Конкурентные стратегии в современных условиях глобализации и перехода к постиндустриальному обществу

Для того чтобы формировать эффективную стратегию, необхо­димо учитывать современные тенденции социально-экономическо­го развития, и в первую очередь те из них, которые влияют на вос­производственные процессы:

- переход от индустриальной к постиндустриальной стадии раз­вития, бурное развитие информационных технологий;

- глобализация социально-экономических процессов.

Универсальной тенденцией современного социально-экономичес­кого развития является переход от индустриальной к постиндустриаль­ной стадии развития. Эта тенденция носит глобальный характер и про­является практически во всех странах мира и практически во всех регионах и городах. Основной характеристикой этого перехода явля­ется изменение структуры воспроизводственных процессов как на мак­ро-, так и на микроуровне.

На макроуровне это прежде всего уменьшение удельного веса промышленности и сельского хозяйства и увеличение удельного веса сферы услуг в совокупном продукте. В развитых странах сфера ус­луг занимает до 70-80% внутреннего валового продукта.

На микроуровне (уровне отдельного предприятия или на уровне цепочки создания стоимости конкретного продукта) все больший удельный вес в стоимости продукта занимают те виды деятельнос­ти, которые непосредственно относятся не к стадии производства, а к стадии «обслуживания»:

- создание нового продукта, инжиниринг;

- маркетинг, реклама, продвижение товара на рынок;

- транспортировка, логистика;

- финансы, информационные системы;

- консультации, бухучет, аудит.

Информационные технологии начинают играть ведущую роль в современном обществе. Эффективность общественного производства в значительной мере определяется степенью использования средств обработки информации (вычислительной техники, копировальных устройств и сканеров, телефонов, программного обеспечения), плотностью потока изобретений новых продуктов и но­ны технологий с помощью компьютерных программ.

В целом Интернет, мобильная связь, новые коммуникационные технологии революционным образом изменяют нашу жизнь. Прогреcс в этих сферах человеческой активности открывает все новые возможности. Эти возможности возникают в первую оче­редь благодаря беспрецедентным темпам снижения стоимости ус-r связи и проведения вычислительных операций.

Скорость распространения Интернет в мире беспрецедентна. Если мня того чтобы появилось 50 млн. пользователей радио с момента его появления потребовалось 38 лет, для распространения в тех же масштабах телевизоров — менее 13 лет, персональных компьютеров — около 16 лет, то для распространения Интернет среди первых 50 млн. пользователей потребовалось немногим более 5 лет.

Интернет не просто уменьшил стоимость передачи данных, он создал полностью новую систему коммуникаций, позволяющую одновременно передавать огромное количество информации ко многим точ­кам во всем мире. Он дал возможность вести общение между людьми и пользоваться многими базами данных в реальном масштабе времени. Взрывообразный рост технологий передачи данных по сети Интернет уже начал изменять возможности и саму структуру торговли в мире.

В экономике любой развитой страны или региона пользование ин­формацией становится базисом любого улучшения, любого продви­жения вперед. Информационная компонента начинает доминировать

II любом производстве и в любом бизнесе. Развитость информацион­ной компоненты становится одновременно фактором, индикатором и результатом развития страны или региона. Информационные и коммуникационные возможности страны или региона становятся дви­жущей силой их развития. Другими словами, развитость информаци­онной инфраструктуры (которая одновременно является инфра­структурой бизнеса) становится фактором притяжения и развития деловой активности. Компьютерные сети, вычислительная техни­ка, компьютерный дизайн, средства связи сегодня становятся тем, чем были в конце XIX века железные дороги: катализатором и фак­тором социально-экономического развития всего общества. Инфор­мация становится сегодня ресурсом развития, а зрелость информа­ционных технологий определяет темп этого развития.

Информационный характер производства стал критерием развито­сти общества. Чем более развито общество, тем больше удельный вес занимает в составе ВНП информационная продукция и тем сильнее воздействие информационного фактора на развитие общества в целом. Новые информационные технологии изменяют многие экономи­ческие тенденции и закономерности и привносят принципиально но­вые явления, которые не всегда и не полностью изучены экономичес­кой наукой.

Глобализация социально-экономических процессов — также универ­сальная тенденция развития современного мира.

