Конкурентные стратегии фирм-лидеров
При формировании стратегии фирмы или организации целесообразно не ограничиваться анализом внешних и внутренних факторов развития, а соотносить стратегические решения с элементами конкурентной стратегии лучших аналогичных предприятий и организаций. Современная конкурентная стратегия организаций при цитируется на устойчивые характеристики, свойственные успешно действующим организациям. В частности, для коммерческих организаций, достигших лидирующих позиций в своем виде бизнеса характерны некоторые характеристики конкурентной стратегии.
Свой сегмент на рынке. Почти каждая организация стремится иметь собственный сегмент на рынке, где ее не окружают конкуренты или имитаторы. Не масштаб, а уникальная специализация становится кон- рентным преимуществом. Собственный сегмент на рынке невозможно удерживать долго, поэтому организация постоянно трансформируется и осваивает (более того, создает) новые сегменты, раз за разом обретая на рынке временное монопольное преимущество.
Забота о качестве. Невозможно обеспечить конкурентоспособность, не осуществляя постоянной заботы о качестве производимых товаров и услуг. Контроль качества становится в связи с этим обязательным элементом эффективного менеджмента.
Инновации. Постоянное обновление продукции, технологии, методов управления, видов деятельности характеризует лучшие фирмы. Плотный поток нововведений на любом участке, на любом уровне управления — в отделе сбыта, бухгалтерии, на производстве — вот что отличает победителей в конкурентной борьбе. Организации-лидеры создают обстановку, в которой люди не препятствуют изменениям, а наоборот, ожидают их. Именно инновации обеспечивают адаптивность к постоянным изменениям во внешней среде. Организации постоянно учатся осваивать новые подходы, технологии и методы.
Быстрота действий. Лидеров отличает быстрота осуществления любых действий: и обновления продукции, и осуществления реконструкции, и освоения новых технологий, и ответа на телефонный звонок клиента.
Малая величина предприятий. Широко известно преимущество малых предприятий перед крупными. Малая величина обеспечивает большую адаптивность, более высокую скорость реакции, более плотный поток нововведений, большую приверженность персонала своему делу. Организации-лидеры наделяют свои филиалы и подразделения такими широкими правами, которые позволяют им действовать почти так же, как работают независимые предприятия. Крупнейшие сетевые корпорации Acea Brown & Bovery и Motorola состоят из таких самостоятельных подразделений и филиалов.
Партнерство. Партнерство во взаимоотношениях с контрагентами и потребителями позволяет повысить качество, ускорить внедрение нововведений, привлечь потребителей в процесс модернизации продукции, обеспечить ее кастомизацию (соответствие запросам потребителей), адаптировать и перенять передовой опыт контрагентов. В новых условиях конкурентная стратегия все чаще строится на стратегических альянсах, в рамках которых стороны объединяются для защиты общих лидирующих позиций.
Международная деятельность. Подмечено, что все фирмы-лидеры, как правило, активны на мировых рынках. Интернационализация деятельности становится стратегическим выбором, обеспечивающим устойчивую конкурентоспособность.
Квалификация персонала. Лидеры, повышая эффективность собственной деятельности, обычно добавляют в свой продукт (или услугу) новые характеристики так, чтобы дополнительные затраты привели к непропорционально большему улучшению потребительских свойств и соответственному повышению цены и коммерческого результата. При этом новые характеристики продукта становятся результатом применения высококвалифицированного труда. Организации ранее представлялись как соединение отдельных элементов технологии, принципов упорядоченности и прочего, при этом люди в "организации представлялись лишь одним из ресурсов, который можно к тому же частично заменить механизмом. Сегодня главное в организации — не технологии, а политика, стратегии, менеджмент, культура, навыки и знания людей. Именно они определяют конкурентоспособность организации.
Рассмотренные характеристики лучших компаний мира не исчерпывают всех элементов конкурентных стратегий, приводящих к успеху. Их анализу посвящены исследования многих авторов, занимающихся теоретическим и практическим менеджментом.5
Аналогичные характеристики отличают успешно работающие государственные организации. Так, собственная стратегия города предполагает использование уникальных городских преимуществ и создание новых преимуществ, например благоприятного предпринимательского шмата, развитой инфраструктуры связи, достаточного количества квалифицированных кадров, уникальных туристических объектов с соответствующей инфраструктурой и пр. Качество продукции применительно к городу означает прежде
всего качество услуг, предоставляемых органами городского управления: по уборке мусора, услуг общественного транспорта, качество и Ч ЮГ И Пр.
Инновации необходимы всем государственным учреждениям и организациям, в первую очередь — инновации в области информационных технологий, внедрения и использования новых методов управления.
Быстрота действий также определяет конкурентоспособность города или региона. Она зависит, в частности, от того, насколько быстро местные власти реагируют на чрезвычайные происшествия разного рода, на изменение условий финансирования хозяйства и пр.
Малая величина также становится одним из факторов конкурентоспособности государственных организаций. Во многих странах мира все чаще дробятся на относительно самостоятельные структуры, а также широко используют передачу собственных функций стороннему субподрядчику, что позволяет им сохранить масштабы управляемости, обеспечивающие необходимую гибкость и адаптивность.
Партнерство с другими городами, регионами как внутри страны, так и за рубежом, а также установление партнерских связей с подрядчиками и потребителями услуг городского и регионального управления повышают конкурентоспособность соответствующих городов и регионов.
Международные связи городов и регионов стали одним из важных факторов их конкурентоспособности. Эти связи играют важную роль в процессе адаптации и конструктивного использования зарубежного опыта городского и регионального управления.
Последний из упомянутых выше факторов — уровень квалификации персонала — также имеет прямое отношение к городскому и региональному развитию. В последние десятилетия во всем мире процветают, как правило, те города, регионы и территории, которые используют преимущественно высококвалифицированный труд, где в структуре занятости наблюдается тенденция повышения удельного веса рабочих мест, требующих высокой квалификации и хорошо оплачиваемых.
Однако для городов и регионов существуют и специфические факторы конкурентоспособности:
- качественное медицинское обслуживание;
- развитие рекреационных возможностей, объектов туристического интереса и пр.;
-включенность в так называемую новую экономику (связь, телекоммуникации, программное обеспечение) и пр.