Есть ли свободный выбор – не иллюзия ли это? Как степень развитости сознания влияет на выбор? Как сознание выбирает? Можно ли сделать неправильный выбор, или все делается к лучшему?

Если человек ведет механический образ жизни, то его выбор - это выбор из возможного, то есть не так важно, что он выбирает. Все, что он выберет, будет лучшим для него, потому что фактически никакого выбора у него нет, одна иллюзия выбора. Выбором обладает человек, творящий сам свою мысль. И от выбора сознательного человека зависит очень многое, как в его развитии, так и в развитии окружающих его систем. Если ты сознателен, ты можешь выбирать, если механистичен, то нет. В механистичном человеке есть внутренние программы, они, независимо от человека, сделают лучший для него выбор. На обычном человеке не лежит никакой ответственности за происходящее, и весь тот выбор, который делает за него бессознательное, будет лучшим из возможных. А вот сознательный человек начинает создавать свою жизнь и развивать сверхсознание, и его выбор становится очень ответственным, потому что он в состоянии запускать очень тонкие, но очень мощные силы вокруг себя. Сверхсознание действует похожим на бессознательное образом, отличие только в пробужденности человека. Осознанный человек должен принять всю ответственность за свое положение на себя. Отдавать себе отчет: понимаю ли я, что все, что я создал, зависит полностью от меня. Тут надо иметь в виду, что есть два типа осознанных людей: те из них, что активны, пытаются что-то делать, а есть и пассивная часть пробужденных существ, которые думают только о себе и на всё вокруг забили. Они просто наслаждаются жизнью и не считают нужным что-либо менять, они не отягощают себя ответственностью и выбором, потому что у них нет пресуппозиции улучшать. Природа, как всегда, разнообразна. Механический человек выбирает только за счет бессознательного, начиная с детства он растит внутри себя сущность (кто кого растит – это, конечно, вопрос открытый), то, что принято называть характером или личностью, и то, и другое отчасти подходит. Взрослея, механический человек создает внутри себя абсолютно автоматизированные биологические обратные связи, которые и формируют сущность себя. Она прописывается на уровне чувств и эмоциональных реакций человека. Стоит человеку задать какой-то вопрос выбора, и она автоматически дает в ум реакцию, которая в дальнейшем интерпретируется умом, превращаясь в решение (выбор). У осознанного человека эта сущность прошла стадию депрограммирования, поэтому он закладывает туда только то, что нужно. И поэтому, будучи совершенно свободным в своих решениях, сознательный человек несет ответственность за все, что он выбирает. Механический человек не обладает большими способностями менять свою жизнь, даже если он через волю изменит один элемент системы своего Я, все другие элементы поглотят эту волю. Вот почему Гурджиев так настаивал на развитии человека № 5. Если человек не проснулся, все его выборы - это самообман. Мне очень понравился случай, который Гурджиев описывал: когда его осознанность проснулась, и он стал хозяином себя, стал кристаллизовываться к человеку № 5, он просто выходил в поле, смотрел на корову и желал, чтобы она упала, и корова падала. Я люблю такие извращенные сюжеты, с юмором, в этом есть своя правда. Сила мысли человека, способного выбирать, обладает большой мощностью к изменениям, где человек очень сильно может менять себя. Это и губит искателей, которые только начинают развивать свою свободу сознания и свою способность творить и быть источником выбора. Когда искатель обнаруживает, что он независим от сущностей, то поначалу он вообще не понимает, что делать со своей жизнью. Жил себе человек, жил, а потом помедитировал три месяца - и все, аут! Превращается в чистый лист и не знает, что с этим делать, депрограммировался от шаблонов общества и воспитания, стал чистым и независимым, а что с этим делать? Тут начинаются испытания: человек может многое, поэтому высшие силы за ним следят, чтобы не вырос какой-нибудь Гитлер. Когда ограничений у человека нет, а степень выбора огромна, то это большая ответственность для человека - как он распорядится своей свободой. Принесет ли он свою свободу людям в жертву, создаст ли красивую игру, или изобразит обычную жизнь. Или станет ярким творческим человеком или наоборот, уйдет в бизнес-творчество. Очень много вариантов! Только одна проблема - он уже не механичен, мотиваций нет, желаний нет, а делать что-то надо!!! Он даже зубы не почистит, потому что все это было механически, и когда он стал чист - он в замешательстве, импульсов нет. После депрограммирования надо опять программировать все заново, только уже будучи свободным, когда твой ВЫБОР! И это напоминает процесс взросления ребенка заново, когда он учится всему заново. Снова жить, но уже свободным, снова учить правила жизни - но уже свободным, снова в ту же карьеру, только уже свободным. И это не всегда просто, потому что кристаллизация характера человека сознательного - это большой шаг в духовной жизни. Было много людей, увидевших эту возможность, но отступивших. Понимая всю ответственность этого шага, увидев божественную тьму вещей, иногда даже стойкие духовные искатели предпочитают пятиться назад в удобную, безответственную, мотивированную бытовуху. Для возрастания в духе нужно мужество, если его нет, то прыжок невозможен. В общем, кристаллизация - это отдельная тема. И если ты убиваешь корову взглядом - это вовсе не означает, что ты будешь счастлив!