В самом общем виде термин «глобализация»,по определению ООН, обозначает все более сложный комплекс трансграничных вза­имодействий между физическими лицами, предприятиями, инсти­тутами и рынками.2

Это сочетание свободной мировой торговли товарами и услугами и свободного движения капитала и рабочей силы. Глобализация прояв­ляется не только в экономике, но и в культуре, в деятельности между­народных организаций, в изменении функций национальных прави­тельств. Если определить глобализацию наиболее широко, то она означает изменение всех сторон жизни общества под влиянием обще­мировой тенденции к открытости и взаимозависимости. Она имеет как положительные, так и отрицательные стороны, характеристики.

С одной стороны, глобальная интеграция экономики может привес­ти к лучшему разделению труда, позволит перемещать капитал в любую страну, которая предлагает более выгодные условия для инвестиций.

С другой стороны, глобализация может дестабилизировать финансовые рынки, негативно влиять на экологию, способствовать культурному обеднению, усиливать имущественное неравенство. Ее преимущества и риски распределяются неравномерно: рост и доста­ток, которые она несет одним, компенсируются все большей уязвимос­тью и маргинализацией других и разрастанием «антигражданского общества». Вне всякого сомнения, терроризм сегодня тоже существует как глобальное явление.

Аспекты глобализации весьма различны; это прежде всего эконо­мические, социальные, экологические и тендерные аспекты. Среди основных сторон, черт и последствий глобализации выделяются:

- расширение потоков товаров, технологий, финансовых средств, туристов;

- неуклонный рост и усиление влияния международных инсти­тутов гражданского общества;

- глобальная деятельность транснациональных корпораций;

-значительное расширение масштабов международных коммуникационных и информационных обменов, прежде всего с помощью Интернета;

- перенос заболеваний и экологических последствий через гра­ницы;

-все большая интернационализация определенных типов преступной деятельности.

Процесс глобализации носит всеобъемлющий характер, его различные аспекты входят в предмет изучения почти всех общественных научных дисциплин. Экономисты акцентируют внимание на слиянии рынков, организаций и производственных цепочек, при котором эко­номические границы государств становятся все более прозрачными.

И настоящее время глобализация обусловлена в значительной мере снижением стоимости средств связи. Глобальные коммуникации позволяют осуществлять контакты между людьми независимо от того, где они находятся. Телекоммуникации и электронные средства массовой информации сближают деятельность людей всего мира.

Стоимость трехминутного телефонного разговора между Нью-Йорком и Лондоном снизилась с 300 долл. (в эквиваленте цен 1996 г.) в I930 г. до 1 долл. в 1997 г., а к 2003 г. цена такого звонка с учетом возможностей IP-телефонии упала до 30 центов. Затраты на вычислительные мощности компьютеров снижаются в среднем на 30% в год и в реальном выражении в течение нескольких последних десятилетий.

Дешевая и эффективная сеть коммуникаций позволяет фирмам размещать различные составляющие производственного процесса в разных странах, сохраняя при этом тесные контакты. Современная информационная технология также уменьшила необходимость физи­ческих контактов между производителями и потребителями и позво­лила некоторым услугам, которые ранее невозможно было продать на международных рынках, стать объектом торговли. Любой вид деятель­ности, который осуществим на экране или по телефону, от подготовки программного обеспечения до продажи авиабилетов, можно произвести и в любой точке мира, связанной с головным учреждением через спутник или компьютер. Даже медицинский совет или образовательные услуги продаются через сеть телекоммуникаций. Бурное развитие воздушного транспорта, глобальных коммуникаций в виде электронных средств массовой информации, Интернета сильно воздействуют на современную производственную и социальную активность.

До сих пор не участвовавшие в международной торговле продукты все активнее включаются в процесс интернационализации. Это в первую очередь сервисные, транспортные, банковские и страховые услуги.

Современная глобализация характеризуется существенными сдви­гами в динамике мировой экономической системы. Именно в после­дние десятилетия процессы глобализации идут все более ускоряющи­мися темпами. Если в 1997 г. количество пользователей фиксированной телефонной связи составляло 800 млн. человек, сотовой — около 200, а Интернет — около 100 млн. то к 2005 г. прогнозировалось выравнива­ние этих сегментов рынка связи на уровне 1 млрд. пользователей в каж­дом из них (рис. 5.1).

Количество пользователей Интернет по данным международного союза по телекоммуникациям (ITU) увеличилось с 0 в 1985 г. до 315 млн. человек в 2000 г., причем 83 млн. из них проживали в развиваю­щихся странах. Если в 1988 г. Интернет-активность наблюдалась лишь в 8 странах: США, Канаде, Дании, Финляндии, Франции, Исландии, Норвегии и Швеции, то в 2000 г. к Интернет были подключены жите­ли 214 стран.

