Выбор платформы / движка / cms / crm
«Сайт» – от англ. site: «место», «местонахождение», «площадка для строительства».
Как я уже говорил в начале, сайт – это не основа, но важный и нужный инструмент. При этом существуют успешные бизнесы в Сети даже без сайтов. Помните, я рассказывал про своего друга, который ведёт свой бизнес при помощи форума? Люди вообще достаточно часто общаются на форумах и в социальных сетях, предлагая свои товары или услуги. Это нельзя назвать бизнесом с большой буквы, но предпринимательством – совершенно точно.
Итак, мы выбираем движок/скрипт/программу/платформу – называйте, как хотите. Собственно, мы стремимся получить сервис, который транслирует нужную информацию на пользовательском экране, предоставляет покупателю нужные возможности, а вам даёт инструменты по контролю и обслуживанию сайта и клиентов. Так что мы выбираем не столько инструмент, формирующий каталог и корзину в браузере покупателя, сколько систему, через которую вы будете управлять своим предприятием и взаимоотношениями с клиентами. И которой будут пользоваться ваши сотрудники.
Как вариант, у вас могут быть отдельностоящие системы управления сайтом и его оффлайновой составляющей – вашим предприятием, например, от 1С. А также CRM (Customer Relationship Management или «управление взаимоотношением с клиентами») система. В этом случае все системы должны сообщаться между собой, они должны постоянно передавать друг другу данные о клиентах, заказах, отгрузках, движениях денег, товаров и так далее.
Если компания уже работает в оффлайне и сильно «допилила» свою 1С, то сайт должен «просто» подключиться к имеющейся системе, с её инструментами, ассортиментом и так далее. И это – тема отдельной книги. Рассказать об этом в отрыве от конкретики невозможно. Главное, что стоит здесь осознать, принять и не пытаться сопротивляться – вам потребуется программист. Постоянный, приходящий, или компания, к которой вы будете периодически обращаться.
Чем больше отдельных систем, тем больше проблем взаимодействия между ними. Особенно в современных условиях, когда практически любая IT‑система находится в состоянии «вечной беты», то есть когда программный продукт непрерывно совершенствуется и обновляется, но при этом не имеет состояния, в котором он, условно, абсолютно стабилен. В любой момент любого обновления любой из систем может перестать работать стыковка между ними. Вам нужно постоянно контролировать эти моменты, в противном случае рассинхронизация тут же остановит какие‑либо из ваших бизнес‑процессов – клиенту не позвонят в нужный момент, посылку не отправят, принятые деньги не отнесутся на заказ, а отгрузка не попадёт в отчёты. Да мало ли чего может произойти.
Лично я – активный сторонник интегрированных решений, когда платформа интернет‑магазина – это сразу и ERP (управление ресурсами предприятия), и CRM, и CMS (Content Management System – система управления контентом сайта). Но подобных систем на рынке практически нет. Кроме того, вам всё равно не избежать интеграции вашей системы со множеством сторонних сервисов. Без этого практически не может существовать ни один интернет‑магазин. Как минимум, это электронная оплата и службы доставки. Далее я расскажу о многих таких стыковках с другими сервисами.
Итак, если мы говорим о совсем новом проекте, то, в целом, выбор пути для получения стартового функционала интернет‑магазина невелик. На начальном этапе, как правило, мы говорим о CMS с очень базовыми функциями CRM. Какие есть варианты:
1. Написать (самому или нанять программиста или компанию);
2. Скачать бесплатно (и установить на свой сервер, арендуемый сервер, в «облако»);
3. Купить (и установить на свой сервер, арендуемый сервер, в «облако»);
4. Арендовать как сервис.
Несмотря на то, что вот уже почти 20 лет как я считаю «самописный» движок наилучшим и единственно возможным вариантом для успешно развивающегося среднего или крупного проекта, на начальном этапе я категорически не рекомендую его рассматривать. Вероятность того, что вам попадётся гениальный или даже просто хороший программист, очень мала. Вероятность того, что он останется с вами на долгие годы – еще меньше.
