Понятие кризиса для коммерческой организации и причины его возникновения.
Кризис – это событие, по вине которого компания попадает в центр не всегда доброжелательного
внимания СМИ и других целевых аудиторий, которые по той или иной причине вполне законно интересуются действиями организации. Кризисы обладают потенциалом внезапно разрушить или серьезно повредить репутацию организа-
ции. Необходимо выделить следующие, наиболее часто встречающиеся в коммерческой деятельности
конфликтные события:
• утечка информации;
• бедствие, созданное людьми;
• юридические проблемы;
• экологические проблемы;
• поведение руководящего состава фирмы;
• неточное информирование прессы.
В кризисной ситуации огромна роль СМИ. Жесткая ситуация еще больше ужесточает взаимоотношения с прессой. Необходимо заранее выстроить с ней хорошие отношения, что в дальнейшем принесет
пользу при разрешении конфликтной ситуации.
Классификация кризисов:
• экономические и финансовые (связаны с курсами валют, с биржами);
• технические (вызваны изношенностью техники или ошибками в производственных процессах);
• управленческие (связаны с организацией производства и управлением людскими ресурсами);
• социальные (забастовки);
• политические и правительственные.
Существуют следующие виды кризисов:
1 Внезапный кризис, когда нет времени для подготовки и планирования антикризисной PR-программы.
К данному виду можно отнести крушение самолета, гибель первого лица, пожар, когда
нельзя дать развиться непониманию, конфликту.
2 Возникающий кризис дает время для исследования и планирования PR-действий. Главная задачапри этом скорректировать информационное поле до того, как кризис перейдет в критическую фазу.
3 Постоянный кризис, который может длиться месяцами или годами, несмотря на усилия по ихприостановке, например, слухи.
Сложность кризисной ситуации лежит в ее новизне. Это всегда новая ситуация, к которой компания
часто оказывается неподготовленной. Необходимо помнить, что главным правилом работы в момент
кризиса должна быть предварительная подготовка к нему. Тогда он перестает быть новым и неожиданным. Когда руководитель следует заранее разработанному сценарию поведения, он чувствует себя уверенно.
При предварительной подготовке к кризисной ситуации необходимо:
• сформировать кризисную команду;
• обеспечить круглосуточно работающий телефон, по которому пресса может узнать о развитии
событий;
• передавать прессе свежие видеоматериалы, чтобы телевидении не показывало одни и те же старые сюжеты.
30. Понятие фирменного стиля и его основные компоненты: товарный знак, логотип, фирменный блок, слоган, фирменные цвета, фирменные шрифты, другие фирменные константы.
Фирменный стиль – это совокупность цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских констант, которые обеспечивают единство по всем изделиям фирмы и мероприятиям; улучшают запоминаемость и восприятие не только товаров фирмы, но и всей ее деятельности; а также позволяют противопоставлять свои товары и деятельность товарам и деятельности конкурентов.
Товарный знак (торговая марка, фирменный знак) является центральным элементом фирменного
стиля. Товарный знак представляет собой зарегистрированные в установленном порядке изобразительные, словесные, объемные, звуковые обозначения или их комбинации, которые используются его владельцем для идентификации своих товаров.
Логотип – оригинальное начертание названия фирмы, группы товаров или одного конкретного то-
вара, производимого данной фирмой. Как правило, логотип состоит из 4-7 букв.
Фирменный блок представляет собой традиционное, часто употребляемое сочетание нескольких
элементов фирменного стиля. Чаще всего – это изобразительный товарный знак и логотип (например,
надпись под трехлистником – это фирменный блок компании "Адидас"). Иногда фирменный блок
включает слоган. Слоган (фирменный лозунг) представляет собой постоянно используемый фирменный оригинальный девиз. Ту информацию, которую дизайн зашифровывает в виде символов и образов, слоган выражает в виде лаконичной языковой формулы. Слоган, обычно, состоит из 6 – 10 слов, читаемых одним
взглядом, как рекламный призыв, и должен отвечать следующим основным требованиям:
• учитывать особенности целевой аудитории, быть понятным и близким этой аудитории;
• быть кратким, хорошо запоминаться;
• быть оригинальным;
• носить эмоциональную окраску;
• исключать двоякое толкование (например, "Фирма "Рикко" обует всю страну!; Инкомбанк:"Каждую секунду мы превращаем в доход наших клиентов");
• соответствовать стилю жизни, системе ценностей, сложившемся в момент времени его использования (например, "Кока-Кола" сменила несколько десятков слоганов).
Фирменные цвета являются важнейшим элементом фирменного стиля. Их необходимо выбирать,
исходя из некоторых общеизвестных влияний цветов на эмоции человека. Кроме того, цвета имеют определенное психологическое воздействие: например, определенные оттенки синего имеют успокаивающий эффект, светло-зеленый восстанавливает силы, красный и ярко-желтый стимулируют, а розовый ассоциируется с безмятежностью и счастьем.
Цвет делает элементы фирменного стиля более привлекательными, запоминающимися. В качестве
наиболее известных примеров использования фирменных цветов можно назвать сеть ресторанов
"Макдональдс" – красный и желтый; производителя фототоваров "Кодак" – желтый и золотистый.
Фирменный цвет может иметь правовую защиту в случае регистрации товарного знака. Если товарный знак заявлен в цветном исполнении, то он будет защищен только в этом цвете. При регистрации
товарного знака в черно-белом варианте он имеет защиту при воспроизведении в любом цвете.
Фирменные шрифты подчеркивают различные особенности образа марки. Шрифт может восприниматься как "легкий" и "тяжелый", "грубый" и "деловой". Начертание шрифта должно быть одновременно привлекательным, легко читаемым, неповторимым и узнаваемым.
Другие фирменные константы – фирменная одежда, внутрикорпоративные взаимоотношения, вежливость при общении с клиентами и т.д.