Оценка оптимальности решения

Оптимальным может считаться такое решение, которое в данных хозяйственных условиях является наилучшим, т.е. наиболее эффективным. Каждое оптимальное решение, т.е. наилучшее с данной точки зрения, не является абсолютным. Оно может стать неоптимальным, уступить место другому, если изменится критерий, по которому сравниваются между собой различные варианты.

Переход от интуитивных методов принятия решений, позволяющих получить допустимые, но далекие от оп­тимальных результаты, к строгим, научно обоснованным решениям, обеспечивающим получение максимума обще­ственно-полезных результатов при минимуме затрат, воз­можен только на принципиально новой основе организации всей системы управления. Экономические методы оценки оптимальности управленческих решений приведены в сле­дующих задачах.

Задача.Для принятия успешного управленческого решения руководитель должен располагать необходимой, достаточной, достоверной и своевременной информацией. Однако руководители получают ее из разных источников. Проанализируйте утверждение на примерах деятель­ности руководителей двух разных фирм (см. таблицу) .

Таблица

Баланс источников информации, %

Источники информации 1-й руководитель 2-й руководитель
Обход (объезд) объектов
Совещания
Служебные документы
Данные диспетчерской службы
Переговоры с подчи­ненными
Данные с автомати­зированной системы управления производс­твом (АСУП)
Беседы с подчинен­ными
Слухи -
Итого

Постановка задачи

  1. Какие требования предъявляются к выбору источни­ков информации?
  2. В чем заключается задача руководителя в области информационной подготовки управленческих решений?
  3. Выбору какого руководителя из двух фирм Вы отдаете предпочтение при использовании им источников информа­ции и почему?
  4. Какие источники информации следует выбрать руководителю с позиции оперативного и стратегического управления?
  5. Достаточно ли представленной информации для при­нятия обоснованных управленческих решений? Если нет, то какие источники вы предложили бы учитывать?

2.Проанализировать деловые ситуации и принять эффективное, оптимальное управленческое решение.

Деловая ситуация (кейс) №1

Предприятие «Д» издает газеты. Цены на бумагу и красители к на­чалу очередной подписной кампании выросли в 2—3 раза. Если значи­тельно повысить цену на газеты, то подписчики или переключатся на другие издания, или сократят подписку на любые газеты вообще.

Анализ цели. Предприятие «Д» находится в тяжелом положении. Лучший выход — добиться, чтобы повышение оптовых цен на сырье как можно меньше отразилось на потребителях.

Постановка задачи.

Сформулируйте цель в данной ситуации.

Деловая ситуация (кейс) №2

В перерыве проблемного совещания руководители частной фирмы обсуждают проблему слабого использования моделей на практике.

Руководитель фирмы считает, что основная причина связана с тем, что работники не знают, как применить ре­зультаты моделирования и боятся этот метод применять (это страх пользователей).

Главный инженер видит основную причину в другом: «Неизвестны положительные результаты внедрения по­добных моделей, и поэтому велико сопротивление персо­нала».

Главный бухгалтер фирмы находит другое объяснение: «Моделирование очень дорого, иногда дороже реального процесса, и в экономическом плане они (модели) себя не оправдывают».

Постановка задачи

1. Как вы оцениваете практику применения моделей в управлении?

2. Аргументы кого из спорящих кажутся вам более убедительными?

Деловая ситуация (кейс) №3

Вице-президент компании по маркетингу считает: «Каждый менеджер должен действовать рационально, принимая то или иное решение. Известно из теории, что хороший менеджер должен быть прав в большей части принятых им решений. Но для нашего подразделении этого недостаточно. Я могу признать только единичную, случайно допущенную менеджером ошибку и то, если она была за пределами его полномочий. Я никогда не пойму менеджера, если он действует нерационально».

Менеджер по рекламе поддержал: «Я согласен полностью с идеей и логикой вашего объяснения. Однако что же такое действовать рационально, в чем это умение заклю­чается?»

Постановка задачи.

1. Что, по вашему мнению, включается в понятие «при­нятие рационального решения?

2. Прав ли в своих высказываниях вице-президент ком­пании по маркетингу? Если нет, то в чем не прав?

3. Что можно предложить менеджеру по рекламе, если он недостаточно рационален в своих решениях?

Деловая ситуация (кейс) №4

При проведении опроса руководителей о стилях принятия решений были высказаны четыре основ­ных мнения:

Некоторые решения я готовлю с привлечением вы­сших руководителей управленческой команды, но большинство единолично и всю ответственность принимаю на себя.

Проблема рассматривается коллективно: всеми на всех уровнях иерархии управления, предложения идут по вертикали снизу вверх.

Решение принимается на общем собрании трудового коллектива, и коллектив несет ответственность за его ре­зультаты.

Любое решение готовим групповым методом — це­левой рабочей группой или методом «мозговой атаки». Ответственность за решение лежит на всей группе.

