Творческо-практические занятия.
1. На основе проведенного анализа расходования собственного времени, составьте индивидуальный план деятельности на следующую неделю, в процессе реализации отмечайте самостоятельно или попросите знакомых для регистрации фактически затраченного времени. Полученный результат сравните факт с планом.
2. Сформулируйте цели во всех сферах своей деятельности сроком на 5 лет. Проверьте их на соответствие SMART-принципу (конкретные, измеримые, достижимые, актуальные, ограниченные во времени). Структурируйте цели и расставьте приоритеты. С помощью дерева целей разложите их на задачи
3. Провести SWOT-анализ само организованности и анализ Ваших «поглотителей времени».
4. Спроектировать правила ведения записей и эффективного переноса информации.
5. Сформулируйте собственные правила эффективного использования времени и предложите пошаговую методику внедрения этих правил на предприятии.
Модуль 2 Основы маркетинга
Занятие №11 Роль маркетинга в развитии организации. Цели и задачи маркетинга. Комплекс маркетинга. Стратегии маркетинга.
Цель занятия:изучить основные подходы к понятию «маркетинг», этапы развития науки «маркетинг» в России и за рубежом.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Содержание маркетинга и модель предпринимательства и система маркетинга.
2. Цели и задачи маркетинга. Основные понятия науки «маркетинг».
3. Роль маркетинга в экономическом пространстве России.
Контрольные вопросы
1. Когда, по вашему мнению, маркетинг появился в России? Какие обстоятельства способствуют развитию маркетинга в России?
2. Какие аспекты входят в понятие «качества жизни»? Каково возможное влияние маркетинга на эти аспекты?
3. Перечислите составляющие комплекса маркетинга. В чем существенное различие концепций 4P и 4С маркетинга?
Творческо-практические задания
1. Составьте таблицу с определениями науки «маркетинг» различных авторов. Дайте свое определение и обоснуйте.
2. Сравните понятия потребности, нужды и запроса на конкретном примере.
3. Разработать презентацию с помощью мультимедиа средств согласно тематике (на одном занятии защита 2-3 презентаций, тематика представлена в разделе «Самостоятельная работа студентов»).
Занятие №12 Комплексное исследование рынка. Маркетинговые исследования и маркетинговая информация.
Цель занятия: рассмотреть структуру внешней среды маркетинга, факторы микро- и макросреды маркетинга. Выявить значение маркетинговой информации для разработки управленческого решения по развитию фирмы.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Маркетинговое исследование как основной метод анализа рынка на всех этапах управления маркетингом на предприятии.
2. Виды маркетинговых исследований. Схема маркетинговых исследований.
3. Разработка плана маркетингового исследования. Какие существуют источники маркетинговой информации?
4. Какие задачи можно решить при помощи вторичной информации?
5. Для решения каких задач используется первичная информация?
Контрольные вопросы
1. Какое влияние оказывают факторы макросреды предприятия на деятельность предприятий?
2. Каким образом оказывают влияние факторы микросреды предприятия на деятельность предприятий?
3. Какие методы используются для анализа окружающей маркетинговой среды и в чем их сущность?
4. Как фирма может повлиять на контролируемые факторы окружающей маркетинговой среды? Приведите примеры.
5. Как должна фирма учитывать в своей деятельности действие неконтролируемых факторов окружающей маркетинговой среды?
Творческо-практические задания
1. Разработайте анкету опроса мнения потребителей о качестве вашего товара (или качестве обслуживания в магазине). Попросите друзей заполнить анкету.
2. Составьте план маркетингового исследования спроса на товар/услугу (по вашему выбору).
3. Разработать презентацию с помощью мультимедиа средств согласно тематике (на одном занятии защита 2-3 презентаций, тематика представлена в разделе «Самостоятельная работа студентов»).
Занятие №13Сегментация рынка и выбор целевого сегмента. Позиционирование товара/услуги. Клиентская лояльность (клиенториентированный подход).
Цель семинарского занятия: изучить сущность процесса сегментирования рынка и научиться выявлять признаки сегментирования, целевой рынок, с последующим позиционированием товара. Научиться проводить диагностику конкурентной среды фирмы.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Сущность сегментирования рынка, процедура сегментирования.
2. Методы сегментирования рынка.
3. Критерии сегментирования рынка по потребителям.
4.Сегментирование и виды маркетинга.
5. Позиционирование товара. Карта позиционирования.
6. Диагностика конкурентной среды.
7. Клиентская лояльность.
Контрольные вопросы
1. Раскройте содержание работы организации по сегментированию рынка.
2.С учетом специфики потребительского рынка и рынка товаров промышленного назначения выделите признаки сегментации и необходимые маркетинговые стратегии для их охвата.
3.Какие используют критерии при сегментировании рынка?
4.Какие факторы оказывают влияние на выбор стратегии сегментирования?
5.Каковы цель и задачи позиционирования?
6.По каким факторам может осуществляться позиционирование?
7.Охарактеризуйте процесс позиционирования.
8.По каким критериям можно строить карты позиционирования. Приведите примеры.
9.Как можно управлять лояльностью клиента.
Творческо-практические задания
1.Проведите сегментацию рынка услуг социально-культурной сферы (на конкретном примере). Охарактеризуйте выделенные сегменты.
2.Подготовьте презентацию с помощью мультимедиа средств по сегментированию конкретного рынка, в которой необходимо: отразить, по каким признакам была проведена сегментация рынка; охарактеризовать выбранный(е) сегмент(ы) рынка и обосновать их выбор; предложить стратегию сегментации . Обосновать свой выбор. Предложить стратегию позиционирования к использованию на выбранных сегментах рынка.
3. Найдите практические примеры программ лояльности, опишите их цели, задачи, используемый инструментарий
Занятие №14Товар (услуга) в маркетинговой деятельности. Свойства услуги. Формирование товарной политики. Конкурентоспособность товара/ услуги.
Цель занятия: рассмотреть понятие «товар»/ услугу, классификации товара/услуг, товарную политику. Научиться оценивать конкурентоспособность товара/услуги. Изучить сущность маркетинга услуг, особенности продвижения услуги. Выявить влияние маркетинговых технологий на общество, мнения населения, уточнить значение социального маркетинга.
Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях
1. Жизненный цикл товара. Конкурентоспособность товара.
2. Современная концепция маркетинга услуг.
3. Маркетинговое понимание услуги.
4. Свойства услуги. Качество услуги.
Контрольные вопросы
1.Проанализируйте, чем отличается товарная единица от товара.
2.Приведите примеры основных товаров, товаров импульсной покупки и экстренных товаров.
3.Что представляют собой товарная линия и товарная номенклатура?
4.Назовите функции упаковки.
5.Что входит в марку товара?
6.Перечислите стратегии формирования ассортиментной политики.
7. Перечислите основные конкурентные преимущества товара.
Творческо-практические задания
1. Перед вами продукт (самостоятельно определите для себя пример). Охарактеризуйте его как товар и как товарную единицу. Назовите его коммерческие характеристики.
2. Проанализируйте жизненный цикл услуги в социально-культурной сфере.
3. Согласны ли Вы с тем, что традиционный маркетинговый инструментарий может успешно применяться в сфере услуг? Каковы отличительные принципы использования маркетинга в сфере услуг?
4. Назовите причины возникновения маркетинга услуг как научного направления и основные этапы его развития.
5. На основе, каких характеристик можно классифицировать услуги?
6. Где можно найти идеи для новых услуг?
7. Чем отличается определения качество для услуги и товара?
8. Разработайте свой вариант товарного знака для товара какой-либо фирмы.