Соотношение уровня освоения компетенции и

Количества баллов по проекту

· Пороговый уровень – 14-17 баллов (55-70%)

· Базовый уровень – 18 -21 балл (71-84%)

· Продвинутый уровень – 22-25 баллов (85-100%)

Критерии оценки знаний студентов при проведении зачета по дисциплине «Менеджмент и маркетинг»

В качестве критерия оценки знаний студентов выбрана следующая система:

«Зачтено» - выставляется при условии, если студент показывает хорошие знания изученного учебного материала; самостоятельно, логично и последовательно излагает и интерпретирует материалы учебного курса; полностью раскрывает смысл предлагаемого вопроса; владеет основными терминами и понятиями изученного курса; показывает умение переложить теоретические знания на предполагаемый практический опыт, в течение семестра студентом сданы все задания и работы (практические, кроссворды и т.д.) текущего контроля знаний.

«Не зачтено» - выставляется при наличии серьезных упущений в процессе изложения учебного материала; в случае отсутствия знаний основных понятий и определений курса или присутствии большого количества ошибок при интерпретации основных определений; если студент показывает значительные затруднения при ответе на предложенные основные и дополнительные вопросы; при условии отсутствия ответа на основной и дополнительный вопросы, в течение семестра студентом не сданы все задания и работы (практические, кроссворды и т.д.) текущего контроля знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ

Основная литература

1. Годин А. М. Маркетинг : учебник / А. М. Годин. – 7-е перераб. и доп. – М. : Дашков и К, 2009. – 651 с.

2. Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг : практикум : учеб. пособие / под ред. Т. Д. Бурменко. – М. : КноРус, 2010. – 424 с.

Дополнительная литература

1. Васильев Г. А. Рекламный маркетинг : учеб. пособие / Г. А. Васильев, В. А. Поляков. – М. : Вузовский учеб. – [Б. м.] : ИНФРА-М, 2012. – 276 с.

2. Васильев Г. А. Основы рекламной деятельности : учеб. пособие для вузов / Г. А. Васильев, В. А. Поляков. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 414 с.

3. Герасименко В. В. Маркетинг-практикум : учеб.-практ. пособие / В. В. Герасименко ; МГУ им. М. В. Ломоносова, Экон. фак. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 240 с.

4. Дубровин И. А. Маркетинговые коммуникации : учебник / И. А. Дубровин. – М. : Дашков и К, 2009. – 576 с.

5. Дурович А. П. Маркетинг в туризме : учеб. пособие / Дурович А. П. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск : Новое знание, 2001. – 496 с

6. Капон Н. Управление маркетингом : [учеб. для вузов] / Н. Капон, В. Колчанов, Дж. Макхалберт ; пер. с англ. В. Кузина. – СПб. : Питер, 2010. – 832 с.

7. Кнышова Е. Н. Маркетинг : учеб. пособие / Е. Н. Кнышова. – М. : ФОРУМ. – [Б. м.] : ИНФРА-М, 2004. – 196 с.

8. Кондратьев Э. В. Связи с общественностью : учеб. пособие для вузов / Э. В. Кондратьев, Р. Н. Абрамов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Акад. Проект, 2004. – 427 с.

9. Котлер Ф. Основы маркетинга : пер. с англ. / Ф. Котлер. – М. : Прогресс, 1992. – 733 с.

10. Кулибанова В. В. Маркетинг: сервисная деятельность : учеб. пособие / Кулибанова В. В. – СПб. : Питер, 2000. – 240 с.

11. Мазилкина Е. И. Маркетинговые коммуникации : учеб.-практ. пособие / Е. И. Мазилкина. – 2-е изд. – М. : Дашков и К, 2009. – 250 с.

12. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : практикум / В. Т. Гришина [и др.]. – 3-е изд. – М. : Дашков и К, 2009. – 134 с.

13. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учеб. пособие для вузов по спец. 080111 "Маркетинг" / под ред. Н. А. Нагапетьянца. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Вузовский учеб. – [Б. м.] : ИНФРА-М, 2011. – 282 с.