У меня нет определенного стиля выработки и принятия решений. Мой стиль можно назвать смешанным: в за­висимости от сложности и специфичности проблемы применяю либо единоличный, либо коллективный, а чаще групповой.

Постановка задачи

1. Какой стиль принятия решений вам импонирует в большей степени?

2. Какой стиль принятия решений наиболее адекватен современному этапу развития рыночных отношений и более эффективен?

3. Какие из перечисленных выше стилей принятия решений более свойственны следующим странам: США, Скандинавии, Японии, Англии, России?

Занятие №5Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников (фандрейзинг).

Цель занятия:Изучить технологию привлечения и аккумулирования финансовых средств из различных источников, организационное, информационное и техническое обеспечение фандрейзинга.

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:

1. Формы и методы фандрейзинга.

2. Фандрейзинг как технология социального партнерства.

3. Академический фандрейзинг.

4. Виды и размеры возможных субсидий.

5. Контакты с потенциальными спонсорами.

6. Специальные мероприятия в фандрейзинге.

7. Фандрейзинг по почте и телефону.

8. Анализ эффективности фандрейзинговой кампании.

Творческо-практические задания.

1. Составить письмо-обращение к потенциальному спонсору (см. Раздел «Самостоятельная работа студента», тема 5)

Занятие №6Современные информационные технологии и менеджмент в социально-культурной сфере

Цель занятия: изучить современные концепции информационных технологий и их влияние на эффективность деятельности организации в современных условиях.

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:

1. Функциональное назначение и направления использования ресурсов Интернета в менеджменте и маркетинге организации.

2. Продвижение организации, услуги и товарной марки на основе web-сервера.

3. Инновационные мультимедийные технологии и концепции интернет-менеджмента/маркетинга.

4. Региональные Интернет-ресурсы сферы культуры и искусствва.

5. Интернет-исследования в менеджменте/маркетинге

Контрольные вопросы

1.Перечислите и кратко охарактеризуйте основные направления применения Интернета в системе менеджмента и маркетинга на предприятии.

2.Приведите основные инструменты маркетинговых коммуникаций в Интернете и дайте их характеристику.

3.Дайте определение интернет-бренда и опишите границы его применимости.

4.В чем суть мобильного маркетинга. Приведите минимум пять примеров и обоснуйте.

5.Перечислите основные инструменты проведения маркетинговых исследований в Интернете. В чем отличие онлайн инструментов от офлайн?

6.Каковы основные задачи маркетинговой информационной системы. Перечислите основные компоненты.

Творческо-практические задания

1.Приведите характеристику сайтов ряда организаций социально-культурной сферы, оцените их наполнение, эффективность и др. Обоснуйте.

2. Проведите мониторинг социальных сетей, где эффективно применяется реклама и др. маркетинговые технологии. Обоснуйте. Составьте электронную презентацию

3. Проведите мониторинг наиболее эффективного электронного бизнеса. Обоснуйте.

Занятие №7Основы управления персоналом. Лидерство, стили руководства, власть, формы власти. Характеристика, качества и имидж менеджера.

Цель занятия: изучить систему, технологию работы с персоналом. Персонал как объект управления (структуру, движение). Стили руководства. Формы власти. Качественная характеристика менеджера, требования к менеджеру в социально-культурной сфере.

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:

1. Управление персоналом: концепция, система и технология.

2. Подсистемы управления персоналом.

3. Персонал как объект управления.

4. Методы управления персоналом.

5. Стили руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Теория “X” и «Y» по Мак Грегору.

6. Власть и формы власти.

7. Имидж руководителя.

Творческо-практические задания.

1. Проанализировать объявления о приеме на работу. Придумать фирму, организацию, обозначить вакантные должности, составить объявления по данным вакансиям.

2. Составить резюме.

3. Разработать анкеты и вопросы для собеседования для ролевой игры «Прием на работу».

4. Спроектировать на бумаге оптимальный интерьер кабинета руководителя и рабочего места секретаря. Как оптимально разместить в учреждении функциональные подразделения и общественные организации.

5. Проведите оценку (ранжирование) нижеприведенных критериев (либо предложенных Вами) с учетом целей предприятия и сформули­рованных Вами ранее требований по каждой должности.

Критерии оценки работника при комплектовании кадров:

· Соответствие требуемому профессиональному уровню.

· Умение работать в группе (степень коллективизма).

· Терпимость.

· Уровень карьерной лестницы, которого хочет достигнуть ра­ботник.

· Упорство.

· Стремление к успеху.

· Трудолюбие.

· Соответствие требуемому социально-культурному уровню.

· Инициативность.

· Коммуникабельность.

· Умение вникнуть в задачу.

· Творческий подход к решению задач.

· Физическое состояние.

· Психическое здоровье.

· Оптимизм.

· Приверженность фирме.

· Умение использовать демократические способы убеждения.

· Предпринимательский подход к решению задач.

· Управляемость.

· Степень влияния личной жизни на работу.

Занятие №8Корпоративная культура как бренд-интегрированный менеджмент.

