Работать, а не пускать пыль в глаза
«Блефуй, пока не сорвешь банк», — советовал Джеффу аплайн-лидер в его бывшей компании. Это означало, что Джеффу следовало вкладывать деньги в дорогую одежду и прочие внешние атрибуты благополучия с тем, чтобы создавать у потенциальных рекрутов впечатление успеха и процветания. Предполагалось, что, создавая видимость, он привлечет в компанию достаточное число партнеров, и в итоге его собственный бизнес пойдет в гору. Джефф, к собственному несчастью, последовал совету буквально.
«Я приобретал модные костюмы и встречался с будущими рекрутами в дорогих ресторанах, — вспоминает он. — Я купил сотовый телефон и пользовался любым случаем и каждой удобной минутой для организации трехстороннего разговора или поиска клиентов. В первом же телефонном счете фигурировала сумма 1800 долларов. Мои комиссионные за тот же месяц составили 450 долларов». Джефф опрометчиво оставил место постоянной работы, не дождавшись чека, которым оправдывался бы такой шаг. Крушение карточного домика было лишь вопросом времени. Денег на расточительный стиль жизни хватило на несколько месяцев. Джефф не самым простым способом постиг ту, казалось бы простую, истину, что работа и пускание пыли в глаза — не одно и то же.
НА СКУДНОМ ПАЙКЕ
Под опекой Тодда Смита дело в Rexall было поставлено по-иному. Новый наставник Джеффа проповедовал предельно экономный подход к ведению бизнеса. «Тодд учил меня тратить с умом, — говорит Джефф, — и следить за тем, чтобы время расходовалось по тому же принципу, что и деньги, то есть обеспечивая максимальную отдачу».
Понятно, что условия, в которых оказался Джефф, сами заставляли его вести бизнес по-спартански. В долгах, как в шелках, квартируя в доме родителей, он мог позволить себе иметь только самое необходимое. Свой офис он разместил в гараже. Столом стала старая парта, которой Джефф пользовался еще в колледже, с положенной поверх нее спинкой от его кровати. Телефонный провод был пропущен через потолок из его спальни наверху. В единственном книжном шкафу разместились все рабочие документы от комиссионных счетов до базы данных на потенциальных рекрутов и клиентов. «Свой офис я делил с ржавым холодильником и двумя автомобилями, — вспоминает Джефф. — В нем всегда пахло антифризом».
МАССИРОВАННАЯ АТАКА
Далее Джефф перешел к реализации масштабной акции, которую сетевики именуют «массированной атакой», — к энергичной работе по поиску и привлечению новых партнеров. Строительная компания, в которой Джефф работал, прекратила свою деятельность вскоре после того, как он примкнул к Rexall. В итоге Джефф остался без чека на зарплату. Однако появилось много времени для новой его работы. Теперь он ежедневно сидел за своим столом с половины восьмого утра до полуночи лишь с двумя небольшими перерывами в течение дня. «Я быстро рос, — рассказывает Джефф. — В то время как мои друзья ходили на концерты или играли в баскетбол, я полностью отдавался делу. Я был решительно настроен на то, чтобы заставить наконец этот бизнес работать. Многие считали, что я рехнулся. Я же хотел доказать, что они ошибаются, и именно это желание являлось для меня главным мотивирующим фактором».
Это был тяжелый одинокий труд в отцовском гараже, и состоял он в прозвоне покупателей. Разочарования поджидали Джеффа на каждом шагу, но он поддерживал в себе силу духа, прослушивая мотивирующие записи. Так, из выступления Джима Рона, записанного на нескольких кассетах под общим названием «Возложите на себя ответственность за собственную жизнь», Джефф извлек важный урок, следование которому самым решительным образом обеспечит впоследствии успех его работы. Рон говорил: если вы видите, что другой продавец получает большие комиссионные, чем вы сами, — скажем, 10% против вашего одного, — то существует простой способ ликвидировать разрыв. «Просто разговаривайте с вдесятеро большим числом людей», — поясняет Джефф. Этот принцип стал краеугольным камнем его стратегии.
ТЕПЛЫЙ РЫНОК
Джефф составил список родственников, друзей и коллег. Они были его «теплым рынком» — той группой потенциальных покупателей и партнеров, с которыми у него уже сложились близкие личные отношения. Классическая мудрость сетевого маркетинга гласит: проще находить рекрутов на своем теплом рынке, чем в среде незнакомых людей.
