Общие сведения о квалиметрии и принципы квалиметрии

Нормативные ссылки

В настоящей курсовой работе используются ссылки на следующие нормативные документы:

· ГОСТ 10280-83 Пылесосы электрические бытовые. Общие технические условия

· ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения

· ГОСТ 30192-94 Шланги для бытовых пылесосов. Параметры и размеры

· ГОСТ 14933-83 Агрегаты воздуховсасывающие для бытовых пылесосов. Общие технические условия

· ГОСТ 27570.6-87 Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов. Дополнительные требования к пылесосам и водовсасывающим уборочным машинам и методы испытаний

· ГОСТ 27570.24-89 Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов. Дополнительные требования к полотерам и методы испытаний

· ГОСТ Р 52161.2.2-2005 Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов. Часть 2.2. Частные требования для пылесосов и водовсасывающих чистящих приборов

Термины и определения

Качество продукции – это совокупность, обуславливающая её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.

Уровень качества продукции –это любая количественная оценка, полученная путём сравнения наблюдаемых значений с заданными значениями.

Квалиметрия – научная дисциплина, изучающая методологию и проблемы комплексного количественного оценивания качества объектов любой природы.

Контроль– процедура оценивания соответствия продукции, процесса или услуги требованиям путем наблюдения, измерения, испытания или калибровкой.

Свойство – это особенность объекта.

Величина – значение, количественная характеристика размера.

Измерение– определение количественного значения физического размера с помощью эталонных измерительных средств.

Продукция — материальный результат труда, полученный в конкретном производственном процессе и предназначенный для удовлетворения определенных общественных или личных потребностей.

Производственный процесс — совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления и ремонта продукции.

Технологический процесс — часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда.

Технологическая операция — законченная часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте.

Изделие –единица промышленной продукции, количество которой может исчисляться штуках(экземплярах).


Обозначения и сокращения

ГОСТ –межгосударственный стандарт

СТ РК –национальный стандарт Республики Казахстан

ГОСТ Р –национальный стандарт Российской Федерации

СК –служба качества

ОУКП –оценка уровня качества продукции

ПКП –показатель качества продукции

КПК –комплексный показатель качества

КПД – коэффициент полезного действия

УК –уровень качества

Введение

В условии современного рынка постоянное повышение качества продукции является одним из самых важных направлении любого производства. Ведь известна простая истина, хорошее качество товара всегда ведет к увеличению эффективности производства.

Повышение качества продукции это процесс, который предусматривает ориентацию на наиболее полное удовлетворение потребностей в данной продукции, который включает в себя улучшение качественных параметров уже освоенной продукции, а также создание и освоение качественно новых ее видов.

С целью создания конкурентоспособной продукции, которая будет отвечать всем требованиям потребителей, широко используется квалиметрическая оценка качества продукции.

Применение методов квалиметрической оценки при выявлении качества готовой продукции позволит создать не только высокий уровень качества и конкурентоспособность, но и свести к минимуму корректировки продукции после ее появления на рынке, а также установить высокий уровень ее безопасности для потребителей.

Целью данной работы является рассмотрение и изучение понятия и сущности квалиметрической оценки, ее методологии при оценки технического уровня качестве таких изделий как пылесос.

Задачи курсовой работы заключаются в следующем:

· ознакомление с нормативной документацией и дополнительной литературой по тематике курсовой работы;

· определение способов и методов квалиметрической оценки качества пылесоса;

· выбрать показатели качества пылесоса и методы их оценки;

· изучить проблемы квалиметрической оценки пылесоса, а так же провести квалиметрическую оценку пылесоса;

· определить коэффициент весомости пылесоса;

· классификация пылесоса;

· оценить работоспособность и надежность разных марок пылесоса, а так же сравнить их между собой;

Требования

Общие сведения о квалиметрии и принципы квалиметрии

Качество, как характеристика сущности объектов и их свойств, всегда имело и имеет для людей большое практическое значение. Поэтому вопросы оценки качества всего, с чем имеет дело человек, были и остаются среди важнейших.

Первые известные случаи оценки качества продукции относятся к 15 веку до н.э. Тогда гончары острова Крит маркировали свои изделия специальным знаком, свидетельствующим об изготовителях и о высоком качестве их продукции. Это была оценка качества по так называемой «шкале наименований», или по «адресной шкале». Фирменные знаки, а также другие знаки качества и сейчас служат ориентиром, оценочным признаком качества продукции. Позднее, как разновидность экспертного метода оценки качества продукции, использовался способ, основанный на обобщенном опыте потребителей,- способ «коллективной мудрости». Древнейшим примером экспертной оценки качества является дегустация вин. Всевозрастающая необходимость определения соответствия продуктов труда нуждам потребителей привела к возникновению специальной научной дисциплины - товароведение. Это было обусловлено появлением на рынке продаж большого количества разнообразных товаров, требующих классификации, а также оценки их качества и стоимости. Первая кафедра товароведения была организована в 1549 г. в Италии при Падуанском университете.