14. Маслова Т. Д. Маркетинг : учеб. для вузов / Т. Д. Маслова, С. Г. Божук, Л. Н. Ковалик. – 2-е изд., доп. – СПб. : Питер, 2004. – 400 с.

15. Минько Э. В. Маркетинг : учеб. пособие / Э. В. Минько, Н. В. Карпова. – М. : ЮНИТИ-Дана, 2007. – 351 с.

16. Морозов Ю. В. Основы маркетинга : учеб. пособие / Ю. В. Морозов. – 6-е изд., испр. и доп. – М. : Дашков и К, 2011. – 148 с.

17. Мурахтанова Н. М. Маркетинг : сб. практ. задач и ситуаций : учеб. пособие / Н. М. Мурахтанова, Е. И. Еремина. – 2-е изд., стер. – М. : Academia, 2005. – 96 с.

18. Новаторов В. Е. Маркетинг в социально-культурной сфере / В. Е. Новаторов. – Омск : Омич, 2000. – 288 с.

19. Новаторов В. Е. Социально-культурный маркетинг в вопросах и ответах / В. Е. Новаторов. – Иркутск : [б. и.], 2004. – 258 с.

20. Новаторов В. Е. Маркетинговые исследования в сфере культуры / В. Е. Новаторов. – Омск : [б. и.], 2005. – 255 с.

21. Новаторов В. Е. Маркетинг личности : пособие для молодых специалистов, студентов и выпускников общеобразоват. школ / В. Е. Новаторов ; Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М. : [б. и.], 2007. – 400 с.

22. Ноздрева Р. Б. Маркетинг : учеб. пособие / Р. Б. Ноздрева, В. Ю. Гречкова, Г. Д. Крылова. – М. : Юристъ, 2000. – 568 с.

23. Основы маркетинга : практикум / под ред. Д. М. Дайитбегова, И. М. Синяевой. – М. : Вузовский учеб., 2011. – 365 с.

24. Песоцкая Е. В. Маркетинг услуг : учеб. пособие / Е. В. Песоцкая. – СПб. : Питер, 2000. – 160 с.

25. Пешкова Е. П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы : практ. рекомендации, метод. основы, порядок проведения / Пешкова Е. П. – М. : ОСЬ-89, 1999. – 80 с.

26. Потаев В. С. Маркетинг : курс лекций для студентов экон. специальностей (080301 "Коммерция (торговое дело)" и др.) / В. С. Потаев, А. А. Амтагаева ; Департамент науч.-техн. политики и образования при М-ве сел. хоз-ва РФ, Федер. гос. образоват. учреждение высш. проф. образование, Бурят. гос. с.-х. акад. им. В. Р. Филиппова. – Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2009. – 148 с.

27. Прошкина Т. П. Маркетинг : учеб. пособие / Т. П. Прошкина. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 315 с.

28. Розанова Т. П. Маркетинг услуг гостеприимства и туризма : практикум : задачи, тесты, кейсы / Т. П. Розанова, Т. В. Муртузалиева. – М. : Дашков и К, 2012. – 130 с.

29. Романов А. А. Массовые коммуникации : учеб. пособие / А. А. Романов, Г. А. Васильев. – М. : Вузовский учеб., 2009. – 236 с.

30. Титова Н. Е. Маркетинг : учеб. пособие для вузов / Н. Е. Титова. – М. : Владос, 2004. – 349 с.

31. Терещенко В. М. Маркетинг. Новые технологии в России / В. М. Терещенко. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2004. – 416 с.

32. Тульчинский Г. Л. Маркетинг в сфере культуры : учеб. пособие / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова ; С.-Петерб. фил. гос. ун-та, Высш. шк. экономики. – СПб. : Лань : Планета музыки, 2009. – 496 с.

33. Шарков Ф. И. Реклама в коммуникационном процессе : учебник / Ф. И. Шарков. – М. : Дашков и К, 2008. – 346 с.

