Пыль, как фактор неблагоприятного (специфического и неспецифического) воздействия на организм. Пыль как фактор передачи инфекций. Пылевые болезни и их профилактика

Загрязнение окружающей среды химическими веществами. Источники загрязнения. Трансформация химических веществ в окружающей среде. Влияние химических загрязнений на здоровье населения. Основные направления профилактики.

Ист очники загрязнения:

1. естественные (пыльные бури, вулканическая деятельность, лесные пожары, выветривание, разложение организмов)

2. искусственные (пром. предприятия, транспорт, теплоэлектростанции, с\х).

Трансформация :

- Горение соединений серы приводит к выделению оксидов серы (SO2,SO3) с которым при взаимодействии водой образуется серная кислота.

- Разложение диоксида азота под воздействием УФ-излучения.

Принципы охраны окружающей среды и пищевых продуктов от

химических загрязнения.

1. Гигиенические нормативы содержания химических в-в в объектах окружающей среды (воздухе, воде, почве, пищевых продуктах) и разработанное на их основе санитарное законодательство (санитарные правила, ГОСТы и др.) являются важнейшими медицинскими критериями при планировании мероприятий по охране окружающей среды и определению их эффективности.

2. Разработка новых технологий в различных отраслях промышленности и с\х, которые способствуют минимальной опасности загрязнения окружающей среды. С этой целью проводится замена особо опасных химич в-в менее токсичными и нестабильными в окружающей среде.

• Осуществляется герметизация и автоматизация производственных процессов, переход на безотходные производства, работающие по замкнутому циклу,

3. Внедрение на уже действующих предприятиях более эффективных санитарно-технических устройств для обезвреживания выбросов в атмосферу, сточных вод, твердых отбросов.

• Для очистки сточных вод вводятся современные методы биотехнологии.

• Особо опасные отбросы (радионуклиды, канцерогенные вещества и др.) концентрируются и захораниваются в специальных могильниках.

4. Разработка и внедрение при гражданском и промышленном строительстве плановых мероприятий (выбор площадки для строительства объекта, создание зоны санитарной охраны), предупреждающих загрязнение окружающей среды.

5. Осуществление квалифицированного предупредительного и текущего санитарного надзора:

а) за объектами, которые могут привести к загрязнению атмосферного воздуха, водоемов, почвы, пищевых продуктов;

б) за объектами, где может произойти загрязнение пищевого сырья и продуктов питания чужеродными хим. в-вами (предприятия пищевой промышленности, совхозы, колхозы, продовольственные склады, предприятия общепита).

6. Проведение санитарно-эпидемиологическими станциями совместно с учреждениями гидрометеослужбы и ведомственными лабораториями контроля за чистотой окружающей среды, в т.ч. пищевых продуктов.

7. Получение организаторами ЗО и врачами СЭС исчерпывающей информации о химических загрязнениях окружающей среды, включая пищевые продукты, и о возможном неблагоприятном влиянии его на здоровье населения.

14. Организация медицинского обслуживания рабочих и служащих на промышленных предприятиях. Содержание и формы работы врача медико-санитарной части промышленных предприятий.Основным, специфичным для промышленности медицинским учреждением является медико -санитарная часть (МСЧ). МСЧ является городская больница (поликлиника), предназначенная исключительно

или в основном для оказания мед. помощи работникам промышленных предприятий; строительных организаций и предприятий транспорта.

Медико -манитарные части:

1.Закрытые – обслуживают только работников данного предприятия. 2.Открытые – обслуживают работников, их семьи и население близлежащих участков.

Четыре группы мед.сан.частей:

I.группа– МСЧ федерального и ведомственного подчинения, системы МПС, МГК и МВД. Они сохраняют цеховую службу и проводят профосмотры.

II.группа– открытые МСЧ. Они имеют давние связи с предприятиями, их целесообразно обслуживать на договорной основе.

III.группа– МСЧ открытого типа, являющееся собственностью субъекта федерации или муниципальной собственностью, находящиеся на балансе неприватизированных предприятий.

Во II.гр и III.гр МСЧ происходит реорганизация цеховой службы в общую врачебную практику.

