Проблема мотивации в психологии деятельности
ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе, имеющая определенный объем (постоянный и актуальный) и представленная (прямо или косвенно) психически, в форме эмоций, желаний, стремлений и т.д.
Механизм развития потребностей состоит в процессе их опредмечивания.
Опредмечивание – это тот момент, когда потребность находит свой предмет
До акта опредмечивания | После акта опредмечивания |
1. Общая ненаправленная активность Пример: животное с неудовлетворенной потребностью бывает высоко активно, но активность его не имеет направления (кошка в проблемной клетке Торндайка носится по клетке, это активность, но не деятельность, она не направлена) 2. Широкий спектр возможных благ при наличие ключевых раздражителей Примеры: - эксперимент Лоренца - для подростка сначала любой сверстник может стать другом 3. Наличие фрустрации (негативное эмоциональное состояние) | 1. Активность приобретает направление. Направленная активность – это деятельность НА = Д 2. Резкое сужение возможных благ Пример: когда подросток находит себе друга, потенциально все остальные тоже друзья, но психологически уже нет. 3. Аффективное закрепление предмета потребности |
Мотив – это аффективно закрепленный предмет потребности, который направляет деятельность
Функции мотива. Смыслообразование как основа ситуативного развития мотивации
Мотив находится как бы на пересечении потребностной сферы и направленной активности
П – М – Д
Поэтому у него две функции:
1) Побуждающая функция мотива, которая связывает мотивы с потребностью (П-М). Первоначально побуждает потребность, то есть активность связана с потребностью. Но когда у потребности возникает предмет, она как бы передает свою функцию мотиву. Побуждает теперь мотив.
2) Смыслообразующая функция мотива, связывает мотив с деятельностью (М-Д).
Деятельность состоит из действий. Мотивы относятся только к деятельности, а каждое действие в составе деятельности не имеет собственного мотива.
Но каждое действие имеет смысл. Мотив наделяет смыслом действия, и даже условия в которых они выполняются.
Смысл - значение, которое приобретают средства, условия, промежуточные цели (цели действий)
Смыслообразование - процесс, в результате которого мотивы как бы одалживают свое значение, в частности, промежуточным целям.
Обычно, человеческая деятельность является полимотивированной, то есть регулируемой одновременно несколькими мотивами.
Эти мотивы находятся в иерархических отношениях, отношениях взаимного обусловливания и соподчинения.
Ведущие, смыслообразующие мотивы – мотивы, которые
побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл.
Мотивы-стимулы – мотивы, которые выполняют роль дополнительных побуждающих факторов – положительных или отрицательных
Эта иерархия мотивов и есть ядро личности. Ее формирование сложный и длительный процесс.
Континиум внешней и внутренней мотивации
(Дейч и Раен)
Авторы, в зависимости от внешних и внутренних источников побуждения, различают:
1) Внешнюю мотивацию (например, деньги, хорошие оценки, одобрение других людей и т.д.)
2) Внутреннюю мотивацию (внутренне присуща той деятельности, которая осуществляется, заключена внутри нее).
Внешняя – интроецированная – идентифицированная мотивация мотивация регуляция
– интегрированная – внутренняя
Регуляция мотивация
ТЕМА: ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Проблемы выделения базовой мотивации
Понятие базовой мотивации подразумевает в своей основе следующие критерии:
1) Базовая – первичная, не сводимая к чему-то другому, исходная для анализа.
2) Она считается врожденной, данной субъекту по природе.
3) Если есть базовая или первичная мотивация, значит, есть и вторичная, а также механизм преобразования базовой во вторичную, производную.
Психоаналитические концепции
Классики психоанализа, З.Фрейд и его ученики, задавались проблемой первичных мотивов, проблемой бессознательной мотивации. Эти мотивы именуются инстинктами,первичными влечениями.
Зигмунд Фрейд
Считал, что любая активность человека определяется инстинктами.
