Баланс производственных мощностей (ПМ).
С целью увязки ПП и ПМ пр-тия разрабатывается баланс ПМ. В нём отражается входная, выходная и среднегод. ПМ, а также ввод и выбытие мощностей. На основе баланса ПМ осущ-ся 1)определение коэф-та использ-ия ПМ и ОПФ; 2)выявление внутрипроизв. диспропорций и возможностей из устранения; 3)опред-ние необходимости в инвестициях по наращиванию мощностей и ликвидации «узких мест»; 4)опред-ие потребности в оборуд-ии или выявление его излишков; 5)поиск эф-ных вар-тов специализации и кооперирования.
Баланс ПМ по видам прод-ии на конец планир. года расчит-ся путём суммир-ия мощности на н.г. и её прироста за вычетом выбытия. Расчёт баланса ПМпроизводится для каждого вида профилирующей прод-ии по стр-ре:
Раздел 1. «Мощность на нач. планового периода»: наименование прод-ии, единица измерения, код прод-ии; мощность по проекту или расчёту; мощность на конец базисного года.
Раздел 2. «Увеличение мощности в планир-мом году»: Прирост ПМ всего, в т.ч. за счёт: ввода в действие новых и расширения действующих; реконструкции; получения в лизинг, аренду от др. хоз. субъектов; перевооруж. и организационно-технических мероприятий, из них за счёт:
- изменения режима работы;
- увеличения сменности часов работы;
- изменения номенклатуры прод-ии и уменьшения трудоёмкости.
Раздел 3. «Уменьшение мощности в планир. году»: Выбытие ПМ всего, в т.ч. за счёт: изменения номенклатуры прод-ии или увеличения трудоёмкости; изменения режима работы, уменьшения сменности часов работы; выбытия вследствие ветхости; передачи в лизинг, аренды др. хоз. субъектами.
Раздел 4. «Мощность на конец планир. периода»: мощность на к.г.; среднегод. мощность в планир. году; выпуск прод-ии или кол-во неперерабатываемого сырья в планир. году; коэ-нт использования среднегод. ПМ в планир. году.
БП для получения кредита.
Имеет определ. м/н стандарты. V БП не должен превышать 25 страниц текста.
Стр-ра БП:
1. Резюме –краткое описание всего БП. Излагаются ф-ры успеха, основные положения предлагаемого проекта.
2. Компания и отрасль, в кот. она работает
3. Описание прод-ии и услуг, её потребительск. св-ва, хар-ки, патенты, затраты и цены на прод-ию.
4. План пр-ва. Его содержание: 1)обеспеченность технологий; 2)наличие произв. S и оборуд-ия; 3)источники, формы и сроки роста произв. базы; 4)хар-ка произв. процесса; 5)потсавщики сырья и энергии; 6) надёжность поставок; 7) затраты на сырьё и энергию; 8)наличие раб. силы необходимой квалификации; 9) формы привлечения раб. силы; 10)формы осущ-ия контроля кач-ва; 11)затраты на труд. ресурсы; 12)предполагаемый выпуск и контроль затрат.
5. План маркетинга. Осн. эл-ты: 1)схема распр-ия товара; 2)ценообразование; 3)реклама; 4)м-ды стимулир-ия продаж; 5)орг-ция послепродажного обслуживания; 6) формир-ие общественного мнения о фирме и товарах.
6. Менеджмент.
7. Фин. план. Подготовка док-тов: план дох. и расх.; план движения ден. ср-в; балансовый план. Эти док-ты носят планово-отчётный хар-тер. Планир-ие осущ-ся на сонове прогноза будущей деят-ти фирмы на обусловленный период времени.
8. Приложение.
13. Технология планир-ия ПП.
ПП –план пр-ва и реализ. прод-ии. Сущ-ют различ. м-ды составления ПП: уровне-вое прогнозир-ие; последовательное при-нятие плановых решений; создание ситуа-ционных планов; линейное прогн-ие и т.д.
Уровневое прогнизир-ие – процесс предвидения ожидаемого V продаж и прибыли по 3 точкам: max, вероятный, min V продаж. Преимущество этого сп-ба в том, что он помогает увеличить число плановых альтернатив и подготовиться к возможным отрицат. последствиям, избе-жать составления недостаточно обоснован-ных проектов, разработать систему ранне-го предупреждения нежелат. событий.