Но нет правил без исключений. Теплый рынок Джеффа оказался на удивление неподатливым. Те, кто знал Джеффа, уже были свидетелями его неудачи в одном МЛМ-бизнесе и относились к нему в общем-то как к бездельнику. Хуже того, многие друзья Джеффа были малоперспективными рекрутами, поскольку отличались такой же безответственностью, какой сам он до недавнего времени страдал. «Это были ребята, которые все свое свободное время посвящали спортзалу и ночной жизни, — говорит Джефф. — Они не особенно задумывались о будущем. Их будущим был вечер ближайшей пятницы».
ХОЛОДНЫЙ РЫНОК
Из 160 человек «теплого» списка только пять согласились сотрудничать с Rexall. Обескураживающий результат. Но памятуя о совете Джима Рона, Джефф умножил свои усилия. Он обратился к «холодному рынку», к той массе потенциальных рекрутов, которая находилась вне сферы его личного влияния.
Многие МЛМ-инструкторы предостерегают новичков от работы с холодным рынком. Посторонние люди могут реагировать на нежелательные коммерческие подходы к себе весьма резко. «Звонки незнакомцам способны очень быстро отбить у вас желание заниматься продажами, — замечает Хилтон Джонсон, президент MLM University, консалтингового агентства по проблемам сетевого маркетинга, расположенного во Флориде. — При холодных звонках вы постоянно сталкиваетесь с отказами и оскорблениями. Ежедневный холодный прозвон подобен прогулке по тюремному двору». Для большинства людей совет Джонсона может оказаться полезным. Но Джефф был на краю. В данной ситуации отказы и оскорбления мало его смущали. Постыдность сегодняшнего положения и репутация неудачника вытеснили из его души все прочие эмоции, кроме жгучего желания добиться успеха.
ХОЛОДНЫЙ 0БЗВ0Н
Одним из элементов тактики Джеффа стали звонки по номерам, указанным в «желтых страницах». Его мишенью, в частности, стали бухгалтерские фирмы, поскольку в их рекламных объявлениях часто прямо назывались имена сотрудников. «Я занимался такими звонками по шесть — восемь часов в день, — вспоминает Джефф, — в поисках тех, кто согласился бы поговорить со мной в течение пятнадцати минут или прослушать аудиозапись». Холодные звонки действительно чреваты частыми отказами, но громкое имя фирмы придавало Джеффу уверенности и добавляло убедительности его словам.
«Я работаю с Rexall, — с места в карьер начинал Джефф. — Мы расширяем свою деятельность в этом регионе и формируем новое сбытовое подразделение по реализации профилактических средств. Вы, вероятно, слышали название фармацевтического гиганта Rexall?» Большинство собеседников отвечали утвердительно. Едва приступив к делу, Джефф уже имел в своем активе три положительных момента. Во-первых, утвердительный ответ собеседника. Во-вторых, Джефф немедленно ассоциировал себя с уважаемой маркой. И в-третьих, добивался благожелательного отношения со стороны потенциального рекрута упоминанием о фармацевтической отрасли, которая пользуется в общественном сознании славой престижного и прибыльного бизнеса. И все же это была работа на износ. Джефф подсчитал, что получить согласие на сотрудничество ему удавалось в среднем лишь у одного человека из двухсот пятидесяти.
«ТЕПЛОВАТЫЙ» РЫНОК
Не все звонки Джеффа были действительно такими уж «холодными». Значительная часть поисковой работы проводилась им на рынке, который Хилтон Джонсон определяет как «тепловатый». Тепловатый рынок представлен людьми, с которыми вы уже раз-другой общались, теми, кого рекомендовали вам другие потенциальные рекруты, и теми, кто уже имел возможность ознакомиться с вашими информационными материалами.
Джефф научился использовать холодные звонки для приобретения тепловатых объектов поиска. Даже когда собеседник наотрез отказывался от предложения Джеффа, тот просил о подсказке. «Мы ищем в этом регионе людей, которые готовы к восприятию новых бизнес-концепций, — говорил он. — Не приходит ли вам на ум имя человека, которого заинтересовала бы перспектива развития собственного бизнеса?» Достаточно часто люди снабжали его именами и телефонами. Таким образом, сами того не подозревая, рекомендуемые превращались в тепловатых потенциальных клиентов Джеффа. Когда он им звонил, то уже располагал тем преимуществом, что мог с чистой совестью сказать, что его вывел на собеседника его собственный друг или деловой партнер.
