Ii. методические указания по выполнению контрольной работы
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
Направление подготовки
38.03.02 Менеджмент
Уровень подготовки
Бакалавр
Севастополь – 2017 г.
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Стратегический менеджмент» для студентов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент», уровень подготовки «бакалавр» / Сост. Рывкина О.Л. – Севастополь, 2017. – 17 с.
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» и содержат рекомендации по написанию курсовой работы.
В методических указаниях определены: цели и задачи изучения дисциплины, а также написания курсовой работы, особенности работы с учебной и научной литературой, нормативно-правовыми актами, необходимыми для написания работы, требования к оформлению и порядок защиты курсовой работы.
Методические указания составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», уровень подготовки «бакалавр».
Одобрено на заседании кафедры Менеджмента, туризма и гостиничного бизнеса Севастопольского филиала РЭУ им Г. В. Плеханова.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Общие положения
II. Методические указания по выполнению контрольной работы
1.1. Структура и содержание курсовой работы
1.2. Подготовка к защите
1.3. Защита курсовой работы
III. Перечень тем курсовой работы
IV. Требования к оформлению курсовой работы
Приложения
1. общие положения
Курсовая работа это самостоятельное исследование одной из актуальных научных и научно-прикладных проблем по дисциплине «Стратегический менеджмент», проводимое студентом на базе полученных знаний и глубокого изучения специальной литературы.
Цель курсовой работы - закрепление и углубление теоретических знаний, полученных при изучении этих дисциплин, формирование у студентов профессиональных компетенций и навыков самостоятельного решения профессиональных задач.
Курсовая работа является необходимым элементом самостоятельной работы студентов. Она призвана углубить теоретические и прикладные знания, полученные студентами в лекционных курсах, семинарских и практических занятиях, привить навыки научно-исследовательской работы и дать первый опыт подготовки публикаций.
В процессе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:
- систематизация и конкретизация теоретических знаний по соответствующим циклам дисциплин;
- приобретение навыков ведения самостоятельной исследовательской работы, включая поиск и анализ необходимой информации;
- формирование у студентов системного мышления через определение целей и постановку задач работы и навыков ведения научно-исследовательской работы;
- самостоятельное исследование актуальных вопросов;
- развитие у обучаемых логического мышления и умения аргументировано излагать мысли при анализе теоретических проблем и практических примеров, умения формулировать выводы и предложения.
Подготовка к защите
Выполненная курсовая работа, оформленная надлежащим образом, предоставляется на кафедру Менеджмента, туризма и гостиничного бизнеса. После этого она поступает на проверку руководителю для рецензирования. Проверенная работа возвращается студенту. При положительной оценке студент допускается к защите.
В случае нарушения студентом требований руководителя при написании работы, а также при обнаружении заимствований из работ, защищенных ранее, контрольная работа не допускается к защите и подлежит повторному выполнению или доработке. Примерный перечень тем курсовых работ приведен в разделе III.
Защита курсовой работы
Для успешной защиты курсовой работы студент должен свободно ориентироваться в представленном материале, внимательно ознакомиться с рецензией и тщательно проработать указанные в ней замечания и отмеченные недостатки.
Защита курсовой работы осуществляется в установленные кафедрой сроки путем собеседования с руководителем по исследованной проблематике.
В процессе защиты студент должен кратко обосновать актуальность темы, раскрыть цель и основное содержание работы. Особое внимание необходимо уделить сделанным выводам и предложенным в работе рекомендациям. Использование письменного текста работы в процессе защиты не допускается.
Ответы на вопросы и критические замечания должны быть краткими и касаться только существа дела. В ответах и выводах следует оперировать фактами и практическими результатами, полученными в результате выполнения работы.
Оценка контрольной работы производится на основании определения точности и развернутости ответов студента на вопросы и решение задач.
В случае неудовлетворительной оценки, работа подлежит повторному выполнению с обязательной сменой тематики.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Текст курсовой работы оформляется на компьютере.
Работа оформляется на одной стороне листа формата А4 (210x297 мм). Межстрочный интервал – полуторный, шрифт - Times New Roman, кегль 14.
Страницы работы должны иметь следующие поля: верхнее и нижнее - по 20 мм, правое - 10 мм, левое - 30 мм. Выравнивание - по ширине.