Источник влечения или инстинкта - либидозная энергия
Фрейд выделяет 4 компонента влечений или инстинктов:
Источник инстинкта - тело или часть тела или, возможно, химическая реакция в мозгу, порождающая потребность. Возникая в теле, инстинкт проникает в сознание и вызывает напряжение, которое в действительности является потребностью в удовлетворении инстинкта.
Цель каждой инстинктивной потребности – снизить это напряжение.
Инстинктивный импульс – это количество энергии, необходимое для удовлетворения влечения.
Объект инстинкта - стимул, который позволяет достичь цели.
Существует три класса инстинктов:
- сексуальные инстинкты (инстинкт жизни),
- инстинкт смерти,
- инстинкты самосохранения.
Антогонистические отношения сексуального инстинкта и инстинкта смерти – основа фундаментального, биологического внутреннего конфликта (в бессознательном).
Фрейд рассматривал мотивацию как нарастание или снижение инстинктивного возбуждения, охватывающего человеческий разум.
Согласно Фрейду, осознавание мотивов происходит тогда, когда они проникают в сознание из предсознательного или бессознательного. В качества примера Фрейд приводит метафору с двумя комнатами.
Фрейд показывает два механизма преобразования инстинктов или влечений:
Катексис – это помещение либидозной энергии в определенный объект, фиксация этой энергии на определенном объекте. В результате первичная энергия теряет свою подвижность.
Сублимация – высвобождения первичной энергии или перенаправления природной энергии в культурное русло путем «прорытия канала».
Вильгельм Райх
Сосредоточил свое внимание на изучении либидозной энергии. Он дал ей свое название – оргон (оргональная энергия). Это базовая мотивация по Райху.
Он считал, что личностные проблемы проявляются только в теле: в скованности мышц, в мускульном панцире, в мускульном характере субъекта.
Социальные отношения Райх считал вторичными.
Человек правильно мыслит, имеет правильное представление о себе тогда, когда его тело и все его функции структурированы и правильно функционируют – но не наоборот.
По Райху личность – это здоровое тело, полноценное телесное реагирование. Он не разделял тело и психику – телесные функции связаны с психическими.
Полноценное тело по Райху – это когда оргональная энергия найдет свое законное по природе место.
Альфред Адлер
Считал изначальным для анализа социальное чувство – чувство общности (или общественный интерес).
Изначальный базовый мотив – это необходимость войти в общество, занять в нем полноценное место.
Адлер выделяет и препятствие к его реализации - мотивационный конфликт:чувство неполноценности – стремление к превосходству.
Эти три чувства являются врожденными, бессознательными и составляют структуру Эго (Я).
Чувство общности определяет направление жизни, ее стиль, а конфликт является источником развития личности.
Комплекс неполноценности и комплекс превосходства - преувеличенные чувство неполноценности и стремление к превосходству.
Эти комплексы в норме дополняют друг друга. Развитие личности зависит от того, каким образом будет компенсироваться комплекс неполноценности.
Превосходство может принимать негативное или позитивное направление.
Карл Густав Юнг
Структура личности по Юнгу включает:
- сознание,
- индивидуальное бессознательное (эти 2 части - чисто
личностные прижизненные приобретения),
- коллективное бессознательное (своего рода «память
поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок
появляется на свет).
Источником, движущей силой развития личности является либидозная энергия, которая принимает различные формы и канализирует опыт человека через врожденные архетипы.
Коллективное бессознательное– это совокупность универсальных личностных проблем, которые могут возникать перед человеком во все времена.
Архетип (древний тип, исходный тип) – это единица коллективного бессознательного. Архетип обладает всеми признаками базовой черты, исходной для анализа.
Основные архетипы взаимодействуют друг с другом, то есть наличествует определенный мотивационный конфликт. Именно он является исходным для развития личности.
Юнг метафорически представлял строение личности так:
Архетип «Я» («Эго») - само представление человека о себе – это центральный элемент личного сознания, и оно должно быть построено за его жизнь.
Архетип тени – центр личного бессознательного, вытесненные желания, которыми трудно управлять.
Архетип персона или маска. Если человек столкнулся со своей тенью, ему нужен еще один архетип, ему нужна защита от тени. Тогда образуется сознательный архетип – персона или маска.