IV.группазакрытого типа, принадлежащие приватизированным предприятиям, их полностью финансируют предприятия.

Задачи и функции МСЧ:

1. Оказание квалифицированной специализированной медицинской помощи прикрепленному контингенту для снижения общей и профессиональной заболеваемости, производственного травматизма, трудопотерь по болезни и инвалидности; выполнение программ ОМС

2. Разработка и осуществление совместно с администрацией предприятия и по согласованию с органами санэпиднадзора мероприятий по оздоровлению работающих.

3. Контроль за соответствием состояния здоровья работающих условиям труда.

Численность и состав прикрепленного контингента определяются условиями контракта с администрацией предприятия и территориальными органами здравоохранения.

Возглавляет цеховой участок цеховой врач-терапевт.

Основным организационным принципом работы является принципцеховой участковости.

Основным методом работы является диспансерный метод.

Содержание работ ы врача МСЧ:

1. Изучение условий труда работающих и контроль за соблюдением правил техники безопасности на рабочих местах.

2. Лечебная работа на приеме в поликлинике, стационаре МСЧ и при экспертизе трудоспособности.

3. Профилактическая работа в цехе.

4. Предупреждение травматизма.

5. Диспансеризация выделенного контингента здоровых, лиц с хр. заболеваниями.

6. Анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

7. Проведение оздоровительных и противоэпидемических мероприятий

15. Создание оптимальных условий пребывания больных в лечебных учреждениях. Требования к факторам среды помещений ЛПУ. Профилактика втутрибольничных инфекций.

Создание оптимальных показателей внешней среды в больницах включает в себя:

а) благоприятный микроклимат в помещениях (температура 20-22С, влажность 50-50%, скорость движения воздуха должна быть не менее 0,2 м/с и не более 0,5 м/с);

б) отсутствие загрязнения воздуха;

в) достаточную инсоляцию и освещенность помещений; г) устранение шума;

д) создание обстановки покоя, удобства и благоприятных эстетических впечатлений.

Профилакт ика внут рибольничных инфекций

1. Оптимизация системы эпидемиологического надзора

2. Повышение эффективности дезинфекционных и стерилизационных мероприятий.

Обеззараживание изделий медицинского назначения и других изделий, воздуха с использование УФ- ламп, проведение текущих и генеральных уборок.

3. Реализация принципов госпитальной гигиены

- строгое выполнение обязательных санитарных норм размещения функциональных помещений, пациентов в палатных секциях;

- оптимизация разграничения «чистых» и «грязных» функциональных потоков движения персонала, больных, белья, отходов и пр.;

- организация эпидемиологически безопасной системы обращения с медицинскими отходами;

- использование современных архитектурно-планировочных решений при строительстве и реконструкции зданий и корпусов лечебных учреждений.

16. Роль качественного состава пищи в обеспечении нормальной жизнедеятельности организма. Заболевания, обусловленные нарушением качественного состава пищи. Проблемы использования генетически модифицированых продуктов.

Качественный состав пит ания представляет собой содержание в рационе белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов. Все пищевые вещества по их преимущественному назначению можно разделить на 3 группы:

1) белки и минеральные соли: кальций и фосфор (с преимущественно пластической функцией);

2) жиры и углеводы (с преимущественно энергетической функцией); витамины и минеральные соли, микроэлементы и макроэлементы (вещества, выполняющие в организме специфическую роль нормализаторов обменных процессов).

Белок. Достаточное количество и высокое качество белка в пище обеспечивает наилучшие условия для нормальной жизнедеятельности организма и его высокой работоспособности. Особенно большое значение имеет достаточное содержание белка для растущего организма, т.к. белку принадлежит основная пластическая роль. Кроме того белки содержат незаменимые аминокислоты, важнейшими из которых являются метионин, лизин, триптофан.

Продукты содержащие полноценный белок: мясо, рыба, яйца, молоко, творог, сыры.

Недостаточное поступление белка в организм сказывается на функции всех систем.

1. Прежде всего страдает ферментная система.

2. Тесно связан с белками синтез гормонов,

3. Снижаются защитные функции организма - в связи со снижением выработки антител (т.к. снижается биосинтез глобулинов, гамма- глобулина).