Общий объем курсовой работы без приложений не должен превышать 25-30 страниц компьютерного набора. Объем введения: 1-2 стр., заключения: 1-2 стр., основной части: 20-25 стр. Работы сдаются в сброшюрованном виде. В случае выполнения курсовой работы группой студентов, ее объем должен составлять 20-25 стр. плюс не менее чем 10 стр. на каждого дополнительно участвующего студента.
Номера присваиваются всем страницам, но проставляются со второй - «Содержания». На титульном листе номер не ставится. Номер проставляется в центре нижней части листа без точки. Приложения также нумеруются.
Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами в соответствии с содержанием.
Например:
Монографии
Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки : учеб. для вузов / В.И.
Тарасов. – 2-е изд. – М. : Проспект, 2006. – С. 305–412.
Философия культуры и философия науки: проблемы и гипотезы : межвуз. сб. науч. тр. /
Сарат. гос. ун-т; [под ред. С. Ф. Мартыновича]. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1999. –
199 с.
Допускается не использовать квадратные скобки для сведений, заимствованных не из предписанного источника информации
Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е.
Б. Стародубцева. -5-е изд., перераб. и доп. – М.:ИНФРА-М, 2006. – 494 с.
Заголовок записи в ссылке может содержать имена одного, двух или трех авторов документа. Имена авторов, указанные в заголовке, не повторяются в сведениях об ответственности. Поэтому:
Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 494 с.
Если авторов четыре и более, то заголовок не применяют (ГОСТ 7.80-2000)
Авторефераты
Глухов В.А. Исследование, разработка и построение системы электронной доставки документов в библиотеке : Автореф. дис. … канд. техн. наук. / В. А. Глухов. – Новосибирск, 2000. – 18 с.
Диссертации
Фенухин В. И. Этнополитические конфликты в современной России: на примере Северо-
Кавказского региона : Дис. … канд. полит. наук. / В. И. Фенухин. – М., 2002. – С. 54–55.
Аналитические обзоры
Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья : аналит. обзор, апр. 2007
/ Рос. акад. наук, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений. – М. : ИМЭМО, 2007.
– 39 с.
Материалы конференций
Марьинских Д.М. Разработка ландшафтного плана как необходимое условие устойчивого развития города (на примере Тюмени) // Экология ландшафта и планирование землепользования: тезисы докл. Всерос. конф. (Иркутск, 11-12 сент. 2000 г.). – Новосибирск, 2000. – C.125-128.
Интернет-документы
Официальные периодические издания : электронный путеводитель / [Электронный ресурс] Рос. нац. б-ка, Центр правовой информации. [СПб.], 2005–2007. URL: http://www.nlr.ru/lawcenter/izd/index.html
Определение Верховного Суда РФ «Дело о расторжении договора пожизненной ренты направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, так как судом не было выяснено юридически значимое обстоятельство, имеющее значение для законного разрешения спора, а именно - понимала ли истица, заключая спорный договор, что под упущенной коммерческой выгодой имеется в виду рыночная стоимость квартиры за минусом расходов, связанных с исполнением договора, или нет» от 17 августа 2010 г. № 5-В10-50 // Документ опубликован не был. [Электронный ресурс] Официальный сайт компании «КонсультантПлюс»
Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ARB_159132/
Документы с электронных носителей:
Дело № А40-3403/04-58-41 Арбитражного суда г. Москвы // Документ опубликован не был / [Электронный ресурс] Специализированный диск системы «КонсультантПлюс: Высшая школа» для студентов.
Приложения оформляются как продолжение работы в виде отдельной части. Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную Нумерацию страниц. В тексте работы на все приложения должны быть ссылки. Располагают приложения в порядке ссылок на них в тексте работы. Каждое приложение начинается с новой страницы с указанием наверху справа страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначения. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, ИО, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. (например, ПРИЛОЖЕНИЕ А). При ссылках на приложение следует писать «... представлены в приложении А».
К работе обязательно прилагается лист результатов проверки на антиплагиат, который выполняется на сайте www.antiplagiat.ru. К проверке допускается работа с объемом оригинального (авторского) текста не менее 50%.
Кроме того, к работе должен быть приложен заполненный оценочный лист для преподавателя (на кафедре).
Курсовая работа сдается в распечатанном и электронном (pdf формате) с отсканированными титульным листом с отметками о регистрации на кафедре, оценочным листом, заполненным преподавателем, и информацией о проверке на антиплагиат.