Архетип анима (у мужчины) или анимус (у женщины) – это те части души, которые отражают представления о противоположном поле.
Архетип самость - центральный архетип всей личности, «архетип порядка и целостности личности». Он соединяет сознательную и бессознательную части так, чтобы они дополняли друг друга.
Основная идея Юнга – идея динамического равновесия: «единство сознательного и бессознательного» - это и есть Самость. В процессе развития личность обретает все большую целостность.
Процесс развития личности – процесс индивидуации. Предел процесса индивидуации – Самость. Индивидуация – путь к себе, к Самости, а на самом деле – путь к коллективному или общечеловеческому бессознательному.
Мак Клелланд
Мотив достижения – это стремление повышать свои способности и умения или поддерживать их на возможно более высоком уровне, в тех видах деятельности, для которых достижение является обязательным, например, спорт, учение (то есть в них можно иметь либо успех, либо неудачу).
МакКлелланд считал, что мотив достижения успеха находится в состоянии покоя до тех пор, пока его не активизирует соответствующий стимул. Чтобы оценить мотив достижений, нужен тест, который активизировал бы его. Для этого была адаптирована проективная методика ТАТ, разработанную Г. Мюрреем.
Испытуемый должен составить рассказ по картинке. При этом ему надо ответить на ряд вопросов
Отразится ли в рассказе тема достижения, зависит от того, насколько силен скрытый «мотив достижения успеха», а также от побуждения, вызванного картинкой.
«Мотив достижения» МакКлелландом был поставлен рядом с «мотивом избегания неудач». Качественное различие этих двух мотивов проявляется в том, как испытуемый относится к выполняемой деятельности. Он может принимать задачу, активно участвовать в ее решении и тем самым стремиться к успеху. А может избегать решения задачи, отказываться от постановки цели. В крайнем варианте «избегание неудачи» – это страх действия.
Текст опросника
1. Превысили бы вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?
2. Согласились бы вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?
3. Стали бы вы на пути убегающего опасного взломщика?
4. Могли бы вы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/ч?
5. Можете ли вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?
6. Стали бы вы первым переходить очень холодную реку?
7. Одолжили бы вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет вам вернуть эти деньги?
8. Вошли бы вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, что это безопасно?
9. Могли бы вы под чьим-либо руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?
10. Могли бы вы без тренировки управлять парусной лодкой?
11. Рискнули бы вы схватить за уздечку бегущую лошадь?
12. Могли бы вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде?
13. Могли бы вы совершить прыжок с парашютом?
14. Могли бы вы при необходимости проехать без билета от Таллинна до Москвы?
15. Могли бы вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел ваш знакомый, который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?
16. Могли бы вы с 10-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды?
17. Могли бы вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для жизни операцию?
18. Могли бы вы спрыгнуть с подножки товарного вагона, движущегося со скоростью 50 км/ч?
19. Могли бы вы в виде исключения вместе с семью другими людьми подняться в лифте, рассчитанном только на шесть человек?
20. Могли бы вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный уличный перекресток?
21. Взялись бы вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо платили?
22. Могли бы вы после 10 рюмок водки вычислять проценты?
23. Могли бы вы по указанию вашего начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил вас, что провод обесточен?
24. Могли бы вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?
25. Могли бы вы, имея билеты, но без денег и продуктов доехать из Москвы до Хабаровска?
Далее следует подсчитать сумму набранных баллов в соответствии с инструкцией.
Общая оценка теста дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения.
Возможные значения результатов теста: от -50 до +50 баллов.
Бланк для ответов
б | |||||||||||||||||||
Текст опросника
1.Сам процесс выполнения работы увлекает вас больше, чем этап ее завершения?
2.Для достижения цели вы обычно не жалеете сил?
3.Вам часто говорят, что вы больше думаете о других, чем о себе?
4.Вы обычно много времени уделяете своей особе?
5.Вы обычно долго не решаетесь начать делать то, что вам не интересно, даже если это необходимо?
6.Вы уверены, что настойчивости в вас больше, чем способностей?