34. Фокс Д. Дж. Как стать суперзвездой маркетинга / Джеффри Дж. Фокс. – М. : Альпина Паблишер, 2003. – 230 с.

35. Чикатуева Л. А. Маркетинг : учеб. пособие / Л. А. Чикатуева, Н. В. Третьякова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – 296 с.

Электронные ресурсы

1. 4p.ru [Электронный ресурс] : маркетинг-журн. – Режим доступа: www.4p.ru (дата обращения: 16.06.2014).

2. Энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа: www.marketing.spb.ru (дата обращения: 16.06.2014).

3. Российская Ассоциация маркетинга [Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа: www.ram.ru (дата обращения: 16.06.2014).

4. Практический маркетинг [Электронный ресурс] : журнал. – Режим доступа: http://www.bci-marketing.ru (дата обращения: 16.06.2014).

5. AUP.RU [Электронный ресурс] : адм.-управленческий портал. – Режим доступа: www.aup.ru (дата обращения: 16.06.2014).

6. Маркетингмикс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://marketingmix.ru (дата обращения: 16.06.2014). [Ресурс посвящен всему спектру вопросов комплекса маркетинга].

7. Маркетолог.ру [Электронный ресурс] : сетевой журн. – Режим доступа: www.marketolog.ru (дата обращения: 16.06.2014).

8. Реклама в России [Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа: www.rwr.ru (дата обращения: 16.06.2014). [Теория и практика рекламы, РR, медиапланирование, маркетинг].

9. Маркетинг в России и за рубежом [Электронный ресурс] : журнал. – Режим доступа: http://www.mavriz.ru/ (дата обращения: 16.06.2014).

10. Новости маркетинга [Электронный ресурс] : журнал. – Режим доступа: http://www.marketingnews.ru (дата обращения: 16.04.2013).

11. Креативная реклама [Электронный ресурс] : сайт. – Режим доступа: http://www.adme.ru/ (дата обращения: 16.06.2014).

12. Сайт о социальной рекламе и маркетинге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.adme.ru/ (дата обращения: 16.06.2014).

13. Онлайн энциклопедия маркетинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://marketopedia.ru/ (дата обращения: 16.06.2014).

14. Маркетинг PRO [Электронный ресурс] : ведущий рос. журн. о маркетинге. – Режим доступа: http://www.marketingpro.ru/ (дата обращения: 16.06.2014).

15. Сайт о брендинге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.allbranding.ru (дата обращения: 16.06.2014).

16. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elibrary.ru (дата обращения: 16.06.2014). [Научные статьи по всем направлениям развития маркетинга, рекламным технологиям и др.].

17. Университетская библиотека оnline [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/ (дата обращения: 16.06.2014). [Книги, посвященные теории и практике маркетинга, рекламы, PR].

18. АртМаркетинг [Электронный ресурс] : прил. к журн. "Практический маркетинг". № 5. – Электрон. текстовые дан. – М. : Агентство BCI Marketing, 2009. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

19. Беляев В. И. Маркетинг: основы теории и практики [Электронный ресурс] : электрон. учеб. / В. Н. Беляев. – Электрон. дан. – М. : КноРус, 2009. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

20. Костина А. В. Основы рекламы [Электронный ресурс] : электрон. учеб. / А. В. Костина, Э. Ф. Макаревич, О. И. Карпухин. – Электрон. текстовые дан. – М. : КноРус, 2011. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

21. Маркетинг XXI века: инновационные стратегии [Электронный ресурс] : учеб. видеокурс. – Электрон. дан. – М. : Moscow Business School, 2007. – 2 эл. опт. диск (DVD-ROM).

22. Маркетинг и реклама [Электронный ресурс] : мультимед. учеб. – Электрон. текстовые дан. – М. : Руссобит Паблишинг, 2004. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM).

23. Маркетинг товаров и услуг [Электронный ресурс] : интерактив. учеб. курс. – Электрон. дан. – М. : Равновесие, 2006. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM). – (Мультимедийное издание).