Приложение А
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Севастопольский филиал
Кафедра менеджмента, туризма и гостиничного бизнеса
РЕГИСТР № _____ | ЧИСЛО | ПОДПИСЬ | |
ДИСПЕТЧЕР | |||
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ |
Курсовая работа
по дисциплине_____________________________________
Тема работы ______________________________________
___________________________________________________
Выполнил(а) Иванов И. И.
студент курса_2_гр_МО-21з_
Проверила ______________
к.э.н., доцент Королева Н.А.
«На доработку»
___________________________
Подпись преподавателя, дата
Севастополь, 2018
Приложение Б
Содержание
С.
Введение..
1 Теоретические основы разработки маркетинговой стратегии организации
1.1 Сущность и особенности маркетинговой деятельности организации
1.2 Состав и структура маркетинговой стратегии, ее место в общей стратегии организации
1.3 Процесс разработки маркетинговой стратегии организации
2 Разработка маркетинговой стратегии ооо «полет».
2.1 Общая характеристика ООО «Полет».
2.2 Стратегический анализ среды функционирования ООО «Полет».
2.2.1 Стратегический анализ внешней среды
2.2.2 Стратегический анализ внутренней среды
2.2.3 SWOT-анализ
2.3 Разработка и экономическое обоснование элементов маркетинговой стратегии ООО "Полет"
Заключение..
Список использованных источников..
Приложение
Объект изучения – маркетинговая деятельность организации
Предмет – теоретические подходы и практические рекомендации по разработке маркетинговой стратегии организации
Цель – разработка и экономическое обоснование элементов маркетинговой стратегии организации
Задачи (по названию пунктов каждого раздела)
- изучить сущность и особенности маркетинговой деятельности организации;
- исследовать содержание маркетинговой стратегии и определить ее место в структуре общей стратегии организации;
- рассмотреть процесс разработки маркетинговой стратегии;
- дать общую характеристику ООО «Полет»
- выполнить стратегический анализ его внешней и внутренней среды
- разработать элементы маркетинговой стратегии ООО «Полет» и выполнить их экономическое обоснование
Приложение В
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ»
Направление подготовки
38.03.02 Менеджмент
Уровень подготовки
Бакалавр
Севастополь – 2017 г.
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Стратегический менеджмент» для студентов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент», уровень подготовки «бакалавр» / Сост. Рывкина О.Л. – Севастополь, 2017. – 17 с.
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент» и содержат рекомендации по написанию курсовой работы.
В методических указаниях определены: цели и задачи изучения дисциплины, а также написания курсовой работы, особенности работы с учебной и научной литературой, нормативно-правовыми актами, необходимыми для написания работы, требования к оформлению и порядок защиты курсовой работы.
Методические указания составлены в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», уровень подготовки «бакалавр».
Одобрено на заседании кафедры Менеджмента, туризма и гостиничного бизнеса Севастопольского филиала РЭУ им Г. В. Плеханова.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Общие положения
II. Методические указания по выполнению контрольной работы
1.1. Структура и содержание курсовой работы
1.2. Подготовка к защите
1.3. Защита курсовой работы
III. Перечень тем курсовой работы
IV. Требования к оформлению курсовой работы
Приложения
1. общие положения
Курсовая работа это самостоятельное исследование одной из актуальных научных и научно-прикладных проблем по дисциплине «Стратегический менеджмент», проводимое студентом на базе полученных знаний и глубокого изучения специальной литературы.
Цель курсовой работы - закрепление и углубление теоретических знаний, полученных при изучении этих дисциплин, формирование у студентов профессиональных компетенций и навыков самостоятельного решения профессиональных задач.
Курсовая работа является необходимым элементом самостоятельной работы студентов. Она призвана углубить теоретические и прикладные знания, полученные студентами в лекционных курсах, семинарских и практических занятиях, привить навыки научно-исследовательской работы и дать первый опыт подготовки публикаций.
В процессе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:
- систематизация и конкретизация теоретических знаний по соответствующим циклам дисциплин;
- приобретение навыков ведения самостоятельной исследовательской работы, включая поиск и анализ необходимой информации;
- формирование у студентов системного мышления через определение целей и постановку задач работы и навыков ведения научно-исследовательской работы;
- самостоятельное исследование актуальных вопросов;
- развитие у обучаемых логического мышления и умения аргументировано излагать мысли при анализе теоретических проблем и практических примеров, умения формулировать выводы и предложения.