4. При недостатке белка в рационе наблюдается изменение морфологии в клетках костного мозга, а это влечет за собой нарушение процесса кроветворения

5. Снижение количества белка в рационе отражается условно- рефлекторной деятельности, вызывая ослабление возбудительного и тормозного процессов.

6. Хроническое недостаточное поступление белка ведете глубоким нарушениям функции печени, вызывая развитие жировой инфильтрации печени.

7. Недостаточное поступление белка с пищей отражается на течении минерального обмена. Установлено, например, что нарушение фосфорно-кальциевого обмена у детей может быть связано не только с недостатком этих солей, витамина Д, но и с недостатком белка.

8. Белковая недостаточность в первые годы жизни может привести впоследствии не только к низкорослости, но и к задержке психомоторного развития.

Жиры участвуют в пластических функциях, являясь структурной частью клеток и их мембранных систем. Важнейшим компонентом, определяющим свойства жиров, являются жирные кислоты. Они

делятся на насыщенные (предельные) и ненасыщенные (непредельные). Однако еще более важное значение имеет тот факт, что только вместе с жирами пищи в организм поступает ряд биологически ценных веществ: жирорастворимые витамины, фосфатиды (лецитин), полиненасыщенныежирные кислоты, стерины, токоферолы и другие вещества, обладающие биологической активностью.

Недостаточное поступление жира (в большей степени ПНЖК) может привести к:

1. Нарушению в центральной нервной системы за счет нарушения направленности потоков нервных синалов;

2. Ослаблению иммунологических механизмов;

3. Изменению кожи, где они выполняют защитную роль, предохраняя от переохлаждения, повышают эластичность и препятствуют высыханию и растрескиванию;

4. Нарушению внутренних органов, в частности почек, которые предохраняют от механического повреждения

5. Нарушение обмена холестерина

6. ПНЖК предотвращают ожирение печени.

7. Нарушение обмена витаминов группы В

8. Нарушение зрения (животные жиры источники витамина А) Избыточное потребление жиров (особенно животного происхождения) ведет к развитию атеросклероза, нарушению жирового обмена, функции печени, а также к увеличению частоты злокачественных новообразований.

Углеводы.

1. Углеводы являются хорошим энергетическим материалом.

2. Пластическая функция углеводов невелика, однако они входят в состав некоторых тканей и жидкостей организма.

3. Регуляторная функция углеводов состоит в том, что они противодействуют накоплению кетоновых тел при окислении жиров (при нарушении обмена углеводов (сахарный диабет) развивается ацидоз).

4. Углеводы придают пище ощущение сладкого вкуса, тонизируют ЦНС.

5. Углеводы обладают биологической активностью (гепарин предотвращает свертывание крови в сосудах, гиалуроновая кислота препятствует проникновению бактерий через клеточную оболочку).

6. Роль углеводов в защитных реакциях (особенно в печени): глюкуроновая кислота соединяется с токсическими веществами, образуя нетоксические сложные эфиры, растворимые в воде (удаляются с мочой).

Потребность углеводов в среднем равна 400-500 г/сутки, что составляет по отношению к белкам и жирам 1:1:4 (для детей) и 1:1,25:5 (для взрослых).

Неумеренное потребление сахара способствует развитию кариеса зубов, нарушению нормального соотношения возбудительных и тормозных процессов в НС, поддерживает воспалительные процессы, способствует аллергизации организма.

Необходимо ограничивать углеводы при следующих заболеваниях: сахарном диабете; ожирении; аллергиях, заболеваниях кожи; воспалительных процессах.

Минеральные вещест ва.

1. Минеральные вещества в организме входят в комплекс веществ, составляющих живую протоплазму клеток, в которой основным веществом является белок.

2. Минеральные вещества входят в состав всех межклеточных и межтканевых жидкостей, обеспечивая им необходимые осмотические свойства.

3. Минеральные вещества в большом количестве входят в состав опорных тканей, костей скелета и в состав таких тканей, как зубы, в которых необходима и твердость и особая прочность.