Ситуац. планир-ие – новый м-д. Оно осущ-ся так: устанавливаются ключевые ф-ры среды, влияющие на планируемые рез-ты деят-ти пр-тия; составляется нормативн. план, исходящий из наиболее вероятного допущения комплексного воздействия системы произв. ф-ров на планир. рез-тат; отбираются для каждого изделия несколько определяющих или осн. допущений, отличных от наиболее вероятной ситуации и составляется автономный план. В кач-ве допущений м/б приняты не только наихудшие вар-ты, но и д/б предусмотрены различн. случайности. Затем определ-ся ситуация перехода к данному плану в процессе текущей произв. деят-ти, уточняется момент переключения с нормального плана действий на ситуац., предусмотренный при возникновении непредвиденных обстоятельств.
Ситуац. план не разраб-ся в деталях. Он предписывает, что должен делать каждый исполнитель в той или иной ситуации, и какие будут последствия при их наступлении.
3 этапа разработки ПП: 1)составление год. произв. плана для всего пр-тия; 2)определ-ие или уточнение на основе ПП приоритетных целей на плановый период; 3)распределение год. прроизв. плана пр-ва по отдельным структурным подразделе-ниям пр-тия или его исполнителям.
Алгоритм формир-ия ПП.
Алгоритм формир-ия ПП вкл. в себя: 1)анализ выполн-я плана пр-ва; 2)анализ портфеля заказов; 3)расчёт ПМ; 4)планир-ие выпуска прод-ии в натур. выр-ии; 5)пла-нир-ие выпуска в стоимост. выр-ии; 6)оце-нка ПП; 7)разработка мер по реал-ии ПП.
1. Задачи: проверка выплнения плана выпуска и реал-ии прод-ии; изучение причин, + и – влияющих на выполнение плановых показателей; выявление резервов дальнейшего роста и повышения эф-типр-ва; установление сроков внедрения отдельных мероприятий по использ-ию этих резервов; определение ф-ти мероприятий. Анализ выполн-ия плана пр-ва позволяет выявить резервы роста V и наметить мероприятия по их реал-ии.
2. План формируется с ориентацией на ёмкость рынка без тщательной проработки ПМ пр-тия. На основании заявок портфеля заказов, заключённых договоров, ёмкости рынка формир-ся номенклатура и ассортимент портфеля заказов. Далее составляется мотивированное заключение о возможности реал-ии портфеля в планир. периоде, кот. в последствии учитывается при составлении ПП.
3. ПМ- max-но возможный выпуск прод-ии в номенклатуре и ассортименте, предусмотренном планом при полном исслед-ии произв. оборуд-я и площадей с учётом прогрессивной технологии передо-вой орг-ции труда и пр-ва. Планир-ие ПМ закл. в выполнении комплекса плановых расчётов, позволяющих определить входн. и выходн. Мощность, показатели степени использ-ия мощности.ПМ пр-тия определ-ся по мощности ведущих цехов, участков, поточных линий, станков с учётом мер по ликвидации «узких мест».
4. Установленное в ПП задание по V пр-ва прод-ии м/б выполнено при условии обеспечения необход. Кол-вом ресурсов. Поэтому обоснование ПП ПМощностью составляет содержание данного этапа.
6. В балансе ПМ отражается входная, выходная и среднегод. ПМ, а также ввод и выбытие мощностей. На его основе осущ-ся 1)определение коэф-та использ-ия ПМ и ОПФ; 2)выявление внутрипроизв. диспро-порций и возможностей из устранения; 3)опред-ние необходимости в инвестициях по наращиванию мощностей и ликвидации «узких мест»; 4)опред-ие потребности в оборуд-ии или выявление его излишков; 5)поиск эф-ных вар-тов специализации и кооперирования.
Баланс ПМ по видам прод-ии на конец планир. года расчит-ся путём суммир-ия мощности на н.г. и её прироста за вычетом выбытия.
7. После достижения баланса м/у ПМ и проектом программы даётся эк. оценка плана пр-ва. В процессе обоснования ПП нужно проверить, находится ли планируе-мый V пр-ва в пределах т. беззуб. Эф-ть принимаемого плана оценивается путём определения фондовооружённости, фондо-ёмкости, рентабельности фондов, уд. капвложений на 1 руб. прироста прод-ии. После всестороннего анализа проект ПП утверждается и доводится до структурных подразделений пр-тия.
Внутренний БП.
Он не имеет особых внешн. требований. В состав плановых показателей должны вкл-ся только те, которыми можно и целесообразно управлять.
Стр-ра внутр. БП:
9. Резюме –краткое описание всего БП. Излагаются ф-ры успеха, основные положения предлагаемого проекта.
10.Анализ рынка сбыта. Содержание: 1)оценка потенц. ёмкости рынка, т.е. общей ст-ти товаров, кот. покупатели определ. региона могут купить за месяц, квартал, год; 2)оценка потенциальной суммы продажи, т.е. доли рынка, кот. пр-тие хочет захватить, и той max суммы реал-ии при имеющихся возможностях; 3)прогноз V продаж, выбор наиболее перспективных рынков; 4)орг-ция реал-ии прод-ии в условиях конкуренции.