II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1. Структура, содержание контрольной работы
Содержание курсовой работы должно свидетельствовать о достаточно высокой теоретической подготовке студента по дисциплинам «Стратегический менеджмент» и о наличии у автора необходимых знаний по теме работы. Работа должна иметь правильно составленную библиографию, логичную структуру, обеспечивающую раскрытие темы, должна быть написана грамотно, хорошим литературным и профессиональным языком, иметь правильно оформленный инструментальный аппарат.
Курсовая работа содержит следующие структурные элементы:
- титульный лист (Приложение А);
- содержание (Приложение Б);
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список литературы;
- приложения.
Введение характеризует:
- актуальность темы исследования - обоснование теоретической и практической важности выбранной для исследования проблемы.
- цель и задачи курсовой работы - краткая и четкая формулировка цели проведения исследования и нескольких задач, решение которых необходимо для достижения поставленной цели.
- Объект – изучаемое явление или процесс
- Предмет исследования — формулировка конкретного вопроса или анализируемой проблемы, как части изучаемого явления или процесса.
- Методы исследования (анализ, синтез, конкретизация, обобщение, сравнение, исторический метод, наблюдение, дедукция, индукция и др.)
- Структура работы - краткое содержание глав и параграфов основной части работы (Приложение Б).
Основная часть курсовой работы содержит следующие части:
- главы (разделы);
- пункты;
- подпункты (при необходимости).
Разделы курсовой работы должны быть взаимосвязаны. Рекомендуется, чтобы каждая глава заканчивалась выводами, позволяющими логически перейти к изложению следующего материала.
Основная часть включает два раздела: «Теоретические основы ….. (согласно избранной темы)», «Разработка стратегии (согласно избранной темы) название предприятия».
Каждый раздел должен содержать не менее двух и не более пяти структурных элементов (пунктов). При этом необходимо стремиться к пропорциональному (по объему) распределению материала между разделами и внутри них. Объем пункта основной части курсовой работы не должен быть менее 1,5 страниц.
В разделе «Теоретические основы ….» на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента. Этот раздел служит теоретическим обоснованием будущих разработок, так как дает возможность выбрать определенную методологию и методику проведения качественного и количественного анализа состояния вопроса в конкретных условиях.
В разделе «Разработка стратегии ……. (согласно избранной темы)» проводится апробация результатов теоретических исследований первого раздела и разрабатывается стратегия, соответствующая выбранной теме исследования. Второй раздел содержит следующие пункты:
2.1 Общая характеристика организации. Миссия и цели ее деятельности
2.2 Стратегический анализ среды функционирования (название организации)
2.2.1 Стратегический анализ внешней среды (название организации)
2.2.2 Стратегический анализ внутренней среды (название организации)
2.2.3 SWOT – анализ
2.3 Разработка и экономическое обоснование элементов…….стратегии (название организации)
В пункте 2.1 Общая характеристика организации приводится полное название организации, ее юридический адрес, форма собственности, организационно-правовая форма хозяйствования, размер предприятия (микро, малое, среднее, крупное), виды экономической деятельности (предмет деятельности по Уставу). Дается описание фактического месторасположения с точки зрения близости к потребителям / поставщикам, инфраструктуре, культурно-историческим местам и т.д. Приводится или формулируется миссия организации, стратегическая цель ее развития на период от двух лет, разрабатывается «дерево функциональных целей» (маркетинг, производство, финансы, персонал и т.д. см. презентацию). Дается общая характеристика производимой продукции или оказываемых услуг с точки зрения ее технических характеристик и назначения. Кратко описывается способ продвижения продукции на рынок (реклама, торговые посредники, участие в выставках, ярмарках и т.д.). Приводится организационная структура управления организацией, и кратко описываются обязанности ключевых менеджеров (например, директор, администратор, шеф-повар).
