Тема 3. Сущность и особенности маркетинга на современном этапе.. 11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский государственный университет им. А.Н.Косыгина.
(Технологии. Дизайн. Искусство)»
Кафедра производственного менеджмента
Рабочая тетрадь к изучению дисциплины
«Менеджмент и маркетинг»
Магистерской программы
«…..»
Вариант 28
Магистр__________________
Ф.И.О.
Москва 20..
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Основные черты современного этапа социально-экономического развития.......................................................................................................................... 4
Задания 1-3................................................................................................... 4
Тема 2. Методологические аспекты менеджмента.......................................... 6
Задания 1-4................................................................................................... 6
Тема 3. Сущность и особенности маркетинга на современном этапе.. 11
Задания 1-12............................................................................................... 11
Тема 4. Стратегический менеджмент и маркетинг………………………..
Задания 1-3................................................................................................. 24
Тема 5. Основы управления персоналом. Организация командного управления……………………………………………………………………….
Задания 1-3................................................................................................. 24
Список рекомендуемой литературы………………………………………..31
Введение
Данная рабочая тетрадь предназначена для освоения и закрепления знаний по курсу «Менеджмент и маркетинг» в соответствии с учебным планом магистерской программы «Машины и аппараты текстильной промышленности».
Заполнение рабочей тетради представляет собой самостоятельную работу магистранта. Результаты выполненной работы обсуждаются на семинарских занятиях, предусмотренных рабочим планом магистерской программы.
В процессе заполнения рабочей тетради используются знания, полученные на лекциях и семинарских занятиях, а также знания добытые магистрантом самостоятельно, источником которых является специальная литература, Интернет, практическая работа в организации. Список рекомендуемой литературы представлен в конце рабочей тетради.
Тема 1. Основные черты современного этапа социально-экономического развития
Ключевые вопросы для изучения: социально-экономическая реальность, постиндустриализм, когнитариат, информационная культура, инновации, инновационная культура, конкордоспособность, корпоративная социальная ответственность, корпоративная культура
Задание 1.
Современный этап развития общества характеризуется как постиндустриализм или информационная эра. Определите понятие
Постиндустриализм – это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Определите понятие
Когнитариат - это
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Основными стратегическими ресурсами постиндустриального общества являются знания и информационная культура, конкордоспособность и культура партнерства, инновации и инновационная культура, корпоративная социальная ответственность, корпоративная культура. Раскройте суть данных понятий и поясните, почему их называют стратегическими ресурсами?
Инновации – это
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Инновационная культура - это
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Растолкуйте сущность демократического стиля управления
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 3. Сущность и особенности современного этапа развития маркетинга
Ключевые понятия темы: Принципы маркетинга. Маркетинг-микс. Концепции и инструменты маркетинга. Маркетинговые исследования: виды, цели и задачи. Сегментирование рынка, выбор целевого рынка и позиционирование товара. Товар и его конкурентоспособность. Экономический цикл жизни изделий в машиностроении. Разработка нового товара. Степени новизны товара. Методы поиска идей о новом товаре. Фокус-группы. Традиционный маркетинг. Концепция интегрированного маркетинга. Внутренний маркетинг .
Задание 1. Многие руководители организаций и сегодня все еще отождествляют маркетинг со сбытом и рекламой.
В чем заключается комплексный характер маркетинга? __________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Ключевыми категориями маркетинга являются
Товар – это …………..
Услуга – это ………
Рынок – это ………….
Задание 3. Растолкуйте высказывание Питера Друккера (ведущего теоретика по проблемам управления): «Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту не нужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Маркетинг – это вид деятельности, интегрированная философия бизнеса и наука. Объясните эти толкования маркетинга
Маркетинг - это интегрированная философия бизнеса, так как ………….
Задание 5. Основные принципы маркетинга– знание рынка, приспособление к рынку и формирование рынка. Назовите основные элементы коммуникативной политики предприятия
1.____________________________________
2.______________________________________________________________________3.______________________________________________________________________4.______________________________________________________________________
Задание 6. Принципы приспособления и формирования рынкареализуются посредством получения решения формулы «4Р».
Автором данной формулы является Дж. Маккарти. Формулу «4Р» определяют также как «комплекс маркетинга», Формула «4Р» выведена по первым буквам английских слов: product – товар; price – цена; place – место реализации; promotion – продвижение товара.
На конкретном примере поясните, что значит разработать маркетинговую стратегию по формуле «4Р»:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Одним из видов маркетинговых исследований является сегментирование рынка. Объясните сущность понятия и раскройте основные цели сегментирования:
Сегмент рынка – это________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Цели сегментации:
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
….
Задание 8. Осуществление маркетинговой деятельности на принципах STP называют классическим маркетингом:
Задание 9. Одним из важнейших видов маркетинговых исследований является определение конкурентоспособности предприятяи.
Конкурентоспособность предприятия – это
____________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему конкурентоспособность называют относительным показателем?_____
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10. Назовите синтетические средства маркетинговых коммуникаций.
Основные:
1. ________________________
2. ________________________
3. ________________________
4. ________________________
…..
Задание 11. Что такое неформальные вербальные коммуникации (НФВК)?