78. Что озаряет слова? А что наоборот, делает их тяжёлыми и грубыми? Что наполняет их? Что есть такого в слове, что заставляет наши чувства оживать? Мы ощущаем силу слова, мы говорим, что словом можно исцелить, что слово может бить и ранить нас.… Но что такое слово?

Условный рефлекс. Язык - это универсальная система, где каждый элемент описания может иметь свой рефлекс. Поэтому язык так богат. Какой сложный вопрос вы задали и затронули очень сильную магию. Разрешите мне не отвечать.

79. Творчество! Что есть творчество? Где его истоки? Чем обусловлена жажда творить? Что это за состояние? Потоки творчества, творческие потоки.… Существуют ли они? Ощущаете ли Вы их? Как Вы думаете, каков состав творческих потоков? Что это за энергия? Отчего один может творить и улавливает эти потоки, а иной не чувствует их? И что такое вдохновение? Какова его природа?

Природа вдохновения очень проста и может иметь два источника. Первый - это тотальная работа нижних центров, где источником творчества будет оригинальность, страсти, депрессия и стресс, сексуальная подавленность, алкоголизация, наркотики, похоть. Второй источник - это энергия верхних центров: вдохновение, полет, свет, озарения, неземная любовь. Тело человека имеет доступ к семи уровням бытия, и может черпать любую энергию с более высоких и с более низких планов, в зависимости от сорта творчества. Конечно, настоящее творчество происходит только у людей, способных на медитацию. Чтобы творить, нужно освоить восходящий поток, чтобы он возникал естественным образом, когда человек задает задачу для творчества. Потому что намерение запускает творчество. И настоящее творчество, имеющее своими корнями медитативную работу, автоматически вводит своих потребителей в медитативное состояние. Вообще, если переходить на более точный язык, то любое творчество - это способность вызывать те или иные виды транса. Транс может быть вызван словами, образами, звуками, ощущениями и т.д. Можно сказать, что существует еще и математическое творчество, когда человек наблюдателен, он может выявлять основные принципы возникновения трансов и стихийно использовать их в своем творчестве. Современная музыка – это как раз чисто математическое творчество, где музыкант знает, на какие «фишки» ведется слушатель. Эти же законы есть и в живописи. Поэтому творчество иногда может быть и суммой творчества нижних центров, высших центров и математического подхода. Если переходить на язык потоков, то он будет тоже правдив, человек способен проводить множество энергий. Если человек медитативен, он может двигаться постепенно от любви к свету, а от света - к источнику жизни. Потому что сама жизнь - это высшая форма творчества. Потому что внутри жизнь вся соткана из энергии творчества Бога, и вскрывая ограничения нашего ума, слой за слоем, мы позволяем наивысшей творческой энергии проявляться. Творческие люди часто бывают весьма реализованы, они тоже двигаются по направлению к Богу. Есть творческие люди, которые стали таковыми за счет раскармливания собственных эгрегоров, есть творческие люди, ставшие таковыми за счет сущностей других пространств. Бывает все. Каждый человек в этом смысле уникален, какой путь в творчестве он выберет, горний или дольний, зависит только от него.

Наши рекомендации