Конкурентные преимущества различных фирм
Фирма и производственная функция
Закон убывающей отдачи
Продукт фирмы
Бухгалтерские, экономические издержки и прибыль
Современная фирма
Завод, фабрика, ресторан или супермаркет - разные предприятия. Они отличаются друг от друга по профилю работы, размерам и характеру продукции. Но все они объединяются общим понятием «фирма».
ФИРМА — это коммерческая организация, которая, используя факторы производства, производит товары и услуги и продает их с целью получения прибыли.
Рождение фирмы обусловлено тем, что производить многие виды продукции обособленно, в одиночку, невозможно или экономически невыгодно. Спроектировать, освоить и наладить производство и продажу автомобиля, компьютера или кухонного комбайна можно только совместным трудом многих людей, используя все преимущества разделения труда;
Совершенно ясно, что, объединив усилия всех рабочих в рамках одной организации, можно существенно сократить эти издержки.
Фирма как организация вступает как единое целое в многообразные отношения с внешней средой — с поставщиками и потребителями продукции, с партнерами и конкурентами, государственными органами и общественными организациями.
Фирма — коммерческая организация, которая преследует цель извлечение прибыли.
Для того чтобы фирма была официально признана самостоятельной коммерческой организацией, она должна получить соответствующее своему положению «звание», т. е. правовой статус, придающий ей ранг юридического лица. Этим она отличается от отдельных граждан, которых называют физическими лицами.
ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Имущество предприятия отделено от имущества других фирм, организаций, граждан, государства и т.п.
Наряду с фирмами, которые представляют собой предприятия, производственной деятельностью занимаются и отдельные граждане (физические лица), т. е. индивидуальные производители. Они используют труд членов своей семьи или труд наемных работников. В США число таких производителей превышает 13 млн человек. В случае больших потерь и убытков они рискуют потерять все свое имущество.
Теории фирмы
Традиционная теория фирмы исходит из того, что поведение фирм определяется единственным желанием максимизировать прибыль, которое становится возможным при равенстве предельных издержек и предельного дохода. Однако точный расчет подобных показателей затруднителен, и нет абсолютно достоверной и достаточной информации о рынке, спросе, его эластичности и практически невозможно предугадать действия конкурентов. В результате появляются альтернативные теории, объясняющие поведение фирмы иными целевыми установками.
Менеджериальная теория фирмы утверждает, что экономическое поведение фирмы определяют не собственники, а менеджеры и их целью является максимизация объема продаж и поступающего в результате дохода. Это объясняется прямой зависимостью жалованья и всех дополнительных льгот и выплат, получаемых менеджерами от торговой выручки.
Считается, что в краткосрочном периоде фирмы предпочитают максимизировать объем продаж, а в долгосрочном – их больше волнует максимизация прибыли.
Существуют теории, которые утверждают, что собственники и менеджеры имеют общую цель – максимизацию роста фирмы. Владельцы стремятся к увеличению капитала, преследуя цель личного обогащения, а менеджеры желают повысить свой личный статус и жалованье. Экономический рост фирмы позволяет менеджеру расширить штат и внедрить новые проекты, что повышает его статус. При этом менеджеры предпочитают растущую фирму крупной фирме.
Экономическая теория множественности целей исходит из того, что у фирмы имеется не одна цель, а несколько. Сегодня фирма – сложная корпоративная система, в которой иерархии субъектов и объектов управления соответствует иерархия интересов и целей.
Интерес высшего руководства фирмы – повысить престиж фирмы, улучшить экономические показатели функционирования компании, обеспечить ее стабильность и устойчивость.
Интерес акционеров – получить высокие дивиденды.
Интерес менеджеров – повысить свой социальный статус и сделать хорошую карьеру, обеспечить рост доходов.
Интерес наемных рабочих – высокая заработная плата, хорошие условия труда, повышение квалификации, профессиональный рост и т.д.
Большое внимание в поведенческих теориях отводится учету влияния внешней среды, в которой существует и функционирует фирма.