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Раздел «Менеджмент»

Автократичный руководитель - руководитель, который стремится сконцентрировать в своих руках всю власть, основанную на вознаграждении и принуждении, и полагается на законные полномочия.

Адаптивная (органическая) структура- организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде и, изменяться в соответствии с требованиями внешнего окружения. Ее варианты: проектная, матричная, конгломеративная.

Аппарат управления – совокупность работников организации, выполняющих функции управления.

Бюрократические организации– организации, в которых управление осуществляется посредством четкого определения должностных обязанностей и ответственности работников, ведения формальной отчетности, разделения собственности и управления.

Взаимосвязанность факторов внешней среды- это уровень силы, с которой изменения одного фактора воздействуют на другие факторы.

Властные полномочия – официальное законное право менеджера принимать решения, отдавать приказы и распределять ресурсы для достижения желаемых организационных результатов.

Власть– это потенциальная способность индивида влиять на поведение других людей.

Внешняя организационная среда - находящиеся вне пределов компании, но оказывающие на неё существенное воздействие элементы: конкуренты, ресурсы, законы поставщики.

Внутренние переменные организации,- формирующие ее как систему: люди, цели, задачи, технология, структура, управление, культура.

Воздействие управляющее- сознательное влияние на деятельность человека или коллектива работников, несущее в себе целевую установку, импульс трудовой активности и согласованности совместной работы.

Внутренний менеджмент(интраменеджмент) – 1) тип управления, отличающийся приоритетами внутренних проблем над внешними, 2) функция управления, выполняемая чаще всего заместителем первого лица и предназначенная для разгрузки его от текущих дел для осуществления стратегического управления или инфраменеджмента.

Виды информации.В практике управления используется информация различных видов. Главными среди них являются: информация экономическая, организационная, социальная и социально-психологическая, технологическая. Кроме того, важную роль играет выделение информации оперативной, текущей и стратегической, информации по отдельным функциям управления (плановая, статистическая, по кадрам и пр.).

Делегирование- процесс передачи менеджерами задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Это средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников многочисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей организации.

Дельфи группа – форма группового принятия управленческий решений.

Департаментализация- процесс деления организации на отдельные блоки, которые могут называться отделами, отделениями, секторами, департаментами.

Децентрализация – смещение властных полномочий по принятию решений в направлении нижних уровней организации.

Дивизиональнаяорганизационная структура - современный тип развития механистической организационной структуры. Наиболее распространенные варианты: продуктовая, ориентированная на потребителя, региональная:

· продуктовая структура,при которой выделяются отделения по продуктам, а в них производственные и управленческие подразделения (оперативного управления);

· структура ориентированная на потребителя,в которой все подразделения группируются вокруг определенных групп потребителей;

· региональная структурасоздается когда территориальные различия более существенны, чем продуктовые и потребительские.

Бывают более сложные структуры, представляющие комбинацию названных вариантов.

Динамичность(подвижность внешней среды - скорость с которой происходят изменения в факторах внешнего окружения.

Дисфункциональный конфликт- конфликт, который приводит к снижению степени удовлетворенности работой, ослаблению межгруппового сотрудничества, снижению эффективности деятельности организации.

Достоверность информацииимеет три уровня: абсолютный (100%), доверительный (более 80%), негативный (менее 80%).

Единоначалие- это принцип организации означающий, что работник должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать только перед ним.

Жизненный цикл организации– прохождение организацией стадий эволюционного развития (рождение, юность, зрелость).

Задачав менеджменте - эта работа (задание) или комплекс работ (заданий), необходимых для достижения поставленной цели.

Законная (легитимная власть) – власть, проистекающая из официальной должности менеджера и сопряженных с ней полномочий.

Закрытая система – система, не взаимодействующая с внешней средой.