ОБЪЯВЛЕНИЯ В ПРЕССЕ
Многие сетевики заявляют о высокой эффективности размещения объявлений в разделах «Classified» периодических изданий. Объявления приносят много тепловатых звонков от людей, которые демонстрируют свой интерес к вашему бизнесу уже тем, что поднимают трубку и набирают указанный в объявлении номер. Поскольку финансовое положение Джеффа было сложным, он пользовался этим способом умеренно и расчетливо. Количество слов в объявлении тщательно продумывалось, с тем чтобы не тратились лишние деньги, особое внимание уделялось активности откликов на различные типы объявлений.
Опытным путем он выяснил, что наибольший эффект дают объявления, размещенные в рубрике приглашений на работу, а не в разделе предложений о сотрудничестве. Типичное объявление имело следующий текст: «Срочно требуется менеджер с предпринимательской жилкой, вдоволь насытившийся корпоративной рутиной. Мы представляем группу специалистов в области медицины и бизнеса, занятых расширением деятельности нового подразделения крупной фармацевтической компании. Вышлите свое резюме по факсу... конфиденциальность гарантируется». Звонившим Джефф сообщал, что предлагает базу для предпринимательской деятельности, а не оплачиваемую должность. Около 10% звонивших, узнав, что речь идет о многоуровневом маркетинге в негодовании бросали трубку. Однако большинство все же соглашались его выслушать. Джеффу удавалось рекрутировать от 1 до 5% позвонивших по объявлению.
МЕТОД ЛИЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ
Помимо всех прочих, Джефф пользовался методом, который сам он определяет как личное наблюдение. Он старался чаще посещать места, где высока вероятность встречи с ориентированными на ведение бизнеса людьми, например, административные комплексы и мероприятия, организуемые местной торгово-промышленной палатой. Там он вступал в разговоры с теми, кто казался ему перспективным в плане дальнейшей разработки. Если собеседник в принципе не обманывал ожиданий Джеффа, он предлагал обменяться визитными карточками. Джефф взял себе за правило никогда не выказывать напрямую своих намерений при первой же встрече с человеком.
«Моя цель состояла в установлении контакта, -говорит Джефф. — Я понял, что наличие контакта — важнейшее условие работы на холодном рынке. Если вы сумели завоевать симпатию человека, то потом он непременно выслушает то, что вы собираетесь ему сказать». Личное наблюдение оказалось одним из наиболее продуктивных элементов стратегии Джеффа. Ему удавалось рекрутировать порядка 10% тех, с кем он налаживал контакт этим способом.
СИЛА НАСТОЙЧИВОСТИ
Джефф с головой ушел в свой бизнес. Многие сетевики довольствуются достаточно комфортной работой на теплом рынке, либо предпочитают анонимность поиска клиентов и рекрутов через Интернет или прямую почтовую рассылку. Само же отчаянное положение Джеффа наделило его смелостью и напором, которыми он прежде никогда не отличался. Впервые в жизни он ринулся в атаку, даже не помышляя о возможном отступлении. «Люди начинали смотреть на меня по-иному», — вспоминает он.
Теперь, когда Джефф разъезжает по стране, проводя тренинговые семинары и участвуя в бизнес-брифингах, он часто спрашивает у аудитории, многим ли пришлось испытать на себе внимание со стороны сетевиков, которые в последующие шесть месяцев либо оставили бизнес, либо перешли в другую компанию. Обычно руку поднимают от 50 до 90% присутствующих. Этим обстоятельством и объясняется тот малопривлекательный образ многоуровневого маркетинга, который утвердился в сознании многих людей — будто бы в отрасли преобладают неудачники и летуны.
«Когда я впервые говорил людям о своем занятии, они заведомо видели во мне аналог тех сетевиков, с которыми они уже встречались раньше, — заключает Джефф. — Люди считали, что вскоре и след мой простынет». Но когда те же люди и через год, и позже видели, что Джефф по-прежнему в игре, многие отчетливо выказывали ему свое уважение. «Зарабатывать я начал по истечении первого года, — рассказывает Джефф. — Я приобрел веру в себя и гордился собой. Я сознавал, что сумел сделать то, что не удавалось очень многим, а именно — выдержал испытание и не опустил руки».
ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ
Отец Джеффа одним из первых заметил изменения, произошедшие в сыне. «Не знаю, чем ты там занимаешься, — сказал он однажды Джеффу, достаточно понаблюдав за тем, как тот из месяца в месяц корпит в своем гараже, — но работаешь ты действительно как вол. Что бы ты ни делал, если будешь продолжать в том же духе, то, уверен, добьешься своего».