В пункте 2.2.1 Стратегический анализ внешней среды проводится анализ факторов макро и микро уровней внешнего окружения организации. Анализ факторов макросреды проводится методом PEST-анализа. Анализ микросреды проводится по следующим составляющим:
оценка привлекательности отрасли (только при разработке стратегии входа в новую отрасль или освоения нового вида экономической деятельности),
анализ потребителей и оценка их влияния на силу конкуренции в отрасли;
анализ существующих поставщиков и оценка их влияния на силу конкуренции в отрасли;
анализ прямых конкурентов табличным методом на основе ключевых факторов успеха;
анализ влияния товаров заменителей на силу конкуренции в отрасли (если есть)
анализ угрозы появления потенциальных конкурентов (если есть)
построение радара 5 сил конкуренции для идентификации элементов, требующих первоочередного учета при разработке стратегии
Итоги отраслевого анализа представить в таблице.
Сделать выводы о возможностях угрозах во внешней среде для достижения стратегической цели организации.
Таблица 1 – Результаты стратегического анализа отрасли
Фактор | Прогноз | Влияние | Реакция |
Потребители | Снижение спроса на рынке чугунного литья | Задержка оплаты, сокращение заказов | Уход/ сокращение выпуска |
Рост спроса на рынке цветного литья | Полная загрузка мощностей | Расширение производства | |
Поставщики | Удорожание сырья, материалов, энергии, рост кредиторской задолженности | Рост себестоимости | Смена поставщиков, поиск новых форм сотрудничества |
Конкуренты | Сокращение числа конкурентов | Укрепление положения на рынке | Реализации стратегии лидера |
В пункте 2.2.2 Стратегический анализ внутренней среды оценить внутренние возможности организации для достижения поставленных стратегических целей, выявив сильные и слабые стороны внутреннего потенциалас позиции имеющегося персонала, существующей организационной структуры управления, инновационной активности, маркетинговой деятельности, производственных возможностей, финансовых ресурсов (см. презентацию). Сделать выводы и сильных и слабых сторонах организации. Разработанные рекомендации по подготовке организации к достижению стратегической цели в виде мероприятий по обновлению / сокращению / изменению и т.д. ресурсов организации будут выступать элементами будущей стратегии.
В пункте 2.2.3 проводится SWOT анализ на основе выявленных ранее внутренних сильных и слабых сторон, внешних угроз и возможностей. Для этого заполняется таблица (см. презентацию).
В пункте 2.3 Выполняется разработка и экономическое обосновании элементов стратегии. Сама стратегия представляет собой комплекс мероприятий, которые следует выполнить в определенной последовательности для достижения поставленной цели. Каждое такое мероприятие представляет собой проект. Эти проекты, сроки их исполнения и ответственные лица приводятся в таблице.
Таблица 2 – Комплекс проектов маркетинговой стратегии предприятия
Проект | Сроки реализации | Ответственные исполнители |
Рекламная кампания | май 2018 – декабрь 2018 | Начальник отдела маркетинга |
Дистрибьюторская сеть | январь 2018 – апрель 2018 | Начальник отдела маркетинга |
Интернет торговля | май 2018 – июль 2018 | Начальник службы IT |
Затем любой из проектов расписывается до уровня конкретных повседневных работ. Например, проект «Рекламная кампания» может включать следующие работы: разработка идеи проекта; проведение маркетинговых исследований;обработка полученных результатов; разработка технико-экономического обоснования проекта; подбор персонала и подписания контрактов; подписание договора, изготовление и размещение рекламы в прессе; подписание договора, изготовление и размещение рекламы на радио; подписание договора, изготовление оригинал макета, аренда билборда; заказ, выполнение и распространение каталогов и буклетов; подготовка и участие в ежегодной ярмарке (г. Ялта); подведение итогов. Каждая работа характеризуется сроками выполнения и исполнителями (таблица 3).
Таблица 3 – Комплекс работ по реализации проекта «Рекламная кампания»
Работа | Сроки | Исполнители |
Разработка идеи проекта | 04.05-06.05 | Руководитель проекта –начальник службы маркетинга |
Проведение маркетингових исследований | 07.05-14.05 | маркетолог |
Обработка полученных результатов | 07.05-18.05 | маркетолог |
Разработка технико-экономического обоснования проекта | экономист | |
…… | …. | …. |
Подведение итогов | Руководитель проекта –начальник службы маркетинга |
Для экономического обоснования элемента стратегии необходимо рассчитать возможные расходы на осуществление проекта (таблица 4), ожидаемые доходы финансовые результаты после его реализации (таблица5).
