Четырехугольное противопоставление
Хорошие истории используют более сложное противопоставление, чем «герой-противник». Их технику я называю «четырехугольное противопоставление». В ее рамках вы создаете героя и главного противника, плюс еще двух дополнительных противников (если противники выполняют важную сюжетную функцию, их может быть еще больше). Представьте себе каждого из персонажей — героя и трёх его противников — в углах квадрата, что символизирует, как они максимально отличаются друг от друга.
Стандартное противопоставление:
Четырехугольное противопоставление:
При работе над четырехугольным противопоставлением следует помнить о следующих правилах:
1. Каждый из противников должен использовать свой собственный способ атаковать слабость героя.
Атаковать слабость героя — главная задача противника. Таким образом, первый способ сделать противников отличными друг от друга — позволить каждому по-своему бить по слабости героя. Обратите внимание, что эта методика гарантирует, что все конфликты естественным образом связаны с главной слабостью героя. Четырехугольное противопоставление позволяет воссоздать общество в миниатюре, где каждый из персонажей становится одним из столпов этого общества.
В следующих примерах герой находится в верхнем левом углу, главный противник — справа, напротив, два дополнительных противника внизу. В скобках указан архетип, если он есть. Изучая примеры, обратите внимание, что четырехугольное противопоставление годится в качестве фундамента для любой хорошей истории, вне зависимости от жанра, направления или времени написания.
Гамлет
(Вильям Шекспир, где-то 1601)
Гамлет король Клавдий (+ Розенкранц + Гильденстерн)
(принц-бунтарь) (король)
королева Гертруда Полоний (+ Офелия)
(королева) (наставник) + (дева)
Подозрительные лица
(Кристофер Маккуорри, 1995)
Китон (+ команда) агент Куйан
(трикстеры-воины) (нет)
Болтун Кайзер Сузе (+ его представитель)
(художник-трикстер) (воин-король)
2. Постарайтесь создать конфликт между всеми персонажами, не только между героем и противниками.
Обратите внимание на явное преимущество, которое дает вам четурехугольное противопоставление. Использовав его вместо простого противопоставления, вы резко повышаете количество конфликтов, которые можете создать в книге. Возможен не только конфликт между героем и тремя противниками (вместо одного), но еще и конфликты между самими противниками, как показано стрелками на схеме. В результате вы поличите плотный и напряженный сюжет.
Красота по-американски
(Алан Болл, 1999)
Лестер (+ Рикки) Кэролин (+ король недвижимости)
(низвергнутый король-трикстер) (королева-мать)
Джейн (+ Анжела) полковник Фиттс
(принцесса-бунтарь + принцесса) (воин)
Грозовой перевал
(роман Эмили Бронте, 1847, сценарий Чарльза МакАртура и Бена Хекта, 1939)
Кэти Хитклифф
(любовник) (любовник-бунтарь)
Хиндли, ее брат Линтон (+ Изабелла, ее сестра)
(нет) (король)
3. Сделайте так, чтобы ценности всех четырех персонажей конфликтовали.
Хорошая история рассказывает не только о конфликте между персонажами, но и о конфликте между их ценностями. Когда характер героя меняется, меняются и его ценности, убеждения, что подталкивает к нравственному поступку. Хороший противник обладает набором убеждений, которые тоже попадают под удар. Если убеждения героя не вступают в конфликт с убеждениями хотя бы еще одного персонажа (лучше всего — противника), то они не имеют смысла, потому что никак не выражаются в истории.
В простом противопоставлении два персонажа, герой и противник, сражаются за одну цель. Во время сражения их ценности и образ жизни также вступают в конфликт.
Четырехугольное противопоставление ценностей позволяет вам создать историю эпического масштаба и при этом сохранить ее естественную целостность. Например, каждый персонаж может выражать уникальный набор ценностей, представлять образ жизни, что вступает в конфликт с тремя другими образами жизни. Обратите внимание, что четырехугольный метод расположения конфликтующих ценностей дает вам огромное богатство и глубину истории.
История с четырехугольным противопоставлением ценностей может выглядеть вот так:
КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ: максимально подробно перечисляйте ценности каждого из персонажей.
Не останавливайтесь на одной ценности на персонажа. Подумайте о том, что персонаж — собрание различных убеждений и черт, каждая из них уникальна, но при этом связана с остальными.
КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ: ищите положительные и отрицательные стороны (версии) у каждой ценности.
Вера во что-то может быть силой, но может быть и слабостью. Отмечая как положительные, так и отрицательные стороны каждой из ценностей, вы увидите, что герой почти наверняка допустит ошибку, сражаясь за то, во что верит. Каковы примеры положительной и отрицательной версии одной и той же ценности? Решительный/агрессивный, честный/бесчувственный, патриотический/деспотический.
Вишневый сад
(Антон Чехов, 1904)
Раневская (+ ее брат Гаев) Лопахин
(королева + любимая) (принц) (делец)
настоящая любовь, красота, прошлое деньги, положение, власть, будущее
Варя
(труженица)
усердие, семья, брак, прагматизм
Трофимов Аня
(ученик + учитель) (принцесса)
правда, обучение, сострадание, возвышенная любовь ее мать, доброта, высшая любовь
4. Разведите персонажей по углам.
Создавая четырехугольное противопоставление, впишите героя и трех его соперников в углы квадрата, как на уже приведенных схемах. Потом «затолкайте» его как можно дальше в угол, сделав максимально отличающимся от других.
Бутч Кэссиди и Санденс Кид
(Уильям Голдман, 1969)
Буч Санденс (+ Этта)
(трикстер) (воин + любовник)
Харви Харриман + подручные (Лафорс)
(воин) (король + воины)
Филадельфийская история
(пьеса Филипа Бэрри, сценарий Дональда Огдена Стюарта, 1940)
Трейси Декстер
(богиня) (любовник)
Джордж, жених Майк (+ Лиз)
(король) (художник)
5. Распространите четырехугольную структуру на все уровни истории.
Определившись с четырехугольным противопоставлением, подумайте о том, как сохранить такую же структуру на всех уровнях истории. Например, можно организовать уникальное четырехугольное противопоставление в структуре общества, какой-то организации, семьи, или внутри одного персонажа. В масштабных историях вы можете заметить подобное четырехугольное противопоставление сразу на нескольких уровнях.
Вот три истории, в которых четырехугольное противопоставление проявляется на двух уровнях:
Илиада
(Гомер)
Среди греков
Ахиллес Агамемнон
(воин-художник-бунтарь) (король)
Одиссей Аякс
(трикстер-воин) (воин)
В мире
Ахиллес Гектор
(воин-художник-бунтарь) (воин-принц)
Агамемнон Парис (+ Елена)
(король) (любовник)
Семь самураев
(Акира Киросава, Шинобу Хашимото, Хидео Огуни, 1954)
Среди самураев
главный самурай + остальные мастер-мечник
(воин-король) (художник-воин)
ученик самурай Мифуне
(ученик) (крестьянин-воин)
В мире
главный самурай + команда самураи-разбойники
(убийца-король) (убийцы)
крестьяне самурай Мифуне
(земледельцы) (земледелец-убийца)
Крестный отец
(по роману Марио Пьюзо, сценарий Марио Пьюзо и Фрэнсиса Форда Копполы, 1972)
Внутри семьи
Крестный отец (+ Том) Сонни
(король) (воин)
Фредо (потом Кей) Майкл
(любимый) (трикстер-воин-король)
В мире
семья Корлеоне Солоццо
(король + воины) (воин)
Барзини Карло (Тессио + водитель + телохранители)
(король) (трикстеры)