Количество международных воздушных путешествий менее чем за 50 лет увеличилось с 25 млн. в 1950-м более чем в 16 раз. Так же, но в два с половиной раза быстрее вырос оборот денежного рынка валют: со 100 млрд. долл. в 1979 г. до 1,6 трлн. долл. в 1997 г. Особенно впечатляет динамика депозитов нерезидентов: за 30 лет они выросли практически в 400 раз.

Интеллектуальный капитал в современном воспроизводстве играет все большее значение. Человечество вступает в эру, когда его будущее определяется тем, насколько широко и результативно используются знания. Знания представляют собой глобальный ресурс, в который вхо­дят человеческий капитал и технология. Существенным становится про­цесс не только создания новых знаний, но и их передачи, тиражирова­ния, трансформации и использования. В новых условиях начинают по-новому действовать школы, университеты, консалтинговые организации, а также коммерческие предприятия, государственные и обще­ственные учреждения и организации, т. е. все участники процесса создания, трансформации и использования знаний.

В современном мире начинают проявляться тенденции, которые ранее либо просто отсутствовали, либо носили зачаточный характер, Знания становятся ключевым ресурсом развития, глобальная конкурен­ция, основанная на создании наукоемких продуктов и услуг, возрастает. Роль знаний и информации в контексте социально-экономическо­го развития стран меняется. Переход к новому информационному постиндустриальному обществу, в котором знание становится факто­ром общественного производства, знаменует одновременно переход к новой структуре стоимости того, что мы потребляем. По существу, не столько изменения на макроуровне, сколько изменения на микро­уровне определяют самые существенные сдвиги в экономических характеристиках современного общества. Изменяется структура себе­стоимости всех материальных продуктов, изменяются конкурентные стратегии, меняется содержание экономической практики.

Способность национальной экономики абсорбировать знание и производительно его использовать в ближайшем будущем будет все в большей мере определять экономическую силу нации и ее благососто­яние. Открытость экономики, которая дает возможность получить эффект от товарного экспорта, от импорта капитала и прямых инвестиций, а также открытость общества для импорта знаний, идей и ин­формации и способность экономики продуктивно их использовать -нот что отличает успешное социально-экономическое развитие. Сегодня бедные страны отличаются от богатых прежде всего тем, что у них меньше знаний, а потом уже - отсутствием капитала.

К знаниям относятся не только те знания, которые преподаются в вузах, но и идеи о том, как должно быть организовано производство, как должен быть сделан продукт, для каких продуктов имеет­ся скрытый спрос и пр. Все это является фактором социально-эко­номического роста. Стратегия роста, основанная на знании, не ог­раничивается инвестициями в человеческий капитал с помощью образования, она нацелена на обеспечение открытости для инно­ваций и знаний в более широком смысле. Она предусматривает ин­вестиции в элементы постоянного капитала, которые содержат зна­ния, а также инвестиции в людей и институты, направленные на увеличение способности абсорбировать и использовать знания.

Человечество вступает в эру, когда его будущее определяется тем, насколько широко и результативно используются знания. Суще­ственным становится процесс не только создания новых знаний, но также их передачи, тиражирования, трансформации и исполь­зования. В новых условиях начинают по-новому действовать шко­лы, университеты, консалтинговые организации, а также конкрет­ные предприятия, государственные и общественные учреждения и организации, т. е. все участники процесса создания, трансформа­ции и использования знаний.

Разные авторы по-разному называют новую стадию развития об­щества. Э. Тоффлер называет ее эрой информации, известны и дру­гие названия — Цифровая эра, Золотая эра, Эра Парадоксов, По­стэкономическая эра. Журнал «Экономист» назвал ее Эрой Знаний. В отечественных публикациях используется еще один термин — «новая экономика». Впрочем, называть современный период соци­ально-экономического развития, в который вступает человечество, можно по-разному. Важно другое: знания становятся ключевым ре­сурсом развития, успеха в глобальной конкуренции, возрастающей на основе создания наукоемких и знаниеемких продуктов и услуг.

Современный воспроизводственный процесс расширяет свои тра­диционные рамки: он начинается с изучения потребностей рынка и включает в себя стадии фундаментальных и прикладных исследова­ний, инвестирования, производства, сбыта и обслуживания, а также соответствующие стадии маркетинга, инновационной деятельности и обучения. В связи с этим расширяются границы инфраструктуры производства: она включает в себя инфраструктуру интеллектуальной деятельности, технологической реорганизации, маркетинга и органи­зационного развития. Изменяется и суть современного производства. Основным его содержанием становится добровольное творческое уча­стие персонала (и не только персонала, но и всех контрагентов) в про­цессе постоянного совершенствования совместной работы.