4. Минеральные элементы входят в состав некоторых эндокринных желез (йод — в состав щитовидной железы, цинк — в состав поджелудочной железы и тканей половых желез).

5. Минеральные вещества входят в состав некоторых сложных органических соединений (железо — в состав Нв, фосфор — в состав фосфатидов и т.д.).

6. В виде ионов минеральные вещества участвуют в передаче нервных импульсов.

7. Минеральные вещества обеспечивают свертывание крови. Минеральные вещества поступают в организм в основном с пищевыми продуктами. Элементы, встречающиеся в пищевых продуктах, можно разделить на 3 группы: макроэлементы, микроэлементы, и ультрамикроэлементы.

Макроэлемент ы – элементы, которые присутствуют в продуктах в значительных количествах (десятки и сотни мг%). К ним относятся: фосфор, кальций, калий, магний, марганец. Микроэлементы — элементы, присутствующие в пищевых продуктах в количествах менее 1 мг%: фтор, йод, кобальт, железо. Ультрамикроэлементы — их содержание в продуктах в мкг%: золото, свинец, ртуть, радий и др Длительный недостаток кальция в пище приводит к нарушению костеобразования: к возникновению рахита у детей, остеопороза и остеомаляции у взрослых. При недостатке магния в питании нарушается усвоение пищи, задерживается рост, в стенках сосудов обнаруживается кальций. При дефиците железа развивается малокровие, нарушается газообмен, клеточное дыхание.

Вит амины.

При нарушении обмена витаминов в организме могут наблюдаться такие патологические состояния, как гиповитаминозы и авитаминозы.

Причины нарушения витаминного обмена довольно многообразны. Принято выделять две основные группы факторов, обусловливающих развитие витаминной недостаточности: экзогенные, внешние причины, приводящие к первичным гипо- и авитаминозам; и эндогенные, внутренние, обусловливающие развитие вторичных гипо- и авитаминозов.

Недостаточное поступление витаминов:

1. Витамин С - цинга,

2. Витамин В1 - болезнь бери-бери,

3. Витамин А - куриная слепота (гемералопия),

4. Витамин РР - пеллагра

5. Витамин Д - рахит

18. Гигиенические основы физического воспитания детей и подростков. Медицинский контроль за физическим воспитанием школьников. Гигиенические и эпидемиологические аспекты воспитания здорового ребенка.

Значительное ухудшение здоровья детей и подростков в последние годы диктует необходимость принятия срочных оздоровительных мер. Среди них главная роль отводится систематическим занятиям физкультурой и спортом.

Роль физических нагрузок:

• активизируют деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

• приводят к стимулированию обменных процессов, что способствует гармоничному и своевременному физическому развитию; приводят к развитию основных физических качеств, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость, равновесие и координация движений;

• наблюдается повышение неспецифической устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды и совершенствование реакций терморегуляции, что способствует снижению заболеваемости;

• возможна нормализация нарушенной деятельности отдельных органов и систем;

• коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития;

• повышая тонус коры больших полушарий, способствуют ↑ работоспособности и создают положительные эмоции.

Физическое воспитание оказывает разностороннее и благоприятное влияние на организм только в том случае, когда оно осуществляется нанаучной основе. Иначе оно может оказывать неблагоприятное влияние. С момента поступления в школу двигательная активность (ДА) детей ↓ в 2-2,5 раза.

Причины: учебная деятельность в школе и дома, дополнительные занятия (музыка, рисование, иностранный язык и др.), длительный неконтролируемый просмотр телепередач, компьютерные игры и т.д. Наличие у детей хронических заболеваний, сужение контактов в подростковом возрасте, неблагоприятные климатические условия способствуют ограничению подвижности.

Все вышеперечисленное приводит к тому, что до 85% времени бодрствования дети школьного возраста проводят сидя. Установлено, что чем старше школьники, тем ниже их ДА: если у учащихся 5 класса она составляет 18% суточного времени, то у 10-классников только 6-8%, при этом ДА девушек ниже, чем юношей.

