Показатели экономической эффективности импорта
Показатели экономической эффективности импорта товаров производственного назначения (ТПрН):
Сэн)* Q+ Срем + Сзап. + ЗП,где ЦП - полная цена потребления импортного ТПрН, руб.;
Ц п-покупная цена импортного ТПрН, руб.; Эр - эксплуатационные расходы при использовании ТПрН, руб.; Q-количество единиц выпускаемой продукции, шт.;
С эн - стоимость топлива и энергии на единицу выпускаемой на ТПрН продукции, руб.;
См - стоимость потребляемого сырья и материалов на единицу выпускаемой на ТПрН продукции, руб.; С рем.-стоимость ремонтовТПрН, руб.; Сзап. - стоимость запчастей дляТПрН, руб.; ЗП - зарплата рабочих, обслуживающихТПрН: Экономическая эффективность импорта:
Эимп.;=Цп/ЦП;
Э ими., =Qn /ЗимпТПрН,
где Qn - объем, выпускаемой на данном ТПрН, продукции во внутренних среднегодовых целях, руб.;Зимп.ТПрН'~затраты на импортТПрН, руб. Выводы:
чем больше Э имп.1 приближен к 1, тем импорт данных товаров эффективнее;
Э имп.2 должен быть больше 1, он показывает количество выпускаемой наданномимпортномТПрН продукции на рубль затрат по его приобретению для предприятия.
Прямой экономический эффект импорта ТИП
ЭЭимп.=Цр-Зимп.тнп.
где Цр - цена реализацииимпортныхТИП на внутреннем рынке, руб.; 3имп. ТНП - затраты на импорт ТНП, руб.
Риск и эффект при выходе на внешние рынки
При выполнении любой из работ международного маркетинга предприятие (фирма) встречает на своем пути множество ограничений и трудностей, Возникающие при этом риски имеют различную природу, сферу действия, пути, предотвращения снижения. Различают несколько видов риска при осуществлении международных проектов:
рыночные (сбытовые), связанные со снижением спроса на выбранных международных рынках или со снижением мировых цен; политические (введение ограничений, эмбарго и пр.);
коммерческие, проявляющиеся в недобросовестности или неплатежеспособности покупателя;
производственные (непреодолимые трудности в организации производства, его отладке, подготовке кадров и т.д.);
научно-технические, вытекающие из непреодолимости трудностей достижения заданного результата при освоении новых технологий, лицензионном обмене, совместных НИОКР и др.;
инфляционные (например, рост затрат на материалы и комплектующие, на оплату труда и т.д.); валютные, связанные с возможным изменением валютного курса.
Риск может проявляться в снижении предварительно намеченной эффективности внешнеэкономической операции или ее полной неосуществимости (последнеевозможно, например, в случае крупных международных соглашений по разведке и добыче полезных ископаемых, инновационных проектах в наукоемких отраслях и иных внешнеэкономических операциях).
Формальный учет рисков в технико-экономических расчетах может быть осуществлен с помощью методов теории вероятности и математической статистики. В расчёты вводятся показатели вероятности или статистические распределения величин ожидаемых доходов от инвестиций. Учет возможных потерь от инфляции может быть осуществлен введением специальной поправки ("инфляционной премии") к уровню используемой ставки процента, характеризующей доходность по безрисковым вложениям.
Сложность, комплексный характер многих работ по международному маркетингу приводит к тому, что учесть все факторы реализации операции или проекта просто невозможно, тем более в строго формализованном виде. Наряду с противоречивостью интересов участников соглашений это приводит к необходимости использования в процессе обоснования решений нескольких критериев. Система расчетов необязательно должна подводить к однозначному решению относительно целесообразности проектов (например, показатели интегрального эффекта и рентабельности при оценке нескольких внешнеэкономических операций могут противоречить друг другу).
Окончательное решение принимается руководителем соответствующего ранга (или коллегиально), не только на основе факторов и характеристик, формально отраженных расчетах, но также с учетом интуиции, знаний и опыта специалистов и руководителей, с использованием аналогии, оценки косвенных показателей и т.п. На будущей эффективности проекта сказывается умение руководителя вести переговоры с партнерами, владение информацией об этих партнерах, доверие со стороны потенциальных потребителей и соискателей, престиж фирмы и др.
Мировой опыт подтверждает, что разные характеристики проектов прогнозируются обычно с различной точностью. Так, многие примеры показывают, что ошибки при оценке будущих затрат чаще всего ниже, в сравнении с ошибками в оценке длительности осуществления проекта. Сами прогнозные оценки, как правило, оказываются чрезмерно оптимистичными, особенно относительно будущего объема продаж. Пример укрупненной оценки риска продажи лицензий в одну из зарубежных стран приведенвтабл. 20.
Уровень потенциального риска составит:
Кф = 0,3 х ОД + 0,05 х 0,1 + 0,3 х 0,5 + 0,1 х 0,3 + 0,1 х 0,3 + 0,05 х 0,3 + 0,1 х 0,1 = 0,25 <Rдоп. = 0,5 , что значительно ниже допустимого уровня риска.
Таблица 20
Таблица для определения потенциального риска