Звенья системы управления– обособленная единица системы управления. Звенья выделяются по специфике функций управления, объему и масштабу полномочий, трудоемкости работы, равномерности распределения нагрузки, квалификационным требованиям к персоналу, информационному обеспечению, возможностям территориального размещения. Звенья, составляющие систему управления, различны. Они отличаются главным образом комбинацией функций и полномочий управления, по которым выделяются основные связи соподчиненности звеньев, формируется конструкционная основа системы управления – структура системы управления и на основе которых система управления приобретает иерархическую форму. Звенья системы управления могут быть: линейными, функциональными, линейно-функциональными, функционально-линейными.

Интуиция – способность индивида, не обращаясь к логическим выкладкам. Быстро «схватывать» особенности текущей ситуации и принимать решения на основе прошлого опыта.

Информация- совокупность сведений о состоянии управляемой системы и внешней среды её функционирования.Информация- совокупность сведений о внутреннем и внешнем состоянии управляемой системы (объекта управления), используемых для оценки ситуации и разработки управленческих решений. Управление осуществляется тогда, когда существуют как совпадающие интересы людей, так и информация о характере этих интересов и возможностях их реализации.

Интерес– стремление к удовлетворению потребности, обусловленное осознанием потребности и условий ее реализации.

Информационное обеспечение управления– совокупность информационных ресурсов, средств, методов и технологий, способствующая эффективному проведению всего процесса управления, в том числе разработке и реализации управленческих решений.

Искусство управления– комплекс характеристик управленческой деятельности, отражающих роль индивидуальных качеств менеджера в достижении успеха или эффективности управления. К числу таких характеристик относятся: развитость интуиции, опыт работы, характер образования, профессионализм, коммуникабельность, тип мышления, убежденность, решительность, инициативность.

Информационный потенциал менеджмента.Информационные ресурсы и возможности их использования. Характеризуется полнотой и ценностью информации, достоверностью, формой представления, объемом, своевременностью поступления, структурой информации, возможностью (условиями) использования информации при разработке управленческих решений.

Коммуникация в менеджменте- это обмен информацией между двумя или более субъектами.

Канал – средство доставки сообщения.

Классическая модель принятия управленческого решения – модель, основывающаяся на допущении, что менеджеры принимают логически обоснованные решения в соответствии с экономическими интересами организации.

Коммуникации– процесс обмена информацией.

Контроль – управленческая функция, предполагающая наблюдение за действиями работников, точным следованием организации по выбранному курсу, а также внесение необходимых корректив.

Конфликт- отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами и группами. Глубинной причиной, лежащей в основе конфликта является восприятие.

Концепция– комплекс ключевых положений (идей, принципов), дающих целостное представление о каком-либо явлении или событии, способствующих достаточно глубокому их пониманию, определяющих методологию и организацию практической деятельности.

Классификация целей– способ, позволяющий конкретизировать цель, раскрыть ее содержание, выбрать наилучшие формы, механизмы и методы ее реализации.

Коммуникационная сеть– это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков.

Коммуникативная структура управления– совокупность каналов, по которым осуществляются коммуникации в организации.

Коммуникабельность– способность человека к совместной работе, продуктивному общению.

Коммуникационные роли– способы распоряжения поступающей информацией. Различают следующие роли: «Сторож» – индивид, контролирующий потоки сообщений в организациях; «Связной» – индивид, связывающий на межличностной основе две или более группы в системе; «Лидер мнений» – индивид, к суждениям которого прислушиваются сослуживцы; «Космополит» – индивид, который чаще других контактирует с внешней средой.

Либеральный стиль управления – стиль управления, предполагающий сведение до минимума участие менеджера в принятии управленческих решений.

Лидер- это человек, который воодушевляет людей и вселяет в них энтузиазм, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому; он сам устанавливает свои цели и использует их для изменения отношений последователей к делу, строит свои отношения на доверии, которое закладывается в основу групповой работы. Лидер может не быть менеджером. Менеджер может не быть лидером.

Лидерство- это тип управленческого взаимодействия между лидером и последователями, основанный на более эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общей цели. Лидерство является функцией лидера, его последователей и ситуации.