НФВК – это _____________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 12. Дайте характеристику этапов экономического цикла жизни изделия. Раскройте, как меняется маркетинговая стратегия по этапам жизненного цикла изделия:
Разработка: __________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внедрение: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 4. Стратегический менеджмент и маркетинг
Ключевые понятия: миссия, стратегическая цель, SWOT-анализ, стратегическая матрица, матрица БКГ (Бостонская матрица), матрица Игоря Ансоффа, матрица Стрикленда-Томпсона
Задание 1. Миссия описывает деятельность компании, а именно: какие товары компания производит, каковы технологические возможности, кто ее клиенты, а главное, в чем отличие организации от конкурентов.
Формулировка миссии содержит описание 3-х элементов:
- потребности покупателя (которые необходимо удовлетворить);
- группы покупателей (кто будет объектом обслуживания);
- действия, технологии, знания (как компания создаст потребительскую ценность).
Задание 1
Задание 2
Определите соотносительность понятий «группа» и «команда». Обоснуйте свою точку зрения. Когда группа становится командой?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3
Классификация стадий развития команды Скотта Пека:
Псевдообщность - _________________________________________
Хаос - ____________________________________________________
Опустошение - ____________________________________________
Общность - _______________________________________________
Литература
а) основная литература:
1. Иващенко Н.С. Технология формирования товарной политики /Учебное пособие. - М.: РИО МГТУ им. А.Н.Косыгина, 2010.
- Иващенко Н.С. , Исааков Г.С. Маркетинговые коммуникации /Учебное пособие. - М.: ГОУ ВПО «МГТУ им. А.Н.Косыгина», 2010.
3. Камерон Э., Грин М. Управление изменениями / Эстер Камерон, Майк Грин; пер. с англ. – М.: Издательство «Добрая книга», 2006.
- Котлер Ф. Менеджмент маркетинг. - СПб: Издательство «Питер», 2010
5. Маркетинг на предприятиях и в корпорациях: теория и практика: Монография / К.А. Смирнов, Т.Е. Никитина; Науч. ред. К.А. Смирнов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 166 с
- Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: Учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 416 с.
- Мескон М. Основы менеджмента. - СПб: Издательство «Питер», 2008
- Управление эффективностью маркетинга: методология и проектное моделирование: учебное пособие / О.В. Китова; РЭА им. Г.В. Плеханова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 328 с.
б) дополнительная литература:
1. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. - М., 2000.
2. Иващенко Н.С. Технология управления разработкой новых товаров на текстильных предприятиях Учебное пособие, М., РИО МГТУ им. А.Н.Косыгина, 2005 г. , 41 с.
3. Валдайцев С.В. Антикризисное управление на основе инноваций. - СПбГУ, 2001.
4. Кросскультурный маркетинг: Учебное пособие / О.В. Сагинова, И.И. Скоробогатых, Ж. Дюметц. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 263 с.
5. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Пер. с франц. – СПб., Издательство «Наука», 1996.
- Иган, Джон. Маркетинг взаимоотношений. Анализ маркетинговых стратегий на основе взаимоотношений [Электронный ресурс] / Дж. Иган; пер. с англ. Е. Э. Лалаян. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
7. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. – М.: Финансы и статистика, 2000.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
- http://www.mavriz.ru
- http://e-management.newmail.ru/ http://www.marketing.spb.ru/
- http://znanium.com
- http://www.cir.ru/
5. http://www.metaphor.ru
6. http://www.piter.com
7. http://www.strategy.com.
[1] Таблица составлена по источникам: 1) Bennis W. (1994) On Becoming a Leader, Addison-Wesley,Reading, MA,; 2) О.С. Виханский и А.И. Наумов в учебнике "Основы менеджмента"
[2] В качестве примера может быть взята компания, где магистрант работает или проходил практику, либо данные о компании могут быть взяты из Интернета.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский государственный университет им. А.Н.Косыгина.
(Технологии. Дизайн. Искусство)»
Кафедра производственного менеджмента
Рабочая тетрадь к изучению дисциплины
«Менеджмент и маркетинг»
Магистерской программы
«…..»
Вариант 28
Магистр__________________
Ф.И.О.
Москва 20..
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Основные черты современного этапа социально-экономического развития.......................................................................................................................... 4
Задания 1-3................................................................................................... 4
Тема 2. Методологические аспекты менеджмента.......................................... 6
Задания 1-4................................................................................................... 6
Тема 3. Сущность и особенности маркетинга на современном этапе.. 11
Задания 1-12............................................................................................... 11
Тема 4. Стратегический менеджмент и маркетинг………………………..
Задания 1-3................................................................................................. 24
Тема 5. Основы управления персоналом. Организация командного управления……………………………………………………………………….
Задания 1-3................................................................................................. 24
Список рекомендуемой литературы………………………………………..31
Введение
Данная рабочая тетрадь предназначена для освоения и закрепления знаний по курсу «Менеджмент и маркетинг» в соответствии с учебным планом магистерской программы «Машины и аппараты текстильной промышленности».
Заполнение рабочей тетради представляет собой самостоятельную работу магистранта. Результаты выполненной работы обсуждаются на семинарских занятиях, предусмотренных рабочим планом магистерской программы.
В процессе заполнения рабочей тетради используются знания, полученные на лекциях и семинарских занятиях, а также знания добытые магистрантом самостоятельно, источником которых является специальная литература, Интернет, практическая работа в организации. Список рекомендуемой литературы представлен в конце рабочей тетради.