На современном этапе говорят о гипокинезической болезни, характеризующаяся:

- отставание в развитии двигательных качеств; - быстрая утомляемость при физической нагрузке; - низкие функциональные возможности вегетативных функций; - изменения в физическом развитии – избыточная масса тела за счет жироотложения; - сниженная общая неспецифическая резистентность; - возможность развития астенического синдрома; - нарушение регуляции АД и ритма сердечных сокращений; - расстройства в деятельности ЦНС и обмене веществ.

Чрезмерная двигательная активность (гиперкинезия) развивается в связи с ранней спортивной специализацией. Высокая ДА и эмоциональное напряжение при форсированном режиме тренировок и соревнований могут приобретать характер чрезмерного раздражителя (стрессора).

Для правильного роста и развития, а также укрепления здоровья ребенка ему необходимо обеспечить оптимальный уровень ДА – такой уровень, который окажет наибольшее благоприятное влияние на организм, обеспечит физиологическую потребность его в движениях.

Оптимальные уровень или гигиеническую норму суточной ДА выражают общей продолжительностью двигательного компонента (вчасах) в режиме дня. Он составляет для детей от 7 до 10 лет – 4-5 ч; 11- 14 лет – 3,5-4,5 ч; 15-17 лет – 3-4 ч. В практических целях для оценки двигательной активности детей и подростков используют также возрастные нормы суточных локомоций – число шагов за 24 ч.

Гигиенические основы:

В общеобразовательных учреждениях должны быть созданы условия дляудовлетворения биологической потребности школьников в движениях. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности учащихся с объеме не менее 2 ч.

• Во всех общеобразовательных школах введено обязательное выполнение некоторых, так называемых малых форм физическоговоспитания: 1. утренняя гимнастика, проводится в течение 10 мин перед началом уроков в школе; 2. динамические паузы (физкультминутки) в структуре каждого урока – с выполнением в течение 3 мин упражнений, направленных на снятие статического напряжения с «позных» мышц, а также для профилактики зрительного утомления; 3. активный отдых на переменах, рекомендуется обязательная организация динамических перемен для младших школьников, когда 5 мин от перемены отводится на подвижные игры.

• Кроме того, проведение уроков физ-ры (2 раза в неделю по 40 мин), ежедневные занятия по физ-ре в объеме не менее 1 ч в группах продленного дня и интернатах, проведение ежемесячных дней здоровья и спорта призваны обеспечить достаточную двигательную активность школьников.

• В учебные планы для младших школьников необходимо включать предметы с преобладанием динамического компонента (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.)

Во внешкольное время основными средствами физического воспитания являются: утренняя зарядка, динамические паузы во время выполнения ДОмашних заданий, спортивные игры на свежем воздухе во время прогулок (не менее 1,5 ч), занятия в спортивных секциях и клубах.

• В каждой возрастной группе занятия по физвоспитанию должны проводится по специально разработанным программам для девочек и мальчиков.

• Эффективность физ. воспитания зависит во многом от соблюдения гигиенических условий во время занятий. Запрещается проводить физкультурные занятия в подвальных помещениях, коридорах, проходных помещениях. В каждой школе должен быть физкультурный зал, отвечающий определенным требованиям.

Медицинский конт роль за физ. воспит анием школьников

осуществляет школьный врач. В начале каждого учебного года он дает

индивидуальное заключение о допуске школьника к занятиям

физкультурой в соответствующей группе . При этом учитываются следующие показатели:

• состояние здоровья (данные углубленных медицинских осмотров, выявление отклонений в состоянии здоровья, наличие хронических заболеваний); • уровень физического развития; • функциональная готовность организма; • уровень физической подготовленности.

Всех школьников в зависимости от перечисленных показателей врач распределяет на 3 группы физическог о воспитания – основную, подготовительную и специальную.

1) К занятиям в основной группе допускаются практически здоровые школьники, имеющие среднее и выше среднего физическое развитие и достаточную физическую подготовленность. Дети сдают контрольные нормативы, занимаются по учебным программам физического воспитания в полном объеме, могут заниматься в спортивных секциях, участвовать в соревнованиях.

2) К занятиям в подготовительной группе допускаются школьники без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, ниже среднего физического развития, без достаточной физической подготовки. Занятия проводятся вместе с детьми основной группы, но при условии более постепенного освоения упражнений.

