Практическое занятие. Дебаты. Тема 7. Конкурентные стратегии региональной экономики и стратегии их обеспечения

Цель: освоение и закрепление компетенций: ОК-3, ПК-6,ПК-12; ПК-22.

Вопросы (проблемы) для обсуждения

1. Конкурентные стратегии региональной экономики, ихтипы формы и виды, формирование.

2. Конкурентный статус и конкурентное поведение организации, методы конкуренции

3. Методы конкуренции и конкурентного поведения.

Темы докладов

4. Конкурентный статус и его типы - эксплеренты, виоленты, патиенты, коммутанты

5. Конкурентный потенциал региональной экономики и пути повышения конкурентоспособности

6. Источники региональной конкуренции – обеспечение генерации и распространения нововведений, уровень и качество коммуникативного сообщения предприятий и отраслей в региональной экономике.

Темы рефератов

7. Сравнительные и конкурентные преимущества.

Ключнвые понятия: понятие и виды конкурентных стратегий организации, конкурентный статус организации, составляющие конкурентного потенциала организации, резервы конкурентоспособности, управление конкурентоспособностью

Рекомендуемая литература - [1-5,7-9,12,13,14].

Рекомендуемая литература - источники 3, 5, 6, 8, 9, 10, 11 а также данные Росстата, периодика – статьи отраслевых журналов, специализированных Интернет-сайтов, аналитические обзоры, проводимые на предприятии, выбранном студентом для выполнения индивидуальных практических заданий по данной дисциплине и другие

Реализуемые образовательные технологии: информационные технологии (презентация отчетов), метод группового решения творческих задач.

Коллективное обсуждение. Обмен мнениями. Метод анализа конкретных ситуаций, технология развития критического мышления.

2. Контролируемые компетенции: ОК-3, ПК-6,ПК-12; ПК-22;

ОК-3 - способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности;

ПК-6- владение навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социавальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и уреждений, политических партий, оьщественно-политических, коммерческих и некомммрческих организаций;

ПК-12- способность разарабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации госудврственных (муниципальных) программ;

ПК-12- Умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов.

1. Конкурентные стратегии региональной экономики, ихтипы формы и виды, формирование.

2. Конкурентный статус и конкурентное поведение, методы конкуренции

3. Методы конкуренции и конкурентного поведения.

Темы докладов

4. Конкурентный статус и его типы - эксплеренты, виоленты, патиенты, коммутанты

5. Конкурентный потенциал региональной экономики и пути повышения конкурентоспособности

6. Источники региональной конкуренции – обеспечение генерации и распространения нововведений, уровень и качество коммуникативного сообщения предприятий и отраслей в региональной экономике.

Темы рефератов

7. Сравнительные и конкурентные преимущества.

Ключнвые понятия: понятие и виды конкурентных стратегий организации, конкурентный статус организации, составляющие конкурентного потенциала организации, резервы конкурентоспособности, управление конкурентоспособностью

Ключевые понятияконкурентная стратегия, типы, формы, виды конкурентных стратегий; конкурентный статус и конкурентное поведение, методы конкуренции; конкурентный потенциал, конкурентные преимущества.

Необходимо отметить, что, что к формированию стратегии обеспечения конкурентоспособности региональной экономики следует подходить комплексно и учитывать иерархию стратегий фирмы в части четкого соответствия стратегий нижележащих уровней стратегиям вышележащих уровней иерархии. При этом особое внимание следует уделять разработке конкурентных стратегий для каждой стратегической единицы бизнеса предприятия, базирующихся на определенных типах конкурентных преимуществ. Для этого вначале нужно обозначить комплекс основных реальных и потенциальных конкурентных преимуществ организации.

Необходимо ознакомиться с основными типами конкурентного статуса организации и четко уяснить их различия, выделить компоненты конкурентного потенциала организации и попытаться обозначить в рамках каждого из компонентов резервы конкурентоспособности.

Задачи студента (группы студентов):

- рассмотреть содержание, роль и значение конкурентных стратегий в национальной, региональной, отраслевой, муниципальной экономике;

- показать методы конкуренции; конкурентный потенциал, конкурентные преимущества;

- исследовать факторы, оказывающих наиболее сильное влияние на региональную конкурентную стратегию (перечень факторов влияния - природно-сырьевых, трудовых ресурсов, научный и управленческий потенциал, производственной базы, инфраструктуры. предпринимательский климат, стоимость рабочей силы на региональном рынке и другие)

- показать конкурентные стратегии региональной экономики, ихтипы формы и виды, формирование;

- исследовать конкурентный статус и конкурентное поведение организации, методы конкуренции

- обощить методы конкуренции и конкурентного поведения.

- рассмотреть конкурентный потенциал региональной экономики и пути повышения конкурентоспособности

- привести пример конкурентных статусов и их типов (эксплеренты, виоленты, патиенты, коммутанты) в региональной экономике

- охарактеризовать источники региональной конкуренции ( обеспечение генерации и распространения нововведений, уровень и качество коммуникативного сообщения предприятий и отраслей в региональной экономике и др.).

Наши рекомендации