Цель занятия:Изучитьсущность корпоративной культуры: понятие, элементы, функции, ценности; корпоративную культуру как имидж, бренд-ресурс организации.

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:

1. Сущность, специфика и типология корпоративной культуры современных компаний.

2. Функции корпоративной культуры во внешней среде.

3. Функции корпоративной культуры во внутренней среде.

4. Содержание корпоративной культуры: структурные уровни, функциональные компоненты и обобщенные индикаторы.

5. Бренд. Брендинг.

6. Имидж как обобщенный индикатор корпоративной культуры: формирование и исследование восприятия имиджа.

7. Деловой этикет как специфическая форма разрешения проблемных деловых ситуаций.

Творческо-практические задания.

1. Проанализировать уровень развития корпоративной культуры организации (организацию социально-культурной сферы): ценностно-нормативные установки, символы организации, традиции и ритуалы и другие аспекты культуры.

2. Спроектируйте рекомендации по улучшению состояния корпоративной культуры организации, разработайте элементы её имиджа, бренд.

Занятие №9Управление конфликтом, стрессом и изменениями в организации.

Цель занятия: Изучить сущность конфликта, его причины и последствия; методы управление конфликтом в организации; управления стрессом и изменениями в организации

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:

1. Конфликт, сущность и источники. Диагностика конфликта. Фазы развития.

2. Стратегия поведения в конфликте. Пути и этапы разрешения конфликтов.

3. Психофизиология стресса. Последствия стресса.

4. Изменения в организации, методы управления изменениями в организации.

Контрольные вопросы:

1. Объясните, почему вступают в противоречие роли владельца, предпринимателя и руководителя?

2. Каким образом можно прогнозировать исход конфликта?

3. Назовите «золотое» правило разрешения любого конфликта.

Творческо-практические задания.

  1. Выполнение практических заданий

Задание 1.

Проанализировать мотивационный конфликт (хочу-хочу) на примере взаимоотношений в организации.

Задание 2.

Проанализировать ролевой конфликт (надо – надо) на примере взаимоотношений «коллега- коллега», «руководитель-подчиненный».

Задание 3.

Проанализировать конфликт нереализованного желания (надо – могу) и конфликт неадекватной самооценки (могу-могу) на примере «молодой специалист – работодатель», «профессионал – руководитель».

Задание 4.

Проанализировать адаптационный конфликт (надо – могу) на примере «молодой специалист – профессионал», «новый руководитель – коллектив».

Задание 5.

Пассивная и активная форма защиты от манипулятивного воздействия. Привести примеры ситуаций применения каждой из форм защиты от манипулятивного воздействия.

  1. Оцените свое поведение в проблемных (конфликтных) ситуациях взаимодействия в сфере личных (деловых) отношений. Определите, какую позицию, стратегию вы выбираете в конкретной ситуации. Попытайтесь изменить ее в конструктивную сторону.
Стиль разрешения конфликта Использую чаще всего Владею лучше всего Приносит наилучший результат Чувствую себя при использовании наиболее комфортно
Настойчивость (Я активно отстаиваю собственную позицию)        
Уход (Я стараюсь уклониться от участия в конфликте)        
Приспособление (Я стараюсь во всем уступать, идти навстречу партнеру)        
Компромисс (Я ищу решение, основанное на взаимных уступках)        
Сотрудничество (Я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обеих сторон)        
  1. Определите тип конфликтной личности по характеристикам, которые даны в каждом из приведенных ниже вариантов:

· хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой, систематической работы; налицо эмоциональное поведение;

· подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямолинеен; обидчив;

· импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен;

· скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тревожностью;

· неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению.

  1. Проанализировать этапы конфликта по их содержанию управления, поведения руководителя и подчиненных.
Этапы конфликта Содержание управления (вид деятельности)
1. Возникновение и развитие конфликта  
2. Осознание конфликтной ситуации  
3. Начало открытого конфликтного взаимодействия.  
4. Развитие открытого конфликта.  
5. Разрешение конфликта  

Занятие №10Основы автопроектирования и селфменеджмента.

Цель занятия: Изучить сущности закономерности «личность как автопроект», селфменеджмента как способа организации жизни личности, особенности, специфику реализации творческой личности в современных условиях.

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях:

1. Понятие цели селфменеджмента. Роль цели в организации и осуществлении селфменеджмента. Функции селфменеджмента и их соответствие цели.

2. Использование самомотивации в практике менеджмента. Факторы эффективности самомотивации.

3. Ресурсы времени. Разновидности времени. Использование и экономия времени.

4. Время и коммуникации: потребность гармонии и искусство согласования

5. Основные задачи, которые может решить тайм – менеджмент. Инвентаризация времени, самоанализ рабочего стиля.

6. Анализ задач по принципу Эйзенхауэра.

7. Принцип Парето.

8. Карта долгосрочных целей. SMART-цели. Цели-вызовы.

Наши рекомендации