Состав себестоимости издательской продукции
В состав себестоимости издательской продукции входят:
· расходы на авторский гонорар и художественно-графические работы;
· редакционные расходы (расходы на обработку и оформление авторских оригиналов, их подготовку к изданию);
· расходы на бумагу и переплетные материалы;
· расходы на типографские работы;
· общеиздательские расходы;
· коммерческие расходы.
Средняя структура себестоимости издательской продукции
Средняя структура себестоимости издательской продукции, как примерное соотношение различных видов затрат в общей их сумме, может быть представлена следующим образом:
· авторский гонорар - 15%;
· редакционные расходы - 10%;
· расходы на типографские работы, бумагу и переплетные материалы - 55%;
· общеиздательские расходы - 15%;
· коммерческие расходы - 5%.
И хотя понятие "средняя структура себестоимости" в достаточной мере условно, все же оно дает представление о месте отдельных видов затрат в издательской практике.
5.3. Факторы, влияющие на себестоимость издательской продукции
5.3.1. Объем и оформление издания
Существует ряд характеристик изданий и условий их выпуска, которые являются важнейшими факторами воздействия на себестоимость книги. К ним относятся, в частности, объем и оформление изданий.
Объем и оформление издания влияют на размер авторского гонорара, который может исчисляться различным образом:
· по проценту от продажной (отпускной) цены издательства;
· по фиксированной ставке за авторский лист.
В первом случае автор фактически кредитует издательство, получая деньги после реализации книги. Это отложенные выплаты и автор определенным образом рискует, поэтому теоретически сумма гонорара при полистной оплате должна быть ниже, чем при оплате в процентах.
Из самого механизма определения гонорара при полистной системе оплаты следует его зависимость от объема издания. Этот фактор влияет и на гонорар за графические работы, на редакционные и типографские расходы, если в основе их формирования лежит принцип оплаты за единицу объема - в авторских, издательских, печатных листах и пр. И при исчислении гонорара в процентах от реализации объем опосредованно влияет на сумму расходов, поскольку он является фактором трудоемкости и материалоемкости издания.
Без изменения объема авторского текста объем издания может быть изменен приемами художественного и технического оформления с соответствующими последствиями для экономики издания.
Число и вид иллюстраций также существенно влияют на себестоимость издания.
5.3.2. Тираж издания
Тираж, как характеристика объема производства, является важнейшим фактором в издательском бизнесе, поскольку отражает величину расходуемых ресурсов, затрат факторов производства, произведенного продукта, спроса и предложения. Кроме того тираж позволяет понять деление затрат на постоянные и переменные.
Постоянные расходы остаются стабильными при изменении объема производства, соответственно их объем в себестоимости единицы издательской продукции изменяется.
Переменные расходы - расходы, прямо относящиеся к каждой единице продукции, изменяются пропорционально объему и в себестоимости единицы продукции их значение не меняется.
Постоянные расходы можно разделить на две части. Первая в основном определяется масштабами издательства. К ней относятся амортизационные отчисления, налог с имущества, заработная плата персонала с начислениями. Изменить эти расходы в короткий срок практически невозможно. Вторая часть расходов - расходы на рекламу, повышение квалификации сотрудников, исследования и иные подобные цели - при необходимости могут быть снижены.
Маржинальный доход
Можно использовать наряду с понятием <прибыль> понятие <маржинальный доход>, который означает разность между выручкой и переменными расходами.
Расчет прибыли через маржинальный доход можно представить в виде таблицы:
Показатель | Вариант издания | ||
I | II | III | |
Тираж, тыс. экз. | |||
Постоянные расходы, руб. | |||
Переменные расходы на 1 экз./руб. | |||
Переменные расходы всего, руб. | |||
Цена 1 экз., руб. | |||
Маржинальный доход на 1 экз./руб. | |||
Маржинальный доход всего, руб. | |||
Прибыль (покрытие маржинальным доходом постоянных расходов), руб. | +5000 | +30000 | +80000 |
Таким путем можно получить информацию о реальной прибыли, получаемой после покрытия всех расходов издательства.