (стратегическое управление персоналом) - совокупность и последовательность принимаемых решений, позволяющих оценить, проанализировать и выработать необходимую систему воздействия на персонал для реализации избранного принципа развития организации. Персонал библиотеки признается объектом стратегии. Персонал – ресурс, которым надо грамотно управлять, создавать условия для его развития, вкладывать в него средства. Стратег. управление персоналом – перспективные направления развития, использующие предоставленные внешней средой возможности для упрочения и сохранения стабильности функционирования библиотеки с помощью ее сотрудников.

Персонал-стратегия библиотеки включает:

• прогнозирование перспективных потребностей библиотеки в персонале;

• изучение рынка труда;

• разработка программы мероприятий по освоению рынка труда;

• планирование, набор, отбор персонала

• адаптация персонала;

• система обучения персонала;

• анализ системы рабочих мест;

• разработка программ мероприятий по развитию персонала;

• мотивация персонала.

Вопрос 11. Стратегическое планирование в библиотеках. Виды стратегических планов библиотеки

Стратегический подход к определению перспектив развития библиотеки позволяет объективно оценить ситуацию, в которой находится библиотека, пути будущего развития, определить, что нужно сделать сейчас, в ближайшем будущем, в течение нескольких лет, какие мероприятия следует осуществить, чтобы достичь намеченных целей.

Разработка стратегии – это перспективное и стратегическое планирование.

Перспективное – разработка планов на перспективу, т.е. на будущее.

Стратегическое – поиск новых возможностей, выработка долгосрочной стратегии для достижения целей библиотеки, что ДОЛЖНО быть. Исходя из этого, строятся задачи, методы и формы работы. Главное - обозначить не мероприятие, а РЕЗУЛЬТАТ.

Стратегический план помогает диагностировать состояние внутренней среды библиотеки и ее внешнего окружения, составить реалистичное и ясное представление о перспективах, четко сформулировать цели и задачи библиотеки, достичь необходимого согласия с муниципальными органами, с собственным коллективом, определить ресурсную базу библиотеки, осуществлять контроль деятельности. Таким образом, стратегическое планирование ориентирует библиотеку на решение настоящих и будущих проблем, не доводя их до кризисного состояния.

Виды планы в библиотеке:

- стратегические и перспективные на 5, 10 и более лет;

- оперативные на год, квартал, месяц;

- с различными интервалами действия: текущие (годовые, квартальные, месячные), долгосрочные (на весь период деятельности библиотеки);

- универсальные(на всю работу в целом) и тематические (только по одному направлению деятельности).

По срокам выполнения планы делят на:

- долгосрочные (больше 5 лет) – эти планы относятся, в основном, к категории планов-целей.

- среднесрочные (от 1 года до 5 лет) – они выполняются в виде различного рода программ, бюджетов, сетевых графиков.

- краткосрочные – планируются на срок до 1 года, разновидностью являются месячные, квартальные планы.

вопрос 1. Понятие системы управления. Цели и принципы управления

Система управления – это процесс создания, совершенствования и поддержания функционирования организационной структуры при реализации принятого управленческого решения и разработанного плана мероприятий.

Управление библиотекой - деятельность, направленная на обеспечение функционирования библиотеки, повышение эффективности её работы и развитие в соответствии с меняющимися потребностями пользователей и условиями внешней среды.

Субъект управления - руководители различного уровня (высшего, среднего, низшего), наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации.

Объект управления – персонал.

Элементы воздействия Субъекта на Объект:

- цель (С ставит перед О)

- принципы (правила основания для управления)

- функции (что делать С)

- методы (как осуществлять функции)

- структура управления

- кадры

- технологии.

Управление начинается с формулировки и выбора целей на основе глубокого всестороннего анализа состояния объекта управления, возможностей и главных тенденций его развития.

Требования к цели:

- измеримость

- конкретность

- достижимость

- ориентированность во времени

- гибкость.

Цели могут различаться по

  • содержанию;
  • уровням;
  • временным характеристикам.

Посодержанию цели могут быть:

  • экономическими;
  • политиче­скими;
  • социальными;
  • научно-техническими.

По уровням управления различают национально-хозяйственные, отраслевые, территориальные цели, цели учреждений, отдельных работников. Причем цели низшего уровня представляют собой средство достижения целей более высоких уровней.

По временным характеристикамподразделяются на:

  • долгосрочные (стратегические);
  • среднесрочные (тактические);
  • оперативные.

Принципы управления:

  • научность (новые достижения науки);
  • системность;
  • сохранение баланса власти;
  • единоначалие в управлении
  • коллегиальность в выработке реше­ний;
  • индив. подход (учитывать пол, эмоц. состояние).

Наши рекомендации