Лидерство– возникновение особого статуса у менеджера или иного члена группы. Этот статус характеризуется отношением, в основе которого лежат доверие, авторитет, уважение, признание высокого уровня квалификации, готовность поддерживать во всех начинаниях, личные симпатии, стремление учиться и перенимать опыт. Отношения лидерства могут совпадать с формальными полномочиями менеджера. В этом случае менеджер соединяет должность и лидерство. Но отношения лидерства и должностных полномочий могут не совпадать и даже противоречить друг другу. Тогда возникает конфликтная ситуация.

Линейный менеджер- это руководитель отвечающий за линейную (основную) деятельность в организации, действующий на принципе единоначалия, ответственный полностью за состояние и развитие организации (подразделения, цеха, участка, бригады).

Линейные полномочия- это полномочия передаваемые непосредственно от начальника к подчиненном} и далее к другим подчиненным. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления (цепь команд или «скалярную цепь») в организации.

Мотивация– использование действующих и формирование необходимых мотивов поведения человека в практике управления его деятельностью. Мотивы проявляются в виде реакции человека на факторы его внутреннего состояния или воздействия окружающей среды, внешней обстановки, ситуаций, условий. Каждый человек обладает собственной структурой мотивов, которая формируется в процессах его развития, проявления и самооценки своих способностей, достижения каких-либо результатов.

Матричная структура- это симбиоз проектной и функциональной структур.

Менеджер- это член организации, субъект управления, возглавляющий определенный коллектив и осуществляющий: руководство людьми (формирует отношения внутри и вне организации, мотивирует членов организации на достижение целей, координирует усилия членов организации); определяющий цели организации; принимающий решения; отвечающий за деятельность руководимого коллектива.

Менеджер нижнего звена- отвечает за выполнение производственного задания (операции работу), за непосредственное использование выделенных ресурсов, за деятельность подчиненных работников. Его работа связана с решением оперативных и тактических задач, очень разнообразна. К ним относятся мастера, начальники смен, начальники участков, старшие мастера, старшая медсестра.

Менеджмент- это интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют их функционированием и развитием путем постановки целей и разработки способов их достижения.

Менеджмент можно рассматривать как процесс, как систему, как науку управления, искусство управления, органы или аппарат управления.

Менеджмент как система- это совокупность взаимосвязанных подсистем, которые в свою очередь состоят из совокупности блоков и элементов: структурно-функциональная подсистема; информационно-поведенческая подсистема и подсистема саморазвития.

Менеджмент стратегический– разновидность менеджмента, главной особенностью которого является дальновидность, целеустремленность, перспективность, работа по стратегической программе. Менеджмент стратегический возник в результате усиливающейся динамики экономичеcкого развития, остроты конкуренции, научно-технического прогресса, повышения роли человеческого фактора управления, возникновения новых методологий предвидения и моделирования тенденций развития.

Методология управления – логическая схема действий, которая определяется пониманием путей, средств и возможностей достижения целей.

Механизм управления (менеджмента)– совокупность средств воздействия на деятельность людей. К средствам относятся интересы, ценности, мотивы, установки, опасения, приоритеты, стимулы. Средства управления формируются условиями жизнедеятельности и проектируются в процессах установления отношений управления. Использование механизма управления проявляется в учете и способствовании развитию тех качеств человека, которые определяют успех и эффективность его деятельности.

Миссия- это предназначение организации, обоснование деятельности организации. Миссия организации– это набор концептуальных положений, в обобщенной форме раскрывающих то, чему решила посвятить себя организация, своеобразная философская, социальная установка организации, ведущее направление ее деятельности.

Мотивация– совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определенных усилий в направлении достижения определенных целей.

Мотив- внутренняя сила, побуждающая человека к осуществлению определенных действий.

Неопределенность внешней среды- функция от количества информации, которой располагает организация по каждому фактору внешней среды и ее достоверности.

Норма управляемости- количество работников, которые непосредственно подчиняются конкретному руководителю. Устанавливается посредством делегирования линейных полномочий.