И он не ошибся. За первый год Джефф заработал 48 тысяч долларов, то есть больше тех 30 тысяч, что получал не так давно в должности инженера. Экспоненциальный рост стал проявляться в течение последующего года. «Теперь я видел, как люди в моем бизнесе самостоятельно занимаются делом, — вспоминает Джефф. — В моем даунлайне появились действительно цепкие, талантливые дистрибьюторы, люди, поглощенные работой и занятые формированием собственных групп». Соответственно росли и доходы Джеффа, которые удвоились во второй год и составили сумму в 100 тысяч долларов. В 1998 году, на седьмой год работы в бизнесе, Джефф получил комиссионных и оверрайдов на 833 тысячи.
ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА
Еще когда он работал в отцовском гараже, Джефф начал встречаться с девушкой по имени Лайза. «Иногда мы вместе куда-нибудь ходили, и обычно ей приходилось самой за себя платить, — вспоминает Джефф. — Если же я приглашал ее поужинать, то это означало поход в «Burger King»». Будучи служащей банка, Лайза придерживалась традиционных взглядов на бизнес. Она воспринимала МЛМ-предприятие Джеффа как авантюру. «Однако ко мне она относилась хорошо и уважала мой выбор, — говорит Джефф. — Однажды я заставил ее сесть и сказал, что если она мне доверяет, то просто пусть немного подождет и не разочаруется».
На третий год работы Джеффа с Rexall они с Лайзой поженились. Сегодня они живут в доме площадью шесть тысяч квадратных футов с собственным пляжем на берегу озера. В их гараже на четыре машины стоят «Кадиллак», «Лексус» и мотоцикл «Харлей-Дэвидсон». До того как Джефф начал сотрудничать с Rexall, он никогда не бывал за границей. Сегодня он часто посещает такие экзотические места, как Гонконг или Осака, и по делам бизнеса, и просто ради развлечения. Получаемый Джеффом остаточный доход наделил его свободой выбора, о которой он и не помышлял. Недавно после возвращения из путешествия по Гавайям Джефф подарил себе несколько дополнительных дней отдыха, чтобы прокатиться на «Харлее» по калифорнийскому побережью.
СТИСНУТЬ ЗУБЫ И ОСТАТЬСЯ
Для Джеффа дни в стиле «блефуй, пока не сорвешь банк» давно миновали. Он усвоил, что только настойчивость до одержимости является по-настоящему верной формулой успеха в сетевом маркетинге. «В один прекрасный момент я понял, что хочу добиться реального успеха, — говорит он. — Я не хотел быть одним из тех, кого обычно ассоциируют с сетевиком: бодрячком в костюме с иголочки, сыплющим именами известных личностей, домогающимся знакомств и пускающим пыль в глаза, тогда как в кармане остался последний мятый доллар. Я решил собрать волю в кулак и заставить систему работать на себя».
Джефф благодарил теперь судьбу за то, что она дала ему силы не опустить руки после неудачи в первой его МЛМ-компании. «Причина, по которой большинство людей терпят неудачу в этом бизнесе, — заключает он, — состоит в том, что они впадают в отчаяние и отступают. Стисни зубы, переживи самые трудные первые времена и останься — и, считай, дело на 90% сделано».
ЧАСТЬ V
НАЙДИТЕ СЕБЕ НАСТАВНИКА
ГЛАВА 23 РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ
Денсон Тейлор имел все основания быть довольным своей жизнью. Уже спустя три года после начала сотрудничества с Excel Communications он стал миллионером. Когда бизнес требует его пребывания в другом месте, собственный шофер отвозит Денсона на лимузине в аэропорт. При менее дальних поездках Денсон пользуется либо своим «Mercedes 500» с откидным верхом, либо «Lexus LS 400», либо спортивного вида «Lincoln Navigator», на котором обожают кататься его дети. Большинство людей были бы вполне удовлетворены шестизначным ежемесячным доходом Денсона. Но сам он мечтал довести эту сумму до миллиона и к тому же имел вполне реальный план претворения мечты в действительность.
Как ему удалось достичь столь многого за такое короткое время? Денсон первым готов признать, что не является гением бизнеса. Не было у него и каких-то особых стартовых преимуществ или привилегий. Родился он в рабочей семье афроамериканцев в Мемфисе, колледжа так и не закончил. Отец работал водителем на складском подъемнике. Родители Денсона были бы счастливы, если бы он просто устроился на постоянную работу, которая обеспечила бы ему в старости хорошую пенсию. Но у их сына были более амбициозные планы и достаточно здравого смысла, чтобы целенаправленно работать над их воплощением. Денсон считает, что своим успехом он в первую очередь обязан способности правильно выбирать учителей и неукоснительно следовать их наставлениям.
