Раскрыть сущность и значение, статусы и правила квалиметрии.
Вопрос № 16: Структура квалиметрии.
Квалиметрия как отрасль науки выступает в виде взаимосвязанной системы теорий: раскрыть и перечислить основные три. Главная задача квалиметрии, объект и предмет квалиметрии.Дать характеристику таким понятиям как: оценка уровня качества объектов, уровень качества объектов, показатель качества объекта. Схематично раскрыть классификацию показателей качества. Раскрыть составляющие: свойство продукции (услуги), единичный, комплексный, интегральный, обобщенный показатели качества. Указать конечную цель квалиметрии.
Вопрос № 17: Измерение качества: основные определения, используемые в метрологии, метрологическое обеспечение.
Современное значение метрологии как отрасли науки. Дать характеристику понятию «измерение». Что является результатом измерения, наблюдением при измерениях, результатом наблюдения? Схематично представить этапы процесса измерений.
Значение и главная цель метрологического обеспечения. С помощью рисунка раскрыть понятие «метрологическое обеспечение». Что такое погрешность измерения? Схематично представить процесс оценки погрешности измерения. Погрешности измерений включают в себя составляющие двух типов: систематическая и случайная – дать характеристику этим составляющим.
Вопрос № 18: Измерение качества: основные определения, используемые в метрологии,единство измерений.
Современное значение метрологии как отрасли науки. Дать характеристику понятию «измерение». Что является результатом измерения, наблюдением при измерениях, результатом наблюдения? Схематично представить этапы процесса измерений.
Раскрыть понятие единства измерений. Дать характеристику двум показателям: сходимости измерений и воспроизводимости измерений. Для обеспечения единства измерений качества создаются особые средства измерений – эталоны. Раскрыть три вида средств измерений: эталоны, образцовые средства измерений, рабочие средства измерений. Характеристика понятия «поверка средств измерений», специальные уровни поверочной представить в виде схемы. Дать определение: что такое первичные, специальные и вторичные эталоны?
Вопрос № 19: Стандартизация продукции.
Определение основного понятия «стандартизация». Дать характеристику объектам стандартизации. Что такое стандарт, его основные разновидности? Основные цели современной стандартизации (схематично указать). Важнейшие результаты деятельности по стандартизации. Раскрыть три основных уровня стандартизации.
Вопрос № 20: Сертификация продукции.
Раскрыть такие понятия как понятие, цели, принципы и задачи сертификации. Что такое сертификат соответствия? Что понимают под сертификацией соответствия. В соответствии с законом о техническом регулировании в Российской Федерации возможны два вида подтверждения соответствия: раскрыть, – какие? В соответствии с законом о техническом регулировании подтверждение соответствия осуществляется, в каких целях? На рисунке привести формы подтверждения соответствия в Российской Федерации. Закон устанавливает принципы подтверждения соответствия: указать, – какие? Схематично указать задачи добровольной и обязательной сертификации. Что является объектом обязательного подтверждения соответствия? Рассказать о схемах сертификации, установленные ИСО.
Вопрос № 21: Теоретические основы экспертизы потребительских товаров.
Раскрыть основные понятия экспертизы товаров, цели, задачи проведения экспертизы, объекты товарной экспертизы.
Вопрос № 22: Принципы экспертизы потребительских товаров.
В Федеральном законе «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» определяются основные принципы: раскрыть основные. Однако при проведении товарной экспертизы наряду с основными принципами имеют значение ряд дополнительных принципов.
Схематично представить основные и дополнительные принципы экспертизы потребительских товаров.
Вопрос № 23: Классификация товарной экспертизы в зависимости от требований к товару.
В зависимости от требований к товару как объекту экспертизы различают пять видов экспертизы: указать и раскрыть. Дать характеристику основным средствам товарной экспертизы, схематично представить на рисунке.
Вопрос № 24: Методология товароведной экспертизы.
Понятие товароведная экспертиза. Раскрыть виды экспертиз в зависимости от характеристики товара, которые могут быть предметом экспертизы: экспертиза ассортиментных характеристик товара, экспертиза качества товаров, экспертиза количества, стоимостная экспертиза. Дать характеристику таким разновидностям экспертиз как экспертиза документальная и экспертиза подлинности.
Вопрос № 25:Товарная информация: понятие, виды, формы, средства.