Писать самому, даже если у вас это хорошо получается, значит отобрать у себя огромное количество времени, которого у вас нет. Обратиться в некую организацию или к группе товарищей, которые обещают написать вам интернет‑магазин, я также не советую. В лучшем случае результатом будет решение, аналогичное тому, что уже давно есть на рынке, и его можно недорого купить или даже получить почти бесплатно. А в худшем – то, что работает совсем не так, как вам хотелось бы. Кроме того, вы будете привязаны к конкретным людям. Чтобы что‑то изменить, обновить, исправить, а это совершенно точно будет необходимо, вам потребуются именно эти люди. Ведь никто другой не захочет копаться в чужой программе. Но главное – создание такого продукта с нуля займёт немало времени, а работать и зарабатывать нужно уже сейчас. Группа людей или «веб‑студия» может быть полезна не как разработчик продукта, а как создатель решения на базе имеющегося продукта, готовый его внедрить и поддерживать.
Если только вы не собрались с друзьями‑программистами, чтобы «замутить» совместный бизнес, вариант «написать» абсолютно исключён. Строго говоря, он исключён даже в данном случае. Кроме того, если копнуть поглубже, выясняется, что подавляющее большинство компаний с самописными движками вырастили свои системы из каких‑то других, постепенно переписывая и заменяя имеющиеся инструменты. А вот написать с нуля интернет‑магазин – очень странное и нелогичное решение, как ни крути.
Бесплатных движков интернет‑магазинов сейчас море. В качестве приличных примеров можно отметить, например, Virtuemart (расширение для Joomla), OpenCart или PrestaShop. Список не претендует на полноту, но взяв один из этих, вы, скорее всего, будете удовлетворены на начальном этапе.
Помните, что поддержка бесплатных движков ограничена в лучшем случае сообществом на официальном форуме. Поэтому вы не всегда сможете получить какую‑либо помощь. Кроме того, при обнаружении уязвимостей и «дыр» в коде, возможно, латать их придётся самостоятельно. Скоростное исправление кода не гарантируется. Зато есть и плюсы – код доступен и открыт. Вы можете вносить индивидуальные правки, дополнять сайт функционалом, каким пожелаете. Правда, при этом вы можете потерять возможность быстрого и простого обновления до следующей версии. Здесь требуется понимание того, как грамотно вести доработки. Обычно это всё написано в документации к конкретному продукту (при её наличии).
Я очень часто слышу истории, когда на начальном этапе был взят некий бесплатный движок, а потом, благодаря изменениям, вносимым в код, от начальной программы уже мало, что осталось. Собственно, таким путём шли и мы в компании «Аудиомания». Но обязательным условием данного пути является наличие в штате программиста, в котором вы уверены. В идеале он должен владеть долей в бизнесе, чтобы быть еще и финансово мотивированным в результате.
Кстати, отходя немного в сторону, программиста достаточно несложно мотивировать. Кроме материальных благ, ему нужны интересные задачки. Помните, он ведь – творит. Несмотря на то, что многие считают программистов технарями, я полагаю эту профессию очень креативной. Никак не меньше копирайтера. Старайтесь перемежать рутинные и скучные задачки интересными. И не требуйте нереальных сроков. Творчество суеты не терпит. Последнее, но не менее важное – не отвлекайте программиста часто. Каждое отвлечение – это трата от 5 до 15 минут на возврат в предыдущее состояние, в котором он был до вашего вмешательства, обратное погружение в контекст. Восстановление информации в мозгу. Возможно, это кажется странным, но всё происходит именно так. Я слышал о компаниях, где дверь в комнату, в которой находятся разработчики, закрыта на ключ, и никто туда просто так не может войти. Прекрасный подход.
Вернёмся к движкам. Не забывайте, что переезд с одного «движка» на другой – это не как смена автомобиля. Один продал, другой купил, сел и поехал. У вас в базе данных огромное количество информации – от описаний товаров до информации о клиентах и заказах. Потерять её – значит, начать всё с нуля. И дело не только в этом. Прочитав данную книгу до конца, вы будете знать все причины. Поэтому относитесь к выбору движка серьёзно. Помните о своих планах. Проверяйте возможности в контексте планируемых перспектив.
У нас была потрясающая история с движком PrestaShop, который мы выбрали для быстрого запуска одного из новых проектов. Программист, ведущий проект, хорошо знал этот движок и даже поддерживал неофициальный русскоязычный форум продукта. В какой‑то момент мы обратили внимание, что открытие корзины покупателем на сайте стало занимать совершенно непомерное время – порядка 10 секунд. А сервер при этом испытывал пиковые нагрузки.