ВЫБОР ПУТИ
Первыми ролевыми моделями Денсона, естественно, были его родители. Это были серьезные люди, воспитывавшие своих троих детей в духе строгой морали и этики неустанного труда. «Мои родители ни в чем не давали нам спуску, — вспоминает Денсон. — Они не позволяли мне проявлять ни малейшего неуважения к кому бы то ни было, тем более к старшим по возрасту. Каждое воскресенье вся семья посещала церковь. Во время еды все дети должны были сидеть за столом, неважно, хотели мы есть или нет. Если я приносил из школы плохую оценку, то меня подвергали наказанию, которое не снималось в течение шести недель».
Родители создали для своих детей уютный и заботливый дом, что далось им нелегко. С ранних лет Денсон замечал, сколько сил отнимала у отца работа на заводе. «Я видел, что большую часть жизни он отдавал компании и в течение двадцати лет ни одного рабочего дня не провел дома, — рассказывает Денсон. — Он бывал в хорошем расположении духа в пятницу вечером, потому что в субботу был выходной. Но к вечеру воскресенья отец всегда мрачнел. Мыслями он уже был там — на своем заводе». Однажды отец собрал семью и объявил, что завод закрывается. Теперь он становился безработным. Позже компания предложила ему место на складе, но только за половину прежней зарплаты. «И все же отец согласился, потому что чувствовал, что выбора у него нет, — продолжает Денсон. — Именно в тот момент я и решил, что хочу быть предпринимателем, хочу сам управлять бизнесом. Я не собирался, как отец, уповать на милость компании».
ДАЛЬНЕЙШИЕ ШАГИ
Денсон вовремя усвоил важную мысль относительно наставников. Как бы ни был хорош учитель и сколь бы ценными его уроки ни казались, наступает момент, когда ученик должен перерасти своего учителя. Возьми от каждого наставника все, что можешь, а затем иди дальше. Если хочешь расти, то должен находить себе новых учителей, которые проведут тебя по всем этапам твоего пути. У отца Денсон перенял уважение к труду, основательность и чувство собственного достоинства. Однако отец не мог научить его тому, как быть предпринимателем, поскольку сам никогда предпринимательством не занимался.
Поступив в колледж, Денсон быстро понял, что возможности тамошних преподавателей также ограничены. Одному из лучших учеников школы по математике Денсону не составило особого труда поступить в Университет штата в Мемфисе, где он рассчитывал получить степень в области бизнеса. Но его энтузиазм таял с каждой прослушанной лекцией. «Я чувствовал, что понапрасну теряю время, — вспоминает он. — Моей целью было стать миллионером, преподаватели же учили чему угодно, только не этому. Для меня было мукой сидеть в аудитории и слушать их». К ужасу родителей, Денсон объявил, что уходит из колледжа и собирается стать агентом по торговле недвижимостью. «Они предостерегали меня, объясняя, что у меня будут проблемы с оплатой больничных и не будет стабильной зарплаты, — говорит Денсон. — Но мне ничего этого не было нужно. Я хотел быть богатым».
МОДЕЛИРОВАНИЕ УСПЕХА
Еще в детстве богатство завораживало Денсона. Когда он посещал своих преуспевающих двоюродных братьев, то неизменно отмечал красоту их дома, элитное соседское окружение, сверкающие лаком новые «кадиллаки». «Я всегда был большим мечтателем, — признается Денсон. — Мысль о том, чтобы стать богатым, постоянно сидела у меня где-то в подсознании». Денсон инстинктивно понимал: чтобы достичь богатства, нужно окружить себя людьми, которые уже двигались по этому пути. Он тщательно продумал свое появление на рынке недвижимости и сразу примкнул к известному агентству, где, как он полагал, получит необходимые знания и поддержку. Добившись своего, он стал искать себе наставников и ролевые модели. «Я оказался в среде людей, которые уже вовсю занимались тем, чем собирался заняться я сам», — говорит Денсон.
Когда в компании предложили пройти трехмесячный курс обучения, Денсон немедленно на него записался. «Многие участники курса считали, что им излагают банальные вещи, — вспоминает он. — Они не особенно вникали в смысл происходящего и не утруждали себя выполнением заданий. Я же каждую неделю был занят выполнением той или иной рекомендации преподавателей. Я делал все, что нам предлагалось, и старался добиться практического результата». Денсон заучивал тексты лекций по коммерчески практике, словно это было Священное Писание, он вновь и вновь прослушивал магнитофонные записи, пока не научился воспроизводить все нюансы голоса тренера. «Я начал говорить, как человек с шенки», — рассказывает Денсон. Результаты приложенных усилий не заставили себя ждать. Через семь месяцев он стал четвертым по производительности агентом компании и получал за год шестизначные комиссионные.