Насыщенность информации– это соотношение полезной и фоновой информации.

Организация как объект менеджмента- это относительно автономная группа людей с четко структурированной совместной деятельностью и определенными границами, которая создается или существует для достижения общей цели (целей).

Организационная культура- это система общепринятых и разделяемых работниками организации ценностей, базовых предположений, убеждений, правил, норм поведения. Это обычаи, традиции. Ценностные ориентации передаются через «символические средства» духовного и материального внутри организационного окружения.

Основа власти- это то, откуда она происходит. Выделяют две основы власти: должностную и личностную.

Ответственность- обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное решение перед тем, кто делегировал эти задачи. Ответственность не делегируется.

Основные функции управления– виды деятельности, отражающие в своей совокупности содержание и реальность воздействия на объект управления. К ним относятся: предвидение и планирование, организация, активизация и мотивирование, контроль, координация и регулирование.

Объем воспринимаемой информацииимеет три уровня: информационная избыточность, субминимальный уровень, недостаток информации (информационный голод).

Открытость информации– это возможность предоставления ее различным контингентам людей. Существуют три уровня открытости: секретная, конфиденциальная, публичная

Парадигма– 1) ключевая идея, лежащая в основе построения концепции; 2) исходная позиция (понятие, модель) в постановке проблем, их объяснении и решении.

Планирование– определение целей и показателей деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка необходимых иx решения ресурсов.

Полномочия- представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия работников на выполнение делегированных задач.

Плоская структура – управленческая структура, характеризующаяся высокой нормой управляемости в горизонтальном измерении и незначительном числом организационных уровней.

Предмет управленческого труда- это люди, их трудовая деятельность, информация, с которой они работают.

Принципы управления – основные правила, которые должны соблюдаться в определённых условиях и на соответствующих уровнях.

Процесс управления (менеджмента)– последовательность и комбинация действий (операций и процедур), из которых складывается управляющее воздействие. Процесс управления характеризуют четыре этапа, по которым распределяются его операции – целеполагание, определение и оценка ситуации, поиск и установление проблемы, разработка и реализация управленческого решения (разрешение проблемы). В осуществлении процесса управления большое значение имеет наличие, ценность, объем информации и возможности ее своевременного поступления и обработки.

Принятие управленческого решения- это процесс выбора альтернативы действия или бездействия по достижению поставленной цели.

Проблема – ситуация, когда полученные организацией результаты не отвечают поставленным перед ней целям.

Продукт управленческого труда- это управляющее воздействие в форме управленческого решения. Проектная организационная структура- это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи (разработки или выполнения конкретного проекта).

Процессный подход- рассматривает управление как непрерывную серию взаимоувязанных управленческих функции: планирование, организация, мотивация, контроль.

Процесс принятия решения – процесс идентификации проблем и возможностей и последующий выбор вариантов их устранения или использования.

Полномочия– 1) право на принятие управленческих решений, закрепленное организационным положением; 2) реализация власти в действиях менеджера. Полномочия определяют иерархическое строение системы управления, выделение ступе ней, а также характеризуют степень централизации управления.

Существует объем и масштаб полномочий. Объем полномочий отражает состав проблем, которые может и должен решать менеджер, масштаб – состав и количество подчиненных ему непосредственно звеньев системы управления. Если полномочия концентрируются на верхних ступенях системы управления, то управление становится высокоцентрализованным. Современное управление стремится к максимально возможной децентрализации управления, которая устанавливается тогда, когда полномочия распределяются в системе управления в соответствии с необходимостью достижения гибкости, оперативности, креативности, профессиональной ответственности, демократичности.

При перегрузке менеджера или повышении профессионализма персонала или в целях повышения качества управленческих решений, их своевременности осуществляется делегирование полномочий, т.е. передача их на нижестоящий уровень.