3) Специальная группа – для школьников, имеющих отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера. Занятия проводятся по специальным программам. Физическую нагрузку для школьников этой группы следует определять, исходя их диагноза заболевания и функциональных возможностей организма.

Включение школьника в ту или иную группу носит временный характер. В зависимости от изменений в состоянии здоровья, функциональном состоянии организма, от качества приобретенной физической подготовленности возможен перевод из более слабой группы в более сильную группу, и наоборот.

Полное освобождение от занятий физ. культурой м. б. только временным при острых заболеваниях, в период выздоровления, при обострениях хронических заболеваний, после оперативных вмешательств, при выявлении переутомления и перетренировки.

19. Улучшение качества воды как фактор, направленный на снижение заболеваемости населения. Какие заболевания могут быть связаны с водой. Эпидемиологическая и гигиеническая оценка методов улучшения качества воды.

Основная цель очистки воды – защита потребителя от патогенных организмов и примесей, которые могут быть опасны для здоровья человека или иметь неприятные свойства (цвет, запах, вкус и т.д.).

Мет оды улучшения качест ва воды:

1. Основные:

• Осветление и обесцвечивание, отстаивание, фильтрация, коагуляция и флокуляция

• Обеззараживание: физические методы (кипячение, УФО, токи УВЧ, электромагнитные волны); химические (хлорирование, озонирование, олигодинамическое действие серебра)

2. Специальные: обезжелезивание, умягчение, опреснение, деконтаминирование, обесфторирование, фторирование, дезодорация. В настоящее время хлорирование воды является одним из наиболее широко распространенных профилактических мероприятий. Этому способствует доступность метода, его дешевизна и надежность обеззараживания, а также многовариантность, т.е. возможность обеззараживать воду на водопроводных станциях, передвижных установках, в колодце (при его загрязнении и ненадежности), на полевом стане, в бочке, ведре и во фляге.

Принцип хлорирования основан на обработке воды хлором или химическими соединениями, содержащими хлор в активной форме, обладающей окислительным и бактерицидным действием.

Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения: доза хлора должна быть такой, чтобы после обеззараживания в воде содержалось 0.3-0.5 мг/л свободного остаточного хлора. Метод не ухудшает вкус воды и не является вредным для здоровья, свидетельствует о надежности обеззараживания.

Модификации хлорирования : двойное хлорирование, хлорирование с аммонзацией, перехлорирование и др.

Двойное хлорирование – подача хлора на водопроводные станции дважды: первый раз перед отстойниками, второй после фильтров. Хлорирование с амонизацией – предусматривает введение в обеззараживаемую воду р-ра аммиака, а через 0.5-2 мин - хлора. Этот метод применяется для обеззараживания воды, содержащей фенолы с целью предупреждения образования хлорфенолов. Скорость обеззараживания меньше и поэтому продолжительность дезинфекции составляет не менее 2 часов, а остаточный хлор равен 0.8-1.2 мг/л.

Перихлорирование предусматривает добавление к воде заведомо больших доз хлора (10-20мг/л и более). Это позволяет сократить время контакта воды с хлором до 10-15 мин и получить хороший эффект, но по завершению процесса обеззараживания необходимо провести дехлорирование с гипосульфитом натрия или фильтрование воды через слой активированного угля.

Озонирование. Преимущество перед хлором – при обеззараживании воды не образует в воде токсических соединений, диоксинов, хлорфенолов, улучшает органолептические показатели воды и обеспечивает бактерицидный эффект при меньшем времени контакта - до 10мин. Более эффективен по отношению к к дизентерийной амебе, лямблии и тд.

Для обеззараживания индивидуального запаса воды используют аквасепт и пантоцид.

Оценка мет одов улучшения воды:

1) Эпидемиологическая (колифаги, цисты лямблий, общие колиморфные бактерии, термотолерантные колиморфные бактерии, сульфатредуцирующие клостридии).

2) Гигиеническая (эпидемическая безопасность, химическая безвредность, обеспечение благоприятных органолептических свойств).

Заболевания связанные с водой.