СЛЕДУЮЩИЙ УРОВЕНЬ
Но Денсон стремился к большему. Когда он показывал клиентам дома в респектабельных живописных районах, то сам словно пропускал через себя все, что должен был продавать. «Я ходил по комнатам и грезил, — рассказывает Денсон. — Я говорил себе, что однажды и у меня будет нечто подобное». Однако пока эта его мечта по-прежнему оставалась недостижимой. У него уже были жена и дети, которых надо было содержать. Счета все росли. Денсон получал хорошие, но нестабильные комиссионные. За один месяц могло выйти 50 тысяч, за другой — 12 тысяч. «Помнится, я говорил жене, что для того, чтобы мы могли делать то, что хотим, мне нужно было зарабатывать по 50 тысяч долларов ежемесячно», — вспоминает Денсон.
Однажды Денсону позвонил приятель, тоже риэлтор, зарабатывавший ежегодно 400 тысяч долларов продажей домов. Он пригласил Денсона поучаствовать в бизнес-брифинге, организуемом Excel Communications.
Денсон раньше уже сталкивался с многоуровневым маркетингом. Его мать в течение нескольких лет пыталась продавать этим способом парфюмерию, но никаких серьезных денег заработать не смогла. Денсон и сам какое-то время по-любительски продавал кремы для кожи, когда ему был двадцать один год. «Но я никогда по-настоящему не вникал в этот бизнес, и ничего путного у меня, конечно же, получиться не могло», — признает он.
ПРИСТУП ДОВЕРИЯ
Располагая таким опытом, кто-то, не долго думая, заключил бы, что сетевой маркетинг не заслуживает внимания как нечто легковесное. Но Денсон рассматривал приятеля как ролевую модель и невольно задался вопросом, почему этот человек, успешно зарабатывающий 400 тысяч, готов оставить бизнес ради Excel. Денсон был заинтригован. Вся его стратегия до сих пор строилась на следовании примеру более преуспевающих коллег. А человек этот зарабатывал примерно вчетверо больше Денсона. Если уж он был готов попытать счастья в МЛМ-бизнесе, то, возможно, и ему, Денсону, стоило последовать его примеру? «Все это казалось мне логичным, — вспоминает Денсон. — Я практически ничего не знал ни о компании, ни о самом сетевом маркетинге, и все же просто взял и бросил свой тогдашний бизнес и отправился вслед за приятелем».
ИССЛЕДОВАНИЕ АПЛАЙНА
У Денсона была новая ролевая модель в лице коллеги-риэлтора, за которым он доверчиво последовал. И вновь Денсон обнаружил, что его очередной учитель имеет свои слабости. Спонсор Денсона был практически столь же неискушенным в МЛМ-бизнесе человеком, как и он сам. Денсон понимал: чтобы преуспеть, ему придется найти более опытных наставников. Это означало необходимость исследования аплайна, то есть необходимость перешагнуть через голову спонсора и продвигаться вверх по иерархической структуре компании, пока не будет найден лидер, готовый тратить на работу с Денсоном свое время.
Excel поощряла своих людей к приглашению потенциальных клиентов и рекрутов на бизнес-брифинги, собрания, обычно проходящие в конференц-залах отелей, на которых можно одновременно поработать со многими новыми людьми. Компания раздавала организаторам специальные информационные блокноты и готовые тексты коммерческих презентаций. Все, что оставалось делать, — это следовать инструкциям и зачитывать тексты слово в слово. Но Денсон и его спонсор понимали, что если они хотели сделать свою презентацию действительно эффективной, то им нужна была помощь. Поэтому оба принялись исследовать аплайн. Они обзвонили всех лидеров, которых знали, и наконец нашли того, кто согласился выступить на их презентации. На первый брифинг пришли тридцать человек, и некоторые сразу согласились работать с Excel. Результат настолько вдохновил Денсона, что он убедил лидера выступить на еще одном подобном собрании вечером того же дня.
ЧТО-ТО ЗДЕСЬ, ЧТО-ТО ТАМ
Многие люди воспринимают наставничество как продолжительный период близких личных отношений. Но такого рода отношения в бизнесе редки. Большинству сетевиков приходится пользоваться преимуществами помощи со стороны более опытных профессионалов от случая к случаю, ухватывать что-то здесь, что-то там от разных людей.