7.Вам легче просить за других, чем за себя?
8.Вы считаете, что человек сначала должен думать о себе, а потом уже о других?
9.Заканчивая интересное дело, вы часто сожалеете о том, что интересная работа уже завершена, а с ней жаль расстаться?
10.Вам больше нравятся деятельные люди, способные достичь результата, чем просто добрые и отзывчивые?
11.Вам трудно отказать людям, когда они вас о чем-либо просят?
12.Для себя вы делаете что-либо с большим удовольствием, чем для других?
13.Вы испытываете удовольствие от игры, в которой не нужно думать о выигрыше?
14.Вы считаете, что успехов в вашей жизни больше, чем неудач?
15.Вы часто стараетесь оказать людям услугу, если у них случилась беда или неприятность?
16.Вы убеждены, что не нужно для кого-нибудь сильно напрягаться?
17.Вы более всего уважаете людей, способных увлечься делом по-настоящему?
18.Вы часто завершаете работу вопреки неблагоприятной обстановке, нехватке времени, помехам со стороны?
19.Для себя у вас обычно не хватает ни времени, ни сил?
20.Вам трудно заставить себя сделать что-то для других?
21.Вы часто начинаете одновременно много дел и не успеваете закончить их до конца?
22.Вы считаете, что имеете достаточно сил, чтобы рассчитывать на успех в жизни?
23.Вы стремитесь как можно больше сделать для других людей?
24.Вы убеждены, что забота о других часто идет в ущерб себе?
25.Можете ли вы увлечься делом настолько, что забываете о времени и о себе?
26.Вам часто удается довести начатое дело до конца?
27.Вы убеждены, что самая большая ценность в жизни — жить интересами других людей?
28.Вы можете назвать себя эгоистом?
29.Бывает, что вы, увлекаясь деталями, углубляясь в них, не можете закончить начатое дело?
30.Вы избегаете встреч с людьми, не обладающими деловыми качествами?
31.Ваша отличительная черта — бескорыстие?
32.Свободное время вы используете для своих увлечений?
33.Вы часто загружаете свой отпуск или выходные дни работой из-за того, что кому-то обещали что-либо сделать?
34.Вы осуждаете людей, которые не умеют позаботиться о себе?
35.Вам трудно решиться использовать усилия человека в своих интересах?
36.Вы часто просите людей сделать что-либо из корыстных побуждений?
37.Соглашаясь на какое-либо дело, вы больше думаете о том, насколько оно вам интересно?
38.Стремление к результату в любом деле — ваша отличительная черта?
39.Ваша отличительная черта — умение помочь другим людям?
40.Вы способны сделать максимальные усилия лишь за хорошее вознаграждение?
41.Вы согласны, что самое главное в жизни — быть мастером своего дела?
42.Вы более всего дорожите возможностью самостоятельного выбора решения?
43.Ваши знакомые считают вас властным человеком?
44.Вы согласны, что люди, которые не умеют заработать деньги, не стоят уважения?
45.Вы согласны, что иметь власть над людьми — наиболее важная ценность?
46.Ваши друзья состоятельные в материальном отношении люди?
47.Вы стремитесь, чтобы все вокруг вас были заняты увлекательным делом?
48.Вам всегда удается следовать своим убеждениям вопреки требованиям со стороны?
49.Считаете ли вы, что самое важное качество для власти — это ее сила?
50.Вы уверены, что все можно купить за деньги?
51.Вы выбираете друзей по деловым качествам?
52.Вы стараетесь не связывать себя различными обязательствами перед другими людьми?
53.Вы испытываете чувство негодования, если кто-либо не подчиняется вашим требованиям?
54.Вы согласны, что деньги куда надежнее, чем власть и свобода?
55.Вам бывает невыносимо скучно без любимой работы?
56.Вы убеждены, что каждый должен обладать свободой в рамках закона?
57.Вам легко заставить людей делать то, что вы хотите?
58.Вы согласны, что лучше иметь высокую зарплату, чем высокий интеллект?
59.В жизни вас радует только отличный результат работы?