1) Инфекционные и паразитарные заболевания (холера, брюшной тиф, дизентерия, амебиаз, лямблиоз и др.)

2) Заболевания неинфекционной природы, связанные с особенностями природного химического состава воды (эндемический зоб, флюрооз, водно-нитратная метгемоглобинемия, молибденовая «подагра», стронциевый рахит, эндемический уролитиаз)

3) Заболевания неинфекционной природы, связанные с загрязнением воды химическими веществами в результате промышленного, с/х, бытового загрязнения, добавляемыми в воду в виде реагентов или образующимися в процессе обработки воды на водопроводных станциях. Наибольшему риску передач через воду, подвержены грудные и маленькие дети, ослабленные или живущие в антисанитарных условиях люди, больные и престарелые.

20. Роль продуктов питания в передаче инфекционных заболеваний и возникновении пищевых отравлений. Классификация пищевых отравлений. Общие принципы профилактики. Порядок расследования пищевых отравлений.

Пищевые продукты могут быть причиной различных заболеваний микробной и немикробной природы. К ним относят инфекционные заболевания (о. кишечные и зоонозные инфекции) и глистные инвазии + пищевые отравления микробной и немикробной природы.

Вредные свойства пища может приобретать

▪ процессе ее приготовления и хранения.

▪ в результате ошибочного использования непищевых веществ, неправильного применения пищевых добавок, несоответствующей посуды и оборудования

▪ при нарушении режимов термической обработки продуктов в них могут образовываться токсичные и канцерогенные вещества.

Пищевыеотравления(ПО) – остро протекающие заболевания, вызываемые употреблением пищи, массивно обсемененной микробами или содержащей токсические вещества.

Классификации пищевых отравлений

- микробные;

- немикробные;

- неустановленной этиологии.

1. Микробные

По патогенезу разделяют на 3 группы

Токсикоинфекци и - кратковременное инфицирование; выраженная интоксикация связанная с поступлением в ЖКТ продуктов, содержащих в большом кол-ве живые микробы и их токсины, выделяемые при размножении и гибели м/о. Возбудители – потенциально патогенные м\о (киш. палочка, протей, энтерококки); Возникают при: - содержании в продуктах большого числа микробов - > 10 в 3 степ Кл. в 1 г продукта; ↓ резистентоности организма.

Интоксикации (токсикозы): пища содержит только токсин м/о.

- бактериальные (Staphylococcus aureus, Cl.botulinum ): молоко, творог, сыр, мясные изделия, мясо птицы

- микотоксикозы (токсины плесеней Aspergillius, Fusarium, Penicillium, Claviceps purpurea )

Смешанной этиологии (миксты) . Сочетание: потенциально- патогенных м\о или потенциально-патогенных микроорганизмов + токсин.

2. Немикробные

• Отравления ядовитыми растениями и тканями животных: дикорастующие растения (белена, дурман, красавка, аконит, и др), семена сорников, ядовитые грибы (бледная поганка, мухомор). Органы некоторых рыб (усач, иглобрюх).

• Отравления продуктами растительного и животного происхождения, ядовитыми при определенных условиях (ядра косточковых плодов (персика, абрикосов, миндаля) содержащих амигдалин: орехи (бука, тунга), проросший (зеленый) картофель, содержащий соланин; бобы сырой фасоли).

• Рыба содержащая сакситоксин, сигуатеротоксин, биогенные амины: печень, икра, молока некоторых видов рыб в период нереста( налим, щука, скумбрия), мед пчел при сборе ими нектара с ядовитых растений.

• Отравления примесями химических в-в (нитраты, бифенилы, пестициды, соли тяжелых металлов, мышьяк)

3. Неуст ановленной эт иологии

Алиментарная пароксизмально-токсическая миоглобинурия (гаффская, юксовская, сартландская болезнь) озерная рыба некоторых районов мира в отдельные годы.

