Характеристика приемов осмысления проблемы исследования: привлечение консультантов, моделирование проблемы. Выявление объекта и предмета исследования.

Привлеч-е конс-тов к участию в м-гов. меропр-ях (позвол. выяв. проблемы управл-я м-гов. деят-стью. Это проф. подход, т.к. сторонние консультанты облад. выс. квал-цией, кот. позвол. выяв. проблемы в реал-ции м-гов. процедур и опред. пути их реш-я, но на практике провед-е процедуры м-гов. аудита проблематично, т.к. процесс треб. больш. врем. фин. затрат и не явл. полностью конфиденц.);

Моделир-е проблемы (позвол. выдел. осн. ф-ры в стр-ре рассматриваем. ситуации, в т. ч. их колич. соотнош-е. Модели кач. типа помогают представить проблему во взаимосвязи с возм. причинами и способств. выявл-ю состава необх. инф-ции. Модели колич. типа помогают оценить степень влияния отдельн. ф-ров, но примен-е ЭММ огранич. из-за ТЁ их созд-я и многочисл. огранич-й по их использ-ю. Примен-е кач. моделей треб. выс. квал-цииисслед-ля и не позвол. оценить знач-сть выдел. для изуч-я переменных).

Объект исслед-я – лицо(а), процесс, рез-т этого процесса, явление, выступающ. носителями/источниками проблемы. В кач-ве объекта исслед-я могут выступ.:

- реальн. ФЛ и ЮЛ;

- процессы и эк. мех-змы;

- сферы деят-сти;

- регионы;

- товары.

Предмет исслед-я – та часть объекта или его св-во, кот. задейств. в появл-и проблемн. ситуации. Выбор предмета исслед-я в кажд. случае будет продиктов. формулир-кой проблемы.

Определение целей маркетингового исследования. Характеристика поисковых и тестовых целей исследования.

Определить цели исслед-я означает ответить на вопросы: как будет исп-ся инф-ция; для чего она преднозначена; какому рез-ту приведёт исслед-е.

Тест. исслед-е (предусматрив. отбор перспективн. в-тов или оценку прав-сти принят. реш-й относи-тельносв-тв товара, в-ты рекламн. обращ-я и т.д.). Поисков. исслед-я/разведочн. (предусматр. сбор инф-ции для предварит. оценки проблемы и её стр-рир-я, помог. сформир. БЗ по проблеме и выраб. раб. гипотезу. Потр-сть в поиск. исслед-ях возник. при несост-сти старого знания об объекте, при невозм-сти объяснить обнаруж. явл-я с помощью суще-ствующ. концепций. Они целесообразны для генерир-я идей нов. продукта, когда существующ. способы удовл-я потр-стейпотр-ля перестают быть эфф. либо с т. зр. самих потр-лей (падение спроса), либо с т. зр. произв-ля (невыгодно производить). Поиск. исслед-я провод-ся в случае, если фирма не может чётко сформулир. свои проблемы, а лишь отмеч., что текущ. полож-е её не устраив. В данном случае з-чаисслед-я – найти и обознач. проблему)

Характеристика описательных, каузальных, прогнозных целей исследования.

Описат. исслед-е (отраж-сясост-е выбран. объектов и соответствующ. ф-ров влияния. Потр-сть в опис. исслед-и возник. при необх-стивыясн. р-р объекта, текущ. сост-е его осн. хар-ристик, в-ты рас-пред-я св-тв объекта м/у эл-тами. При станд. исслед-и рынка даётся опис-е его ёмкости, конъюнктуры, динамики этих параметров за опред. п-д, стр-ры спроса/предлож-я, условий работы на рынке. С т. зр. охватываем. п-да времени опис. исслед-я проход. в 2х направл-ях:

- исслед-я поперечн. сеч-я, т. е. опис-е сост-я объекта на какой-л. момент времени. Такое исслед-я относ-ся к единичн. и проводится с помощью м-дов опроса, наблюд-я, кабинетн. м-дов;

- исслед-е продольн. сеч-я, т. е. изуч-сясост-е 1х и тех же хар-ристик объекта в теч-е продолжит. времени с отслеж-ем динамики происходящего). Казуальн. исслед-я (предусматрив. проверку гипотезы о наличии некот. причинно-следств. связи. В дан. случае недостаточно установить наличие связи м/у хар-ками. Это выявл-ся в ходе опис. исслед-я. При провед-иказуальн. исслед-я важно установ. хар-р связи. Казуальн. исслед-я провод-ся на основе ЭММ или экспериментов). Прогнозн. исслед-е

Предполаг. также использ-е эмпирич. м-дов, ЭММ исслед-я, м-дов сбора инф-ции, эксперимент, фокус-группа, имитац. моделир-е. Фокус-группа – однородн. по полу, возрасту, сфере деят-сти группа людей оптимальн. числ-стью 7-8 челов.,имеющ. общ. взгляды или опыт работы в области изучаем. проблемы.

Прогнозн. цели связ. с примен-ем м-дов прогноз-я:

-эмпирич. (осн. з-ча – установл-е специфики повед-япотенц. пок-лей товаров в разл. ситуациях, а также степень готов-ности их к покупке. Дан. м-д исслед-я широко использ-ся и особенно полезен в случаях, когда нет данных о прода-жах);

-экспертн.;

-ЭММ с использ-ем кач.,колич. м-дов.

Формирование рабочей гипотезы. Требования, предъявляемые к рабочей гипотезе. Краткая характеристика методов генерирования рабочей гипотезы.

В ходе выявления проблемы проводится предварительный анализ воз­можных причин возникновения проблемы. На основе имеющейся ин­формации строится предположение о возможных действиях с целью разрешения рассматриваемой проблемы.

Рабочая гипотеза— это вероятностное предположение о сущности рассматриваемых явлений и путях решения проблемы; здесь излагается возможная связь исследуемого объекта с предполагаемыми дей­ствиями в целях решения проблемы. Иными словами, проблема, тре­бующая решения, преобразуется в проблему, требующую исследова­ния (в проблему недостающей информации для принятия решения). Требования, предъявляемые к рабочей гипотезе:

1. Достоверность.

2. Конкретность — служит основой для решения, а не только объясняет суть явления.

3. Проверяемость — должна быть предусмотрена возможность проверки гипотезы на эмпирическом материале.

4. Формализованность — основные предположения гипотезы должны опираться не только на логические доводы, но и быть измеримыми.

Методы генерирования рабочих гипотез

Для генерирования рабочих гипотез применимы практически все твор­ческие методы; их можно условно разделить на две группы. Первая группа — логические методы (систематико-логические), вторая — интуитивно-творческие.

Наши рекомендации