Потребовалось немало времени, чтобы выяснить причину. Ведь еще недавно всё было хорошо. И никаких нестандартных действий мы не совершали. Выяснилось, что движок в момент открытия корзины зачем‑то загружает в память все доступные данному пользователю промо‑коды. А на днях мы как раз создали несколько тысяч таковых для раздачи при помощи бумажных купонов на выставке. Пришлось оперативно лезть в самое ядро движка и вносить изменения. А это значит – отрезать себе пути к простому обновлению продукта на более позднюю версию. Возможно, разработчики сами бы исправили эту проблему, и да, конечно, мы им об этом сообщили. Но работать нужно сейчас, ждать, пока проблема будет исправлена, совершенно нереально. Деньги из‑за снижения количества заказов от не готовых ждать открытия корзины людей теряются в данный момент.
Вернёмся к выбору пути. Способ «купить движок» для начинающего коммерсанта, можно сказать, устарел. Если вы запускаете бизнес, то начинать именно с покупки серьёзного движка и самостоятельной его установки и обслуживания – несвоевременно.
Если запуститься хочется быстро, а технических знаний о том, как размещать сайты в Сети минимум, то ваш выбор – «взять в аренду». Сейчас это модно называть «Облачными сервисами», более старое название «SaaS» (software as service – программное обеспечение как служба/сервис).
Плюсы – моментальный запуск, все технические вопросы уже решены. Минусы – сайт вам подконтролен лишь настолько, насколько это позволяют возможности данной конкретной платформы. Любые нестандартные вмешательства в работу сайта либо в принципе невозможны или серьёзно затруднены, либо реализуются за отдельную плату.
У меня был опыт подключения нескольких внешних сервисов к сайту на платформе InSales несколько лет назад. Возникло две задачи. Первая – подключение отдельного сервиса ретаргетинга, другая – интеграция с несколькими партнёрскими рекламными сетями. Штатными средствами подключиться было нельзя. Требовалось вмешательство в программный код системы, а эта часть для пользователя закрыта.
Подключение ретаргетинга обошлось тогда в 5000 рублей. Реализация заняла три дня. Одну партнёрскую сеть подключили за 1 день и 1000 рублей. А вот интеграция с другой оказалась совсем невозможна в силу специфики работы этой сети.
Но при этом надо отдать должное администрации – они предложили решение. Правда, его реализация потребовала времени, денег и активного участия самой партнёрской сети, которая не была заинтересована в процессе.
Дело было давно, сейчас цены, вероятнее всего, будут чуть другими. Несмотря на приведённый пример, я могу рекомендовать InSales, как удобный, простой и достаточно надёжный вариант облачной платформы интернет‑магазина. На начальном этапе вам вряд ли понадобится ретаргетинг в том виде, в каком он был нужен в нашем случае. А подключить все партнёрские сети по тем или иным причинам всё равно не удастся.
Цена интернет‑магазина под InSales начинается от 2290 рублей в месяц, так называемый тариф «Продвигающий». Несмотря на то, что есть и более доступные варианты, для полноценного интернет‑магазина они не годятся. Для интеграции с 1С требуется другой тариф – «Бизнес», за который нужно будет платить 4240 рублей в месяц.
Прямой конкурент InSales – Advantshop, который иначе делит функционал и стоимость сервиса. Так называемый «Стартовый» стоит чуть менее 1000 рублей, а вариант, умеющий интегрироваться с 1С, 3392 рублей.
Стоит также отметить еще два сервиса: 1С‑UMI, запущенный компанией UMI CMS совместно с 1С. Тарифы также очень приемлемые – от 825 рублей за поддержку интернет‑магазина в месяц. Кроме того, предлагается со временем выкупить лицензию и легко переехать на свой сервер с сохранением всех данных. А также Shop‑Script – один из старейших, но активно развивающихся. Цены также начинаются от непринципиальных 500 рублей в месяц. Сервис предлагает множество простых и бесплатных шаблонов, встроенную простую CRM, а также широкий выбор дополнений, включая интеграцию с 1С.