Процедуры управления– совокупность операций процесса управления, сгруппированных по принципам обязательной последовательности, общего предмета, необходимого взаимодействия, относительной законченности и одинакового назначения. Примером процедур управления могут быть операции проведения совещания, обработки документов, проведения аттестации персонала, разработки цели и миссии фирмы, поощрения работников и пр.

Проектирование систем управления– разработка модели системы управления по показателям ее эффективного функционирования. К числу показателей, по которым можно оценить систему управления или проектировать ее преобразование, относятся следующие: состав и структура функций дифференциации управленческой деятельности, звенья системы управления и их распределение по ступеням иерархии, величины звеньев, распределение полномочий, информационное обеспечение управления, связи и их информационная нагрузка, квалификационные требования.

Принцип– основное правило, в соответствии с которым осуществляется деятельность, достигается успех, решаются проблемы.

Противоречие– результат взаимодействия сторон с различной степенью восприятия и оценкой одного и того же явления или объекта, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве (в рамках одной системы) и являются источником развития и познания. Развитие противоречия может иметь четыре ступени; различие, поляризация, столкновение и антагонизм.

Решение– выбор, осуществляемый из нескольких вариантов.

Решение управленческое– 1) акт деятельности менеджера или управляющей системы, ведущий к разрешению проблемы и тем самым определяющий нормальное функционирование или развитие социально-экономической системы; 2) заключительный этап процесса управления, превращающий его в импульс трудовой активности, целенаправленности и согласованности совместных действий людей.

Основными характеристиками управленческого решения являются адресность, своевременность, мотивационный потенциал, соответствие цели управления, организующая сила, определенность, конкретность, контролируемость.

Руководитель высшего звена- президенты (директора), и вице-президенты (заместители директора). Они определяют общие направления функционирования и развития организации в целом, ее крупных подразделений. Принимают ключевые решения, стратегии функционирования и развития,; найма дополнительного персонала.

Руководитель среднего звена- координирует и контролирует работу руководителей низового звена. Характер действий его зависит от содержания работ возглавляемого подразделения (отдела, цеха, бюро, филиала, отделения по продукту (региону, потребителю).В решаемых задачах преобладают тактические и могут быть элементы стратегических проблем.

Разделение управленческой деятельности– объективный процесс возникновения в управлении разных видов деятельности, которые выполняются различными работниками и из которых складывается воздействие управляющей системы на управляемую (субъекта на объект управления). Разделение управленческой деятельности вызвано тенденцией увеличения работ по управлению и потребностью совместной деятельности для повышения эффективности управления.

В результате разделения управленческой деятельности возникают функции управления (виды управленческой деятельности) и полномочия (право на принятие решений по комплексу функций управления).

Система- это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Системный подход к менеджменту- означает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, технологии задачи, структура, которые ориентированны на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход к менеджменту- означает, что не существует единого, идеального («лучшего») способа управления организацией. Пригодность различных методов управления определяется ситуацией.Самым эффективным методом является тот. который более всего соответствует данной ситуации.

Скалярная цепь- это иерархия уровней управления, цепь команд.

Сложность внешней среды- количественно измеряемый признак характеризуемый количеством и вариантностью факторов внешнего окружения, .на которые организация обязана реагировать.

Социальная ответственность организации- это добровольный отклик организации на нужды сообщества, в котором функционирует данная организация.

Среда прямого воздействия- (микроокружение, бизнес-среда) - это факторы внешнего окружения непосредственно воздействующие на производственный (операционный) процесс: поставщики, потребители, конкуренты, законы и органы государственной власти, профсоюзы.

Среда косвенного воздействия (макросреда)- это факторы косвенно воздействующие на организацию: общеэкономическая, общеполитическая ситуация, научно-технический прогресс, социокультурная среда, международная ситуация.

Средства управленческого труда- информация как средство связи, средства организационной и вычислительной техники.

Стратегические планы - действия, которые компания намеренна предпринять для достижения стратегических целей.

Стратегические цели – общие утверждения, описывающие состояние организации в будущем.

Стратегия – план, описывающий направленное на достижение <

Наши рекомендации