Развитие международной торговли требовало классификации продукции по качественным категориям, а для этого надо было измерять не только отдельные свойства продукции, но количественно оценивать ее качества по совокупности всех основных потребительских свойств. В связи с этим в Европе и США в конце 19-начале 20 в. стали широко использовать методы оценки качества продукции с помощью баллов.

В 20-30 года 20-го столетия в СССР и в других странах методы количественной оценки качества товаров успешно развивались и использовались на практике. Так, например, в 1922 г. П. Бриджмен предложил способ сведения к одному показателю нескольких количественных оценок различных параметров, характеризующих качество. В 1928 г. эту же проблему решил М. Аранович. В то же время П. Флоренским были предложены новые способы обработки данных при количественной оценке качества продукции.

Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании качества любых объектов сформировалась в конце 60-х годов 20 века. Ее появление было обусловлено насущной необходимостью более эффективного и научного обоснования управления качеством производимой продукции.

Квалиметрия – (от латинского «qualis» – какой по качеству и греческого «метрео» – мерить, измерять) – научная дисциплина, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексной, количественного оценивания качества объектов любой природы: одушевленных или неодушевленных, предметов или процессов, продуктов труда или продуктов природы, имеющих материальный или духовный характер (естественно, что объектом приложения методов квалиметрии может быть и любое конструктивное и технологическое решение, если его качество требуется подвергнуть квалиметрическому анализу).

Квалиметрия – область практической и научной деятельности, связанная с разработкой теоретических основ и методов измерения и количественного оценивания качества.

Квалиметрия– это наука об измерении и количественной оценки качества всевозможных предметов и процессов, т.е. объектов реального мира.

Объектом квалиметрии может быть все, что представляет собой нечто цельное, что может быть вычленено для изучения, исследовано и познано.

Предметом квалиметрии является оценка качества в количественном его выражении.

Структура квалиметрии состоит из трех частей:

§ общая квалиметрия или общая теория квалиметрии, в которой рассматриваются проблемы и вопросы, а также методы измерения и оценивания качеств;

§ специальные квалиметрии больших группировок объектов, например, квалиметрии продукции, процессов, услуг, социального обеспечения, среды обитания, вплоть до качества жизни людей;

§ предметные квалиметрии отдельных видов продукции, процессов и услуг, такие как квалиметрия машиностроительной продукции, строительных объектов, квалиметрия нефтепродуктов, труда, образования.

У квалиметрии, как и у всякой научнойдисциплины, есть свои методологические принципы, содержание которых состоит в ниже следующем.

1. Квалиметрия обязана давать практике хозяйственной деятельности людей (т.е. экономике) общественно полезные методы достовернойквалификационной и количественной оценки качества различных объектов исследования. В отношении оценки качества товарной продукции проблема состоит в том, что у потребителей ипроизводителей продукции существенно разные интересы.

2. Приоритет в выборе определяющих показателей для оценки качества продукции всегда на стороне потребителя.

Дело в том, что количественная оценка качества, как правило, осуществляется не по всем возможным показателям, характеризующим свойства продукции, а по нескольким наиболее значимым, определяющим показателям.

3. Следующий принцип можно сформулировать так: квалиметрическая оценка качества продукции не может быть получена без наличияэталона для сравнения – без базовых значений показателей определяющих свойств и качества в целом.

4. Показатель любого уровня обобщения,кроме самого нижнего (исходного) уровня, предопределяется соответствующими показателями предшествующего иерархического уровня.

5. При использовании метода комплексной оценки качества продукции все разно размерные показатели свойств должны быть преобразованы и приведены к одной размерности или выражены в безразмерных единицах измерения.

6. При определении комплексного показателя качества каждый показатель отдельного свойства должен быть скорректирован коэффициентом его весомости (значимости).

7. Сумма численных значений коэффициентов весомостей всех показателей качества на любых иерархических ступенях оценки имеет одинаковое значение (в долях от единицы или по определенной балльной шкале).

8. Качество целого объекта (в частности, продукции или процесса) обусловлено качеством его составных частей.

9. При количественной оценке качества, особенно по комплексному показателю, недопустима использование взаимообусловленных и, следовательно, дублирующих показателей одного и того же свойства.

10. Оценивается качество, только той продукции, которая способна выполнять полезные функции в соответствии с ее назначением.

Наши рекомендации