Денсон никогда не имел одного-единственного наставника, который постоянно поддерживал бы его под руку или предложил полную схему достижения успеха. Но сам он постоянно внимательно следил за действиями представителей высшего эшелона в иерархии Excel. Когда высказывались топ-лидеры компании, Денсон ловил буквально каждое их слово, будь то произнесенное на собрании, записанное на пленку или напечатанное в информационном бюллетене компании. Некоторые из наиболее ценных для него уроков были усвоены со слов тех, кто никогда не узнал бы в толпе его лицо.
ПУСТЬ ВСЕ БУДЕТ ПРОСТО
Одним из заочных учителей Денсона был Пол Орберсон, топ-лидер продаж в Excel Communications. Из всех его аудиозаписей и публичных выступлений Денсон выделил для себя, в частности, принцип, который можно обозначить словами «пусть все будет просто». Многие новички испытывают большой соблазн перегрузить потенциальных рекрутов информацией. Они готовы бесконечно рассуждать о дерегуляции телекоммуникационной сферы и безграничном потенциале роста, который вследствие этого открывается на пороге XXI века. Орберсон утверждал, что подобные пламенные монологи — пустая трата времени. Люди приходят в МЛМ-бизнес с единственной целью — делать деньги. Что им больше всего хочется узнать — это как заставить систему работать на себя. «Вы просто фокусируете внимание на двух основных моментах, — говорит Денсон, — на финансовой независимости и свободе распоряжаться своим временем. Они хотят знать, как вести бизнес, как обеспечить себе выплаты и как помочь другим людям зарабатывать деньги». Чем проще ваше собственное обращение, тем выше его воспроизводимость, а значит, тем легче будет вашим рекрутам повторить его, обращаясь к их собственным потенциальным рекрутам. Для новичков Денсон разбивает бизнес на простые модули. Он привлекает их внимание поочередно к отдельным элементарным действиям. «Я говорю людям, что мы поможем им заработать 1200 долларов за первые две недели, — говорит Денсон. — Все, что им надо будет сделать, это привлечь к работе трех представителей и помочь каждому из них найти восемь клиентов».
КАРУСЕЛЬ СОБРАНИЙ
Другой способ упростить дело — приглашать потенциальных рекрутов на бизнес-брифинги. Когда вы проводите два часа в доме потенциального партнера, разворачивая перед ним персональную презентацию, то тем самым формируете в его сознании не самый привлекательный образ будущей работы. У человека создается впечатление, что ему также придется ходить от двери к двери и в течение долгих часов беседовать с каждым возможным членом даунлайна. Если же вы пригласите его на сорокапятиминутный бизнес-брифинг, там же оформите союз и позволите ему через полтора часа быть дома, то впечатление о бизнесе сложится совершенно иное. Человек поймет, что сможет без особого труда строить собственную организацию, просто в течение недели приглашая людей на собрание, которое состоится в ближайший понедельник вечером.
Воодушевленный успехом первых собраний Денсон начал проводить бизнес-брифинги каждый вечер. Эффект не отличался стабильностью. Иногда удавалось собирать по 120 человек, но в иные дни его встречал пустой зал. Денсон вспоминает один из таких вечеров, когда увидел перед собой только двух людей: члена собственного даунлайна с единственным гостем, которого тому удалось заинтересовать мероприятием. Как человеку ответственному, Денсону пришлось в полном объеме провести презентацию бизнеса перед этим единственным посетителем.
ДЕФИЦИТ РЕШЕНИЙ «ПОД КЛЮЧ»
Денсон знал, что собрания действительно дают эффект. Его бизнес устойчиво развивался. Однако он не мог избавиться от ощущения, что чего-то в рецепте все же не хватало. Усвоенной им концепцией бизнеса предполагалось, что работать в нем должно быть легко. Но проведение даже еженедельных брифингов являлось тяжелым испытанием, которое истощало его духовно, психологически и физически. Он постоянно находился в напряжении и непрерывной суете, пытаясь приглашать на собрания новых экспертов из других мест, стремясь не давать скучать на встречах действующим представителям своего даунлайна. Всякий раз он с волнением ожидал, сколько человек придет, опасаясь, что аудитория соберется удручающе малочисленная. Такие эмоциональные «американские горки» никак не вписывались в присущую Excel общую культуру решений «под ключ». По логике вещей, должен был существовать какой-то более рациональный способ ведения дела.