Дать характеристику понятию «товарная информация». Три вида товарной информации (в зависимости от назначения). Раскрыть основные формы, средства и требования товарной информации (схема).
Вопрос № 26: Оценка качества: понятие этапы.
Понятие оценки качества. Из каких групп операций складывается деятельность по оценке качества, каковы специфические особенности каждой группы.
Вопрос № 27: Градации качества.
Что такое градация, класс, сорт? В чем заключается взаимосвязь оценки качества с градациями качества (основные группы) и классами товаров по назначению (схема). Какой товар является стандартным, нестандартным? Что такое бракованный товар и отходы?
Вопрос № 28: Основные понятия, классификация ассортимента товаров.
Раскрыть понятие «ассортимента товаров». Перечислить и раскрыть основные классификационные признаки ассортимента товаров (схема).
Вопрос № 29: Принципы деления товаров на сорта. Сортамент. Пересортица.
Раскрыть понятие «сорт товаров». Что такое сортамент, виды сортамента? Перечислить и раскрыть принципы деления на товарные сорта. Раскрыть понятие «пересортица». Деление товара по основным и частным признакам.
Вопрос № 30: Обеспечение качества и количества: хранение и упаковка.
Что такое процесс хранения? Упаковка: понятие, основные элементы, классификация, требования.
Вопрос № 31: Сертификация по системе ИСО.
Раскрыть понятия «сертификация качества», «ISO (International Organization for Standardization, ИСО)». Какие стандарты в мире получили наибольшее распространение, почему (обосновать ответ)? Какие услуги подразумевает внедрение стандартов управления ИСО? Для чего необходим предприятиям сертификат соответствия международным стандартам по системе ИСО. Основные виды (классификация) стандартов системы ИСО.
Вопрос № 32: Маркировка товаров: назначение, виды, составные элементы.
Понятие маркировки, ее основные функции, виды. Требования, предъявляемые к маркировке (схема). Структура маркировки: основные части (назвать и раскрыть) (привести схему).
Вопрос № 33: Контроль качества и количества товарных партий. Правила отбора проб.
Основные виды контроля. Какие требования должны быть выполнены, чтобы проба обладала, с определенной степенью достоверности, неоднородностью? Что такое оптимальность и представительность пробы? Последовательность отбора проб и образцов из товарных партий разных способов размещения: привести и объяснить основные понятия схемы последовательности отбора проб и образцов.
Вопрос № 34: Информационные знаки: назначение, виды, разновидности, расшифровка.
Классификация информационных знаков, присущие им свойства. Схема классификация информационных знаков на группы и подгруппы в зависимости от определенных признаков. Краткая характеристика основных групп.
Вопрос № 35: Номенклатура потребительских свойств и показателей качества
товаров: краткая характеристика, критерии выбора.
Понятие «Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров». В пределах номенклатуры потребительские свойства и показатели подразделяются на группы и подгруппы в зависимости от их особенностей и удовлетворяемых потребностей. Дать основную характеристику всем группам и подгруппам. Схематично изобразить потребительские свойства качества товаров, классификацию эстетических свойств товаров, классификацию стилей.
Вопрос № 36: Свойства и показатели ассортимента товаров.
Что такое свойство и показатель ассортимента товаров? Что является единицей измерения показателей ассортимента? Раскрыть и объяснить всю номенклатуру свойств и показателей ассортимента.
Вопрос № 37: Дефекты товаров. Отличие дефектов от допустимых отклонений.
Раскрыть такие понятия как несоответствие, дефект, недостаток товара. Рассказать о классификации дефектов: виды и разновидности (схема). Действия по предупреждению и устранению дефектов, их взаимосвязь (схема). Раскрыть основные понятия действий по предупреждению и устранению дефектов.
Вопрос № 38: Товароведная классификация товаров.
По назначению все товары подразделяются на следующие роды: перечислить и раскрыть основные понятия. Раскрыть такие понятия как: «класс товаров», «подкласс однородных товаров», «группа однородных товаров», «подгруппа товаров», «вид товаров», «разновидность товаров», «наименование товара», «Товарный артикул (ТА)». Классы, подклассы и группы составляют общую товароведную классификацию потребительских товаров (раскрыть).
Вопрос № 39: Качество товаров: основные понятия, свойства, показатели. Технический уровень качества.
Понятие «качество», «качество товаров». Составляющие элементы качества товаров: свойство, показатель качества, потребительские и технологические свойства. Классификация показателей качества: привести и объяснить схему показателей качества. Понятие «технический уровень качества»
Вопрос № 40: Идентификация и прослеживаемость товаров.