11.Описание прод-ии, её потребительск. св-ва, хар-ки, патенты, затраты и цены на прод-ию.
12.План маркетинга. Осн. эл-ты: 1)схема распр-ия товара; 2)ценообразова-ние; 3)реклама; 4)м-ды стимулир-ия продаж; 5)орг-ция послепродажного обслуживания; 6) формир-ие общественного мнения о фирме и товарах.
13.План пр-ва. Его содержание: 1)обеспеченность технологий; 2)наличие произв. S и оборуд-ия; 3)источники, формы и сроки роста произв. базы; 4)хар-ка произв. процесса; 5)потсавщики сырья и энергии; 6) надёжность поставок; 7) затраты на сырьё и энергию; 8)наличие раб. силы необходимой квалификации; 9) формы привлечения раб. силы; 10)формы осущ-ия контроля кач-ва; 11)затраты на труд. ресурсы; 12)предполагаемый выпуск и контроль затрат.
14.Оценка риска и страхование. Значение раздела в оценке опасности того, что цели, поставленные в плане, м/б полностью или частично не достигнуты. Оценка производится по стадиям проекта. После неё разраб-ся перечень мер, позволяющих её уменьшить.
15.Фин. план и фин. стратегии. Подготовка док-тов: план дох. и расх.; план движения ден. ср-в; балансовый план. Эти док-ты носят планово-отчётный хар-тер. Планир-ие осущ-ся на сонове прогноза будущей деят-ти фирмы на обусловленный период времени.
16.Приложение и специфич. данные.
Инвестиционный БП.
Инвест. проект –система док-тов и организац. мероприятий, необход. для осущ-ия предприним. деят-ти.
Предприним. проект –дело, деят-ть, мероприятие, предполагающее осущ-ие к-л. действия, направленное на достижение определ. целей.
Инвест. БП –док-т, выполненный на стадиях предварительного ТЭО, описывающеего предпосылки, условия, программу действий и определяющего финансово-эк. условия и возможные рез-ты реализации проекта. Он ориентирован на внутр. и внешн. пользователей. Его стр-ра не явл-ся жёстко регламентированной. Рекомендуемый V 75 стр.
Стр-ра БП:
1. Резюме –краткое изложение сути проекта. Содержит: описание специфики пр-тия; цели пр-тия; хар-ка конъюнктуры рынка; рез-ты реал-ции проекта; ф-ры риска; ст-ть проекта; потребность в финансир-ии
2. Описание пр-тия и отрасли. Цель- сформир-ть у лиц, принимающих инвест. решения, представления о рп-тии как объекте инвест-ия.
3. Описание прод-ии (описание протреб. св-в прод-ии; рез-ты сравни-тельного анализа с аналогами на рынке).
4. План маркетинга (оценка рыночных возможностей пр-тия, описание ситуации на рынке, ценовая и сбытовая стратегии).
5. Инв. план (этапы работ по подготов-ке пр-тия к пр-ву прод-ии, планир-ие работ по формир-ию рынков сбыта, заключению договоров на покупку сырья, м-лов).
6. Произв. план (цель –описание обеспеченности проекта с производств. и технолог. стороны).
7. Организац. план. (описание концеп-ции и стр-ры управления инвестиц. проек-том, хар-ка состава группы управления).
8. Фин. план –итоговый разжел. Вкл. 3 док-та : отчёт о прибылях и убытках (Ф2), баланс (Ф1), отчёт о движении ден. ср-в (Ф3). Здесь определяют формы и м-ды финансир-ия, рассчитывают показатели эф-ти инв. проекта. Система показателей представлена 2 группами: 1)показ. фин. состояния пр-тия (рентабельность, прибыльность); 2)показ. эф-ти инвестиций, рассчитанные по выбранной ставке дисконтир-я.
9. Анализ рисков и чувствительности проекта. Для пр-тия риск означает вер-ть наступления неблагоприятного события, кот. может привести к потере части его ресурсов, недополучению доходов или появлению расходов. Проводят 1)кач. анализ риска (определ-ие риска и этапов работ, при выполнении кот. возникает риск); 2)колич. (определние размера риска). Цель анализа чувствительности –определение степени влияния критич. ф-ров на фин. рез-ты проекта. В кач-ве ключевого показателя, относительно кот. проводится оценка, выбир-ся 1 из показа-телей эф-ти. В процессе анализа изменяя-ется значение выбранногокритич. Ф-ра и при прочих неизменных параметрах опре-дел-ся завис-ть значения ключевого пока-зателя эф-ти проекта от этих изменений.
10.Выводы.
11.Предложения.