60.Самое главное стремление в вашей жизни — быть свободным?
61.Основное стремление в вашей жизни — свобода, а не власть и деньги?
62.Вы считаете себя способным руководить большим коллективом?
63.Является ли для вас заработок главным стремлением в жизни?
64.Любимое дело для вас ценнее, чем власть и деньги?
65.Вам обычно удается отвоевать свое право на свободу?
66.Испытываете ли вы жажду власти, стремление руководить?
67.Вы согласны, что деньги «не пахнут» и не важно, как они заработаны?
68.Даже бывая на отдыхе, вы не можете не работать?
69.Вы готовы многим жертвовать, чтобы быть свободным?
70.Вы чувствуете себя хозяином в своей семье?
71.Вам трудно ограничивать себя в денежных средствах?
72.Ваши друзья и знакомые ценят вас как специалиста?
73.Люди, ущемляющие вашу свободу, вызывают у вас большое негодование?
74.Власть может заменить вам многие другие ценности?
75.Вам обычно удается накопить нужную сумму денег?
76.Труд — наибольшая ценность для вас?
77.Вы согласны ущемить свою свободу, чтобы обладать властью?
78.Наиболее сильное потрясение для вас — отсутствие денег?
79.Творческий труд для вас является главным наслаждением в жизни?
80.Самое главное стремление в вашей жизни — быть свободным?
ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ В ПСИХОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Потребность – это объективная необходимость во внешнем благе, имеющая определенный объем (постоянный и актуальный) и представленная (прямо или косвенно) психически, в форме эмоций, желаний, стремлений и т.д.
Механизм развития потребностей состоит в процессе их опредмечивания.
Опредмечивание – это тот момент, когда потребность находит свой предмет
До акта опредмечивания | После акта опредмечивания |
1. Общая ненаправленная активность Пример: животное с неудовлетворенной потребностью бывает высоко активно, но активность его не имеет направления (кошка в проблемной клетке Торндайка носится по клетке, это активность, но не деятельность, она не направлена) 2. Широкий спектр возможных благ при наличие ключевых раздражителей Примеры: - эксперимент Лоренца - для подростка сначала любой сверстник может стать другом 3. Наличие фрустрации (негативное эмоциональное состояние) | 1. Активность приобретает направление. Направленная активность – это деятельность НА = Д 2. Резкое сужение возможных благ Пример: когда подросток находит себе друга, потенциально все остальные тоже друзья, но психологически уже нет. 3. Аффективное закрепление предмета потребности |
Мотив – это аффективно закрепленный предмет потребности, который направляет деятельность
Функции мотива. Смыслообразование как основа ситуативного развития мотивации
Мотив находится как бы на пересечении потребностной сферы и направленной активности
П – М – Д
Поэтому у него две функции:
1) Побуждающая функция мотива, которая связывает мотивы с потребностью (П-М). Первоначально побуждает потребность, то есть активность связана с потребностью. Но когда у потребности возникает предмет, она как бы передает свою функцию мотиву. Побуждает теперь мотив.
2) Смыслообразующая функция мотива, связывает мотив с деятельностью (М-Д).
Деятельность состоит из действий. Мотивы относятся только к деятельности, а каждое действие в составе деятельности не имеет собственного мотива.
Но каждое действие имеет смысл. Мотив наделяет смыслом действия, и даже условия в которых они выполняются.
Смысл - значение, которое приобретают средства, условия, промежуточные цели (цели действий)
Смыслообразование - процесс, в результате которого мотивы как бы одалживают свое значение, в частности, промежуточным целям.
Обычно, человеческая деятельность является полимотивированной, то есть регулируемой одновременно несколькими мотивами.
Эти мотивы находятся в иерархических отношениях, отношениях взаимного обусловливания и соподчинения.
Ведущие, смыслообразующие мотивы – мотивы, которые
побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл.
Мотивы-стимулы – мотивы, которые выполняют роль дополнительных побуждающих факторов – положительных или отрицательных
Эта иерархия мотивов и есть ядро личности. Ее формирование сложный и длительный процесс.