Меняется не только производство, но и менеджмент. На место бюрократии с присущими ей автократическим управлением, иерархией, жестким разделением функций и ответственности приходит так называемая адхократия, характеризующаяся малыми командами, управлением на основе участия, постоянным обучением персонала, гибким разделением функций и ответственности.

Применение новейших систем и методов управления социаль­но -экономическими процессами становится неотъемлемой чертой современного экономического развития; речь идет в первую очередь методах стратегического управления, маркетинга, интеллектуального прорыва, реинжиниринга бизнес-процессов, управления интеллектуальным капиталом, формирования обучающей и обуча­емой организации.

Знания и информация обладают рядом специфических черт, отличающих их от традиционных ресурсов. Эти различия изменяют современную экономику. Отличия информационного ресурса от традиционного представлены в табл. 6.1.

Свойства ресурсов. Таблица 6.1

Традиционный   Информационный  
Материальные потоки и запасы В процессе использования уменьшается Частное благо Ограниченный Тиражируемый с большими затратами   Нематериальные потоки и запасы В процессе использования увеличивается Общественное благо Неограниченный Тиражируемый с малыми затратами  

Традиционные ресурсы характеризуются, как правило, материаль­ными потоками и запасами, в то время как знания и информация характеризуются нематериальными потоками и запасами. Знания уве­личиваются, если они разделяются, передаются, тиражируются и используются. Знания уменьшаются, разрушаются, амортизируют­ся, если не используются. Этим они отличаются от физических эле­ментов капитала, которые, наоборот, чем больше используются, тем в большей мере изнашиваются, уменьшаясь по стоимости.

Знания, как правило, неотчуждаемы. Традиционный ресурс пред­ставляет собой, как правило, частное благо, т. е. такое благо, потреб­ление которого одним потребителем исключает его потребление другим потребителем. Информационный ресурс обычно представляет собой общественное благо, потребление которого одним потребителем не исключает его потребления другим потребителем. Таким образом, в общественное производство втягивается все большее количествообщественных благ. Эта фундаментальная характеристика современного мира заставляет по-новому оценить многие традиционные представления экономической теории и классические методы управления.

Традиционные ресурсы, как правило, носят ограниченный харак­тер. Информационные ресурсы, воспроизводимые людьми, часто нео­граниченны. Ярким примером неограниченного информационного ресурса могут служить информационные возможности Интернет.

Традиционные ресурсы могут «тиражироваться» с большими зат­ратами: чтобы сделать еще один автомобиль, необходимо затратить почти столько же труда и капитала, сколько было затрачено на про­изводство предыдущего автомобиля, при этом затраты на производ­ство первого прототипа, распределенные на совокупный выпуск всей серии, в расчете на один автомобиль, составляют относитель­но небольшую величину. При тиражировании информационного ресурса ситуация обратная: стоимость процесса копирования ин­формации, как правило, ничтожна, так что в каждой копии основ­ным компонентом цены информационного ресурса являются зат­раты на производство «прототипа».

В новых условиях, т. е. в самом конце XX века и в начале XXI века условия конкуренции изменились самым существенным обра­зом. Когда земля была основным активом и фактором производства, государства боролись за этот актив и, таким образом, происходили войны. То же происходит теперь с переманиванием талантливых людей. Мы сегодня наблюдаем постепенную трансформацию стра­тегии, основанной на использовании активов, в стратегию, осно­ванную на использовании талантов людей.

Большинство компаний, находясь в рамках прежних представлений о старой экономике, которая в большей мере ориентирована на изде­лия, сегодня тратит ресурсы, направляя их на развитие изделия, систе­мы управления и совершенствование материально-технического обес­печения. В то же время они могут достичь больших результатов, вкладывая капитал в торговую марку и ее позиционирование на рынке. Начало XXI века несет обществу самое большое изменение в экономике с того момента, когда обезьяны спустились с деревьев на землю. Мир старой конкуренции умер. Будущее уже наступило. Только оно еще не везде заявило о себе в полный голос. Старые парадигмы встречаются с новыми условиями современного мира. Новые вызовы требуют новых решений, в том числе и в стратегическом менеджменте.

Наши рекомендации