Ощущения не обманывали Денсона. Прежде он всегда с успехом выходил из подобных затруднительных ситуаций, находя себе очередного наставника. Проверенный способ должен был помочь ему и на этот раз. Обладатель одного из самых светлых умов в компании уже работал над проблемой. Решение, которое будет в итоге предложено, окажется столь удачным, что по сути станет ключом к воплощению в действительность давних мачьчишеских грез Денсона.
ГЛАВА 24
СОБРАНИЕ «ПОД КЛЮЧ»
Вице-президентом по маркетингу в Excel Communications был человек по имени Стив Смит. Как уже упоминалось в главе 14, Смит в 1989 году объединил усилия с техасским нефтяным дельцом Кении Трауттом с целью основания МЛМ-бизнеса Excel. В отличие от Траутта, Смит был опытным сетевиком, прекрасно представлял силу многоуровневого маркетинга и убедил партнера воспользоваться этой инновационной методикой для реализации услуг дальней связи.
Как пишет в своей книге «Феномен Excel» Джеймс Робинсон, Смит рассчитывал, что, приняв его план, Траутт предложит ему теплое и доходное местечко, эдакую синекуру, в новой компании. Однако Траутт рассудил по-другому. «Стив, — сказал он Смиту, — ты прекрасно справился с непростой задачей, убедив меня в выгодности своего плана. Тем же манером ты будешь теперь сколачивать свой капитал». Смит был поражен. Траутт предлагал ему зарабатывать на жизнь одними только комиссионными. У Смита за душой не осталось ни гроша, а ему необходимо было кормить семью. И все же он принял вызов Траутта.
Он принялся разъезжать по стране, собирать бизнес-брифинги и единолично формировать даунлайн Excel практически с нуля. Сегодня Смит — очень богатый человек. Но он никогда не забывал о том, что его успех начинался с рутинной работы рядового сетевика. Он прекрасно представляет, что значит строить бизнес по одному человеку. Поэтому, когда весной 1998 года им был предложен новый формат бизнес-брифингов в компании Excel, инициатива была воспринята всеми с большим интересом и вниманием.
КЕДС-СИСТЕМА
Смит изучил опыт наиболее успешно действующих лидеров продаж компании и отобрал все лучшее из применяемой ими практики проведения презентаций предлагаемых Excel бизнес-возможностей. С использованием элементов их передового опыта он создал систему «под ключ», которая получила наименование КЕДС — Команда еженедельного действия Стива. В подготовленном тридцатичетырехстраничном руководстве по КЕДС излагался порядок развития персонального Excel-бизнеса через организацию еженедельных бизнес-брифингов. Ничто не осталось вне поля зрения автора, каждая деталь процедуры, каждый шаг расписывались во всех подробностях.
Когда Денсон Тейлор впервые услышал о КЕДС-системе весной 1998 года, он был в восторге. Это было как раз такое практическое руководство, о котором он мечтал. Однако многие другие дистрибьюторы заняли более скептическую позицию. Они пролистывали руководство и брали из него только то, что им нравилось, отбрасывая то, что было им непонятно. Например, Смит указывал, какие именно композиции должны использоваться в качестве музыкального фона на различных этапах проведения собрания. Многие же представители подбирали музыкальное сопровождение на свой вкус. «Большинство дистрибьюторов рассуждали так: вот эту часть я использую, а это мне не подходит, — рассказывает Денсон. — Они не собирались воплощать план автора в полном объеме и воспроизводить слово в слово. И если не отмечали затем в своем бизнесе немедленных изменений к лучшему, просто возвращались к тому, что делали всегда».
ПРИЛЕЖНЫЙ УЧЕНИК
Денсон подошел к вопросу так же, как к тому трехмесячному курсу обучения, что в свое время прошел, работая в риэлторском бизнесе. Тогда он достиг успеха в качестве торговца недвижимостью благодаря добросовестному выполнению всех рекомендаций и внедрению программы именно так, как предлагалось преподавателями. Теперь он был полон решимости воспользоваться тем же подходом на этот раз в сетевом маркетинге. «Если столь преуспевающий человек, как Стив Смит, предлагал свою программу, то мне оставалось только быть прилежным учеником, а не подвергать подарок критическому анализу», — говорит Денсон.
В течение последующих недель он модифицировал свой бизнес, приведя его в соответствие с КЕДС-концепцией. Из своего далека он наблюдал за ролевой моделью в лице Смита. Их редкие личные контакты были ограничены лишь несколькими минутами случайного разговора в ходе то одной, то другой учебной сессии. Но с