Более дорогие, но всё еще доступные решения для небольшого бизнеса – это «готовые интернет‑магазины» 1С‑Битрикс. Сервис предоставляет более сотни решений для конкретных бизнесов. Интернет‑магазин одежды, шин и дисков, подарков, даже нижнего белья. Всё уже настроено и готово к работе. Цены очень сильно разнятся – от пяти тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Среди прочего предлагается вариант «1С‑Битрикс: Enterprise». Как сообщается на сайте сервиса, это платформа для создания крупных онлайн‑проектов, предназначенная для компаний, готовых максимально использовать потенциал своего бизнеса в электронной коммерции. Она включает расширенный набор функциональных возможностей, невероятную гибкость и масштабируемость, а также расширенную поддержку компанией «1С‑Битрикс».
Главный момент, о котором нужно всегда помнить: чем сложнее продукт, тем его труднее поддерживать. И, если вы увидели в названии продукта «1С‑Битрикс» два первых символа «1С», как бы гарантирующие вам простую стыковку с продуктами этого бренда, не обольщайтесь. Чтобы сделать из магазина под «1С‑Битрикс» всё, что вы хотите, вам, вероятнее всего, потребуется программист или веб‑студия, которая возьмётся за доработки.
Если вы решили выбрать Битрикс, то я рекомендую сразу обращаться в веб‑студию. Им, как партнёрам, предоставляются скидки, поэтому вы будете им интересны не только как клиент, запросивший разработку решения, но и как покупатель сервиса.
Да, Битрикс – непростой продукт. Несмотря на то, что он – фактически «коробочный», использование его сразу после приобретения без доработок – не такая уж и часто рассказываемая предпринимателями история. Но зато и возможности, в том числе по масштабированию, практически не ограничены.
Как я уже говорил, самое главное при выборе платформы – это осознание того факта, что интернет‑магазин – это не столько то, что видит клиент в своём браузере («лицо» интернет‑магазина), сколько то, что видите вы или ваши сотрудники в своём. Это обычно называют «бек‑офисом» или «админкой». На мой взгляд, от функционала «админки» даже в большей степени зависит успешность вашего бизнеса в целом, чем от «лица». Поэтому, обязательно используйте тестовый доступ к «админке» заранее.
Если вы только начинаете свой путь, то словосочетание «бизнес‑процесс», возможно, вызывает у вас улыбку. Вам может казаться, что это какая‑то муть, придуманная людьми, которым нечем заняться. Голая теория, которую почем зря преподают в университетах. Однако от понимания основ бизнес‑процессов, мышления в четырёх измерениях (четвёртое – время), осознания ролей будущих сотрудников компании, вписывания их в бизнес‑процессы, понимания того, как эти бизнес‑процессы отражены и автоматизированы в системе, которую вы хотите взять для своего интернет‑магазина, в огромной степени зависит успех всего предприятия.
Попробуйте нарисовать схему работы своей компании. Не думайте о том, что сейчас вы все процессы, возможно, сможете выполнять собственными силами или силами своего помощника или партнёра. Размышляйте, как станет работать компания, когда у вас будет примерно сто заказов в день. Это непросто, но, если вам удастся расписать роли людей, представить их функционал, взаимодействие между собой, то, как заказ будет переходить из отдела в отдел, как будет передаваться информация, тогда вам окажется понятно, как в будущем будет работать ваша компания с использованием выбранного инструмента. А также, что нужно будет доработать или изменить.
К выбору платформы интернет‑магазина, с которой вы начнёте путь в электронную коммерцию, нужно подойти со всей серьёзностью. Напомню, переезд с одного «движка» на другой – это сложная и затратная история. Кроме того, я рекомендую очень ответственно подойти к выбору той части, которая относится к взаимоотношениям с клиентами, то есть CRM.
Если вам удастся выбрать подходящий «движок», но функции работы с клиентами там будут ограничены, как чаще всего и бывает, обратите внимание на RetailCRM. Это – сильно больше, чем просто база заказов и клиентов. Это средство автоматизации большой части бизнеса интернет‑магазина, кроме того, этот сервис прекрасно интегрируется с большинством популярных CMS (той части вашей айти‑инфраструктуры, которая отвечает в основном за содержимое страничек и каталога).
Сайт и его структура