Понятие идентификации, прослеживаемости; их цели. Перечислить и раскрыть, что включает в себя комплекс работ по идентификации и прослеживаемости.
Вопрос № 41: Общегосударственные классификаторы: виды, назначение, структура.
Понятия «классификаторы», «структура классификатора»: его позиции и ёмкость, основные части ОКП. Ступени в классификаторах. Таблица примера деления на классы, подклассы, классификационные группировки. Схема деления на классы, подклассы, классификационные группировки.
Вопрос № 42: Управление ассортиментом. Ассортиментная политика организации: понятие, цели, задачи.
Понятие управление ассортиментом, основные этапы управления. Что такое ассортиментная политика, в чем заключается цель организации в области ассортимента? Задачи в области управления ассортиментом. Рассказать о формировании ассортимента. Перечислить и раскрыть основные направления и факторы формирования ассортимента. В чем заключается суть управления ассортиментом?
Вопрос № 43: Факторы, формирующие качество товаров.
Дать определение и характеристику таким понятиям как: фактор, формирующие факторы (объективные и субъективные факторы).
Вопрос № 44:Этапы формирования основополагающих товароведных характеристик готовой продукции.
Раскрыть и дать характеристику трем основным этапам производственного процесса: подготовительному, основному и окончательному этапу.
Вопрос № 45: Факторы, способствующие сохранению качества товара.
Перечислить и дать характеристику факторам сохраняющим качество товара.
Вопрос № 46: Оценка качества товаров органолептическими методами.
Раскрыть основы органолептического метода. Виды органолептического исследования. Балльная система оценки.
Вопрос № 47: Оценка качества товаров инструментальными методами.
Краткая характеристика методов оценки качества продукции. Математическая обработка данных и анализ результатов измерений (испытаний).
Вопрос № 48: Процедура и порядок проведения экспертизы качества товаров.
Понятие и цель экспертизы качества новых товаров. Процедуры и этапы экспертизы качества новых товаров.
Вопрос № 49: Экспертиза количественных характеристик товаров.
Понятие количественной экспертизы товаров. Особенности проведения количественной экспертизы.
Вопрос № 50: Товарно-сопроводительные документы (ТСД).
Понятие о технических документах. Классификация технических документов, содержащих информацию о товарах, на основные группы: перечислить и дать характеристику.
Вопрос № 51: Эксплуатационные документы (ЭД).
Понятие о технических документах. Классификация эксплуатационных документов, содержащих информацию о товарах, на основные группы: перечислить и дать характеристику.
Вопрос № 52: Нормативно-правовая база и средства товароведной экспертизы.
Дать характеристику нормативно-правовой базе товароведной экспертизы в РФ. Раскрыть применяемые средства товароведной экспертизы, рассмотреть основные три группы.
IV. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
1. Вилкова С. А. Экспертиза потребительских товаров : учебник для вузов / С. А. Вилкова . - М. : Дашков и К' , 2007. – 251 с.
2. Голубенко, О.А. Товароведение непродовольственных товаров: Учебное пособие / О.А. Голубенко, В.П. Новопавловская, Т.С. Носова. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 c.
3. Николаева М. А. Товарная экспертиза: Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Деловая литература», 2007. – 320 с.
4. Николаева М.А., Положишникова М.А. Идентификация и обнаружение фальсификации продовольственных товаров: учебное пособие.- М. : ИД «ФОРУМ»: ИНФРА - М , 2009. - 464 с.
Дополнительные источники:
1. Дубцов, Г.Г. Товароведение продовольственных товаров: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Г.Г. Дубцов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 336 c.
2. Земедлина, Е.А. Товароведение и экспертиза товаров: Учебное пособие для средних специальных учебных заведений / Е.А. Земедлина. - М.: ИЦ РИОР, 2013. - 156 c.
3. Золотова, С.В. Справочник по товароведению непродовольственных товаров. В 3-х т. Т. 3. Справочник по товароведению непродовольственных товаров: Учебное пособие для начального профессионального образования / С.В. Золотова. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 224 c.
4. Коник, Н.В. Товароведение продовольственных товаров: Учебное пособие / Н.В. Коник. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c.
5. Куликова, Н.Р. Основы товароведения: Учебное пособие / Н.Р. Куликова, В.П. Новопавловская, Н.С. Носова. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. - 336 c.