Таблица 4 - Затраты на реализацию проекта «Рекламная кампания» маркетинговой стратегии (название организации)
Мероприятие | Сумма, тыс.руб. |
Реклама в газете «Наша газета» | |
Аренда билборда | |
Дизайн, распечатка и поклейка сюжета на билборд | |
….. | |
Всего |
Таблица 5 – Прогноз финансовых результатов реализации проекта «Рекламная кампания» маркетинговой стратегии (название организации)
Показатель | 2018г. | Прогноз | Отклонение | |
тыс. руб. | % | |||
Выручка | До реализации проекта | После реализации проекта с учетом затрат на него | ||
Расходы | ||||
Налоги на прибыль (доходы) | ||||
Чистая прибыль |
Данные таблицы характеризуют деятельность всей организации. По результатам расчетов сделать выводы.
Примерное содержание курсовой работы с конкретизацией объекта, предмета, цели и задач, представлено в Приложении Б.
Цифровой материал приводится в виде таблиц. Для наглядности рекомендуется включать иллюстративные материалы (графики, диаграммы, схемы и др). Все иллюстративные материалы и таблицы следует нумеровать (рекомендуется сквозная нумерация). Пример оформления иллюстративного материала представлен в разделе IV.
В заключении подводится итог проведенного исследования, последовательно излагаются основные выводы по теоретической части работы, выводы по аналитической части работы, результаты изучения и обобщения проблем развития изучаемого объекта и подходов к их решению.
В списке литературы должны быть представлены основные источники по теме: нормативно-правовые акты, учебная литература, монографические исследования, статьи и др., в т.ч. переведенные на русский язык и на языке оригинала, статистические издания, справочники и интернет-источники. Ссылки на источники литературы по тексту должны соответствовать их порядковому номеру в списке литературы. Список должен содержать не менее 15 современных источников, изученных студентом, год издания которых не более 5 лет относительно года написания курсовой работы. Правила оформления списка литературы см. в разделе 5.
В приложении содержатся таблицы с исходной статистической информацией об объекте исследования за изучаемый период, другие вспомогательные иллюстративно-графические, табличные, расчетные и текстовые материалы, которые нецелесообразно приводить в основном тексте курсовой работы. Приложения приводят в конце курсовой работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок. Приложения нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерации. Номер приложения размещается в правом верхнем углу над заголовком после слова «Приложение» (например: Приложение А). Приложения должны иметь сквозную со всей курсовой работой нумерацию страниц. На все Приложения в основной части курсовой работы должны быть ссылки. Последовательность приложений должна соответствовать их упоминанию в тексте.
Выбор темы определяется научными и практическими интересами автора, а также возможности ее проработки на примере какого-либо предприятия (организации), города, региона. Примерный перечень тем курсовых работ по курсу «Стратегический менеджмент» представлен в разделе III. После ознакомления с литературой по выбранной теме и консультаций руководителя работы, студент составляет подробный план курсовой работы.
Подготовка к защите
Выполненная курсовая работа, оформленная надлежащим образом, предоставляется на кафедру Менеджмента, туризма и гостиничного бизнеса. После этого она поступает на проверку руководителю для рецензирования. Проверенная работа возвращается студенту. При положительной оценке студент допускается к защите.
В случае нарушения студентом требований руководителя при написании работы, а также при обнаружении заимствований из работ, защищенных ранее, контрольная работа не допускается к защите и подлежит повторному выполнению или доработке. Примерный перечень тем курсовых работ приведен в разделе III.
Защита курсовой работы
Для успешной защиты курсовой работы студент должен свободно ориентироваться в представленном материале, внимательно ознакомиться с рецензией и тщательно проработать указанные в ней замечания и отмеченные недостатки.
Защита курсовой работы осуществляется в установленные кафедрой сроки путем собеседования с руководителем по исследованной проблематике.
В процессе защиты студент должен кратко обосновать актуальность темы, раскрыть цель и основное содержание работы. Особое внимание необходимо уделить сделанным выводам и предложенным в работе рекомендациям. Использование письменного текста работы в процессе защиты не допускается.
Ответы на вопросы и критические замечания должны быть краткими и касаться только существа дела. В ответах и выводах следует оперировать фактами и практическими результатами, полученными в результате выполнения работы.
Оценка контрольной работы производится на основании определения точности и развернутости ответов студента на вопросы и решение задач.
В случае неудовлетворительной оценки, работа подлежит повторному выполнению с обязательной сменой тематики.