Источники и виды информации для стратегического анализа
Источники информации для проведения стратегического анализа включают данные внутренней и внешней среды компании .
Основными источниками для стратегического анализа внутренней среды компании являются данные оперативного, финансового, экономического и статистического учета, плановые (нормативные) показатели. Для оценки макросреды необходимы данные, характеризующие условия работы компании в регионе, отрасли, экономике в целом.
Кроме того, вся информация может быть классифицирована:
• по источникам поступления – внешняя, полученная на рынке и внутренняя, полученная в оцениваемой компании;
• по типу – юридическая, финансовая, техническая, коммерческая;
• по масштабам – макроэкономическая, отраслевая, отдельного предприятия и его подразделений.
Кроме того, всю информацию, которая может быть использована для анализа, можно классифицировать по четырем группам:
• источники финансовых выгод от бизнеса (прибыль или денежные поступления, продажа или залог активов, продажа бизнеса);
• финансовые показатели бизнеса в динамике за ретроспективный период и на определенную перспективу 1–3 года (прибыль или денежный поток в капиталоемких сферах и при высокой инфляции, дивиденды, активы, выручка);
• нефинансовые показатели бизнеса (доля сделки в общем объеме бизнеса, организационно-правовая форма бизнеса и его уставные положения, что связано напрямую с ликвидностью акций);
• внешняя, связанная с внешними факторами макроэкономического риска.
Внешние источники информации, содержащие макроэкономические показатели, характеризуют внешнюю среду, в которой функционирует и развивается компания, и используются для оценки ее влияния на компанию с помощью аналитических процедур, к которым относятся:
1) оценка динамичности основных индикаторов развития бизнеса с учетом общих темпов экономического развития страны, ее экономики, реальный рост выручки от реализации компании в сравнении с ростом инфляции;
2) расчет реальных темпов прироста финансовых показателей компании с учетом показателей инфляции в целом и по отдельным направлениям расходов на основе индексов цен производителей и потребителей;
3) оценка кредитоспособности (платежеспособности, рискоустойчивости) компании на основе данных об уровне процентных ставок ЦБ РФ и ведущих коммерческих банков в регионе;
4) оценка эффективности бизнеса на основе анализа рентабельности собственного капитала в сравнении со среднеотраслевыми и региональными уровнями;
5) оценка эффективности размещения средств в финансовые активы компании на основе средней доходности вложений в различные виды финансовых инструментов рыночной экономики;
6) оценка эффективности внешнеэкономической деятельности компании на основе динамики валютного курса (для бизнеса, имеющего валютные денежные потоки, валютные активы и обязательства).
Внешние источники информации, содержащие отраслевые показатели, позволяют оценить уровень отдельных индикаторов компании с позиции сферы деятельности и отраслевой специфики бизнеса. При этом существенными оценками являются как финансовые, так и нефинансовые показатели. Погрешность таких оценок, к сожалению, объясняется большой совокупностью объектов, образующих отрасль, различиями в учетной политике и характеристиках предприятий одной отрасли. Однако существуют важные общие индикаторы отраслевой оценки, такие как структура баланса, соотношение валюты баланса и финансовых результатов, длительность производственного цикла, оборачиваемость активов, структура расходов по элементам затрат и статьям калькуляции. Эти отраслевые особенности определяют уровень отраслевых финансовых коэффициентов ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности, деловой активности. Важными отраслевыми признаками также считаются:
• уровень оплаты труда;
• налоговая нагрузка в расчете на единицу производственной мощности или площади производственных помещений или численность работников предприятия;
• средние показатели "оцененности" компании, такие как соотношение "капитализация/выручка", "капитализация/прибыль", "капитализация/денежный поток" и другие мультипликаторы;
• ресурсоемкость или производительность ресурсов (материалоемкость, фондоемкость, наукоемкость, энергоемкость, трудоемкость, производительность труда).