6. Ляшко, А.А. Товароведение, экспертиза и стандартизация: Учебник / А.А. Ляшко, А.П. Ходыкин, Н.И. Волошко. - М.: Дашков и К, 2013. - 660 c.
7. Матюхина, З.П. Товароведение пищевых продуктов: Учебник для начального профессионального образования / З.П. Матюхина. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 336 c.
8. Моисеенко, Н.С. Товароведение непродовольственных товаров: Учебник / Н.С. Моисеенко. - Рн/Д: Феникс, 2010. - 379 c.
9. Родина, Т.Г. Товароведение однородных групп продовольственных товаров: Учебник для бакалавров / Л.Г. Елисеева, Т.Г. Родина, А.В. Рыжакова; Под ред. Л.Г. Елисеева. - М.: Дашков и К, 2013. - 930 c.
10. Тимофеева, В.А. Товароведение продовольственных товаров: Учебник / В.А. Тимофеева. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 494 c.
Основные законы
1. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013) [Электронный ресурс].
2. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 (действующая редакция от 05.05.2014)[Электронный ресурс]: справочная информация подготовлена специалистами АО «Консультант Плюс». – Режим доступа: ИПС «Консультант.
3. Постановление от 1 декабря 2009 г. №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» [Электронный ресурс]: справочная информация подготовлена специалистами АО «Консультант Плюс». – Режим доступа: ИПС «Консультант».
4. Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) [Электронный ресурс]: справочная информация подготовлена специалистами АО «Консультант Плюс». – Режим доступа: ИПС «Консультант».
5. Технический регламент на молоко и молочную продукцию (в ред. Федерального закона от 22.07.2010 N 163-ФЗ) [Электронный ресурс].
6. Инструкция от 15 июня 1965 г. N П-6 «О порядке приемки продукции производственного технического назначения и товаров народного потребления по количеству» [Электронный ресурс]: справочная информация подготовлена специалистами АО «Консультант Плюс». – Режим доступа: ИПС «Консультант».
7. Инструкция от 25 апреля 1975 г. П-7 «О порядке приемки продукции производственного технического назначения и товаров народного потребления по качеству» [Электронный ресурс]: справочная информация подготовлена специалистами АО «Консультант Плюс». – Режим доступа: ИПС «Консультант».
8. Рекомендации по заполнению формы сертификата соответствия продукции требованиям технических регламентов (в ред. Приказа Минпромэнерго РФ от 19.10.2007 N 445) утверждены Приказом Минпромэнерго России от 22.03.2006 N 53 [Электронный ресурс]: справочная информация подготовлена специалистами АО «Консультант Плюс». – Режим доступа: ИПС «Консультант».
Средства массовой информации:
Периодические издания в России: «Спрос», «Эксперт», «Тара и упаковка», «Современная торговля», «Стандарты и качество», «Товаровед продовольственных товаров», Торговое оборудование», Холодильное оборудование» и др.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.rospotrebnadzor.ru/ Официальный сайт Федеральной службы по защите прав потребителей и благополучия человека [Электронный ресурс].
2. http://www.gost.ru/ Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии [Электронный ресурс].
3. http://www.interstandart.ru/ Официальный сайт информационной службы «Интерстандарт» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии [Электронный ресурс].
4. www.stq.ru/ Официальный сайт РИА «Стандарты и качество». Журнал «Стандарты и качество» [Электронный ресурс].
5. www.spros.ru/ Официальный сайт журнала Международной конфедерации потребителей «Спрос» [Электронный ресурс].
6. http://www.ozpp.ru/ Официальный сайт Общества защиты прав потребителей [Электронный ресурс].
7. www.ozppou.ru – Общероссийская общественная организация «Общество защиты прав потребителей образовательных услуг» [Электронный ресурс].
8. www.cnpe.spb.ru – Центр независимой потребительской экспертизы [Электронный ресурс].
9. www.konfop.ru/ Международная конфедерация обществ потребителей. [Электронный ресурс].
10. http.//www.mozp.org – Московское общество защиты прав потребителей [Электронный ресурс].
11. www.turistprav.ru – Общественная организация содействия защите прав потребителей в сфере туризма «Клуб защиты прав туриста». [Электронный ресурс].
12. www.asq.org/ Официальный сайт Американского общества качества [Электронный ресурс].