Профилакт ика включает 3 основные группы мероприятий:

1. Мероприятия, направленные на предупреждение инфицированияпищевых продуктов и пищи возбудителями ПТИ:

- выявление носителей патогенных форм кишечной палочки, протея и другой условно-патогенной флоры и своевременное лечение работников, больных колибактериальными заболеваниями;

- выявление обсемененного сырья и стерилизация специй;

- соблюдение правил механической обработки продуктов;

- исключение контакта сырья и готовой продукции;

- строгое соблюдение правил личной гигиены и санитарного режима пищевого предприятия;

- дезинфекция оборудования и инвентаря, борьба с насекомыми и грызунами.

2. Мероприятия, направленные на обеспечение условий, исключающихмассивное размножение микроорганизмов в продуктах:

- хранение продуктов и готовой пищи в условиях холода (при температуре ниже 6 С);

- реализация готовой пищи (1-х и 2-х блюд) при температуре выше 60"С, холодных закусок - ниже 14"С;

- строгое соблюдение сроков реализации продукции;

- хранение и реализация консервов в соответствии с правилами.

3. Достаточная термическая обработка пищевых продуктов с цельюуничтожения микроорганизмов:

- содержание условно-годных продуктов в соответствии с правилами;

- достаточная тепловая обработка продуктов и кулинарных изделий (до достижения 80"С внутри продукта).

Расследование

Экспертиза бывает плановая и внеплановая (по эпидпоказаниям).

Плановая экспертиза : проводится в порядке предупредительного и текущего санитарного контроля на подконтрольных объектах для осуществления контроля качества продуктов по показателям, имеющим гигиеническое значение (органолептические, физико- химические, бактериологические).

Основные направления:

1) осуществление контроля за качеством скоропортящихся продуктов с учетом их эпидемиологической значимости;

2) контроль за выпуском новых изделий, а так же за использованием новых материалов для изделий и оборудования, соприкасающихся с пищевыми продуктами;

3) контроль за рецептурой изделий;

4) контроль за содержанием остаточных количеств пестицидов, солей тяжелых металлов, антибиотиков и тд;

5) контроль за качеством готовой пищи в различных организациях.

Внеп лановая экспертиза проводится по эпидемиологическим показаниям (пищевое отравление, бак. загрязнение продукта, нарушение технологического процесса и тд), в спорных случаях, по поручению гос органов, по заявлению контролирующей организации. Организация и проведение осуществляется по след документам: • по ГОСТ, • межреспубликанским технологическим условиям, • техническим условиям, • технологическим инструкциям.

Мероприятия:

1) Проводится осмотр партии, выявляются условия хранения продукта, состояние тары, маркировка, дефекты тары.

2) Вскрываются упаковочные продукты (5-10 % от партии).

3) Проводятся органолептические исследования продукта, а также мероприятия с целью выявить загрязнения, наличие личинок, насекомых.

■ Образцы отправляют в лабораторию с сопроводительными документами.

■ Составляется акт санитарной экспертизы по результатам осмотра.

21. Современное больничное строительство. Системы строительства больниц, требования к их размещению в населенных пунктах. Функциональное зонирование земельного участка больниц. Особенности планировки и оборудования лечебно профилактических учреждений разного профиля.

Сист емы ст роит ельст ва больниц:

1. Централизованная, при которой все подразделения и службы больницы располагаются в одном здании.

2. Децентрализованная, при которой каждое подразделение больницы расположено в отдельном однодвухэтажном здании. (Морозовская больница)

3. Смешанная, при которой основные отделения и подразделения больницы располагаются в главном корпусе, а остальные подразделения и отделения, располагаются в отдельных корпусах.

Требования к ст роит ельст ву

• Для ЛПУ отводятся земельные участки, наиболее благоприятные посвоим естественным условиям, расположенные на возвышенной сухой местности, по возможности с южным склоном, хорошо проветриваемые и богатые растительностью.

• Территория больницы должна быть удалена от источников шума (аэродромы, железные дороги, главные городские магистрали) и загрязнения воздуха, почвы и воды (общегородские свалки, поля ассенизации, бойни, скотомогильники).

• Между промышленным предприятием и больничным участком устанавливаются санитарно-защитные зоны шириной от 50 до 1000 м в зависимости от вредности производства (СНиП 245-71). Участок должен располагаться с наветренной стороны (

Наши рекомендации